Вариант 10 часть 1 Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе или бланке. Сначала запишите номер задания, а затем т - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вариант 1 часть 1 Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном... 1 78.64kb.
Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. 1 79.86kb.
Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе или бланке. 1 74.16kb.
Рассказа А. Костюнина 1 70.33kb.
Рассказа А. Костюнина «Вальс под гитару» 1 70.05kb.
Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном... 9 1056.58kb.
Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном... 1 189.35kb.
Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном... 1 100.72kb.
Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном... 1 97.97kb.
Прослушайте текст и выполните задание C1 на бланке ответов № Сначала... 1 334.46kb.
Прочитайте текст и выполните задания С1 С4 1 39.58kb.
Озеро Байкал. Общие сведения 1 65.51kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Вариант 10 часть 1 Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе или - страница №1/1

Вариант 10

ЧАСТЬ 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе или бланке. Сначала запишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

Большинство озёр родилось тысячи и тысячи лет назад. Но однажды я встретил человека, который своими глазами видел, как рождается озеро. Это был житель гор Памира. Когда он был ещё мальчиком и шёл по узкой каменистой тропе над горной рекой в родную деревушку Сарез, началось сильное землетрясение. Земля задрожала, качнулась, и вниз с грохотом полетели камни. Начался обвал, небо заволокло пылью. Когда пыль рассеялась, чудом уцелевший мальчик увидел, что обвал перегородил реку, запрудил её высокой каменной стеной. Вода в реке поднялась высоко, и жителям кишлака Сарез пришлось покинуть родные места. Кишлак оказался под водой, а неожиданно появившееся озеро назвали Сарезским.

На земле тысячи озёр.

Но есть озеро — всем озёрам озеро. Это Байкал, огромную каменную чашу которого наполняют 336 рек, а вытекает оттуда всего одна — Ангара. Это самое глубокое в мире озеро. Если ли бы вы решили измерить эту глубину, понадобился бы шест размером в три Останкинские телебашни. Байкал так велик и могуч, что местные рыбаки его называют морем. В старинной песне так и поётся: «Славное море — священный Байкал!» Как и по настоящему морю, здесь ходят большие корабли с грузами и пассажирами.

Слыхал я, будто название «Байкал» значит «богатое озеро». Что ж, оно и впрямь богатое: в его водах много ценной рыбы, по берегам стоят дремучие леса, в глубине окружающих его гор — залежи полезных ископаемых. Да и сама по себе байкальская вода — великое богатство. Байкал — это самая большая в мире чаша с самой пресной, самой чистой и самой вкусной водой. Вода в Байкале такая прозрачная, что зачастую с лодки можно увидеть на тридцатиметровой глубине камни и песок.
Вот мы и должны беречь это чудо.

(По А. Дитриху)
Вариант 10

ЧАСТЬ 2

Прочитайте текст и выполните задания А1—А7.

(1) Байкал — величайшее пресноводное озеро мира, главный родник России. (2) Обитает в нём свыше 1300 видов растений и животных, не встречающихся больше нигде. (3) Самый интересный и распространённый обитатель озера — рачок эпимура, который очищает воду, фильтруя её через свою раковину. (4) Но дорожит ли человек священным озером, которое является настоящим чудом природы? (5) Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к фактам.

(6) Огромный вред озеру, не говоря о вырубке лесов в бассейне Байкала, нанёс в прошлом веке Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, вырабатывавший целлюлозу, которая не может быть получена без чистой воды. (7) Химическая очистка стоков не была предусмотрена совсем, и они разбавлялись ценнейшей байкальской водой, а в озеро уходила смесь из ядов, которая оказывает губительное влияние на всё живое. (8) Только за последние 20 лет работы комбината им сброшено в озеро более 1,5 миллиарда квадратных метров промышленных стоков! (9) Концентрация вредных веществ в озере стала опасной для его обитателей, сбросы повлекли за собой гибель рыбы, а газовые выбросы привели к гибели тайги: стали усыхать наиболее чувствительные к загрязнению пихтовые деревья, а сорок тысяч гектаров леса погибло безвозвратно. (10) Подсчёты показали, что экологический ущерб от деятельности комбината во много раз превысил стоимость выпущенной им продукции. (11) Нравственно ли отдавать такие ресурсы, как байкальская вода, для промышленной продукции, пусть даже самой лучшей?

