Великий передел арктики глобальное потепление открывает невиданные экономические возможности - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Глобальное потепление 1 74.52kb.
Глобальное потепление и Арктика 1 75.38kb.
Проблемы промышленных загрязнений… Чернобыльская катастрофа. 1 165.28kb.
Имя: Вика Агулова Возраст: 22 Город 1 12.87kb.
Астрономы выявили глобальное потепление во Вселенной 1 81.56kb.
Глобальное лесное хозяйство: эколого-экономические измерения и механизмы... 1 30.16kb.
«Глобальное потепления и последствия для человечества» 1 211.24kb.
Подкормка птиц зимой. Корм для птиц. Вот и пришли настоящие морозы... 1 27.4kb.
Экономическая история 1 71.27kb.
Заговорит ли Интернет по-кыргызски? 1 55.19kb.
«Исследование арктики» 1 50.96kb.
Sherdan “Суперсинергия или «Под колпаком у Миллера» 1 76.88kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Великий передел арктики глобальное потепление открывает невиданные экономические - страница №1/1

ВЕЛИКИЙ ПЕРЕДЕЛ АРКТИКИ

Глобальное потепление открывает невиданные экономические возможности



Клиффорд КРАУСС, Стивен Ли МАЙЕРС, Эндрю РЕВКИН и Саймон РОМЕРО, "Нью-Йорк таймс"
Сегодня в Арктике происходит ни что иное, как настоящая гонка за пространствами и природными ресурсами стоимостью в сотни миллиардов долларов, подобная Золотой лихорадке. Еще до того, как полярные льды начали с каждым летом таять все больше, люди, соблазненные подводными месторождениями нефти и газа и воодушевленные прогрессом техники, поспешили в суровое Баренцево море. Теперь же, когда лед стал тоньше, и буровые платформы стало строить проще, добыча, наверное, переместится еще севернее.

Тающие полярные льды отворяют и другие кладовые с сокровищами – удобные морские пути, новые круизные маршруты, новые возможности для рыболовства.

"Это – положительная сторона глобального потепления, если в нем вообще есть что-либо положительное", – говорит Рон Лемье, министр транспорта канадской провинции Манитоба.

Если таяние продолжится, как полагают многие специалисты по Арктике, масса плавучих льдов, эта "корона", которую носила наша планета миллионы лет, может уже в этом столетии полностью исчезать на весь летний период. Мир получит сезонное судоходное пространство почти в пять раз больше Средиземного моря.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, акватория, принадлежащая государству в Арктике или в иных местах, определяется в зависимости от того, насколько далеко в море простирается континентальный шельф данной страны.

В 2001 году Россия предприняла первую попытку "застолбить" почти половину Северного ледовитого океана, включая Северный полюс. Это предложение было оспорено другими странами, и Россия решила подкрепить свою заявку новыми географическими данными, отправив с этой целью исследовательское судно на север. Впервые в истории оно достигло полюса, не прибегая к помощи ледокола.

Никому не известно, в какой степени таяние последних лет вызвано природными циклами, а в какой – загрязнению. Некоторые ученые и государственные деятели, особенно в России, не соглашаются с тем, что мы имеем дело с необратимым изменением. "В Воркуте не будут яблони цвести", – говорит мэр города Игорь Шпектор, который также является президентом российского Союза городов Заполярья и Крайнего Севера.

Крупные корпорации, восемь приполярных государств, а также страны, расположенные гораздо южнее, делают все более высокие ставки на великую трансформацию. Испытывающий энергетический голод Китай открыл исследовательскую станцию на норвежском Шпицбергене и дважды отправлял в северные моря ледокол "Снежный дракон", который обычно работает в Антарктике. Интерес к ледокольным кораблям настолько велик, что в январе этого года финская судостроительная компания "Акер Финнярдс" создала дочернее предприятие, специализирующееся на их производстве.

В начале этого года Управление разведки и исследований Госдепартамента США в ходе двухдневного закрытого совещания заслушало доклады экспертов по поводу возможных последствий потепления в Арктике и таяния льдов. В выводах совещания говорится, что если климатические тенденции сохранятся, то "возможно, Соединенным Штатам и другим государствам придется решать целый ряд внешнеполитических проблем. Это выявление наличия и возможностей добычи энергоносителей, развитие рыболовства и использование других ресурсов; доступ к новым морским путям; новые претензии в рамках Морского права; национальная безопасность и т.д."

