В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 1 97.02kb.
В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 1 67.03kb.
В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 1 222.08kb.
В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 1 43.32kb.
В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 1 141.24kb.
В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 1 147.19kb.
В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 1 90.13kb.
Христиане, приносите бескровную жертву друг за друга! В. Ю. 1 51.23kb.
Книга первая в. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 3 495.58kb.
В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск 1 106.02kb.
Богословские этюды о природе (1). Космологическая тайна В. Ю. 1 55.42kb.
Лекции по дисциплине «Гидравлика» 1 138.6kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск - страница №1/3

О жизни души после смерти тела

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск



Аннотация:



О таинственной жизни души после смерти тела. Что ждет человека за гробом и есть ли там перспектива развития личности?

Какова посмертная участь душ животных и есть ли душа у растений?

Каков духовный смысл телесной смерти?

Статья существенно переработана и дополнена.

Введение

В отличие от восточных религий с их переселением душ, в христианстве считается, что земная жизнь у каждого человека одна. Когда умирает тело, бессмертная душа отделяется от него и живет долгой самостоятельной жизнью до Всеобщего Воскресения мертвых. Только при Всеобщем Воскресении мертвых душа вновь соединится со своим телом, которое будет преображено в нетленное и бессмертное.

Так что человеку даровано три этапа жизни и развития личности: земная жизнь душой и телом; загробная жизнь души без тела; будущая вечная жизнь души и преображенного тела под новым небом и на новой земле. Но час наступления Второго славного пришествия Спасителя, Всеобщего Воскресения мертвых, Страшного суда и начала вечной жизни нам неизвестны. Тайны вечной жизни нам тоже во многом еще не открыты. Тогда как в своем земном пути мы ближе соприкасаемся со вторым этапом жизни - с жизнью загробной, жизнью души после биологической смерти.

Поэтому в христианстве несомненно важным представляется вопрос: как живет душа после смерти тела? Многие, кто знаком с вероучением, упрощенно представляют себе жизнь души так: праведники, исполнявшие заповеди Божии, после смерти блаженствуют с Богом в раю, а грешники отлучены от Бога и мучаются в аду. Но, однако же такое представление о жизни души требует более полного раскрытия. Поэтому в настоящей статье автор приведет тексты Священного Писания и учения древних святых отцов и учителей Восточной Церкви по вопросу о жизни души после смерти тела. Для краткости автор опускает такой важный, но всего лишь начальный этап в посмертной жизни души, как частный суд - прохождение райских и адских обителей до 40-го дня после смерти тела. Об этом достаточно много существует публикаций. В качестве основных источников автор использует следующие книги: для интерпретации Священного Писания - работу святителя Филарета Московского "Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви" [1] и работу преподобного Иустина Поповича "Догматика Православной Церкви. Эсхатология" [2], а также основательный труд митрополита Макария (Оксиюка) "Эсхатология св. Григория Нисского" [3], где систематически изложены эсхатологические взгляды св. отцов и учителей от апостольских мужей, живших в I-II веках, до мужей, живших непосредственно к моменту V-го Вселенского Собора (553 г.).

Кроме указанных выше вопросов, автор попытается осветить следующий момент: каков духовный смысл телесной смерти человека, и когда Бог попускает прийти смерти?

1 Жизнь души после смерти тела, согласно Библии

Христианское вероучение утверждает, что души усопших праведников до Всеобщего Воскресения мертвых пребывают в свете, покое и предначинании вечного блаженства, тогда как души грешников - в противоположном тому состоянии, т.е. во тьме и предначинании мучения [1].

