Выдающиеся психологи айзенк Ганс Юрген 1916-1997 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ганс Селье. От мечты к открытию 83 5951.49kb.
Глоток свободы. Диссидентство как явление общественной и культурной... 1 215.38kb.
Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г в Оденсе на датском... 1 35.35kb.
Россия в 1894 1916 гг. Социально-экономическое развитие дореволюционной... 1 34.56kb.
Стипендии лицам, имеющим выдающиеся достижения и заслуги 1 23.48kb.
«Трудный путь прощения». Это занятие я проводила с учащимися 11-го... 1 295.28kb.
1 45 федоров виталий 1997 1ю NordWest 13: 12 2 503 пахомов дмитрий... 1 188.8kb.
Юрген Берндт Лики Японии 18 3983.37kb.
Юрген Граф Миф о Холокосте 7 1189.58kb.
Темы рефератов для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии... 1 50.12kb.
Ганс Сакс и литература немецкой Реформации: генезис, типология и... 1 324.61kb.
Тест «Психология менеджмента» 5 821.34kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Выдающиеся психологи айзенк Ганс Юрген 1916-1997 - страница №1/1

 ВЫДАЮЩИЕСЯ ПСИХОЛОГИ

Айзенк Ганс Юрген  (1916-1997) – американский психолог. Наиболее известные работы Айзенка связаны с интеллектом. Он отстаивал точку зрения, согласно которой интеллект в значительной мере определяется наследственностью.

 Бандура (Bandura) Альберт (1925-1988) — американский психолог, автор теории социального научения. Согласно этой теории, главной детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий.



 Берн Эрик (1910-1970). Основатель трансактного анализа как теоретического направления и метода групповой психотерапии. В разделе «Готовые рефераты» есть реферат 1)  «Развитие подростка по Э.Берну» (16 страниц) и 2) «Трансактный анализ» (16 страниц)

 Божович Лидия Ильинична (1908—1981) —советский психолог. Изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифференцированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности и их связи со сферой социальных мотивов.

 Вундт Вильгельм (1832-1920) – немецкий психолог. Ввел естественнонаучный эксперимент в психологическую практику и таким образом положил начало экспериментальной психологии.

 Выготский Лев Семенович (1896-1934)  - советский психолог. Разработал культурно-историческую теорию. Ему также принадлежат труды по развитию высших психических функций, мышлению и речи, психологии искусства.

 Гальперин Петр Яковлевич (1902—1988) — советский психолог, автор концепции поэтапного формирования умственных действий. Трактовал психические процессы как особый вид ориентировочной деятельности, выявив в связи с этим особенности освоения ребенком общественного опыта.

 Кеттелл Джеймс Маккин (1860-1944)  - американский психолог. Разработал тест диагностики личностных качеств, провел серию работ по  исследованию индивидуальных различий.

 Кречмер Эрнст (1888-1964) - немецкий психиатр и психолог, профессор Тюбингенского университета, директор неврологических клиник- в Марбурге (1926) и Тюбингене (1946), почетный член многих научных и медицинских организаций. Его работы неоднократно удостаивались высших международных наград. Широко известен своей классификацией характеров, а также исследованиями в области медицинской психологии и психотерапии.

 Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) – советский психолог. Разрабатывал в 20-х годах совместно с Л.С.Выготским и А.Р.Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс "вращивания", интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики (ее генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию, развитию психики ребёнка), проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др. Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности - новое направление в психологической науке. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание).

 Лурия Александр Романович (1902-1977) – советский нейропсихолог. Разработал методы восстановления функций мозга на основе понимания им мозга скорее как комплексной функциональной системы, чем как единой сущности. Позиция А.Р.Лурии суммирована в трех "базовых законах" функционирования высших корковых функций: иерархической структуре кортикальных зон, их уменьшающейся специфичности и прогрессивной латерализации. Лурия также сделал значительный вклад в развитие и уточнение клинических тестов для определения поражений мозга, данные этих тестов коррелировали с данными хирургических и пато-логоанатомических отчетов.

 Маслоу Абрахам Харольд (1908-1970) – американский психолог, автор «пирамиды потребностей».

