Вы в капкане под названием «деньги». И тут иллюзий быть не должно - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Решение рассуждение должно быть подробным 30 баллов 1 39.12kb.
Лидер кубинской революции Фидель Кастро отсутствовал как на параде... 1 34.07kb.
Газета «Республика Татарстан», 20 августа 2013 года Авиация – всегда... 1 83.71kb.
В сабинском районе наркоконтроль провел профилактический марафон... 1 52.77kb.
Пивзавод "Хуфен", Кенигсберг 1 132.66kb.
В. П. Наливкин: «Будет то, что неизбежно должно быть; и то что неизбежно... 1 217.49kb.
Вашингтон и Брюссель ищут замену Гольфстриму. Кремлю отведена роль... 1 136.98kb.
Документ 85. Истоки поклонения 1 108.72kb.
«Девушки,вперёд» 1 17.67kb.
Задача при подготовке и проведении ту­ристского похода является главной 1 25.5kb.
Письма к монашествующим, основателям и первоначальницам общин 13 1956.64kb.
1. Традиционно лингвистический: Всем, надеюсь, известно выражение... 1 38.77kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Вы в капкане под названием «деньги». И тут иллюзий быть не должно - страница №1/15

ПРЕДИСЛОВИЕ

Деньги нужны всем — академикам, политикам, бизнесменам, безработным, проституткам и даже гуру — проповедникам истинного пути. И люди делают их, как могут: торгуют оружием и любовью, гробами и эротическим бельем, философией и плюшками, наркотиками и религией.

Деньги любят, хотят, ненавидят, презирают, от них отказываются ради сохранения достоинства, за них продают душу, совесть и прочие высоко духовные ценности. Что еще в нашей жизни способно вызвать такой фонтан эмоций и чувств? Да ничто! Только деньги.

Вы можете их презирать, ненавидеть, но вы не можете без них прожить. Хлеб и свет — за деньги, операция в хорошей клинике у известного хирурга — за деньги, трусы — за деньги, любовь и друзья тоже стоят денег. Что же тогда — бесплатно? Только нищета.

Вы в капкане под названием «деньги». И тут иллюзий быть не должно.

Деньги требуют циничности, жесткости, напористости и злобы. Деньги любят людей с ярко выраженным хватательным рефлексом. Тех, кто любит их до безумия, до душевного оргазма, кто готов променять и любовь, и совесть, и лучшего друга на возможность получить деньги. Деньгам все равно — хороший вы человек или плохой. Они любят тех, кто любит их. Они ревнивы и не прощают измены, пренебрежения к себе, легкомыслия и неаккуратности. Вы способны стать циничным, наглым, хитрым, лукавым, отказаться от совести и при этом не потерять уважения к себе? Слабо?

Только изменив свою рутинную жизненную философию и отказавшись от стремления быть хорошим для всех, вы сможете по-настоящему почувствовать силу и власть денег, понять их истинную роль в жизни людей и, наконец, притянуть их в свою жизнь.

Как-то я спросил у знакомого депутата Государственной думы: «Как вы называете между собой наш народ?» И он спокойно ответил: «Игорь, самое мягкое слово, которое мы употребляем, — "быдло". Почему? Да потому что наш народ до сих пор не знает, что главное мерило всего — деньги!»

Говорят, деньги — это зло. Но ведь они есть у каждого! Значит ли это, что мы все поражены злом?

В каждом человеке есть немного зла. Это утверждали еще античные философы. Что уж говорить о мире в целом! Разве наша жизнь — не гармония добра и зла? И существует ли она вообще — жизнь без зла?

Если у вас есть враги, срочно подарите им книги Сергея Попова, Наполеона Хилла, Ричарда Карлсона, Гленна Бленда, Роберта Грисволда, Марка Хьюза и многих других авторов, перечислять которых здесь, наверное, нет смысла. И посмотрите, что с вашими конкурентами станет через месяц.