Если взглянуть на карту мира, в середину которой помещен Северный полюс, то становится понятно, почему так важен вопрос о границах. Страны, о которых принято думать, что они находятся в разных концах света, оказывается, поразительно близкие соседи.



Освоение энергоресурсов

В норвежском городе Хаммерфест, одном из самых северных на земле, хорошо видно, как на практике проявляется новое состязание за пространство, возможности и ресурсы.

В Хаммерфест начали съезжаться молодые люди из других частей Норвегии, а также из Финляндии, России и азиатских стран, технические специалисты из Европы и Северной Америки. Их привлекает "Сневит" ("Белоснежка") – огромный комплекс, который строится здесь для приема природного газа, добываемого в Баренцевом море и его сжижения для последующей транспортировки морем. Правительство Норвегии контролирует "Белоснежку", имея большинство голосов в энергетической компании "Статойл", и отчаянно стремится, используя ее успех, вывести страну на передовые позиции в освоении арктических запасов энергоносителей. Однако, быть первым в столь суровых условиях крайнего севера совсем не просто. Расходы на строительство "Белоснежки" уже достигли $8,8 млрд, что почти на 50% больше, чем планировалось изначально.

Ожидается, что в 2007 году проект начнет поставлять сжиженный газ в порт Коув Пойнт в штате Мериленд, поэтому его поддерживает посол США в Норвегии Джон Дойл Онг. Импорт газа в США с Ближнего Востока и из Африки быстро растет, и стабильная Норвегия, которая уже стала третьим в мире экспортером нефти после Саудовской Аравии и России, – редкая альтернатива. "Значение Норвегии для национальной энергетической политики Соединенных Штатов возрастает с каждым годом", – говорит г-н Онг.

Американский посол не только поддерживает "Белоснежку". Он также вмешался в территориальные споры между Норвегией и Россией и настаивает на том, чтобы эти вопросы в Арктике рассматривались как трехсторонние. Многие норвежцы считают такой подход недружественным. Но в частных беседах норвежские чиновники приветствуют поддержку США в их переговорах с Россией. Норвегия хочет разрешить спор таким образом, чтобы освоение месторождений в Арктике было упорядочено на основе ее опыта в бурении и ее экологических стандартов. Как ни велика "Белоснежка", но по сравнению с принадлежащем России шельфовым газовым месторождением она выглядит как гном. Речь идет о Штокмановском месторождении, которое осваивает "Газпром".

Вместе с "Газпромом" это месторождение в Баренцевом море будут осваивать норвежские "Статойл" и "Норск Гидро", французская "Тоталь", а также американские "Шеврон" и "КонокоФиллипс". Стоимость освоения оценивается в сумму от $15 до $20 млрд. Считается, что Штокмановское месторождение содержат вдвое больше газа, чем все ресурсы Канады. "Они найдут еще больше, это новый перспективный район добычи энергоресурсов", – утверждает Кристофер Уифер, директор по стратегическому развитию российского "Альфа-банка".

Почти все крупные транснациональные энергетические компании изучают возможности получить от Норвегии и России разрешение на разработку нефтяных месторождений в Баренцевом море. Нефтяные компании неоднократно заказывали Норвежскому институту полярных исследований технико-экономические обоснования возможности бурения к северу от Шпицбергена. Директор института Ян-Гуннар Винтер говорит, что сезонное таяние полярных льдов может обеспечить доступ к новым запасам нефти, но оно же создаст новые проблемы. "В результате потепления на севере возникнет больше айсбергов, а не меньше, – утверждает он. – На пути к нефти будет больше препятствий, но если цены на нее останутся высокими, то и соблазн добраться до запасов сохранится".

Результатом наступления в Баренцевом море может стать пересмотр энергетической политики. Переориентация на более широкое использование газа обеспечит России особо прочные позиции. "У нее есть хорошая возможность стать более эффективным противовесом ОПЕК", – говорит г-н Уифер.

Что же касается Норвегии, то глобальное потепление дает ей шанс стремиться к большему влиянию, чем определено размерами ее территории. Страны, испытывающие недостаток в энергоносителях, с некоторых пор стали проявлять к ней значительный интерес. В сентябре Осло посетил министр нефти Индии, которая хочет принять участие в освоении месторождений в Баренцевом море. Директор Норвежского института международных отношений Сверре Лодгаард говорит, что если морской путь на севере будет открыт хотя бы пять месяцев в году, Норвегия может стать основным поставщиком нефти и газа в Китай.

