Весельского Виктора Адольфовича Абинск 2011г - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Очередной сезон ознаменовался большими изменениями в составе 1 135.91kb.
Памяти Виктора Степановича Ленского 1 71.91kb.
Отчет о деятельности учреждения за 2011г 4 424.5kb.
Литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти Виктора Ивановича... 1 47.28kb.
Школьного методического объединения учителей общественных дисциплин... 1 200.58kb.
Мероприятия по воспитательной и внеучебной работе, проведенные за... 1 39.08kb.
В. Н. Тарасов 2011г Ректор фгбоу впо «Саратовская государственная... 1 84.58kb.
Решение №808 «30» сентября 2011г г. Иркутск Резолютивная часть решения... 1 349.5kb.
Документальной ревизии 1 100.04kb.
Роман виктора гюго собор парижской богоматери 1 102.44kb.
Учебный план на 2011/2012 учебный год 1 308.03kb.
Программа Второго Открытого Всероссийского конкурса 1 64.49kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Весельского Виктора Адольфовича Абинск 2011г - страница №1/1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа г. Абинска»

муниципального образования Абинский район

(МБОУ ДОД «ДМШ г. Абинска»)

ОБСУЖДЕНО СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДЕНО

На заседании МО Решение МС решением педагогического

Протокол № Протокол № совета протокол №

от « »______2011г. от «___»_____2011г. от «____»________2011г.

Заведующий МО Заместитель директора председатель

______________ по УВР педагогического совета

______________ _______Л.П. Баранова _____И.В. Миронычева


Рабочая модифицированная программа

по предмету

« Музыкальный инструмент»


(корнет, труба, альт, тенор, баритон, туба)
Отделение духовых и ударных инструментов

Ступень обучения - основная


Срок реализации – 5 лет




Преподавателей МБОУ ДОД «ДМШ г. Абинска»
Савидий Сергея Михайловича,

Весельского Виктора Адольфовича
Абинск
2011г.

Пояснительная записка

Рабочая программа адресована учащимся детской музыкальной школы отделения духовых и ударных инструментов основной ступени обучения, является модифицированной и составлена на основе Типовой программы «Музыкальный инструмент(медные духовые инструменты), утвержденной в 1988г. и в соответствии с учебными планами, утвержденными приказом Министерства культуры от 28.05.1987 г № 242. Программа рассчитана на 5 –летний срок обучения на инструментах - корнет, труба, альт, тенор, баритон, туба.

Начальную подготовку учащиеся младшего возраста могут получить обучаясь на блок – флейте или специальных детских музыкальных инструментах.

Значимость программы состоит в наиболее эффективной организации учебного процесса в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к музыкальной педагогике. Программа призвана помочь решению задач освоения исполнительских навыков, приобщения к музыке детей разной степени одаренности, по воспитанию в них заинтересованного отношения к музыке, желания музицировать, развивать эрудицию, художественный вкус.

Новизна программы определяется опорой на современные исследования в области теории и практики обучения на медных духовых инструментах, и опыт, накопленный преподавателями отделения духовых и ударных инструментов ДМШ г.Абинска за последние десятилетия.

Актуальность данной программы обусловлена усилением мотивации обучения игре на духовых и ударных инструментах и реализацией творческих потребностей учащихся, посредством изучения высокохудожественного репертуара для духовых и ударных инструментов, включая региональный компонент, освоение различных видов музицирования.
Цели:

Основной целью данной программы является воспитание любителей музыки; формирование творческой личности учащегося развитие музыкального вкуса; привлечение широкого контингента учащихся с различными музыкальными и физическими данными; приобщение детей и подростков к музыкальной культуре.


Задачи:

Образовательные

1)уметь самостоятельно разучивать и исполнять произведения, разные по содержанию форме, стилю и жанру;

2) Приучать правильно и осмысленно слушать музыку.

Развивающие

1) развивать исполнительские навыки игры на данных инструментах;

2) Развивать навыки чтения нот с лист, подбор по слуху.

Воспитательные

1) прививать практические навыки и знания, необходимые для участия в художественной самодеятельности и музицирования в быту;

2) иметь опыт сценического исполнения.
Организация образовательного процесса.

Основной формой учебной и воспитательной работы в инструментальном классе является урок, проводимый как индивидуальное занятие преподавателя с учеником. Индивидуальные уроки проводятся 2 раза в неделю по 40минут.

В урок входит: теоретический материал, техническое развитие, работа над произведением, читка с листа, ансамблевая игра.

За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на инструменте произведения из репертуара детской музыкальной школы.

