Винокурова О. исито, москва Проект «Trade unions in post-socialist society: overcoming the state-socialist legacy» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Винокурова О. исито, москва Проект «Trade unions in post-socialist... 1 215.79kb.
Оппортунистическое течение троцкизма кириллос Папаставру 1 174.49kb.
Кризис и профсоюзы 1 264.57kb.
Federal agency of the state registration, cadastre and cartography... 1 276.99kb.
На английском языке: federal state educational institution of professional... 7 923.73kb.
Сигналы post post 1 23.33kb.
Дети выдающегося государственного и политического деятеля Ильи Егоровича... 1 45.85kb.
Роль И. Е. Винокурова в развитии сельского хозяйства республики 1 119.82kb.
Веденеева Валентина, исито, Москва Инновации в малом бизнесе План... 1 41.91kb.
Дни испытаний и борьбы (Борьба И. Е. Винокурова с голодом в период... 1 322.59kb.
Crowne Plaza Moscow World Trade Centre Россия, 123610, Москва 1 23.81kb.
Воспитание любви к профессии как средство повышения качества профессиональной... 1 78.7kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Винокурова О. исито, москва Проект «Trade unions in post-socialist society: overcoming - страница №1/1

Винокурова О.

исито, москва
Проект

«Trade unions in post-socialist society: overcoming the state-socialist legacy»
профсоюзная организация локомотивного депо

(Альтернативный профсоюз)
Краткая характеристика организации

Локомотивное депо осуществляет организацию перевозок грузов и пассажиров, производство маневровой, вывозной и передаточной работы, обеспечивает тяговым подвижным составом производство летних путевых работ, а также производит ремонт локомотивов в объеме текущих, средних и капитальных видов ремонта.

Локомотивное депо является структурным подразделением одного из Отделений Московской железной дороги (МЖД). МЖД имеет в своем составе 7 отделений, в структуре МЖД 21 локомотивное депо. В свою очередь МЖД является филиалом ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Сегодня МЖД осуществляет 50% всех пригородных и  25% пассажирских перевозок компании и обеспечивает 30% доходов ОАО «РЖД» от этого вида деятельности.
ОАО «РЖД» образовано в ходе проведения структурной реформы федерального железнодорожного транспорта. В результате проведения реформы в ведении Министерства путей сообщения (МПС) России осталось  проведение государственной политики в области железнодорожного транспорта и нормативно-правовое регулирование работы отрасли. А ОАО «РЖД» были переданы функции организации хозяйственной деятельности.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» - это коммерческая организация, учредителем которой является Российская Федерация, учреждено Постановлением Правительства РФ № 585 от 18.09.2003 г. Единственным акционером общества является Российская Федерация. От имени РФ полномочия акционера осуществляются правительством РФ.



Главные цели деятельности общества – обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Органами управления обществом являются: общее собрание акционеров, совет директоров общества, президент общества, правление. Председателем совета директоров является заместитель Председателя Правительства РФ.


До преобразований 2003 года локомотивное депо являлось филиалом федерального государственного унитарного предприятия «Московская железная дорога» (ФГУП МЖД).

В результате проведенных реформ государственный статус предприятия не изменился. Однако локомотивное депо перешло в статус структурного подразделения и перестало быть юридическим лицом.

Таким образом, локомотивное депо не является юридическим лицом, имеет полное хозяйственное, финансовое и административное подчинение вышестоящей организации.
Численность сотрудников Московской железной дороги - 124079 человек, в локомотивном депо работает 780 человек. Большинство работников локомотивного депо – мужчины (93%). Средняя заработная плата сотрудников МЖД за 2005 год составила 12993 рубля. В локомотивном депо, где основная масса работников – машинисты и помощники машинистов локомотивных бригад, средняя заработная плата около 20 тысяч рублей.
Существенной проблемой для локомотивного депо является кадровый вопрос. Укомплектованность штатными единицами составляет 95% (по штатному расписанию 820 человек, списочный состав - 780). На первый взгляд неплохой показатель ухудшается возрастным фактором. Средний возраст работников депо – 40 лет. По расчетам профсоюзных лидеров через 5-6 лет ежегодно на пенсию будут уходить по 20-30 человек. Недокомплект работников основных специальностей приводит в настоящий момент к серьезной задолженности по предоставлению работникам очередных отпусков1 и, как следствие, к существенным переработкам рабочего времени.

Данная ситуация характерна для всего акционерного общества. Администрация предприятия пытается решить проблему переводом локомотивных бригад на работу «в одно лицо».