В чем кроется подлость мифов о деньгах, навязываемых вам этими и подобными им авторами? В замаскированной под правду несусветной лжи! И ложь эта липкой грязью просачивается в сознание людей, отравляет им души и приводит к тотальной нищете, в то время как «сильные мира сего» жируют и потешаются над наивностью сирых и убогих. Что обычно проповедуют авторы таких книг? Они лукаво уверяют вас в том, что:

* Большие деньги можно честно заработать упорным трудом; О большие деньги имеют только добрые люди; О большие деньги связаны с духовностью.

* Да, большим деньгам все равно, как их делают — честно или нет. И вы днем с огнем не найдете успешного бизнесмена, который бы работал абсолютно честно. Как бы он тогда выдержал конкуренцию?

Доброта и мощный хватательный рефлекс — несовместимы. Это вам скажет любой богатый человек, если вы его об этом спросите. Да и о какой доброте может идти речь, если на Западе, «для своих», вышло уже не одно пособие — как сегодня заработать деньги в России. И в них — ни слова о доброте, все — о том, как забрать из России последние деньги, внедряя сетевой маркетинг, НЛП, проповедничество и прочие ловушки для «лохов». Прочитайте мои книги «Держи ухо востро!», «Не будь лохом», «Заяц, стань тигром!», «Как из мухи сделать слона?» — и вам многое откроется и станет понятным. Почитайте Библию, «Капитал» Карла Маркса, ознакомьтесь с биографиями Владимира Гусинского или Бориса Березовского, наконец, перечитайте на досуге «Золотого теленка» И. Ильфа и Е. Петрова — и ваши последние иллюзии в отношении денег развеются.

Пусть эта книга станет для вас настольной книгой. Влюбитесь, наконец, в деньги! Возьмите их силой! Станьте их полновластным хозяином.


БЕШЕНЫЕ ДЕНЬГИ

* { Деньги, богатство, достаток}

* { Особенности национального отношения к деньгам }

* { Российские миллионеры}

* { Американские миллионеры}

* { Английские миллионеры}

* { Немецкие миллионеры}

* { Канадские миллионеры}

* { Внимание: Говорят миллионеры}

* { Самые богатые люди в мире}

* { Сколько мы стоим? }

* { Все или ничто? }
Деньги, богатство, достаток

(психологические аспекты)

Деньги нужны даже для того, чтобы без них обходиться.

Бальзак


Понятие «деньги» имеет для сегодняшних россиян особое значение, и не только потому, что у большинства населения их относительно мало, а соблазнительных возможностей траты —слишком много. К этому добавляется еще тонкая психологическая ткань.

Психологическую природу современных денег можно проследить в тех разногласиях, которые существуют в определениях. Тот факт, что на протяжении последних 150 лет никак не смогло сложиться четкое однозначное определение денежного феномена, подтверждает роль субъективного фактора в толковании данного вопроса. Сопоставим, к примеру, два определения. К. Маркс: «Деньги — особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента». Р. Липси: «Деньги — любое общепризнанное средство обмена, все что угодно, что будет принято фактически всеми в обмен на товары и услуги». Как видно, второе определение добавило существенную долю психологического подхода в понимание категории денег. Если опять же вернуться к российским реалиям, то сложнейшая экономическая ситуация привела к бартеру, взаимозачетам, векселям, выпуску местных денег, специальных талонов и тому подобных эрзацев, которые тем не менее выполняют свою роль, позволяя не скатиться в полную неразбериху финансовых взаимоотношений.

Ведь именно деньги появились для наведения разумного порядка - сумбурному процессу товарного обмена нужно было противопоставить уравновешенный характер.

Однако специалисты все чаще высказывают мнение, что сам процесс экономического анализа, осуществляемый только через денежные показатели, имеет неустойчивую основу. Известно, что ценность одной и той же денежной единицы психологически воспринимается разными людьми по-разному. Более того, один и тот же человек оценивает это благо не всегда одинаково. Недаром появился даже специальный термин «денежная иллюзия», подчеркивающий несовпадение образа денежной суммы в сознании человека и ее реальной значимости в экономике.