При игре на духовых инструментах активно работают лёгкие, губной аппарат, напрягаются определённые мышцы тела. Важно, чтобы пальцы, губы, зубы отвечали установленным требованиям для обучающихся на духовых инструментах. Правильная постановка губного аппарата и исполнительского дыхания является одним из необходимых условий успешного обучения.

Постоянное внимание следует уделять также точной интонации – важнейшему средству музыкальной выразительности. Для выработки точной интонации необходимо постоянно развивать музыкальный слух ученика, а также чувство самоконтроля.

В программе предусматриваются так же требования к исполнению ансамблей. Навыки ансамблевого исполнения необходимо прививать ученику с первых лет обучения, подготавливая его тем самым к занятиям в оркестровом классе.

Успешное обучение учащихся зависит от правильной организации домашних занятий и привлечения родителей для контроля.


Ожидаемые результаты и способы их проверки:

По окончании курса обучения учащиеся должны уметь следующее:



  1. Владеть основными навыками игры на инструменте;

  2. Быть технически продвинутым;

  3. Иметь навыки творческого потенциала;

  4. Уметь слушать и исполнять различную жанровую музыку;

  5. Уметь грамотно определять структуру произведений;

  6. Уметь выступать на концертной эстраде;

  7. Быть эстетически и культурно развитыми;

  8. Знать о творчестве композиторов.

Данные знания, умения и навыки проверяются посредством исполнения наизусть музыкального репертуара на уроках, контрольных срезах, концертах.



Учебно -тематический план


1 год обучения

П/№

Наименование разделов, тем

Кол –во часов

1

Музыкальная грамота. Введение.

10

2

Техническое развитие: гаммы упражнения, этюды

20

3

Работа над произведениями

27

4

Чтение с листа

11

Итого учебных часов:

68




2 год обучения

П/№

Наименование разделов, тем

Кол –во часов

1

Музыкальная грамота

4

2

Техническое развитие: гаммы упражнения, этюды

25

3

Работа над произведениями

25

4

Чтение с листа

4

5

Игра в ансамбле

10

Итого учебных часов:

68




3 год обучения

П/№

Наименование разделов, тем

Кол –во часов

1

Музыкальная грамота

5

2

Техническое развитие: упражнения Докшицера, гаммы, этюды

24

3

Работа над произведениями

24

4

Чтение с листа

5

5

Игра в ансамбле

10

Итого учебных часов:

68




4 год обучения

П/№

Наименование разделов, тем

Кол –во часов

1

Музыкальная грамота

5

2

Техническое развитие: упражнения Докшицера, гаммы, этюды

24

3

Работа над произведениями

24

4

Чтение с листа

5

5

Игра в ансамбле

10

Итого учебных часов:

68


5 год обучения

П/№

Наименование разделов, тем

Кол –во часов




1

Музыкальная грамота

5

2

Техническое развитие: упражнения Докшицера, гаммы, этюды

24

3

Работа над произведениями, подготовка к выпускному экзамену

24

4

Чтение с листа

5

5

Игра в ансамбле

10

Итого учебных часов:

68


Содержание программы



Первый год обучения

Раздел 1. Музыкальная грамота. Введение.

Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за ним.



Раздел 2. Техническое развитие: гаммы упражнения, этюды.

Работа над положением корпуса, головы, рук, постановка губного аппарата. Первоначальное звукоизвлечение, постановка исполнительского аппарата и дыхания. Знакомство с основными аппликатурными принципами, с различными приемами звукоизвлечения. В течение года ученик должен освоить 5 – 6 этюдов на различные виды штриховой техники.



Раздел 3. Работа над произведениями.

Формирование начальных представлений о музыке. Формирование основ культуры звучания и интонирования. Начальное развитие музыкально – образного мышления.



Раздел 4. Чтение с листа.

Воспитание направленного внимания, простейшие упражнения в чтении с нот с листа.


Второй год обучения

Раздел 1. Музыкальная грамота. Введение.

Продолжение работы по формированию постановочных и двигательно – игровых навыков. Изучение музыкальной грамоты.



Раздел 2. Техническое развитие: гаммы упражнения, этюды.

Работа над положением корпуса, головы, рук, постановка губного аппарата. Первоначальное звукоизвлечение, постановка исполнительского аппарата и дыхания. Знакомство с основными аппликатурными принципами, с различными приемами звукоизвлечения. В течение года ученик должен освоить 5 – 6 этюдов на различные виды штриховой техники.



Раздел 3. Работа над произведениями.

Работа над средствами музыкальной выразительности. Работа над музыкальным образом в разноплановых пьесах различных композиторов – классических и современных.



Раздел 4. Чтение с листа.

Воспитание направленного внимания, простейшие упражнения в чтении с нот с листа. Продолжение работы над развитием навыка чтения с листа.