Основной производственной единицей в локомотивном депо является локомотивная бригада. Она, как правило, состоит из 2-х человек: машиниста и помощника машиниста. Их производственные обязанности заключаются в обслуживании локомотива и ведении поезда.
Для реализации этой идеи необходимо будет обновить парк локомотивов, оснастить имеющиеся локомотивы новейшим оборудованием. Это дорогостоящий проект, который требует серьезных инвестиций, в том числе и в научные разработки. В ОАО РЖД считают, что проект позволит снизить затраты на перевозки и повысить производительность труда.
Описание профсоюзной организации

Профсоюзная организация локомотивного депо является первичной профорганизацией Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ). РПЛБЖ входит в состав Конфедерации труда России (КТР) – одного из трех основных профобъединений РФ2.

Первичная профорганизация РПЛБЖ создана 14.02.2002 года. Поводом для создания первички стал трудовой конфликт, возникший между администрацией работодателя и машинистом локомотива, который впоследствии создал и возглавил первичку.
Машинист локомотива (стаж работы машинистом – 17 лет) вышел в рейс с высокопоставленным чиновником МПС, совершающим инспекционную поездку. Во время рейса чиновник обнаружил в работе машиниста нарушения, за которые тот был лишен класса и переведен в помощники машиниста на нижеоплачиваемую должность. В последствии встал вопрос об увольнении машиниста с работы. Администрация предприятия в поучительных целях предала огласке этот случай, передав его для изучения во все подразделения МПС. Стало известно о нем и в Российском профсоюзе локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ). Изучив ситуацию, в профсоюзе пришли к выводу, что примененное к машинисту наказание не соответствует тяжести нарушения. Ему была предложена помощь в защите своих трудовых прав. В результате деятельности профсоюза права машиниста были восстановлены, наказание отменено.
Оправданный машинист заинтересовался деятельностью профсоюза РПЛБЖ, нашел единомышленников среди своих коллег, которые в результате переговоров приняли решение создать первичную организацию данного профсоюза в своем локомотивном депо.

На момент создания первички членов профсоюза было 11 человек. На 1.11.2005 года численность составила 78 человек (охват профсоюзным членством 10%). Основной костяк первичной профорганизации составляют машинисты локомотивных бригад. Кроме них в профсоюзе также состоят помощники машинистов и электрослесари ремонтных бригад. В профсоюзе нет ни одного инженерно-технического работника. Поэтому образование основной части членов профсоюза средне – техническое, лишь 3 человека имеют высшее образование. Возраст основной массы членов профсоюза – 35-45 лет, четыре человека предпенсионного возраста.

Профсоюзная организация молодая. Наибольшее число ее членов было в 2003 году, в профсоюзе состояло 92 человека. Но последнее время наметился спад численности членов профсоюза. По мнению профкома, это происходит:

- за счет выхода членов профсоюза на пенсию,

- за счет увольнений членов профсоюза из локомотивного депо,

- из-за давления администрации депо на членов профсоюза.

Ситуация с членством в профсоюзе, как и вся деятельность первичной организации, осложняется тем, что в локомотивном депо существует еще одна первичная организация - Российского профсоюза железнодорожников (РосПрофЖел), входящего в ФНПР. Обе первичные профсоюзные организации находятся в состоянии конфронтации друг к другу, обе заинтересованы в увеличении своего членства. Администрация локомотивного депо рассматривает первичную организацию Российского профсоюза железнодорожников как традиционную, оказывает ей свое покровительство и поддержку. Фактически профком этого профсоюза, как часто бывает на российских предприятиях, играет роль социального отдела, недаром председатель профкома назначена заместителем начальника локомотивного депо по социальным вопросам. К первичной профорганизации РПЛБЖ администрация локомотивного депо относится как к лишнему раздражителю, пытаясь препятствовать деятельности профорганизации. По заявлению членов профсоюза РПЛБЖ руководство депо, в том числе и заместитель начальника депо по социальным вопросам, при каждом удобном случае позволяют себе ущемить их права.

«Не так давно от нас (из профсоюза) ушел машинист. Ему нужна была квартира, а в депо начали собирать заявления на ипотеку. Он принес заявление «заму» начальника депо. А она ему открытым текстом: «Заявление подпишем, если перейдешь из своего профсоюза к нам». Он и ушел, сказал, что квартира дороже идеи» (Из интервью с членом профкома).

«Электрослесарь, член нашей первички, допустил нарушение в работе. Его лишили премии за месяц. И при этом начальник сказал: «Был бы ты в другом профсоюзе, ограничились бы замечанием». Я ему растолковываю, что это неправда, что наказание было бы тем же. А он не верит. Говорю: «Пиши письменное заявление, что было оказано давление на тебя, пойдем в суд». А он не хочет, говорит, что не докажем, т.к. свидетелей разговора нет». (Из интервью с председателем профкома).