Удовлетворение спроса на деньги создает возможность реализовать большинство желаний и запросов, систематизированных американским социопсихологом А. Маслоу в виде «пирамиды потребностей». Он считает, что потребности имеют иерархический характер и удовлетворяются по очереди движением от «низших» потребностей к более «высоким» (от основания этой пирамиды к ее вершине): физиологические потребности — потребность в безопасности — потребность в причастности (социальная потребность) — потребность в самоуважении (самовыражении) — потребность в самореализации. Здесь нужно отметить интересную психологическую деталь: помогая человеку удовлетворить одни потребности, деньги автоматически усиливают другую — нужду в самом «желтом металле». А этот процесс переплетается с понятием независимости личности.

Перейдем теперь к вопросу: постоянна ли ценность денег в восприятии человека?

Ценность денег в сознании и в подсознании человека не представляет собой константу. Например, субъективное ощущение ценности денежных знаков во многом определяется тем, как рано данная личность начала зарабатывать и самостоятельно расходовать деньги — ранний (по возрасту) заработок повышает «решпект» к ним на протяжении всей жизни. Недаром «грамотные» в этом отношении родители всегда поощряют самостоятельность своих отпрысков как в зарабатывании ими «своих» денег, так и в расходовании на свои нужды.

Система взглядов на деньги может меняться и по мере накопления жизненного опыта, познания того, что далеко не все блага и стимулы в жизни связаны с оплатой (например, симпатия, любовь, самореализация личности...). При этом происходит относительное сокращение интереса к деньгам, и они уже не воспринимаются как панацея на все случаи жизни. Схожий процесс наблюдается и в случае повышения жизненного стандарта, уровня благосостояния индивидуума, о чем свидетельствуют результаты многих психологических и социологических исследований. При этом ценность денег субъективно становится ниже, а значимость других благ увеличивается. Отчасти это связано с тем, что факт обладания деньгами в этом случае — само собой разумеющееся явление. И наоборот, для бедных слоев населения существует другая закономерность — они оценивают деньги более высоко, чем другие блага.

Существенной психологической характеристикой является отношение людей к факту ухода имеющихся у них денег. В целом такой процесс сопряжен с падением экономических стимулов в жизни и, соответственно, с уменьшением круга потребностей. Однако у разных групп людей реакция на отток денег из их рук в другие (на законной основе) совершенно различна и зависит от целого ряда обстоятельств. Для скупых по своему характеру людей уход денежных средств рождает негативную реакцию, похожую на состояние уплаты штрафа. Для людей другого склада (особенно со склонностью к мотовству) потеря денег не связана с особым сожалением и не является сильнодействующим тормозящим фактором их деятельности. Кроме того, имеет большое значение способ зарабатывания денег. Расставание с легко полученными суммами (наследство, неожиданные обстоятельства — подарок, нахождение...) происходит психологически значительно легче и проще.

Характер окружающей обстановки также влияет на психологическое восприятие оттока денег. С деньгами расстаются заметно проще, чем обычно, например, в условиях Рождественских и новогодних праздников, на различных торжественных мероприятиях, во время отпуска. Отношение к деньгам зависит и от ролевого положения, в котором находится тот или иной человек. Устоявшееся, традиционное отношение к деньгам резко меняется, когда человек приглашает к себе гостей или раздает подарки — при этом расставание с деньгами происходит достаточно легко.

Эмоциональное отношение к уходящим из рук деньгам зависит также от их внешней формы. Металлические деньги, как правило, ценятся ниже, чем ассигнации, бумажные купюры. Повреждение купюр связано с чувством досады, тогда как потеря или отдача равноценной суммы денег в виде металлических монет особо негативных эмоций обычно не вызывает. Возможно, что такая реакция связано с заложенной в подсознание установкой: монеты — мелкие суммы, ассигнации — крупные. Подкрепляется эта установка и инфляционными процессами. Рост цен еще больше подрывает доверие к денежному металлу. Россиянам хорошо знакомы такие ситуации, когда продавцы на рынках отказывались принимать 50- и 100-рублевые монеты, хотя сами покупатели предпочитали избавиться именно от них, а не от бумажных денег. Интересен еще и тот момент, что подсознательно человек оценивает денежную купюру с большой нарицательной стоимостью более высоко, чем ту же сумму в виде совокупности мелких денежных знаков. Ему психологически легче расплатиться мелкими деньгами, чем отдать одну крупную купюру, отвечающую той же сумме.

