Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анализ работы детских объединений дополнительного образования в моу... 1 36.88kb.
Система оценки качества образования в учреждении дополнительного... 1 91.4kb.
Департамента образования города москвы 1 67.53kb.
Методическая разработка: «Использование линии на уроках изо» 1 64.9kb.
Государственное учреждение «Минский областной учебно-методический... 3 551.74kb.
Отчет о работе муниципального образовательного учреждения дополнительного... 1 294.53kb.
Программа дополнительного образования детей «Национальные виды спорта»... 1 419.96kb.
Информация о системе дополнительного образования детей 1 209.99kb.
Муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного... 6 1507.77kb.
«Центр развития дополнительного образования детей Иркутской области» 1 35.24kb.
22 августа 2013 г. Секционная площадка «Роль общественных объединений... 1 136.99kb.
Анализ методической работы за 2010-2011 учебный год 1 183.27kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей - страница №1/1

Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по которым систематизируются виды детских коллективов в учреждении дополнительного образования детей, следующие:

  • уровень и приоритет задач;

  • количество предметов, профилей, степень их интегративности;

  • приоритет направлений деятельности;

  • особенности организации образовательного процесса (принципы набора и комплектования коллектива, постоянность контингента, наличие ступеней обучения, структура объединения, наличие органа самоуправления);

  • система учета и контроля знаний, умений и навыков;

  • уровень образовательных результатов;

  • обеспечение образовательного процесса (нормативное, программное, кадровое, методическое).

Можно выделить следующие принципы организации деятельности детских объединений в учреждении дополнительного образования детей:

1) Право ребенка заниматься в нескольких объединениях одновременно и менять их по своему усмотрению.

2) Право педагога работать по образовательным программам одной направленности или по комплексным и интегрированным программам.

3) Зависимость численного состава объединения и продолжительности занятий от устава учреждения.

4) Право педагога на выбор формы занятия – коллективной или индивидуальной.

5) Право детей и родителей на создание благоприятного режима труда и отдыха детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

6) Право родителей на участие в работе детских объединений.

Выделяются следующие виды детских объединений детей: кружок (группа), клуб, студия, школа, ансамбль, театр, лаборатория, секция НОУ, совет.



Кружок – одно из первых объединений детей по интересам. Здесь происходит приобщение ребенка к углубленному изучению какого-либо предмета, к разным видам деятельности. Это, как правило, первая ступень закрепления интереса и потребности ребенка в конкретном виде деятельности. В кружке соединяется изучение предмета с возможностью общения по интересам, что делает необходимым для педагога разработку не только обучающей, но и воспитательной части программы.

Студия – творческий коллектив детей и педагогов, объединенный общей целью, задачами, ценностями совместной творческой деятельности. Это форма объединения чаще всего в художественном направлении деятельности (театральная, бального танца, изостудия, лепки и керамики и т.п.). Здесь обычно изучаются интегрированные учебные курсы, разные стороны того или иного вида искусства. Например, театральная студия предполагает изучение актерского мастерства, сценической пластики, основ мировой театральной культуры, культуры речи и т.п. В студии работает коллектив педагогов. Специфика этого детского объединения состоит в систематических творческих выступлениях, выставках, концертах, фестивалях, где не только демонстрируются достижения коллектива, но и происходит своеобразное творческое общение с подобными коллективами, являющееся стимулом дальнейшего развития.

Как отдельный вид детского объединения выделяется детский театр, который по специфике своей деятельности очень близок к студии. Он может быть организован не только в театральном виде искусства, но и в иных областях деятельности. Так, достаточно широко распространены театры моды, фольклорные театры, где работа по созданию моделей тесно переплетается с театрализованным показом костюмов.



Ансамбль – детское объединение, представляющее собой единый творческий коллектив, состоящий из групп исполнителей по отдельным видам искусства. Например, ансамбль песни и танца состоит из танцевальной группы, хора, оркестра. Ансамбль по характеру деятельности близок к студии. Их объединяет художественная направленность, творческий характер деятельности, участие в концертных, фестивальных программах, работа нескольких педагогов. Ансамбль – это часто разновозрастной коллектив, что накладывает отпечаток на воспитательную работу, характер общения педагогов с детьми и детей между собой. Спецификой работы ансамбля является большая репетиционная деятельность – залог высокого профессионального и исполнительского мастерства.