Раздел 5. Игра в ансамбле.

Развитие слухового контроля, интонации. Исполнение с педагогом простейших ансамблей.



Третий год обучения

Раздел 1. Музыкальная грамота. Введение.

Изучение музыкальной грамоты. Формирование представлений об артикуляции.



Раздел 2. Техническое развитие: упражнения Докшицера, гаммы, этюды.

Развитие двигательных технических навыков. Работа над различными видами упражнений, дальнейшее развитие штриховой техники, этюды на развитие мелкой техники.



Раздел 3. Работа над произведениями.

Точное исполнение текста, штрихи, динамика, характер произведений. Дальнейшая работа над развитием музыкально – образного мышления. Работа над качеством звучания.



Раздел 4. Чтение с листа.

Продолжать работу над развитием навыка чтения с листа, которая приучает ученика к яркости, образности эмоциональных и игровых ощущений, помогает более полно воспринимать и воспроизводить музыку.



Раздел 5. Игра в ансамбле.

При игре в ансамбле с преподавателем учитывать синхронность, ритмическую согласованность, образность исполнения. Развитие слухового контроля, интонации.



Четвертый год обучения

Раздел 1. Музыкальная грамота.

Изучение музыкальной грамоты. Анализ музыкальных произведений. Структура музыкального произведения. Фактура. Терминология.



Раздел 2. Техническое развитие: упражнения Докшицера, гаммы, этюды.

Развитие двигательных технических навыков. Работа над различными видами упражнений, дальнейшее развитие штриховой техники, этюды на развитие мелкой техники. Дальнейшее развитие техники. Упражнения на освоение различных технических формул, которые встречаются в художественных произведениях. Гаммы до трех знаков. Этюды на мелкую технику.



Раздел 3. Работа над произведениями.

Умение анализировать, работа над образным исполнением. Дальнейшая работа над развитием музыкально – образного мышления. Углубление работы над качеством звучания, повышение критерия его оценки. Совершенствование комплексного фундамента исполнительского процесса, который был сформирован на предыдущем этапе.



Раздел 4. Чтение с листа.

Воспитание самоанализа. Продолжать работу над развитием навыка чтения с листа, которая приучает ученика к яркости, образности эмоциональных и игровых ощущений, помогает более полно воспринимать и воспроизводить музыку.



Раздел 5. Игра в ансамбле.

При игре в ансамбле с преподавателем учитывать синхронность, ритмическую согласованность, образность исполнения. Развитие слухового контроля, интонации.


Пятый год обучения

Раздел 1. Музыкальная грамота.

Стилевые особенности изучаемых произведений.



Раздел 2. Техническое развитие: упражнения Докшицера, гаммы, этюды.

Изучение гамм до пяти знаков, добиваться высокого уровня технического исполнения. Шесть этюдов на различные виды техники. Один этюд для выступления на экзамене.



Раздел 3. Работа над произведениями, подготовка к выпускному экзамену.

Работа по дальнейшему развитию музыкально – исполнительских навыков и ликвидации недочетов. Для большинства учащихся последний год – это завершение работы по формированию исполнительских навыков для (ансамблевого, сольного) музицирования, проверка самостоятельности в решении музыкально – технологических задач и концертно – исполнительской работе.



Раздел 4. Чтение с листа.

Воспитание самоанализа. Продолжать работу над развитием навыка чтения с листа, которая приучает ученика к яркости, образности эмоциональных и игровых ощущений, помогает более полно воспринимать и воспроизводить музыку.



Раздел 5. Игра в ансамбле.

При игре в ансамбле с преподавателем учитывать синхронность, ритмическую согласованность, образность исполнения. Развитие слухового контроля, интонации.



Формы и виды контроля

Успеваемость учащихся учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, конкурсах, прослушиваниях, технических зачётах.

Экзамены проводятся в выпускных классах. На выпускном экзамене учащиеся исполняют 3 произведения и этюд или одно произведение крупной формы и пьеса по выбору учащегося и этюд.

В течение учебного года учащиеся выпускного класса выступают на прослушиваниях с исполнением произведений выпускной программы. Выпускные программы предоставляются преподавателем в начале первого полугодия и утверждаются на заседании отделения. На выпускные экзамены выносятся три произведения и этюд, либо произведение крупной формы (концерт, вариации) и пьеса по выбору учащегося и этюд.

Учащиеся 1 класса исполняют 3 произведения в конце учебного года на академическом концерте.

Учащиеся 2 -4 классов прослушиваются на академических концертах 2 раза в год. Техническая подготовка проверяется на технических зачётах 1 раз в год во втором полугодии. Контрольные уроки проводятся в конце каждого полугодия в присутствии заведующего отделением, заместителя директора по УВР, преподавателей отдела.