При желании каждый может убедиться сам, что ему опять же психологически более комфортно расстаться при оплате чего-либо со старыми, изношенными деньгами, чем с новыми, еще «хрустящими». Именно это явление приводит к сравнительно быстрому ветшанию купюр, уже не раз побывавших в руках различных людей. Раз от них стараются избавиться в первую очередь, их обращение происходит гораздо интенсивнее.

«Эффект спокойствия» в случае отдачи денег возрастает при использовании все более и более абстрактных форм денег. Например, использование кредитных карточек или системы безналичных расчетов уменьшает «ощущение штрафа». И ясно, почему это происходит: при таких расчетах исчезает прямо наблюдаемый переход денег из одних рук в другие. Именно поэтому введение кредитных карточек привело к значительному увеличению товарооборота.

Но, чтобы тратить деньги, необходимо их иметь. Здесь мы вплотную сталкиваемся с таким понятием, как «доход».

Категория «доход» может быть проанализирована с помощью самых разных подходов, в том числе и психологического (если отбросить экономический и социальный). Интересны моменты восприятия человеком процесса и результата получения доходов. При этом необходимо отметить, что многое зависит от степени развития общества и от характера сложившейся системы общекультурных ценностей.

1. Значительная часть людей, достигнув определенного жизненного стандарта, нацеливается на удовлетворение более высоких потребностей (выражаемых уже не в материальных или денежных аспектах, а в духовных стремлениях).

2. В процессе развития общества доходы все реже рассматриваются лишь как «покупательский фактор» — становится гораздо более важным «эффект общественного резонанса». Получаемый доход прежде всего свидетельствует о социальном престиже личности. При этом восприятие доходов в данном качестве различается у мужчин и женщин. Если женщины в целом спокойнее реагируют в этом плане на получаемые доходы, то для мужчин это значимый сигнал об их социальном положении, иерархической ступени, которой они достигли.

3. Важной компонентой психологической реакции на доходы является составляющая, связанная с характером их получения. Влияние оказывают и частота получения доходов, и их уровень, а также постоянство поступления.

4. Важную роль играет и «проблема ожидания» доходов, когда в расчет берутся позитивные и негативные реакции, оптимистические и пессимистические, с чувством надежды или без нес.

5. Особую роль играет проявление «стимула к сопоставлению». В принципе сопоставление заложено в подсознании человека самой природой, по развивается и переходит на более высокие уровни благодаря человеческому сознанию. Здесь и сопоставление полученного дохода с затраченными усилиями (чаще с эмоционально негативом), и сравнение с доходами других людей (отсюда зависть — когда принцип распределения доходов кажется несправедливым и противозаконным). Как следствие — проявления «групповой общности», ведущей к социальным конфликтам. Весьма значительную роль в этом случае играют систематически воспроизводимые ожидания, сменяющиеся разочарованиями.

6. На характер реакции человека по поводу дифференциации в доходах большое влияние оказывает сложившаяся в обществе система ценностей, привычек, идеология жизни. В соответствии с этими факторами складывается и стратегия преодоления возникающих у человека проблем. Например, присущая американцам уверенность в достижении успеха покоится на двух принципах: что каждый должен быть кузнецом своего счастья и что изначально в обществе все имеют равные шансы. В России же люди за долгие годы уже привыкли к распределению благ «сверху», поэтому основная задача для них — пробиться поближе к этому источнику благ.

Остановимся теперь на психологических сторонах сбережения полученных доходов. Можно различить сбережения, связанные с заблаговременными замыслами, и сбережения, направленные на текущее потребление. Есть сбережения, направленные на приобретение конкретного объекта, а есть накопление, для которого конкретный объект приобретения в сознании еще не обозначен. Ну и в качестве самостоятельного варианта можно отметить целевую ориентацию на накопление с целью обладания капиталом. Существует и такая экзотическая форма сбережения, когда накопление проводится по инерции, ради забытой уже цели. Сложившаяся привычка продолжает стимулировать человека на дальнейшие действия по депонированию средств. По своей психологической природе такая форма напоминает поведение филателиста или нумизмата.