"Впервые мы стали привлекать, а не провожать молодежь, – говорит мэр Хаммерфеста Альф Якобсен. – У нас есть возможность стать трамплином в Арктику".



Рыболовство продвигается на север

Исследования показывают, что через несколько десятилетий нам станут доступны обширные районы рыбного промысла, которых человечество в своей истории почти не касалось. Колонизация новых рек горбушей – лишь одна из многих перемен в поведении рыбы и крабов, которые можно связать с отступлением льдов и потеплением воды в Чукотском и Беринговом морях. Эти изменения важны потому, что Берингово море богато минтаем, лососем, палтусом и крабом, на которых приходится около половины вылова морепродуктов США и треть – России.

В отчете об изменении климата в Северном ледовитом океане, подготовленном Комиссией по исследованию Арктики для ВМС США в 2003 году говорится, что некоторые виды рыб и морских животных продвигаются на север через Берингов пролив. "Потепление климата может оживить рыболовство в Арктике, особенно в Баренцевом море, а также в районе моря Бофорта и Чукотского моря, где в прошлом коммерческая деятельность была минимальной, – говорится в отчете. – Кроме того, по мере сокращения периода стояния ледового покрова, появятся новые возможности для рыболовства в Беринговом море".

Вместе с тем могут возникнуть проблемы из-за того, что запасы будут перемещаться из вод одной страны в воды другой. Например, крабы-стригуны, похоже, по мере отступления льдов перемещаются от Аляски к России. По мнению некоторых ученых, в конечном счете, ценные запасы рыбы могут полностью переместиться из американских вод. "Если крабы пошли в Российскую зону, нам не остается ничего другого как надеяться, что однажды они вернутся", – говорит Глен Рид, президент Тихоокеанской ассоциации рыбной промышленности в Сиэтле.



Кому что принадлежит

Поскольку исследованы лишь небольшие участки Арктики, различные страны снаряжают новые экспедиции, цель которых – заявить о своих правах на максимально возможные акватории. Такие претензии предъявляются во всем мире, но именно в Арктике эксперты ожидают самые напряженные конфликты. Это единственное место, где пересекаются границы пяти стан – России, Канады, Дании, Норвегии и США. Еще три полярных государства – Исландия, Швеция и Финляндия – не имеют океанических границ.

Споры об участках, на которые претендуют две или несколько стран, должны разрешаться самими этими странами, а Комиссия ООН по границам континентального шельфа контролирует пространства, которые остаются международными водами. В 2001 году техническая группа комиссии отклонила претензию Росси на почти половину Северного ледовитого океана. Теперь, после недавней экспедиции судна "Академик Федоров" к Северному полюсу, Россия надеется использовать новые картографические данные в свою пользу.

В июне Дания и Канада объявили о намерении совместно исследовать "ничьи" акватории Северного Ледовитого океана возле своих берегов. Дания больше всего хочет доказать, что 1600-километровый подводный хребет Ломоносова географически привязан к Гренландии – то есть ее территории. Если такая связь будет найдена, то, по словам официальных представителей Дании, страна заявит о том, что Северный полюс принадлежит датчанам.

Канада также может предъявить претензии на огромные площади и столкнуться с возражениями со стороны других арктических государств. США могут заявить о правах на участок шельфа, превышающий по площади Калифорнию.

Однако ратификация Соединенными Штатами Конвенции ООН по морскому праву неоднократно блокировалась небольшой группой сенаторов-республиканцев, которые утверждают, что участие в ней подорвет суверенитет Америки. Многие сторонники ратификации конвенции, в том числе представители Пентагона, Американского нефтяного института, говорят, что из-за этого США остаются на обочине процесса передела океана.

"Мы должны непосредственно участвовать в этой игре, говорить об управлении рыбными ресурсами, добыче полезных ископаемых, свободе судоходства", – заявил адмирал Джеймс Уоткинс, отставной начальник штаба ВМС США, который в настоящее время возглавляет Комиссию США по морским ресурсам.