Председатель профкома считает, что и в дальнейшем значительного роста численности организации ждать не приходится. По его словам, причина заключается в том, что большинство работников депо составляют иногородние граждане, которые приехали зарабатывать деньги и чувствуют себя более уязвимыми («это люди, которые боятся каждого чиха, их волнуют только деньги»).


60 % постоянных работников локомотивного депо являются жителями других регионов РФ: Владимирской, Брянской, Ростовской, Саратовской областей.
Мотивация членства. По мнению председателя профкома, половина членов первичной организации вступили в профсоюз по «идейным соображениям», понимая задачи профсоюза, веря, что профсоюз способен защитить права работников. Некоторые пришли в организацию, разочаровавшись в традиционном профсоюзе, увидев плоды деятельности данного профсоюза3.

Профком состоит из 7 человек, 3 человека в контрольно-ревизионной комиссии. Перевыборы членов профкома проводятся раз в 3 года. На последних выборах, прошедших в 2005 г., две кандидатуры были предложены председателем профкома и одобрены членами профсоюза.

Заседания профкома проводятся нерегулярно, не чаще, чем раз в квартал, в связи с разным графиком работы членов профкома. Как правило, собрать всех членов профкома в один день не удается. Поэтому в организации выработали следующий механизм: на заседание собирается большинство членов профкома, 4 человека. Они принимают решение. Председатель профкома оповещает остальных членов профкома о принятом решении и собирает их мнение по вопросу. Если у члена профкома есть серьезные возражения по принятому решению, они обсуждаются в текущем порядке. Как правило, возражений не бывает, тем более, что в соответствии с Уставом организации решение принимается большинством голосов. Работа профкома осложнена тем фактом, что профсоюз не имеет в своем распоряжении помещения. Администрация депо в нарушение Трудового кодекса РФ не выделяет его под различными предлогами. Поэтому заседания профкома проводятся в коридоре административного здания депо, документация организации хранится дома у председателя профкома.

По причине сменного графика работы профорганизация вместо профсоюзных собраний собирает профсоюзную конференцию. На последнюю профсоюзную конференцию делегатов выбирали из расчета один от четырех. Для проведения конференции администрация депо под давлением профорганизации предоставила актовый зал.

Председатель профкома – мужчина, 42 года, машинист, стаж работы в депо 20 лет. Два года работает освобожденным председателем. Между членами профкома существует разделение обязанностей по основным направлениям работы профсоюза, отдельно курируются вопросы охраны труда, вопросы начисления заработной платы, премий и своевременность их выплат, организационные и финансовые вопросы. Однако председатель профкома старается всю основную работу выполнять самостоятельно.

«Я первый год работал неосвобожденным председателем. Знаю, как это тяжело. Смена 12 часов. Приедешь из рейса, спать хочется, а тут вопросы, проблемы. Поэтому ребята делают только «рыбу», дают сигнал, что есть нарушения в таком-то вопросе, а остальное делаю я» (Из интервью с председателем профкома).

Представители профсоюза не входят ни в одну из действующих на предприятии комиссий. По заявлению членов профкома, администрация всячески препятствует деятельности профсоюза. Поэтому основным способом защиты социально-трудовых прав членов данного профсоюза стала судебная практика.


Коллективный договор

В связи с тем, что локомотивное депо не является юридическим лицом, своего отдельного коллективного договора оно не имеет. Коллективный договор (КД) заключаются на уровне самого ОАО «РЖД», его филиалов (дорог) и отделений. Поэтому колдоговорную деятельность ведут вышестоящие территориальные организации РПЛБЖ. Они собирают рекомендации с первичных профорганизаций и на их основе разрабатывают предложения для КД.



«Дело в том, что хоть у нас и общая специфика, но все равно, в каждой организации есть свои проблемы, разногласия. Поэтому все надо уточнить, в том числе и с точки зрения законодательства, пройдет или нет предложения. В то же время стараемся взглянуть на проблему с позиции работодателя, т.к. любые вопросы касаются финансов, и надо смотреть пройдут ли такие расходы. Так что мы пытаемся проиграть ситуацию на предмет, что мы сможем внести. Если не сможем, то, на какие уступки мы сможем пойти, не в ущерб пожеланиям». (Из интервью с председателем профкома)

Однако в нарушение российского законодательства руководство ОАО «РЖД», а также администрация дорог и отделений не признают Российский профсоюз локомотивных бригад железнодорожников, препятствуют вхождению представителей этого профсоюза в комиссию по разработке и принятию КД. Работодатель заключает КД только с Российским профсоюзом железнодорожников, объясняя свое решение тем, что это наиболее массовый профсоюз4.