Это обусловлено, во-первых, тем, что души умерших входят в загробную жизнь со всем своим содержанием, со всеми мыслями, чувствами, со всем своим нравственным миром, достоинствами и пороками, и получают приговор частного суда на блаженства или мучения: "И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними" (Откр. 14: 13) [2]. (О том, что после смерти каждого человека ждет частный суд, говорит апостол Павел (Евр. 9: 27; см. также Сир. 11: 26-27).) Во-вторых, души праведников сразу не получают полного блаженства, как и души грешников - полного мучения, ибо полное воздаяние человеку с душой и телом предопределено получить после Последнего суда Божия. Основанием такого учения являются свидетельства Священного Писания. С одной стороны, Господь и апостол Павел говорят о всецелом воздаянии после Страшного суда: "Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других... И пойдут сии [грешники] в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Мф. 25: 31-32, 46); "...ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2 Кор. 5: 10). Из слов Господа следует также, что в конечном счете возможно лишь два вида воздаяния: блаженство для праведников и мучение для грешников (Мф. 25: 31-46); правда, из этого однозначно не следует, будут ли только два вида воздаяния для душ, оставивших тела (может быть возможно промежуточное состояние ни блаженства, ни мучения). С другой стороны, Спаситель в притче о богатом и Лазаре учит, что Лазарь сразу после смерти (до Страшного суда) отнесен был на лоно Авраамово, тогда как богатый попал в ад (Лк. 16: 19-31) [1].

О том, что в загробном мире души могут чувствовать блаженства или мучения, сохранять основу личности и самосознания, совершать психические действия - в пользу этого говорит уже упоминавшаяся притча Спасителя о богатом и Лазаре, где богатый видит и узнает Лазаря и Авраама, чувствует страдание от пламени, молит о помощи, вспоминает сродников на земле и беспокоится их участью; Авраам же, блаженствуя, поясняет богатому особенности рая и ада, оправдывает воздаяние душам после смерти их тел и указывает на средства спасения для живых (Лк. 16: 19-31). В пользу сознательности душ после смерти тел и сохранения ими основы личности говорит и Апокалипсис: "И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число" (Откр. 6: 9-11) [2].

Тексты Апокалипсиса можно интерпретировать так, что души праведников в загробном мире блаженствуют и созерцают Бога (Откр. 4: 4; 7: 9); радостно и благоговейно служат перед Божиим престолом: "...тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом..." (Откр. 4: 10, а также 7: 13-15); радуются за тех на земле, кто верен Христу даже до самой смерти: "И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них!" (Откр. 12: 10-12) [2].

Предначинание блаженства праведников в загробной жизни соединено с лицезрением Самого Христа, как о том говорит апостол Павел: "Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас" (Флп. 1: 22-24) [1]. Из этого высказывания апостола хорошо видно, что "разрешиться и быть со Христом" означает общение души с Самим Господом после смерти плоти (тогда как в настоящем мире плоть этому непосредственному общению препятствует). Сам Христос покаявшемуся разбойнику обещал общение с Собой после смерти тела: "истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23: 43).

Предначинание блаженства праведников можно связать с познанием душой истины и мудрости, созерцанием Бога и соединением с Ним. В связи с этим, вот какие высказывания апостола Павла могут быть приведены: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Кор. 13: 12); "Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, - в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает, - восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, - только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает, - что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2 Кор. 12: 2-4). Однако, судя по контексту, в 1-ом послании к Коринфянам говорится не о состоянии души после смерти тела, а о состоянии человека после Всеобщего Воскресения мертвых и Последнего суда. Что же касается 2-го послания к Коринфянам, поскольку неизвестно в теле или вне тела был восхищен праведник (вероятно, это был сам апостол Павел) на небо, то и можно допустить, что подобное слышание неизреченных слов в раю возможно для души после расставания с ее телом. Нужно отметить, что свт. Филарет Московский в своем "Катехизисе" оба последних высказывания апостола Павла относит не к жизни души после смерти тела, а к Жизни Будущего Века, т.е. к преображенному миру после Всеобщего Воскресения мертвых и Последнего суда. Он же второе высказывание (2 Кор.) интерпретирует как свидетельство непередаваемого блаженства праведников в новом мире [1]. Более прямым свидетельством того, что блаженства праведников нельзя описать никаким словом, нельзя даже представить себе, служит следующая цитата апостола Павла: "...не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2: 9), которую по смыслу также нужно отнести не к жизни души после смерти тела, а к Жизни Будущего Века. Но мы увидим ниже, что некоторые св.отцы использовали этот текст (несколько перефразируя его) для иллюстрации жизни души после смерти тела.