Клуб – объединение детей и педагогов в целях общения по интересам, связанным с культурой, искусством, политикой, техникой, спортом, досугом. Например, клуб юных парламентариев, лидеров, диско-клуб и т.п. В основе деятельности клуба лежат определенные принципы: добровольность членства, единство цели, самоуправление, совместная деятельность. В деятельности клуба активное участие принимают органы самоуправления. Клуб имеет свои правила, устав, программу деятельности, внешние атрибуты (эмблема, девиз, форма). Во главе стоит избираемый членами совет. Состав клуба не является постоянным. Для деятельности клуба характерно сочетание заседаний (занятий) и организация массовых акций, мероприятий по профилю деятельности.

Школа в структуре учреждения дополнительного образования предполагает изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение какой-либо научной дисциплины. Например, школа раннего развития для дошкольников, коммерческая школа и т.п. Школа может иметь разные ступени обучения: начальное, основное, профессиональное. Школа в системе дополнительного образования детей – это система взаимообусловленных, преемственных программ одного направления, позволяющих детям заниматься на доступных уровнях. Перед школой стоят комплексные задачи допрофессиональной или начальной профессиональной подготовки детей, поэтому спецификой школы в дополнительном образовании является наличие примерных образовательных программ, ориентированных на базовые знания, умения, навыки; обязательная промежуточная и итоговая аттестация; выдача итогового документа, подтверждающего уровень образования. Школа предполагает работу нескольких педагогов.

Секция научного общества учащихся (НОУ) – добровольное объединение старшеклассников, создающееся с целью изучения той или иной отрасли науки, исследования определенных научных проблем. Подразумевает научно-исследовательскую деятельность детей под руководством ученых, специалистов-практиков, педагогов дополнительного образования. В секции НОУ сочетаются коллективные и индивидуальные формы работы. Итогом работы старшеклассника является научное исследование, которое представляется на международных, российских, региональных олимпиадах, конференциях. Научное общество учащихся возглавляется советом – органом самоуправления, избранным из членов секций и филиалов НОУ. Совет позволяет старшеклассникам активно включаться в общественную работу и может рассматриваться как серьезный социализирующий фактор деятельности НОУ.

Лаборатория – коллектив старшеклассников или старших подростков, занимающихся прикладной областью научного знания или междисциплинарными исследованиями. По характеру деятельности близок к секции НОУ. Для реализации программы деятельности необходима лабораторная база, специальное оборудование.

Представленные детские объединения не исчерпывают всего многообразия деятельности учреждения дополнительного образования, но наиболее распространены в практике современной системы дополнительного образования детей.


Классификация программ дополнительного образования
Существует несколько классификаций программ дополнительного образования детей в зависимости от их основы. По авторской принадлежности программы делятся следующим образом:

  • типовая (примерная), утвержденная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и рекомендованная в качестве примерной по той или иной области научного знания или направлению деятельности;

  • модифицированная или адаптированная, измененная с учетом особенностей организации, формирования групп детей, режима, возраста, временных параметров деятельности, жизненного, практического опыта педагога. Такая программа не затрагивает основ традиционной структуры занятий, концептуальных основ образовательного процесса;

  • экспериментальная, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. Такая программа может стать авторской;

  • авторская, разработанная педагогом или коллективом педагогов и содержащая более половины нового материала (либо по содержанию предмета, либо по методам, приемам, формам реализации). Программа должна быть апробирована, а ее новизна и эффективность подтверждены заключениями двух независимых экспертов.

По уровню освоения программы делятся на:

  • общекультурные, предполагающие освоение конкретной программы, удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в какой-либо образовательной области, овладение новыми видами деятельности;

  • углубленные, предполагающие достаточно высокий уровень компетенции в отдельной области, сформированность навыков на уровне практического применения;

  • профессионально ориентированные, научно-исследовательские, предусматривающие достижение высоких показателей образованности в какой-либо научной или практической сфере, характеризующиеся умением видеть проблемы, формировать задачи, искать средства их решения (уровень методологической грамотности).

По целевой установке может быть предложена такая классификация:

  • познавательные;

  • профессионально-прикладные;

  • научно-исследовательской ориентации;

  • социальной адаптации;

  • спортивно-оздоровительные;

  • художественно-эстетические;

  • технической направленности;

  • военно-патриотические;

  • туристско-краеведческие;

  • досуговой культуры.