В момент создания первичной профорганизации (в 2002 г.) локомотивное депо имело статус юридического лица. В тот момент в депо действовал старый КД, но велась работа по внесению в него дополнений и поправок. Профком РПЛБЖ активно включился в работу комиссии по внесению дополнений, и ему удалось добиться внесения четырех существенных поправок.


  1. Увеличение оплаченного времени на проведение ежегодной медкомиссии с 7 (по старому варианту КД) до 24 часов.

  2. Возмещение затрат работников локомотивных бригад при поездном движении в качестве пассажиров (в ряде случаев работники возвращаются домой в вагоне поезда в качестве пассажиров, расходуя собственные средства).

  3. Оплата работы локомотивных бригад при комиссионном осмотре локомотивов в период межсезонья (подготовка локомотива к холодам или теплому сезону).

  4. Добились установления 20 минутного перерыва в момент смены бригад на маневровых тепловозах. (Бригады выполняют работу по составлению поездов, имеют в своей работе нулевой цикл. Администрация депо настаивала на том, чтобы тепловозы работали практически без остановки, в том числе и в момент смены бригад. Профсоюз добился, чтобы пересменок длился 20 минут. Это дало возможность в момент смены бригад спокойно осмотреть локомотив, устранить мелкие погрешности в его работе.)


Успех профсоюза не замедлил сказаться, численность первички за год выросла с 11 до 92 человек.

Внесенные поправки просуществовали до конца 2003 г, т.е. до реорганизации МПС в ОАО РЖД. В настоящий момент из внесенных предложений действует положение о медкомиссии, т.к. оно гарантируется российским законодательством, и положение о 20-минутном перерыве во время нулевого цикла.


Отношения с администрацией

Как уже отмечалось, первичная профсоюзная организация с самого момента своего создания находится в противостоянии к администрации локомотивного депо. Профсоюз вынужден заставлять администрацию выполнять свои требования, бороться как за права членов профсоюза, так и за право существования самой организации. Лишь обращение профсоюза в надзирательные органы или в вышестоящую организацию работодателя заставляет начальника депо выполнять российское законодательство по отношению к профсоюзу. Таким способом был решен вопрос о перечислении членских взносов на счет профсоюза, о беспрепятственном предоставлении работодателем информации по социально-трудовым вопросам, о беспрепятственном предоставлении помещения для проведения профсоюзных собраний и конференций и другие. Однако, несмотря на неоднократные разъяснения со стороны прокуратуры и трудовой инспекции, до сих пор не решен вопрос о выделении отдельного помещения для работы профкома. Начальник депо постоянно ссылается на отсутствие подходящего помещения. После последнего обращения в прокуратуру по этому вопросу, начальник депо предложил профсоюзу разместиться в кабинете, в котором находится профком другого профсоюза, что вызвало бурную негативную реакцию со стороны хозяев кабинета.

Между тем, председатель профкома настроен на сотрудничество с администрацией и удивлен недальновидностью руководства в вопросе использования такого мощного рычага, как общественная организация. Поводом для сотрудничества, по мнению председателя профкома, может стать вопрос давления на администрацию МЖД. По его словам, многие локомотивные депо, где существуют первичные организации РПЛБЖ, воздействуют на вышестоящее руководство с двух сторон: если администрация депо не может «выбить» финансирование конкретного вопроса с вышестоящего руководства, то за дело берется профсоюз. Он подает жалобу в прокуратуру или трудовую инспекцию (по ситуации) на нарушение прав работников и, как правило, вопрос решается в пользу депо.
Такой случай произошел в изучаемом депо прошлой осенью.

«Осенью начинают делать ремонт крыши. Снимают ее полностью над ремонтными цехами, при этом работу в цеху не останавливают. Делают, не спеша, т.к. то денег нет, то еще чего. Приходит зима. Люди работают под снегом и в холоде. Я решил в эту ситуацию не вмешиваться, посмотреть за всеобщей реакцией. У меня в ремонтных цехах нет членов профсоюза, поэтому меня это вроде и не касается. «Подкалываю» слесарей периодически, мол, дать вам денег на покупку лопаты для уборки снега? Так до февраля продолжалось. Подошел ко мне бывший мой помощник, теперь он мастером работает. Просит помочь, т.к. сил уже нет терпеть. Я в итоге написал жалобу в трудинспекцию. Они приехали с проверкой, после которой сразу в депо пришли деньги, и ремонт закончился. После проверки нас собрали на совещание и задали тому профсоюзу вопрос: «Почему столько времени молчали?» Ответ: «Начальник депо обещал все исправить». Вот это их позиция. А начальник депо сказал нам спасибо за то, что помогли деньги на ремонт получить» (Из интервью с председателем профкома).
По словам членов профкома, этот случай показывает, как могли бы развиваться отношения с руководством депо, но не как они на самом деле развиваются. Ранее в отчете уже приводились случаи давления на членов профсоюза. В момент проведения исследования профком работал над аналогичной ситуацией. Администрация отказалась направить работника депо, состоящего в профсоюзе, на комиссию по повышению его квалификации, объясняя свой отказ тем, что работник не готов для этого. По заявлению членов профкома, истинная причина заключена в профсоюзном членстве работника. По их словам, при разборе заявления непосредственный начальник работника произнес: «Пусть твой профсоюз тебе и поможет». В итоге профсоюзная организация выделила работнику деньги на прохождение аттестации и нашла организацию, которая может ее провести в соответствии с законодательством.