 Павлов Иван Петрович (1849-1936) – русский и советский физиолог, автор учения о высшей нервной деятельности. Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как "сигналу сигналов" мозг отражает реальность в обобщенной форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения.  Павлов разработал также учение о типах высшей нервной деятельности, о "динамическом стереотипе" как устойчивом комплексе реакций на раздражители и др.

Пиаже Жан (1896-1980) – швейцарский психолог. Выдвинул концепцию стадиального развития психики. Из системы реальных внешних действий (сенсомоторный интеллект), которые координируются в целостные системы и, превращаются в действия внутренние (Интериоризация). возникает логико-математический строй человеческого познания. Для этого действия должны приобрести особые признаки и превратиться в операции. Сенсомоторная и дооперациональная стадии сменяются операциональной. Взаимозависимость операций, их обратимость (для каждой операции имеется противоположная либо обратная ей операция) создают устойчивые и вместе с тем подвижные целостные структуры. От стадии конкретных операций (которую Пиаже датировал младшим школьным возрастом) мышление переходит на стадию формально-логических операций, завершающуюся к 15 годам.

Роршах Герман (1884-1922) – психиатр, разработал проективный тест, основанный на механизме ассоциации.

 Теплов Борис Михайлович (1896—1965) — советский психолог. Занимался проблемами психологии индивидуальных различий. Разработал психологическую концепцию способностей и продемонстрировал способы их эмпирического анализа в конкретных видах человеческой деятельности (“Способности и одаренность”, 1941; “Психология музыкальных способностей”, 1940; “Ум полководца”, 1943 и др.). Используя концепцию И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, создал исследовательскую программу по изучению физиологических основ индивидуально-психологических различий человека, к-рая способствовала созданию нового междисциплинарного направления — дифференциальной психофизиологии (“Проблемы индивидуальных различий”, 1961).

 Уотсон Джон Бродес (1878—1958)—американский психолог, основоположник бихевиоризма. Предложил программу построения новой психологии, предметом которой считал поведение, а не сознание.

 Франкл Виктор Эмиль (р. 1905) — австрийский психиатр и психолог. Автор концепции логотерапии, согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Человек не задает этот вопрос, а отвечает на него своими реальными поступками. Роль смысла выполняют ценности - смысловые универсалии, обобщающие опыт человечества. Франкл описывает три класса ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (в первую очередь труд); ценности переживания (в частности, любовь) и ценности отношения (сознательно вырабатываемая позиция в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить). Осуществляя смысл, человек осуществляет тем самым себя; самоактуализация — это лишь побочный продукт осуществления смысла.

 Фрейд Зигмунд (1856—1939) — австрийский психолог, создатель психоанализа. Решающую роль в организации поведения придавал бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями, прежде всего — сексуальными (либидо). В работах “Исследования истерии” и “Толкование сновидений” выдвинул основные положения психоанализа как концепции личности и техники лечения нервно-психических расстройств. Применяя гипноз, используя методику расшифровки свободных ассоциаций, сновидений и трансфера, пришел к выводу, что избавление от некогда пережитых в детстве травм путем их осознания дает положительный врачебный эффект. В психической жизни выделял три уровня: бессознательный, предсознательный и сознательный. Бессознательное является источником инстинктивного заряда мотивадионной энергии. Предсознательное содержит психические акты и явления, которые без особого напряжения могут быть осознаны субъектом. Сознательное не является пассивным отражением того, что происходит в сфере бессознательного, но находится с ним в неизменном конфликте, вызванном необходимостью подавлять сексуальные влечения. Первоначально эта схема применялась к объяснению клинических фактов, затем она была перенесена на некоторые обычные проявления психической жизни — обмолвки, шутки, описки, провалы памяти и др. (“Психопатология обыденной жизни”). Во всех случаях предполагалось, что либидо прорывается сквозь “цензуру” сознания и ищет различные обходные пути, разряжаясь в формах, являющихся внешне нейтральными и случайными, однако имеющими для личности смысл значимого символа и симптома. Считалось, что в период развития организма от младенчества до зрелого возраста сексуальный инстинкт претерпевает ряд метаморфоз или фаз (оральная, анальная, фалическая). Задача усматривалась в выявлении этих фаз, с тем чтобы найти источник сексуальных нарушений, вызывающих у личности невроз в поздний период ее жизни. Особое место отводилось “Эдипову комплексу”.