Мы можем полагать, что блаженство душ праведников в загробной жизни неодинаково, ибо оно соразмерно благодатно-добродетельному развитию душ. В пользу этого говорят следующие слова Христа: "В доме Отца Моего обителей много" (Ин. 14: 2) и слова апостола Павла: "...каждый получит свою награду по своему труду" (1 Кор. 3: 8), которые, впрочем, могли быть сказаны о всецелом воздаянии в Жизни Будущего Века, а не о жизни души после смерти тела. Мы находим вероятное подтверждение этому, когда обнаруживаем в Священном Писании разные названия мест блаженств праведников: рай (Лк. 23: 43; 2 Кор. 12: 4); Царство Божие (Мф. 6: 33; Лк. 13: 28-29; 1 Кор. 15: 50); Царство Христа (2 Пет. 1: 11); Царство Небесное (Мф. 5: 3; 8: 11; 2 Тим. 4: 18); лоно Авраама (Лк. 16: 22); обитель Отца Небесного (Ин. 14: 2); гора Сион, град Бога живого, Иерусалим небесный (Евр. 12: 22); вышний Иерусалим (Гал. 4: 26); небеса (Лк. 12: 33; Евр. 10: 34) [2].

Точно также различны названия мест мучений грешников и, вероятно, различно мучение их душ. В пользу этого говорят следующие тексты Священного Писания, называющие места мучений: адом (Мф. 11: 23; Лк. 10: 15; 16: 23; Деян. 2: 27; Откр. 20: 13); тьмою внешнею (Мф. 22: 13); темницей духов (1 Пет. 3: 19); бездною (Лк. 8: 31); преисподнею (Флп. 2: 10); геенною (Мф. 10: 28). Причем места мучений грешных душ имеют определенные границы, которые нельзя душам перейти - см. притчу о богатом и Лазаре (Лк. 16: 26) [2].

А теперь нам нужно подготовить почву для ответа на один очень важный вопрос: может ли измениться коренным образом религиозно-нравственное состояние души в загробной жизни? Писание открывает нам, что за гробом нас ждет суд и воздаяние: "Легко для Господа - в день смерти воздать человеку по делам его. Минутное страдание производит забвение утех, и при кончине человека открываются дела его" (Сир. 11: 26-27); "... человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр. 9: 27). Большинство св. отцов и учителей Церкви считают, что жизнь в теле дана для борьбы и испытания и восхождения к Богу, а после смерти тела прийдет время суда и воздаяния, и коренным образом религиозно-нравственное состояние души после смерти измениться не может; фактически такой подход является общепринятым учением [2] (см. также Православный катехизис, составленный свт. Николаем Сербским: "Могут ли грешники покаяться после смерти? Нет, не могут. Только на этом свете люди могут выбрать, кем быть: добровольными рабами Христа или сатаны. После смерти они присоединятся к своему господину, которого выбрали и за которым следовали в своей земной жизни..."). Если так, то каким образом молитвы и добрые дела за усопших могут облегчить адские мучения душ грешников и даже вызволить их из ада? А ведь Церковь призывает живых к ходатайствам за усопших. И зачем тогда нужен Страшный суд, только ли для того, чтобы и воскресшее тело наказать или наградить вместе с душой? Напрашивается мысль, что религиозно-нравственное состояние души после смерти тела все же может в некоторой степени измениться, и приговор Последнего суда может быть более благоприятным, чем предварительное положение души после смерти тела.

В пользу этого имеются тексты Священного Писания, где утверждается, что души грешников в аду могут сознательно принять или отвергнуть проповедь о спасении, ибо они свободны в выборе, потому что Сам Спаситель сошел в ад и проповедовал душам усопших: "...Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал..." (1 Пет. 3: 18-19); "Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом" (1 Пет. 4: 6). Души грешников в аду могут сознательно начать поклоняться Христу как Богу - так, вероятно, можно понять слова апостола Павла: "Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Флп. 2: 9-11) [2]. Впрочем, слова апостола можно понимать и иначе: узники ада, видя свое плачевное положение и видя правду Божию, просто вынуждены будут исповедовать Христа Богом, что, однако, не приведет их ни к покаянию, ни ко спасению.