Председатель профкома подчеркивает, что факт давления практически не доказуем даже в тех случаях, если есть свидетели. Данный факт должен быть запротоколирован. Работники же, опасаясь серьезного преследования, не подписывают документов. Подтверждением сложности ситуации может служить такой факт.


Зимой 2005 г. администрация депо во время проведения собрания трудового коллектива подняла вопрос о нецелесообразности нахождения работников депо в рядах РПЛБЖ. По этому факту председателем профкома была подана жалоба в транспортную прокуратуру. Однако в ходе проведения прокурорской проверки «…фактов нарушения равенства прав и свобод работников локомотивного депо… не установлено»5.
Отношения между профсоюзом и администрацией осложняется тем фактом, что за три года существования профсоюза в депо сменилось три начальника. В настоящий момент проходит очередная смена руководства.
Взаимодействие с вышестоящими профсоюзными органами

Структура профсоюза РПЛБЖ полностью повторяет структуру акционерного общества «Российские железные дороги». Профсоюзная организация локомотивного депо входит в состав территориальной профорганизации Отделения дороги, которая, в свою очередь входит в территориальную организацию Московской железной дороги. А территориальный профсоюз МЖД входит в Российский профсоюз локомотивных бригад железнодорожников. РПЛБЖ имеет Исполком, который расположен в Москве и осуществляет общее руководство профсоюзом. За каждым членом исполкома закреплено определенное количество организаций профсоюза, которые он курирует. Распределение организаций осуществляется также в соответствии со структурой РЖД.

Первичные организации РПЛБЖ довольно самостоятельны. Они сами принимают решения по вопросам своей деятельности. Территориальные организации не столько управляют первичками, сколько оказывают юридическую, консультационную помощь, ведут переговоры на территориальном уровне.

Территориальные организации Отделений и Дорог являются юридическими лицами. Поэтому именно они ведут работу по решению проблемы заключения коллективных договоров. Первичные профсоюзные организации также могут становиться юридическими лицами, но многие из них, в том числе и изучаемая первичка, считают это преждевременным.

Профсоюзные взносы первичных организаций, не являющихся юридическим лицом, перечисляются на счет территориальной организации через бухгалтерию предприятий. Расходуются профсоюзные взносы в соответствии со сметой, утвержденной на профсоюзном собрании первичной организации. Территориальная организация выделяет первичке средства в соответствии с утвержденной сметой. Председатель профкома отчитывается за расходование средств перед Контрольно-ревизионной комиссией своей первичной организации. В свою очередь контрольно-ревизионная комиссия первичной организации отчитывается перед КРК территориальной организации.

Основной расходной статьей в организации является зарплата председателя профкома. Кроме тог выделяются средства на организационные расходы, приобретение литературы и материальную помощь. Если в первичке возникают более серьезные финансовые вопросы или непредвиденные расходы, то организация подает запрос в территориальную организацию для выделения дополнительных средств. Запрос должен быть составлен по решению профкома первички.

Территориальная организация оказывает консультационную помощь при подготовке документов для подачи в суд, прорабатывая слабые стороны защиты.

«Прежде, чем обратиться к работнику с предложением рассмотреть его дело в суде, я уже консультируюсь в разных источниках, в том числе и в территориальном комитете. Если же мы в территориальном комитете определились, что наша позиция выигрышная, то тогда я и начинаю работать с людьми» (Из интервью с председателем профкома).

Правовую помощь оказывают юристы, работающие в Исполкоме. По утверждению председателя профкома, несмотря на то, что юристов мало и работают они на всю страну, вопросы решаются быстро, консультации проходят оперативно.



«Очень помогают в конкретных вопросах. Мне по началу помогали даже надзорные жалобы писать, запросы составлять пока я сам не научился, не понял смысл их составления. Они также могут представлять интересы работника в суде, если, я, например, слабоват в возникшем вопросе».