Существует классификация программ по форме организации содержания:

  • комплексная программа представляет собой соединение отдельных областей, видов деятельности в единое целое. Основанием для такого соединения выступает цель программы. К таким программам относятся программы школ с многоступенчатым обучением, набором разных предметов, форм организации деятельности, видов педагогической технологии; студии с разносторонней подготовкой к какой-либо деятельности или профессии. Это может быть отдельная образовательная программа с масштабной общепедагогической целевой установкой;

  • интегрированная программа объединяет определенную область знания и смежные ей направления (например, личность человека в единстве познавательных, деятельностных, поведенческих, коммукативных элементов);

  • модульная программа состоит из отдельных блоков, модулей образовательного процесса (базово-инвариативный, вариативный, коррекционный, организационно-управленческий, методический).



Программа дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей является составной частью образовательной программы учреждения, обеспечивает развитие личности ребенка через индивидуальный «образовательный маршрут» и рассматривается как технологическое средство достижения заявленных в ней результатов. По программам дополнительного образования детей государ-ственные образовательные стандарты не устанавливаются. Руководствуясь общими требованиями к образовательным программам и спецификой дополнительного образования, предлагаем следующую структуру образовательной программы для педагога дополнительного образования: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание, приложения.
Пояснительная записка

  1. Актуальность и востребованность программы, уровень новизны по сравнению с аналогичными.

  2. Ведущие научные, общепедагогические, социальные идеи, которых придерживается автор программы.

  3. Цели и задачи программы на все годы обучения.

  4. Характеристика группы детей, в которой предполагается реализация программы: психолого-физиологические особенности возраста, стартовый объем знаний.

  5. Прогнозируемые результаты и критерии их оценки.

  6. Формы контроля и оценивания знаний детей.

  7. Краткое описание разнообразных форм работы с детьми: теоретические, практические, лабораторные занятия, экскурсии, походы, конкурсы, соревнования, выставки, концертная деятельность и т.п.

  8. Средства, необходимые для реализации программы (научно-методическое, материально-техническое обеспечение и др.)

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Часы

теорет.

практ.

общее кол-во




Итого часов










Содержание программы

Каждая тема программы, обозначенная в учебно-тематическом плане, раскрывается отдельно по схеме: цели и задачи, знания, умения и навыки, формируемые темой, теоретические вопросы, основные законы, закономерности, термины, понятия, содержание практической работы, основные практические задания, библиографический список для педагога и детей, дидактический материал, используемый на теоретических и практических занятиях.

Приложения

Библиографический список.

План воспитательной работы, реализуемой программой.

Учебно-методическое обеспечение занятий.

Диагностические методики.

Результативность программы (достижения детского коллектива в конкурсах, соревнованиях разного уровня, результаты диагностики, контрольных срезов и т.п.).

Экспертный лист оценивания образовательной программы дополнительного образования
1. Информационная карта программы

Ф.И.О. автора, квалификационная категория ___________________________________________________________________

Характеристика программы:

– по характеру образовательной деятельности (обучающая, развивающая, коррекционная, воспитательная)_______________________________________

– по уровню освоения (общекультурный, углубленный, профессионально ориентированный)________________________________________________

– тип программы (типовая, модифицированная или адаптированная, экспериментальная, авторская)______________________________________

– образовательная область________________________________________

– продолжительность освоения ______________________________________

– возрастная категория детей ________________________________________

2. Оценка программы

Наличие титульного листа_____________________________________________

Структура программы:

– пояснительная записка__________________________________________

– учебно-тематический план______________________________________

– содержание программы_________________________________________

– учебно-дидактическое обеспечение________________________________

– приложения___________________________________________________

Пояснительная записка:

– обоснование актуальности, новизны и основных отличий программы от других аналогичных или смежных профилю деятельности;

– преемственность и согласованность программы с образовательными программами общеобразовательной школы;

– взаимосвязь целей и задач (насколько цель содержит указание на предполагаемый результат); реализация в них идеи гармонического развития личности ребенка, его творческих сил и способностей; воспитание потребности в самообразовании;

– цели, определяемые для каждого года процесса деятельности (если программа долгосрочная);

– ведущие теоретические, педагогические идеи, подходы, концепции; степень научности и практической деятельности;

– общепедагогические принципы и специфические закономерности предмета изучения: научность, системность, доступность, динамичность и стабильность, связь теории с практикой;

– краткое описание основных методов, обеспечивающих, с точки зрения автора, усвоение детьми материала, воспитывающие и развивающие навыки их творческой деятельности;

– умение фиксировать и обобщать материалы наблюдений, исследований;

краткое описание разнообразных форм работы с детьми: экскурсии, походы, практические и лабораторные занятия, массовые мероприятия и т.п.;

– прогнозируемые результаты и критерии их оценки (что будут знать и уметь обучающиеся, где смогут продолжить свои занятия по профилю объединения, какие качества личности могут быть развиты в результате занятий и каким образом это определяется);

– средства, необходимые для реализации программы (научно-методическое, материально-техническое обеспечение и др.).