(12) Кто же сегодня является основным загрязнителем атмосферы в бассейне Байкала? (13) Это вольфрамо-молибденовый, металлургический комбинаты, несколько крупных электростанций; кроме того, дымят не только котельные, но и свалки, в том числе на берегу озера. (14) Под давлением экологов уже прекращены перевозки нефтепродуктов по Байкалу, остановлен сплав леса по рекам и самому озеру, но берега многих речек бассейна Байкала всё же остаются заваленными топляком. (15) Однако всё равно сегодня насчитывается 150 источников загрязнения озера!

(16) А ведь стоит помнить о том, что смена воды в озере идёт очень медленно и что вода, по подсчётам специалистов, обновляется за 400 лет. (17) А это значит, что попадающие в него стоки загрязняют Байкал на века. (18) Путь к спасению Байкала нелёгок и очень долог, но есть ещё надежда, что экологический подход к проблеме постепенно станет нормой нашей жизни.

(По Ю. А. Школенко)


А1. В каком предложении сформулирована основная мысль прочитанного текста?

1)    1
2)    3


3)    10
4)    18

А2. Какая общая мысль ОБЪЕДИНЯЕТ прочитанный и прослушанный тексты?

1)    Смена воды в озере Байкал происходит очень медленно: она обновляется в течение 400 лет.


2)    Большинство озёр родилось тысячи лет назад.
3)    Величайшим пресноводным озером мира является Байкал, это озеро — главный родник России.
4)    В Байкал впадает 336 рек и речушек.

А3. Какова основная мысль второго абзаца текста (предложение 6—11)?

1)    При строительстве Байкальского целлюлозно-бумажного комбината была предусмотрена химическая очистка промышленных стоков.


2)    Колоссальный вред озеру принесла вырубка лесов в бассейне Байкала, что повлекло за собой существенные климатические изменения в данном регионе страны.
3)    В результате безответственной вырубки лесов безвозвратно погибло сорок тысяч гектаров леса в окрестностях Байкала.
4)    Основной причиной экологической катастрофы Байкала стала деятельность целлюлозно-бумажного комбината.

А4. Каково значение слова ТОПЛЯК, употреблённого в предложении 14?

1)    следы разлившихся нефтепродуктов на поверхности воды


2)    сплав леса по рекам и озёрам
3)    затонувшие брёвна при сплаве леса по реке или озеру
4)    водяное травянистое растение, образующее сплошной слой на поверхности стоячей воды

А5. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1)    (3) Самый интересный и распространённый обитатель озера — рачок эпимура, который очищает воду, фильтруя её через свою раковину. (4) Но дорожит ли человек священным озером, которое является настоящим чудом природы?


2)    (10) Подсчёты показали, что экологический ущерб от деятельности комбината во много раз превысил стоимость выпущенной им продукции. (11) Нравственно ли отдавать такие ресурсы, как байкальская вода, для промышленной продукции, пусть даже самой лучшей?
3)    (14) Под давлением экологов уже прекращены перевозки нефтепродуктов по Байкалу, остановлен сплав леса по рекам и самому озеру, но берега многих речек бассейна Байкала всё же остаются заваленными топляком. (15) Однако всё равно сегодня насчитывается 150 источников загрязнения озера!
4)    (16) А ведь стоит помнить о том, что смена воды в озере идёт очень медленно и что вода, по подсчётам специалистов, обновляется за 400 лет. (17) А это значит, что попадающие в него стоки загрязняют Байкал на века.

А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: почему автор заканчивает текст словами «Путь к спасению Байкала нелёгок и очень долог»?

Такая концовка текста…

1)    подчёркивает серьёзность поднятой проблемы экологического неблагополучия в бассейне Байкала.


2)    призывает читателя серьёзно заняться изучением литературы по проблеме экологии
3)    свидетельствует о пессимистическом мировосприятии автора и его сомнении в успехе принимаемых мер по спасению Байкала.
4)    заставляет читателя задуматься о необходимости издавать научно-популярную литературу о природе России.