В пользу того, что религиозно-нравственное состояние души после смерти тела может в некоторой степени измениться, и грешная душа может быть помилована свидетельствуют и тексты Евангелий о грехе хулы на Духа Святого, которые дают основание думать, что грешникам всякий грех простится, если не в этой жизни, то в загробной, кроме хулы на Духа Святого - ожесточенного и сознательного противления истине, упорного отвержения благодати, соединенного с отвращением ко всему святому и богоугодному: "Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12: 31-32), см. также (Мк. 3: 28-30; Лк. 12: 10).

В учении Церкви сказано, что: "373. О душах, умерших с верой, но не успевших принести плодов, достойных покаяния, следует заметить то, что им для достижения блаженного Воскресения могут помочь возносимые за них молитвы, особенно соединенные с приношением Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых, и добрые дела, с верой совершаемые в их память. 374. Это учение основано на постоянном (неизменном, непрерывном) предании Кафолической Церкви, начала которого видны еще в Ветхозаветной Церкви..." (см. 2 Мак. 12: 43) [1]. Такое учение можно понимать как невозможность коренного изменения религиозно-нравственного состояния души после смерти тела, но возможность лишь совершенствовать за гробом уже имеющуюся веру.

Итак, подведем итог, что говорит Священное Писание о жизни души после смерти тела. Писание однозначно учит, что в загробном мире души могут сохранять основу личности и самосознания и совершать психические действия, причем, вероятнее всего, души умерших входят в загробную жизнь со всем своим содержанием, со всеми мыслями, чувствами, со всем своим нравственным миром, достоинствами и пороками и, соответственно, получают приговор частного суда. Писание однозначно учит, что души праведников после смерти блаженствуют, а души грешников страдают, причем, вероятно, только эти два состояния последуют при воздаянии душам после смерти их тел. Однако, однозначно Писание не отрицает возможности промежуточного состояния душ усопших - ни блаженства, ни мучения. Писание однозначно учит, что блаженство душ праведников в загробной жизни соединено с лицезрением Самого Христа. Весьма вероятным выводом из слов Писания является тот, что души праведников в загробном мире созерцают Бога, радостно и благоговейно служат перед Божиим престолом и радуются за тех на земле, кто верен Христу даже до самой смерти. Вероятным является также утверждение, что блаженство душ праведников связано с познанием душой истины и мудрости. Мы можем с большой вероятностью сделать из текстов Священного Писания вывод, что блаженство душ праведников в загробной жизни неодинаково, ибо оно соразмерно благодатно-добродетельному развитию душ; точно также различно мучение душ грешников. В пользу возможности некоторого изменения религиозно-нравственного состояния души после смерти тела имеются тексты Священного Писания, где утверждается, что души грешников в аду могут свободно и сознательно принять или отвергнуть проповедь о спасении, потому что Сам Спаситель после крестной смерти сошел в ад и проповедовал душам усопших. Вероятен вывод, что души грешников в аду могут сознательно начать поклоняться Христу как Богу, и в конце концов быть освобождены от адских мучений и присоединиться к душам праведников. В пользу этого свидетельствуют тексты Евангелий о грехе хулы на Духа Святого, которые дают основание думать, что грешникам всякий грех простится, если не в этой жизни, то в загробной, кроме хулы на Духа Святого - ожесточенного и сознательного противления истине.



 []

Сошествие Христа во ад

Таковы наши выводы по текстам Священного Писания относительно жизни души после смерти тела.

2 Жизнь души после смерти тела, согласно взглядам

апостольских мужей (св. Поликарпа Смирнского (ок.80-166 гг.), Ерма, автора послания апостола Варнавы, автора второго послания Климента к коринфянам, св. Игнатия Антиохийского (ок. 50-107 гг.), автора послания к Диогнету, св. Климента Римского (...101 г.), Папия Иерапольского (ок. 70-150 гг.))