Учебно-тематический план:

– обозначение основных тем учебного курса и их продолжительность по годам обучения;

– оформление;

– пояснение расчета годовых часов.



Содержание программы:

– полное раскрытие тем с указанием основных вопросов теоретического и практического плана;

– наличие форм самостоятельной работы для детей, занимающихся не первый год (доклады, проекты, исследовательская работа, рефераты и др.);

– соответствие содержания и форм возрастным и индивидуальным особенностям.



Учебно-методическое обеспечение:

– дидактическое (карточки, наглядность задания);

– материально-техническое;

– библиографический список по направлению деятельности для детей и для педагогов;

– наличие инструментария педагогической диагностики;

– результаты педагогической и психологической диагностики



Технологичность программы (доступность для применения в педагогической практике).

«Портфолио» в дополнительном образовании


«Портфолио» – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника, педагога в определенный период его обучения, профессиональной деятельности.

Цель «портфолио» состоит в том, чтобы ребенку и педагогу наглядно увидеть результаты собственной деятельности, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в образовательном процессе, представить отчет по процессу образования. Решается эта цель через следующие задачи:

  1. поддержание высокой учебной мотивации;

  2. поощрение активности и самостоятельности ребенка

  3. развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности;

  4. формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

  5. содействие индивидуализации (персонализации) образования ребенка;

  6. создание условий для успешной социальной адаптации и социализации;

  7. поддержка процессов самоопределения и самореализации.

Существует несколько видов «портфолио»: «портфолио» документов, «портфолио» работ, «портфолио» отзывов. «Портфолио» документов представляет собой сертифицированные (документированные) достижения, такие как дипломы, грамоты, сертификаты и т.п. «Портфолио» работ – собрание различных творческих, проектных, исследовательских, иных работ ребенка или педагога. «Портфолио» отзывов – характеристики, отзывы, оценивающие деятельность ребенка или педагога. Отзывы могут быть даны учеными, специалистами, вышестоящими учреждениями, общественными организациями, родителями и т.п. Каждый из этих видов «портфолио» имеет свои достоинства и недостатки (табл. 1)

Таблица 1.

Сравнительная характеристика видов «портфолио»






Вид

Содержание «портфолио»

Преимущества

Ограничения

1

«Портфолио» документов

Документированные индивидуальные образовательные и творческие достижения

Механизм определения рейтинга достижений

Не дает предс-тавления о про-цессе работы

2

«Портфолио»

Работ


Собрание проектных, исследовательских, творческих работ

Дает представле-ние о качестве работы, динамике, исследовательской активности

Не может быть использовано для определе-ния рейтинга работы

3

«Портфолио» отзывов

Внешние характеристики

качества исследовательской работы, самоанализ по результатам работы



Включает механизмы самооценки

Сложность формализации и учета собран-ной информации

Учитывая достоинства и недостатки каждого вида «портфолио», оптимально использование комплексных видов «портфолио» (например, документов и работ).

Примерная структура «портфолио». «Портфолио» документов представлено в табл. 2.

Таблица 2.

Позиции

Компоненты

Результаты

Олимпиады

Городские

Региональные

Российские

Международные



1, 2,3 место

Научно-практические конференции

Названия и уровень конференций (городские, региональные, федеральные)

Диплом 1, 2, 3 степени

Иные сертификаты

Мероприятия, конкурсы, курсы, обучающие семинары и т.п.