При выведении итоговой оценки учитывается оценка годовой работы ученика. Оценка, полученная на академическом концерте или экзамене, а так же результаты контрольных уроков и выступлений в течении учебного года.

Методическое обеспечение:

Для успешного осуществления и достижения желаемых результатов в рамках данной программы необходимо следующее оборудование:


Класс с музыкальным инструментом (фортепиано), подставка под ноги, стулья, стол, метроном, карандаши и ручка для записей, проигрыватель или музыкальный центр, пластинки и диски, нотная тетрадь, дидактические материалы.
Учебная литература:

  1. Т.Докшицер «Система комплексных упражнений трубача» 1985 г.

  2. В.Афанасьев, В.Кулёв, Н.Миронов «Хрестоматия сольной и ансамблевой игры на медных духовых инструментах» 2001.

  3. С.Баласанян «Школа игры на трубе»

  4. Ю.Усов «Школа игры на трубе» 1985

  5. Ю.А.Язмин «Учебное пособие для альта» 2005.

  6. А.М.Сонин «Сборник упражнений, этюдов, пьес для альта» 1-3 кл 2005.

  7. В.Ефимов «Музыкальные самоцветы» Пьесы для трубы и фортепиано» 2006.

  8. А.Чернолихов «Сборник популярных пьес для трубы в сопровождении фортепиано» 2003.

  9. Н.Власов «Золотая труба» школа пьес педагогического и концертного репертуара I и II части 1996 .

  10. Л.Чумов «Альбом юного трубача» выпуск I 1989 .

  11. Ю.Литовко «Маленький трубач» пьесы для трубы и фортепиано 2003.

  12. Ю.Усов «Хрестоматия для трубы» 1989

  13. Ю.усов «Хрестоматия для трубы» 1-3 класс ДМШ 1983.

  14. С.Савидий «Хрестоматия для трубы» 2000.

  15. А.Лебедев «Школа игры на тубе в двух частях» 1974.

  16. О.П.Белофастов учебный репертуар детских музыкальных школ с 1 по 5 классы 1985.

  17. И.Богар «Хрестоматия для трубы» 1971

  18. П.Волоцкой «Хрестоматия для трубы» I-Ш классы ДМШ 1963.

  19. Г.Дмитриев «Альбом юного трубача» 1985.

  20. Н.Берднев «30 этюдов для трубы» 1976.

  21. В.Новиков «Пьесы русских композиторов» переложения для трубы и фортепиано 1983.

  22. Б.Панько «Избранные этюды для трубы» 1988.

  23. Музыка русских композиторов для трубы и фортепиано Переложение В.Мрголина. 2002.

  24. Д.Кабалевский «Пьесы» переложения для трубы и фортепиано 1988.

  25. Д.Гинецинский «Пьесы и этюды для трубы и фортепиано» 1989.

  26. Г.Орвид «Школа для трубы» 1936.

  27. И.Кобец «Начальная школа игры на трубе или корнете» 1970

  28. С.Болотин «Пьесы для трубы и фортепиано» 1979.

  29. «Лёгкие этюды для трубы» Л.Чумов 1980 г

  30. А.Митронов, Д.Гинецинский «Комплекс ежедневных занятий юного трубача» 1990.

  31. С.Болотин «Этюды для трубы или корнета» 1978.

  32. Ж.Арбан «Школа игры на трубе и корнете» Редакция Г.Орвида 1970.

  33. И.Якустиди «Валторна» учебный материал для ДМШ 1, 2, 3, 4, 5 классов 1983.

  34. Ж.Галле «11 этюдов для трубы, корнета, альта, валторны 2003.

  35. Состав. Е.Семёнов «Альбом юного валторниста» 1981.

  36. В.Полех «Хрестоматия для валторны 3-4 класс» 1975.

  37. В.Полех «Лёгкие этюды для валторны» 2003.

  38. В.Полех «Хрестоматия для валторны 1-5 кл. 1983.



Список литературы


  1. Болотин С. «Методика преподавания игры на трубе в музыкальной школе» изд. «Музыка» Ленинградское отделение 1980.

  2. Ивукин В.П. «Обучение игре на трубе в начальных классах ДМШ и ДШИ» 1988.

  3. Левицкий Я.И. «Роль педагога в формировании навыков самостоятельной работы обучающихся игре на духовых инструментах» 1994.

  4. Терехин Р., Апатский В. «Методика обучения игре на фаготе» М. «Музыка» 1988г.








Нет ничего тяжелее легких связей. Эмиль Кроткий
ещё >>