Принято подразделять мотивы накоплений богатства на два вида: имеющие прагматический характер и не имеющие практической нацеленности (самоцель или альтруизм). Первая группа является преобладающей у человека и включает в себя следующие мотивы:

* Мотив безопасности. Здесь речь может идти о принципиальных основах существования самой личности.

* Мотив достижения контроля над ситуацией. В данном случае присутствует целевая ориентация человека на обладание властью, на чувство независимости от других и, по возможности, на кон троль над окружающими.

* Мотив получения доходов от накоплений связан с попыткой обеспечить себя более крупными финансовыми средствами, что реализуется выбором наиболее удачных форм накопления и грамотной стратегией, то есть умелой комбинацией разных вариантов.

* Мотив престижа подразумевает нацеленность человека на демонстрацию окружающим факта своих накоплений, которые играют роль показателя профессионального мастерства, успеха и умелого обращения с финансами.

Существует определенная корреляция между мотивами и выбранной формой сбережения. Например, у людей, стремящихся к демонстрации своих достижений, преобладающей формой сбережения выступают наиболее вероятные их варианты. Для тех, кто проявляет тенденцию к контролю над ситуацией и окружающими лицами, характерна склонность к таким формам сбережения, которые дают возможность распорядиться своими ресурсами в любое время.

В развитых странах, где население привыкло жить в условиях традиционного экономического порядка, наблюдается снижение доли средств, направляемых на цели накопления. Основные финансовые затраты приходятся на текущие, потребительские цели, на отдых, хобби, путешествия. Наблюдается также замещение накоплений получением кредитов (доступность и относительная дешевизна которых сокращает потребность в сбережении). Сбережения в основном ориентируются на поддержание достигнутого стандарта жизни. Вовлекаемые в процесс накопления слои людей все больше и больше готовы к тому, чтобы нести соответствующую (неизбежную в рыночной экономике) долю риска. Выйдя на пенсию, люди стремятся не сокращать стандарты своего потребления, а увеличивать их, воспринимая новый этап жизни не как «остаточную величину», а как «новое начало жизни».

В условиях России процесс сбережений имеет свою, особую специфику, связанную с малым среднестатистическим доходом и с непредсказуемой социально-экономической ситуацией в стране. Сбережения населения нацелены преимущественно на краткосрочное потребление (автомобили, загранпоездки — у одних, деньги «на черный день» — у других). Играет свою роль и отсутствие привычки делать накопления в современных формах, обусловленных рыночным типом экономики, — страхование, покупка ценных бумаг не заняли еще должного места в практике сбережений. Большую роль в появлении недоверия к ним сыграли различные «пирамиды», в том числе и государственные. Да и вообще, стимул к повышению сбережений и трансформации их в нормальные инвестиции появится у людей только в случае нормализации социально-экономической ситуации в стране.

Свою специфику вносит и российский менталитет, имеющий следующие составляющие:

* Слабая ориентация на рационализм с относительно высокой долей иррационализма, что дает определенную непредсказуемость поведения.

* Повышенная тяга к духовной, душевной, эмоциональной стороне жизни (которая сохранится только в том случае, если прекратится процесс спаивания народа).

* Отсутствие у преобладающей части населения тяги к самостоятельности, активному проявлению своей личностной роли.

* Стремление к групповой форме существования, что исторически обусловлено как неблагоприятным климатом, так и крайне низкими материальными условиями жизни.

* Отсутствие должного самоконтроля, что имеет своим следствием непропорциональное развитие «теневой экономики» (чему способствует и слабость правовой базы, и высокое налоговое давление государства) и разрастание криминальных структур.

Деньги сами по себе не могут принести и не принесут внутренний покой, счастье и удовлетворение. Однако и в бедности человек не может найти довольства, радости и смысла жизни. Мудрость подсказывает, что решениеетой дилеммы, с которой столь часто сталкивается человек, состоит в стремлении стать таким, который уважает и в то же время притягивает к себе деньги. Ведь истинное богатство состоит в наличии целого комплекса условий, включающих в себя и здоровье, и финансовое благополучие, и целеустремленность, и трудолюбие, и усердие, и знание, и нравственность, и добросердечие, и веру, и любовь, и внутренний покой, и духовность.