  Фромм Эрих (1900—1980) — немецко-американский психолог, один из представителей неофрейдизма. Основную проблему человеческого существования усматривал в экзистенциальном противоречии, которое состоит в нарушении естественной, гармоничной связи человека с природой и на этой основе с другим человеком и с самим собой. Тотальное отчуждение как характеристика человеческого бытия существует с момента разрыва этой естественной связи. Вся активность человека подчинена решению указанной базовой проблемы — обретению единства с миром и самим собой. Единственно адекватным ответом на проблему человеческого существования является, согласно Фромму, любовь — форма человеческих отношений, позволяющая человеку обрести подлинное “Я” (“Искусство любви”, 1964). Путь к оздоровлению современного общества, несовместимого с гуманистическими требованиями человеческой природы, лежит через моральное обновление, духовное очищение человека.



Хорни Карен (1885—1952) — американский психолог. Разделяя основные положения психоанализа о решающей роли бессознательного, об антагонизме природного и социального, акцентировала значение воздействий окружающей социальной среды на формирование личности. Основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства — “коренной тревоге”, которая возникает у ребенка из-за “изолированности и беспомощности в потенциально враждебном мире”. Это чувство заставляет человека стремиться к безопасности, в нем заключена потребность к самореализации. Эти положения легли в основу неофрейдизма. Каждый индивид может и хочет совершенствовать свой личностный потенциал, но когда это естественное стремление блокируется внешним •социальным влиянием, возникает невротический конфликт. Чтобы подавить его, человек использует защитные механизмы в виде определенных “стратегий” поведения, таких, как движение к людям, от людей, против людей.

 Эббингауз Герман (1850— 1909) — немецкий психолог. Реализовал идею о количественном и экспериментальном изучении не только простейших психических процессов (ощущений), но и памяти (“О памяти”, 1885). Экспериментально (на самом себе) изучал процессы заучивания и забывания, разработав методы, позволявшие установить особенности и закономерности памяти. Вывел “кривую забывания”, показывающую, что наибольший процент забытого материала падает на период, следующий непосредственно за заучиванием. В разделе "Готовые рефераты" есть реферат "



 Эльконин Даниил Борисович (1904—1984) — советский психолог. Развивая положения культурно-исторической теории в решении широкого круга проблем детской психологии, выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии “ведущей деятельности”. Предложил эффективный метод обучения ребенка чтению путем звукового анализа слова (экспериментальный букварь). С позиций культурно-исторической теории провел психологический анализ игры, выявив ее роль в процессе развития ребенка (“Детская психология”, 1960; “Психология игры”, 1978).



 Эриксон Эрик (р. 1902) — американский психолог, представитель эго- психологии. В противоположность тезису психоанализа об антагонизме личности и общества подчеркивал биосоциальную природу и адаптивный характер поведения личности, центральным, интегративным качеством которой выступает психосоциальная идентичность, субъективно переживаемая как “чувство непрерывной самотождественности”, психосоциальная идентичность базируется на принятии личностью целостного образа себя в единстве с ее многообразными социальными связями.



 Юнг Карл-Густав (1875— 1961) — швейцарский психиатр, психолог, основатель аналитической психологии. Юнг утверждал, что фундамент духовной жизни составляет наследуемый опыт предшествующих поколений, который образован совокупностью архетипов. Анализ сновидений и психических расстройств в учении Юнга тесно взаимосвязан с изучением основных компонентов культуры, мифов, религий, фольклора. Юнг разработал сложную и не общепринятую структуру личности, включающую “я”, “тень” (совокупность вытесненных представлений о себе самом), “самость” (самопознание смысла жизни), “анима” (источник ласки и влечений) и “анимус” (источник непререкаемых суждений). Он предложил типологию характеров в соответствии с преобладанием функций (мышление, чувство, интуиция) и направленности личности на внешний или внутренний мир




Фанатизм во имя порядка готов внести анархию. Василий Ключевский
ещё >>