Первичная профорганизация локомотивного депо не самая крупная и сильная организация профсоюза. Но руководство профсоюза высоко оценило работу председателя первички. Уже более года он является членом исполкома профсоюза и заместителем председателя территориальной организации МЖД.


Участие профсоюза в распределении социального пакета

ОАО «РЖД» - это государственное предприятие, поэтому оно предоставляет своим работникам полный социальный пакет, предусмотренный российским законодательством и ряд дополнительных льгот (бесплатный проезд на железнодорожном транспорте в оба конца один раз в год для работника и членов семьи, находящихся у него на иждивении, льготное санаторно-курортное лечение и прочее).

В локомотивном депо созданы комиссии: по предоставлению работникам путевок на санаторно-курортное лечение, в детские оздоровительные лагеря; по премированию; жилищная комиссия. В состав комиссии входят работники администрации и представители традиционного профсоюза системы ФНПР (Роспрофжел). Председатель профкома традиционного профсоюза возглавляет жилищную комиссию.

По заявлению председателя профкома РПЛБЖ, обеспечение работников социальными льготами не подпадает под задачи профсоюза. «Профсоюз в этих вопросах только посредник между администрацией и работниками, не более того».

Несмотря на то, что представители данного профсоюза не входят ни в одну из существующих в депо комиссий, они все же участвуют в распределении социального пакета для членов своего профсоюза. Председатель профкома, вынужденно минуя комиссию, направляет заявление на предоставление льготы непосредственно в ОАО РЖД или МЖД.

«Порядок таков: пишешь заявление начальнику депо, он пишет резолюцию – рассмотреть на комиссии. Несмотря на наши требования, нас не пускают ни в какую комиссию: ни по предоставлению путевкам, ни по премированию, ни по жилью. В результате, когда начинают рассматривать список, вычленяют тех, кто в нашем профсоюзе, мол, пусть этим вопросом ваш профком занимается. Мне не трудно, я занимаюсь» (Из интервью с председателем профкома).

Естественно, такой порядок подачи заявлений не способствует быстрому принятию положительного решения администрацией предприятия.

Кроме того, профсоюз предоставляет своим членам традиционный набор распределительных практик. Это: оказание различного рода материальной помощи членам профсоюза за счет профвзносов; проведение юбилеев, праздников; предоставление к ним подарков; организации выездов на природу; проведение культурно-массовых мероприятий.

В ОАО РЖД большое внимание уделяется спортивным мероприятиям. Четыре раза в год в ОАО проводится спартакиада. Председатель профкома является организатором команды локомотивного депо, но подчеркивает, что профсоюз к этому мероприятию отношения не имеет. В спортивную команду приходят работники депо, независимо от профсоюзного членства.


Правовая помощь профсоюза своим членам

Оказание правовой поддержки членов профсоюза является основным направлением деятельности профорганизации. Правовая поддержка включает в себя судебную практику и консультирование по правовым вопросам. Основную нагрузку в этом виде деятельности выполняет председатель профкома. Судебная поддержка оказывается только членам профсоюза, устное консультирование – любому работнику депо.



«Я это озвучил четко, что совет я могу дать бесплатно, а все остальное только за деньги или за членство» (Из интервью). По уточнению членов профкома, случаев оказания помощи за деньги не было.

Судебная поддержка членам профсоюза оказывается в полном объеме. Фактически работник пишет только заявление в суд, остальное выполняет председатель профкома, как представитель работника.

Профком, а фактически председатель профкома, принимает решение о возможном проведении судебного разбирательства по спорному вопросу, если уверен, что нарушение действительно имело место быть. Опасность проиграть дело не влияет на принятие решения о подаче заявления в суд.

Члены профкома отмечают, что за последние 2 года произошел существенный рост поданных судебных исков. Несмотря на то, что исковые заявления подаются на МЖД, а не на депо (т.к. оно не является юридическим лицом), члены профкома считают, что виной тому стал новый начальник депо, который не желает разбираться в трудовых отношениях.



«Посмотрите сами! Во времена старого начальника у нас было только 2 обращения в суд и то по мелким вопросам. А с приходом нынешнего…Мы вчера только 8 исковых заявлений в суд приготовили».

За последние 2 года в судебном заседании разбирались следующие вопросы:

- снятие с работника выговора (5 случаев, 1 дело выиграли, 4 проиграли),

- отмена наказания – лишение талона - предупреждения (дело выиграно),

- отмена решения по лишению работника премии (2 дела выиграны, 1 – в судебном разбирательстве),

- о выплате суточных за время служебных поездок в хозяйственных поездах.