По мнению апостольских мужей, мученики за веру немедленно после своей кончины удостаиваются блаженного места, небес, где созерцают Бога и Христа. Достигают блаженства и остальные праведники. Сущность этого блаженства непостижима, ибо ухо не слышало и на сердце человеку не приходило то, что Бог приготовил надеющимся на Него, это и "покой будущего царства и вечной жизни", это и "переселение... со святыми ангелами" [3].

Грешники после смерти также получают соответствующее место - ад, и соответствующее воздаяние. Они подвергаются разного рода наказаниям: огню неугасимому и червю неумирающему. Адские мучения будут различны в зависимости от степени греха, так считал Ерм [3].

Как мы видим, эсхатология апостольских мужей отличается естественной краткостью и простотой. Как пишет митрополит Макарий (Оксиюк), "это скорее перечень эсхатологических истин, чем их раскрытие, развитие и обоснование" [3].



3 Жизнь души после смерти тела, согласно взглядам христианских апологетов II-го века (св. Феофила Антиохийского (... ок. 183 г.), св. ИустинаФилософа Мученика (ок. 100-165 гг.), Афинагора Афинянина (... ок. 182 г.), Татиана (... ок. 182 г.), автора Cohortatio ad gentiles)

По представлению большинства христианских апологетов II-го века, по смерти человека его телу предстоит распад, а душа его остается бессмертной. Св. Иустин Философ Мученик, чтобы убедить язычников-эллинов в истине бессмертия души, указывал им на соответствующие взгляды Эмпедокла, Пифагора, Сократа, Платона и др. древних философов, которые, по его мнению, заимствовали это учение у Моисея и др. пророков. Но главным образом, основания учения о бессмертии души древние св.отцы и учителя Церкви (II-го века) находили в Священном Писании: это и слова Бога Моисею из неопалимой купины: "Я Сый, Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова, и Бог отцов твоих", что означает продолжающуюся жизнь этих святых; это и сюжет с вызыванием волшебницей души почившего пророка Самуила по требованию царя Саула и др. места. Хотя св. Иустин и признавал бессмертие души, однако же учил, что бессмертие души не есть ее природное свойство, душа может прекратить существование, но бессмертна душа лишь благодаря желанию Бога сохранить ей жизнь. Исключением среди св.отцов и учителей Церкви является апологет Татиан, который считал, что душа умирает вместе с телом и воскресает вместе с ним. Но если душа человека соединена с Божественным Духом, т.е. просвещена познанием Бога, то она не умирает вместе с телом, но восходит на небо, куда ее возводит Дух [3].

По мнению большинства христианских апологетов II-го века души праведников после смерти тела наслаждаются блаженством в раю, на небесах, а души грешников подвергаются наказанию в аду. Блаженства для душ праведников таковы, что их невозможно передать. Праведники удостоятся бесстрастия, нетления и будут жить с Богом. Они обретут вечную жизнь, радость, мир, покой и множество благ, которых ни глаз не видел, ни ухо не слышало, и которые не приходили человеку на сердце. Апологеты II-го века не рассматривают вопрос о том, будет ли блаженство праведников непосредственно после их смерти, за исключением св. Иустина. Св. Иустин Философ Мученик учил, что души мучеников удостоятся сразу блаженства, а души остальных праведников временно будут в лучшем месте ада. Исключением является также и Татиан, согласно которому происходит временное разрушение души вместе со смертью тела. Почти все св.отцы и учителя Церкви II-го века, кроме Татиана, учили, что адские мучения грешников начнутся непосредственно после их телесной смерти, хотя в полной мере - только после Всеобщего суда. Св. Иустин считал, что души грешников попадают в худшее место ада, в геенну, и там будут мучиться в огне. Об огненных мучениях душ грешников говорил и Афинагор Афинянин и св. Феофил Антиохийский, который приводил выражение Сивиллы о том, что неверующих постигнет мука вечным неугасимым огнем [3].

Эсхатологические взгляды христианских апологетов II-го века есть некоторое раскрытие христианских догматов, заложенных в Священном Писании. Но они не отличаются богатством идей относительно жизни души после смерти тела.