А7. Укажите предложение, в котором использована метафора.

1)    1
2)    3


3)    6
4)    11

В1. Из предложений 7—13 выпишите термин, имеющий значение «территория, вмещающая в себя озеро со всеми притоками».

В2. Из предложений 1—6 выпишите слово, в котором правописание корня определяется наличием полногласия.

В3. Из предложений 8—11 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от её значения.

В4. Из предложений 6—11 выпишите слова, в которых правописание Н определяется правилом: «В суффиксе краткого страдательного причастия пишется одна буква Н».

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении.

Байкал — величайшее пресноводное озеро мира,(1) главный родник России. Обитает в нём свыше 1300 видов растений и животных,(2) не встречающихся больше нигде. Самый интересный и распространённые обитатель озера — рачок эпимура,(3) который очищает воду,(4) фильтруя её через свою раковину. Но дорожит ли человек священным озером,(5) которое является настоящим чудом природы? Чтобы ответить на этот вопрос,(6) обратимся к фактам. Огромный вред озеру,(7) не говоря о вырубке лесов в бассейне Байкала,(8) нанёс в прошлом веке Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат,(9) вырабатывавший целлюлозу.

В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Химическая очистка стоков не была предусмотрена совсем,(1) и они разбавлялись ценнейшей байкальской водой. А в озеро уходила смесь из ядов,(2) которая оказывает губительное влияние на всё живое. Только за последние 20 лет работы комбината им сброшено в озеро более 1,5 миллиарда квадратных метров промышленных стоков! Концентрация вредных веществ в озере стала опасной для его обитателей,(3) и сбросы повлекли за собой гибель рыбы. Стали усыхать наиболее чувствительные к загрязнению пихтовые деревья,(4) а сорок тысяч гектаров леса погибло безвозвратно.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Подсчёты показали,(1) что экологический ущерб от деятельности комбината во много раз превысил стоимость выпущенной им продукции. Нравственно ли отдавать такие ресурсы,(2) как байкальская вода,(3) для промышленной продукции,(4) пусть даже самой лучшей? Кто же сегодня является основными загрязнителями атмосферы в бассейне Байкала? Это вольфрамо-молибденовый,(5) металлургический комбинат,(6) несколько крупных электростанций,(7) кроме того,(8) дымят не только котельные,(9) но и свалки,(10) в том числе на берегу озера.

В8. Замените словосочетание БАЙКАЛЬСКАЯ ВОДА (предложение 7), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 12.

В10. Среди предложений 12—16 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

В11. Среди предложений 1—8 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 9.

В13. Среди предложений 10—13 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В14. Среди предложений 13—18 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
ЧАСТЬ 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе или бланке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2.

С2.1. Отвечая на вопрос учителя, один ученик сказал, что в научно-популярных текстах используется только книжная лексика. Другой ученик утверждал, что научно-популярный текст не может состоять только из книжных слов и допускает использование разговорной лексики. А третий учащийся настаивал на том, что основой любого текста являются стилистически нейтральные слова. Кто прав?

Выскажите своё мнение по этой проблеме в сочинении-рассуждении «Какая лексика (нейтральная, книжная, разговорная) используется в научно-популярных текстах?»

Обдумывая ответ на этот вопрос, прочитайте ещё раз текст Ю. Школенко. В своём сочинении приведите ДВА примера из прочитанного текста, аргументирующих вашу точку зрения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.


Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение, объясняя, как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «Путь к спасению Байкала нелёгок и очень долог…»

Приведите в сочинении ДВА аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

В качестве аргументов можете использовать также факты из прослушанного текста.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.


ОТВЕТЫ А и В части 2

А1 4
А2 3


А3 4
А4 3
А5 3
А6 1
А7 1

В1 бассейн


В2 дорожит
В3 привели, превысил
В4 получена, предусмотрена, сброшено
В5 2, 9
В6 1, 3, 4
В7 1
В8 вода Байкала
В9 кто является загрязнителем
В10 13, 14
В11 3, 6
В12 5
В13 13
В14 16




Русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после Петра Великого — одно уголовное дело. Федор Тютчев
ещё >>