Последнее нарушение имело массовый характер, оно коснулось определенной категории работников депо. Поэтому исковые заявления были коллективными. Всего было подано два заявления, но в силу технических причин в разное время. По первому заявлению решение было принято в пользу работников, по второму - в пользу работодателя. По мнению председателя профкома, это яркий показатель того, как судят московские суды.

«Мы не хотим судиться в Москве, только в области. Потому что областные суды судят по закону, а московские – не знаю» (Из интервью).

Председатель профкома считает, что на суд было оказано давление, т.к. положительное решение этого вопроса принесло каждому работнику ежемесячную прибавку к заработной плате в размере почти 1500 рублей6.

Как видно из вышеприведенных примеров, не все судебные иски удается выиграть. По свидетельству членов профкома, проигранное дело не отражается негативно на отношении членов профсоюза к своей организации.

«А здесь все просто. Истец уже все потерял. Он теперь может либо вернуть потерянное, либо не вернуть, но не потерять большее. В этом случае есть смысл попробовать» (Из интервью с членом профкома).
Регулирование профсоюзом трудовых конфликтов

Для решения трудовых конфликтов в локомотивном депо была создана комиссия по трудовым спорам. В нее избраны 4 человека от профсоюзной организации и назначены 3 человека из администрации депо. Однако случаи судебных разбирательств свидетельствуют о том, что КТС практически не работает. Председатель профкома утверждает, что по всем случаям, как коллективным, так и индивидуальным, заявления в КТС подавались. Но, т.к. в положенные сроки комиссия не собиралась, заявление передавалось в суд.



«Мы сейчас (при этом начальнике) пишем заявление на КТС для того, чтобы «забить» судебные сроки, чтобы не было просрочки в подаче заявлений. Я знаю, что комиссия не соберется. И не надо, у меня число стоит, сроки соблюдены, я могу спокойно готовить документы для суда» (Из интервью с председателем профкома).

По данным профсоюза за 4 года в КТС было подано 12 заявлений об индивидуальных трудовых спорах. Рассмотрено было 3. По остальным спорам администрация депо самостоятельно отменяла свои решения, без заседаний комиссии.


Профсоюзная организация имеет также опыт организации и проведения коллективных трудовых споров.

В конце 2004 года профсоюз инициировал коллективный трудовой спор.

Руководству депо были выдвинуты требования, касающиеся заработной платы, охраны труда, предоставления отпусков, трудовой дисциплины.
Требования профсоюза :


  1. Возместить работникам депо недополученную премию за определенный период.

  2. Выполнить график очередных отпусков с погашением сложившейся задолженности по отпускам.

  3. Производить доплату за вредные условия труда по результатам аттестации рабочих мест.

  4. Возмещать расходы всем машинистам и их помощникам в поездном движении – за поездку продолжительностью не менее 7 часов.

  5. Выплатить задолженность за экономию электроэнергии, дизельного топлива, и за посещение технических заданий.

  6. Привести рабочие места в соответствие с правилами по охране труда и производственной санитарии.

  7. Возобновить положение о премировании.

  8. Снижение размера премии Зв допущенное нарушение производить за конкретную поездку (смену), в которую совершено нарушение.

Под заявлением было собрано 380 подписей. Начальнику депо было передано уведомление о начале коллективного трудового спора, на которое он не отреагировал. Тогда лидеры профсоюза отправили уведомление о споре в прокуратуру и в МЖД. Прокуратура, как и руководство МЖД, обязало начальника депо создать примирительную комиссию. В результате работы комиссии половина требований были урегулированы (требования 1, 2, 4, 5). Остальные требования были внесены в протокол разногласий для рассмотрения на заседании трудового арбитража. Несмотря на то, что комиссия признала трудовой спор неурегулированным, профсоюз не стал настаивать на проведении арбитража.



«Мы понимали, что если арбитраж ничего не сделает, то надо проводить забастовку, а мы ее не потянем» (Из интервью с членами профкома).

Еще одним моментом отказа от дальнейшего обострения обстановки стал факт того, что наиболее злободневные вопросы профсоюзу удалось решить, тем более, что из четырех невыполненных требований два были решены частично (требования 3,6).