4 Жизнь души после смерти тела, согласно взглядам

св. Иринея Лионского (ок. 130-202 гг.) и его ученика

св. Ипполита Римского (ок. 170-236 гг.)

По мнению св. Иринея телесная смерть сопровождается отделением бессмертной души от смертного тела. Такого же мнения придерживался св. Ипполит. Душа же бессмертна не сама по себе, но до тех пор, пока Богу это угодно, так считал св. Ириней Лионский. Как подчеркивал св. Ипполит Римский, языческие философы, такие как Платон, Пифагор и Эмпедокл, также признавали бессмертие души человеческой, правда они учили о переселении души в разные тела, в том числе и тела животных, что не признается христианством [3].

Св. Ириней Лионский учил, что душа человека не переселяется в другие тела, ибо Бог силен каждому телу дать свою душу. Притча Христа о богаче и Лазаре, по мнению св. Иринея, ясно отвергает переселение душ и показывает, что после телесной смерти душа помнит все свои дела, после смерти наступает воздаяние для души, при этом душа занимает соответствующее прижизненным заслугам человека место. При этом, вероятно, только души мучеников не попадают в преисподние места земли, а души всех остальных отправляются именно туда, где и ожидают Второго пришествия Христа. Христос сходил в ад лишь для благовестия Евангелия и прощения грехов верующим в Него, без немедленного освобождения из ада. В преисподних местах земли есть рай и недро Авраамово, где находятся души праведников. Души праведников духовно совершенствуются и продолжают познавать "вещи творения". "Из вещей творения, - писал св. Ириней, - некоторые подлежат только Богу, а некоторые - доступны и нашему познанию... Что мудреного, если и из того, что мы ищем в Писаниях, что всецело духовно, нечто, по милости Божией, мы уясняем себе, а иное предоставляем Богу, и это не только в нынешнем веке, но и в будущем, дабы таким образом Бог всегда учил, а человек всегда научался от Бога". В преисподних местах земли есть и "огненная геенна", "подземный тартар" для грешников, где они во тьме и огне терпят наказание, отлученные от Бога и лишенные всех Его благ. Грешники "не наследуют грядущего века жизни" [3].

Схожего учения придерживался и св. Ипполит Римский. В преисподнюю, в ад попадают как души грешников, так и души праведников. Но в преисподней есть лоно Авраама для праведников, место для грешников и геенна неугасимого огня для тех грешников, кто будет осужден туда после Последнего суда (в настоящее время геенна пустует). У входа в преисподнюю стоят ангелы под предводительством архангела, которые и распределяют праведников и грешников по их местам. Души праведников на лоне Авраама наслаждаются созерцанием благ и радуются в ожидании еще больших благ после суда Христова, они свободны от всякого зла, страдания, болезней, страстных желаний и общаются с праведными отцами, воспринимая мудрость. Они на том свете узнают многое из того, чего сейчас не знают. Например, теперь Бог сохраняет при Себе тайну происхождения Своего Сына, но Он намерен открыть это святым, которые будут достойны видеть Его Лицо. Теперь мы лишь знаем, что Слово рождено, но Бог "умолчал о самом способе рождения, намереваясь открыть его в определенное время". Такова жизнь душ праведников. Участь душ грешников иная: грешники в преисподней предощущают и созерцают огонь и в страдании ожидают будущего наказания. Христос, по представлению св. Ипполита, сходил душой в преисподнюю для благовествования спасения, а перед ним туда же душой сходил Иоанн Предтеча, чтобы возвестить о Христе. Надо так понимать высказывания св. Ипполита, что только души пророков, мучеников и апостолов не попадали в ад, но удостоились блаженства на небе [3].

Итак, в эсхатологии св. Иринея Лионского и св. Ипполита Римского мы видим попытку дать более подробное описание жизни души после смерти тела и замечаем идею о том, что души праведников после смерти их тел продолжают свое развитие, духовно совершенствуются, воспринимают мудрость, познают вещи творения и узнают многое из того, чего сейчас не знают.


следующая страница >>



Описание жизни человека, выдуманное им самим, является подлинным. Станислав Ежи Лец
ещё >>