страница 1 |
|
Похожие работы
|
Вариант 4 гиа – 2013 Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2 - страница №1/1
![]() Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2. (1)В воскресенье отец разбудил меня, когда было ещё совсем темно. – (2)Вставай-ка живо! (3)Всю красоту проспишь, соня. (4)На тетеревиный ток опоздаем! (5)Я с трудом очнулся от дрёмы, наскоро умылся, выпил кружку молока и, когда я был готов, мы двинулись в путь. (6)По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины. (7)Прямого пути не было, пришлось сделать крюк – обойти низину. (8)И я вспомнил, что ружьё-то мы забыли... – (9)Не беда, – успокоил меня отец. (10) – Не за тем идём...
(12)Апрельский воздух тревожно и свежо пах талой землёй. (13)У дороги застыли вербы в серебряном пуху. (14)Внезапно отец остановился, затаил дыхание (15)Вдали, в березняке, кто-то робко, неуверенно бормотал. – (16)Кто-то проснулся? – спросил я. – (17)Тетерев-косач, – ответил отец. (18)Я долго приглядывался и заметил на деревьях больших чёрных птиц. (19)Мы спустились в овраг и подошли к ним ближе. (20)Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам. (21)А одна птица сидела на вершине берёзы, вздувала шею, вскидывала краснобровую голову, распускала веером хвост и всё громче и сильнее бормотала: «Чуф-фых-х, бу-бу-бу». (22)Ей по очереди, с расстановкой вторили другие птицы. – (23)3наешь, – сказал отец, – это лучшая песня. (24)Послушаешь её, и весь месяц на душе праздник! – (25)Какой? – (26)Весенний... (27)Конец зимнему царству... (28)Отец вдохнул полной грудью воздух, снял шапку. – (29)Скоро у косачей пляски да игрища на болотах пойдут. (30)Музыка – лесная капель. (31)А слова какие! (32)Тут он подбоченился, охнул... да и запел вполголоса: – (33)Куплю балахон, продам шубу... (34)С той поры прошло более тридцати лет, но по сей день помню холодную апрельскую ночь, неблизкий путь к лесу, серебрёный березняк, тёмные силуэты птиц и песню... (По А. Баркову)*
1)20-21 2)23-27 3)28-29 4)32-34 А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «полотно» (предложение 11).
А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) (13)У дороги застыли вербы в серебряном пуху. 2) (20)Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам. 3) (6)По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины. 4) (11)Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.
А5 Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне. 1) заспешил 2) холодная 3) деревья 4) овраг А6 В каком слове правописание приставки не определяется правилом: «В приставках на -3 и -С перед звонкими согласными пишется 3, а перед глухими согласными – С»? 1) сделать 2) вспомнил 3) распускала 4) разбудил А7 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, пишется -Н-»? 1) зимнее 2) серебряный 3) тетеревиный 4) серебрёный Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами. В1 Замените разговорное слово «живо» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово. Ответ:__________________________________________________ В2 Замените словосочетание «зимнее царство» (предложение 27), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ:_________________________________________________ В3 Выпишите грамматическую основу предложения 3. Ответ:__________________________________________________ В4 Среди предложений 28-32 найдите предложения, осложнённые однородными членами. Напишите номера этих предложений. Ответ:_______________________________________________ В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы всея запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении. – Вставай-ка живо! Всю красоту проспишь,1 соня. На тетеревиный ток опоздаем! Я с трудом очнулся от дрёмы,2 наскоро умылся,3 выпил кружку молока и,4 когда я был готов5, мы двинулись в путь. По рыхлому снегу ступали наугад,6 то и дело проваливаясь в колдобины. Ответ:_______________________________________________________ В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой. Ответ:________________________________________________________ В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки,1 важно прохаживались по веткам. А одна птица сидела на вершине берёзы,2 вздувала шею,3 вскидывала краснобровую голову,4 распускала веером хвост и всё громче и сильнее бормотала: «Чуф-фых-х, бу-бу-бу». Ей по очереди,5 с расстановкой вторили другие птицы. – 3наешь,6 – сказал отец,7 – это лучшая песня. Послушаешь её,8 и весь месяц на душе праздник! Ответ:______________________________________________ В8 Среди предложений 1-7 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. Ответ:______________________________________________ В9 Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. Ответ:_______________________________________________ Часть 3 С2 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя и публициста Николая Гавриловича Чернышевского: «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.Г. Чернышевского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Текст для изложения Были ли у человеческого искусства два пути с самого начала, или оно раздвоилось гораздо позже? Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезные орудия труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы? Красота окружающего мира: цветка и полета ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведёрко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька... Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчемного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой... (По В.А. Солоухину) 191 слово |
ещё >> |