Весь трудовой конфликт - это полностью спланированная профсоюзом акция, своеобразная проба сил, проверка, кто, как себя будет вести, чего можно добиться.
Одним из выводов, сделанных профсоюзом, стала убежденность, что рассчитывать можно только на свои силы. Профком первичной организации традиционного профсоюза не только не поддержал организаторов спора, но и встал на сторону работодателя.
Примечателен тот факт, что несмотря на вполне положительный опыт решения трудового конфликта через трудовой спор, лидеры профсоюза считают, что единственным реальным средством воздействия на работодателя является забастовка. По их мнению, переговорами можно получить только временные уступки. Члены профкома, вспоминая в интервью историю трудового спора, отметили, что пошли на инициацию спора только потому, что на организацию забастовки не хватало численности их профсоюза.
Участие профсоюза в управлении коллективом

Профсоюзная организация практически не участвует в управлении трудовым коллективом. В локомотивном депо отсутствует коллективный договор, отменено КТУ, профсоюз не принимает участие в работе комиссии по премированию, не может влиять на организацию рабочего времени. Профсоюз пытается влиять на выполнение администрацией депо графика очередных отпусков работников. Но и это влияние выражается в подаче заявлений о нарушении в прокуратуру или в трудовую инспекцию.

С проблемой очередных отпусков тесно связана проблема больших переработок. Профсоюз бьет тревогу, т.к. считает, что переработки приводят к сильной переутомляемости работников, что очень опасно на железнодорожном транспорте.

«Профсоюз не против переработок, пожалуйста – 120 часов в год и не больше. Мы понимаем, что работник хочет заработать, и пойдет ради этого на все. Но мы смотрим вперед. Сегодня он отработает 300 часов. А завтра он умрет. Я уж не говорю о последствиях, если он умрет в пути, и это приведет к аварии. А у нас умирают в 42-45, в прошлом 3 человека, в этом году уже двое. Мы даже до пенсии не дорабатываем» (Из интервью с председателем профкома).

Однако эта проблема еще более тяжела в решении, т.к. связана с личным решением каждого отдельного работника. В конечном итоге ему решать, будет он требовать очередной отпуск или будет продолжать работать.

Проблема отпусков и переработок возникла как следствие нехватки в депо работников основных специальностей. Как отмечалось в начале, руководство ОАО РЖД приняло решение изменить ситуацию с помощью перевода локомотивных бригад на работу в одно лицо7. Однако лидеры РПЛБЖ считают, что кадровый голод в ОАО РЖД создан искусственно, чтобы сократить издержки и увеличить прибыль.
Председатель профкома утверждает, что по ОАО был издан приказ, запрещающий принимать на работу новых машинистов. Получить от руководителей депо комментарий по этому вопросу исследователю не удалось. Администрация депо категорически отказалась от разговора.
Заключение

В целом деятельность первичной организации локомотивного депо можно считать эффективной: 75% индивидуальных трудовых споров решаются в пользу работников уже по самому факту подачи заявления в КТС, удовлетворяется около половины судебных исков, есть положительный опыт решения коллективного трудового конфликта. Активная позиция профсоюза стала серьезным раздражителем для руководителей депо. Однако, как отмечают и в самом профкоме, эффективность деятельности организации могла бы значительно возрасти, если бы профсоюзу удалось установить диалог с администрацией предприятия. Судебная практика, которой активно пользуется профсоюз, это сильный рычаг для решения трудовых конфликтов, но и он имеет свои рамки воздействия. Он не может обеспечить профсоюзу возможность участия в управлении трудовым коллективом, соответственно не расширяет рамки влияния профсоюза на трудовой коллектив. Перед профсоюзом еще стоит задача поднятия статуса своей организации как в среде работников, чтобы они не боялись своего членства в профсоюзе, так и в глазах администрации предприятия, чтобы та воспринимала профсоюз, как противника, с которым необходимо считаться.





1 Очередной отпуск машинистов локомотивных бригад равен 42 рабочим дням.

2 Основными профобъединениями в РФ являются ФНПР, ВКТ и КТР.


3 Подробнее см. раздел «Коллективный договор».

4 Исполком РПЛБЖ проводит целенаправленную работу по изменению ситуации. Но, так как эта деятельность выходит за рамки полномочий первичной профорганизации, она рассматриваться не будет.


5 Из ответа транспортной прокуратуры.

6 Положительное решение первого суда «окрылило» работников другого депо. В суд по аналогичному вопросу было подано 40 заявлений. Однако на работников сразу было оказано давление со стороны начальника депо. В результате давления 37 работников забрали свои заявления из суда, а профсоюз подал жалобу на начальника депо в прокуратуру. В результате прокурорской проверки факт давления был установлен, начальник депо уволен.

7Метод организации работы «в одно лицо» вызывает серьезные нарекания со стороны профсоюза. Не исключено, что широкое внедрение метода приведет к протестным мероприятиям со стороны РПЛБЖ.





Каждый человек рано или поздно выдумывает для себя историю, которую считает своей жизнью. Макс Фриш
ещё >>