Дипломы, сертификаты

«Портфолио» работ может включать:

  • проектные, исследовательские, творческие работы с указанием темы работы, ее аннотации (краткого описания), приложений (фотоматериалы, электронный вариант работы и т.д.). Работы, связанные с техническим творчеством могут содержать фотографии макетов, моделей, приборов видеоматериалы, демонстрирующие действие технических моделей и приборов. Работы художественного профиля содержат фото и видеоматериалы картин, демонстрации художественных коллекций, выступлений творческих коллективов, график выступлений, концертов и т.п.;

  • работы, связанные со спортом фиксируются через спортивные дневники (с указанием времени тренировок, выполняемых упражнениях, нагрузках и т.п.), записи участия в соревнованиях, получения спортивных разрядов, видеоматериалы тренировок и т.п.;

  • участие в работе обучающих семинаров, курсов, конференций, различных лагерей, предъявляется через программы этих мероприятий, форму участия в них (организация мероприятия, выступление с докладом, участие в качестве слушателя, ведущего и т.п.). Практики (языковые, трудовые, педагогические, социальные), стажировка фиксируются с помощью программы и дневника.

«Портфолио» отзывов состоит из:

  • заключений, отзывов о качестве выполненной работы;

  • рецензий на исследовательскую работу (для ребенка), образовательных программ (для педагога), статей, иных видов работ;

  • резюме с оценкой собственной работы;

  • рекомендательных писем для участия в практике, конференции и т.п.;

  • иных форм отзывов.

Наиболее часто используются комплексные «портфолио», которые включают различные формы вышеперечисленных материалов. Комплексные «портфолио» позволяют всесторонне отразить индивидуальные достижения педагога и воспитанника.

Для составления банка данных на воспитанников, педагогов методической службой образовательного учреждения делается карта достижений.

Карта индивидуальных достижений воспитанника

Ф.И.О. воспитанника (педагога)__________________________________

Отдел_________________________________________________________

Направление деятельности_______________________________________

Год занятий ___________________________________________________

№ п/п

Позиции

Компоненты

Результаты

1

Олимпиады

Городские

Региональные

Российские

Международные



1, 2,3 место

2

Научно-практические конференции

Названия и уровень конференций (городские, региональные, федеральные)

Диплом 1, 2, 3 степени

3

Исследовательские, творческие, проектные

работы (тема)



Уровень представления (городской, региональ-ный,федеральный )

Диплом 1, 2, 3 степени

4

Участие в работе обучающих семинаров, курсов, конференций, различных лагерей

Уровень семинаров, курсов, лагерей (городской, региональ-ный,федеральный )

Программы курсов, лагерей, семинаров,

дневники практик,

форма участия


5

Заключение, отзывы, рецензии о исследова-тельской, творческой работе

Ф.И.О., должность автора документа

Оценка (положительная, отрицательная )

6

Рекомендательные письма

Кем выданы (лицо, учреждение)

Кому адресованы

7

Заключения о иных видах работ

Ф.И.О., должность автора документа

Оценка (положительная, отрицательная )

8

Иные сертификаты

Мероприятия, конкурсы, курсы, обучающие семинары и т.п.

Дипломы, сертификаты

Карта индивидуальных достижений педагога

Ф.И.О. педагога________________________________________________

Отдел_________________________________________________________

Направление деятельности_______________________________________

Год работы____________________________________________________

Квалификационная категория_____________________________________



№ п/п

Позиции

Компоненты

Результаты

1

Конкурсы профессионального мастерства

Городские

Региональные

Российские

Международные



1,2,3 место, наминации

2

Научно-практические конференции

Названия и уровень конференций (город-ские, региональные, федеральные)

Степень участия (организация, выступление, иное)

3

Исследовательские, творческие, проектные

работы (тема)



Уровень представления (городской, региональ-ный,федеральный )

Диплом 1, 2, 3 степени

4

Участие в работе обучающих семинаров, курсов повышения квалификации, конфе-ренций, лагерей

Уровень семинаров, курсов, лагерей (городской, региональ-ный,федеральный )

Программы курсов, лагерей, семинаров,

дневники практик,



форма участия

5

Заключение, отзывы, рецензии на образова-тельные программы

Ф.И.О., должность автора документа

Оценка (положительная, отрицательная )

6

Заключение, отзывы, рецензии методические материалы, опыт работы

Ф.И.О., должность автора документа

Оценка (положительная, отрицательная )

7

Рецензии на статьи, иные изданные материалы

Ф.И.О., должность автора документа

Оценка (положительная, отрицательная )

8

Рекомендательные письма

Кем выданы (лицо, учреждение)

Кому адресованы

9

Иные сертификаты

Мероприятия, конкурсы, курсы, обучающие семинары и т.п.

Дипломы, сертификаты





Трудно Богу доказать свое алиби. Станислав Ежи Лец
ещё >>