В спорах об акваториях США проявляют меньше расторопности, чем Канада. Эта страна агрессивно старается обеспечить свой суверенитет над владениями, которым раньше не придавала значения. Три года назад здесь начато патрулирование самых отдаленных арктических территорий силами, состоящими в основном из 1500 эскимосов-резервистов. В следующем году канадские военные планируют запустить спутниковую систему "Радарсат 2", которая обеспечит наблюдение за Арктикой. Цель Канады состоит не только в усилении контроля над своей территорией, но и обеспечение устойчивых позиций на будущих переговорах о Северо-западном проходе – морском пути из Европы в Азию вдоль северного побережья Канады.

"Я не думаю, что в течение 20 лет Северо-западный проход будет иметь какое-либо значение, но, учитывая темпы глобального потепления, мы понимаем, что через 20 лет он значение приобретет, и действовать нам надо уже сегодня", – говорит Министр обороны Канады Уильям Грэм. Этим летом он обозначил эту позицию, посетив остров Ханс – трехкилометровую скалу, на которую претендуют Канада и Дания.

Пентагон сосредоточил свое внимание в другой области. В течение последнего десятилетия прошлого века ВМС США тратили по $25 млн в год на полярные исследования и в августе 2001 года опубликовали отчет, в котором говорится, что вооружение и корабли спроектированы без учета действий в условиях Арктики, а также что системы навигации и поддержки не пригодны для применения в северных условиях. Несмотря на это, после трагедии 11 сентября 2001 года флот сильно сократил расходы на полярные исследования, а три крупнейших ледокола Америки приходят в негодность.

Канадский Черчилль и российский Мурманск – мало похожи друг на друга. Черчилль и не город вовсе, а пустынный форпост на западном берегу Гудзонова залива с населением 1100 человек. Он выживает за счет 15.000 туристов, которые приезжают сюда каждый год, чтобы попытаться сфотографировать белых медведей.

В Мурманске, напротив, проживают 325.000 человек, это самый большой город за Полярным кругом. Несмотря на то, что он находится севернее Черчилля, который закрыт льдами восемь месяцев в году, благодаря Гольфстриму акватория Мурманска не замерзает, что превратило его в идеальную базу для российского арктического флота. Похожи эти города тем, что они переживают тяжелые времена. Черчилль, и так-то небольшой, стал терять население, с тех пор, как в 1980 году здесь закрылась венная база. Мурманск, как и большая часть России, утратил экономическое значение с распадом Советского Союза. Но еще больше роднит их географическое положение и общая мечта о том, что таяние арктических льдов позволит создать так называемый Арктический мост – морской путь, на котором эти города станут естественными основными портами.

Путь из Мурманска до континентальной территории Северной Америки через реку Святого Лаврентия и Великие озера до города Тандер-Бей в канадской провинции Онтарио обычно занимает 17 дней. При хороших условиях добраться от Мурманска до Черчилля можно всего за восемь дней. От Черчилля же есть железнодорожные пути вплоть до Мексики.

В свое время Мурманск был главным портом советского Северного морского пути, который пролегал более чем на 5.600 км, достигая никелевых месторождения Норильска и новых арктических поселений Диксона, Хатанги, Тикси и Певека, заканчиваясь в Беринговом море. Но с крушением СССР погиб и Северный морской путь. Также как Арктический мост может радикально сократить путь из Европы до Канады, воскрешенный Северный морской путь может сократить доставку грузов из Северо-восточной Азии в Европу на 40%.

Существует и третий арктический морской путь – Северо-западный проход. Он последним из трех основных путей поддастся таянию. Но некоторые из канадских чиновников, предвидя, что произойдет через 20 лет, утверждают, что это еще одно подтверждение целесообразности инвестиций в возрождение Черчилля.

"Мы нацелены в будущее, – говорит г-н Лемье, министр транспорта провинции Манитоба. – Мы хотим стать главным транспортным узлом всемирного полярного транспорта".



Два способа поделить Арктику

Территория вокруг полюса пока не принадлежит никому. На нее могут претендовать приполярные государства, их заявки подлежат утверждению ООН. Для того, чтобы подать заявку, необходимо доказать, что подводные возвышенности являются частями шельфа, а не отдельными объектами морского дна.





1. Метод средней линии.

На нем настаивают Канада, Дания и ООН.

Море следует поделить пропорционально протяженности береговой линии каждой из стран. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, государства не имеют права претендовать на некоторые пространства, поскольку они находятся слишком далеко от их берегов или от границы шельфа.



2. Секторный метод.

На нем настаивают Россия и Норвегия



Море следует поделить по линиям меридианов, сходящихся на полюсе.




Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства. Михаил Салтыков-Щедрин
ещё >>