Нужно осознать, что в погребальном саване нет карманов. Непозволительно финансовым обстоятельствам занимать слишком важное место в жизни, делая человека рабом нощей, которые отнимают внутренний покой и смещают приоритеты. Нужно смотреть на деньги с благоговением и уважением, понимая в то же время, что они могут быть самым жестоким хозяином самых лучших рабов. Как говорят умные люди, деньги повелевают непосвященными, но сами являются слугами просветленных.


Особенности национального отношения к деньгам

Кто на свете самый экономный, а кому наплевать на завтрашний день? Международная группа независимых экспертов с интервалом в 5-7 лет проводит исследования в 24 странах мира.

В стремлении отложить деньги на «черный день» лидируют бельгийцы: они откладывают «в чулок» около четверти заработанного.

Второе место занимают итальянцы — 18 % своего дохода они откладывают про запас. На третьем месте японцы — 15%, на четвертом — датчане и ирландцы. За ними следуют французы, швейцарцы, англичане и немцы. Общепризнанная немецкая экономность и расчетливость потеряла свои лидерские позиции после воссоединения Германии: восточные немцы после периода экономического зажима устремились к излишествам и подорвали авторитет самой скупой нации в мире. «Опомнитесь, немцы! — взывали со страниц журналов "Штерн" и "Шпигель" обеспокоенные журналисты, увидев, как их соотечественники расхватывали мужские ботинки, упакованные в коробки из сандалового дерева. — На кой дьявол тратить вдвое больше, чтобы потом выбросить эти коробки в мусоропровод?!»

Шведы откладывают из каждого заработка около 7 % суммы.

А вот американцы тратят 95 % заработанного, австралийцы и того больше. Ну а самыми легкомысленными оказались голландцы: лишь 2 % дохода они приберегают ежемесячно на всякий случай.

В России по-прежнему все непредсказуемо: отношение к деньгам меняется по нескольку раз в год. По-видимому, это связано с недостатком индивидуализма и рационализма в русском национальном характере. К тому же наши «новые» и «старые» русские так далеко отстоят друг от друга по своим доходам, что не имеют аналогов в мире.

Между «новым» и «старым» светом — устойчивые существенные различия в отношении к тому, каким путем были добыты большие деньги. Это хорошо видно на примере ведущих мировых держав — США и Франции.

В США человек, зарабатывающий большие деньги, пусть даже дрессировкой блох, вправе рассчитывать на ничуть не меньший почет в обществе, чем видный ученый или крупный политик. Во Франции существует по меньшей мере три десятка терминов, обозначающих разные виды материального вознаграждения или дохода (зарплата, оклад, жалованье, гонорар, дивиденд и т. п.). Причем каждый из них пользуется определенным социальным престижем. Француз явно предпочтет гонорар писателя жалованью прислуги, даже если второе значительно больше первого.

Американец при виде миллионера, проезжающего в роскошном автомобиле, думает о том, как бы побольше заработать денег, чтобы оказаться на его месте. А француз в аналогичной ситуации — как бы вытряхнуть миллионера из авто и заставить идти по улице, как все.

Для американца все предельно просто: если человек богаче других, значит, он умнее, сильнее и лучше других. А какой ценой достигнут его успех, никого не интересует. В глазах же большинства французов проблема успеха в жизни кажется куда менее однозначной: только треть из них верят, что успех является результатом честолюбия и ловкости. Почти половина французов испытывают недоверие к тем, кто нажил состояние. Поэтому не стоит удивляться, что французские миллионеры часто избегают появляться на телеэкранах и обложках иллюстрированных журналов.

Достаточно специфично отношение французов к деньгам и богатству. У большинства из них есть качество, которое они считают большим достоинством — бережливость. Иногда она переходит в уродливую скупость. Скопить средства, стать в старости рантье — мечта многих. Француз не любит рискованных финансовых авантюр, стараясь скорее сэкономить, чем заработать.


следующая страница >>



Романист может потерять читателя на протяжении нескольких страниц; драматург не может позволить себе потерять зрителя ни на минуту. Теренс Раттиган
ещё >>