В кратком курсе лекций рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной програ - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Судебная медицина Конспект лекций 12 2740.09kb.
В учебном курсе, написанном академиком ран, профессором, доктором... 1 86.27kb.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным... 1 100.37kb.
Программа педагогической практики студентов специальности 030301. 1 159.25kb.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным стандартом... 1 150.46kb.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным... 1 88.89kb.
Рабочая программа по дисциплине «Страховое право» составлена в соответствии... 4 684.75kb.
Программа учебного курса программа разработана в соответствии с государственным... 2 414.81kb.
Пояснительная записка программа по предмету «Музыка» для I-IV классов... 1 124.59kb.
«Высшая школа экономики» 3 443.86kb.
Тюменская государственная академия 5 830.88kb.
Геология с человеческим лицом: XXXII международный геологический... 2 382.6kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

В кратком курсе лекций рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные государственным - страница №10/11


Контрольные вопросы.

  1. В чем своеобразие советской архитектуры 20-30-х годов: типология зданий, планировочные и художественные особенности?

  2. Чем характерен этап развития советской архитектуры послевоенного периода и 60-70-х годов? В чем выразились новые тенденции развития архитектуры?

  3. Каковы основные направления развития советской архитектуры 80-х годов? Назовите примеры Олимпийских объектов, в чем их конструктивное и художественное своеобразие?

  4. Назовите характерные особенности в развитии отечественной архитектуры конца ХХ – начала XXI в.?



Список литературы по курсу


  1. Бартенев И.А. Основы архитектурных знаний для художников. - М.: Искусство, 1964.-242 с.

  2. Бартенев И.А., Батажкова В.И. Очерки истории архитектурных стилей: Учебное пособие. - М.: Изобразительное искусство, 1983.-384 с.

  3. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Том 1.-М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.-400 с.

  4. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Том 2.-М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.-540 с.

  5. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. - Л.-М.: Стройиздат, 1966-1972.

  6. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры.–М.: Искусство, 1985.-175 с.

  7. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк., 2000.-368 с.

  8. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк., 2000.-407 с.

  9. Каплун А.И. Стиль и архитектура.–М.: Стройиздат, 1985.-232 с.

  10. Кильпе Т.Л. Основы архитектуры: Учеб. для СПТУ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1989.-175 с.

  11. Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры / Пер. с чеш. В.К.Иванова, под ред. В.Л.Глазычева. – 2-е изд. – М.: Стройиздат, 1987.-296 с.

  12. Шуази О. История архитектуры / Пер. с франц. -4-е изд. - М.: Изд-во В.Шевчук, 2005. Том 1.-592 с.

  13. Шуази О. История архитектуры / Пер. с франц. -4-е изд. - М.: Изд-во В.Шевчук, 2005. Том 2.-708 с.

  14. Юсупов Э.С. Словарь архитектурных терминов. СПб.: Фонд «Ленинградская галерея», 1994.-432 с.



Список литературы по разделам курса
Архитектура Древнего мира
Обязательная

  1. Вощина А.И. Античное искусство. – М.: Изд-во Акад. худ. СССР, 1962.-395 с.

  2. Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство. - М.: Детская литература, 1988.-256 с.

  3. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. - М.: Детская литература, 1986.-207 с.

  4. Керам К. Боги, гробницы, ученые. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1963.-400 с.

  5. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. - М.: Изобразит. искусство, 1982.-320 с.

  6. Любимов Л. Искусство Древнего мира. - М.: Просвещение, 1996.-319 с.

  7. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. - М.: Изобразительное искусство, 1972.-592 с.

  8. Полевой В.П. Искусство Греции. Древний мир. - М.: Искусство, 1970.-328 с.

  9. Пунин А.Л. Искусство Древнего Египта: Раннее царство. Древнее царство. – СПб.: Азбука-классика, 2008.-464 с.

  10. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. - М.: Изобразительное искусство, 1971.-232 с.

  11. Соловьев Н.К. История интерьера. Древний мир. Средние века. – М.: Изд-во В.Шевчук, 2007.-384 с.

Дополнительная

  1. Алпатов М. Художественные проблемы искусства Древней Греции. - М.: Искусство, 1987.-222 с.

  2. Боннар А. Греческая цивилизация. Том 1. - М.: Искусство, 1991.-269 с.

  3. Боннар А. Греческая цивилизация. Том 2. От Антигоны до Сократа / Пер. с франц. О.Волкова - М.: Искусство, 1991.-334 с.

  4. Боннар А. Греческая цивилизация. Том 3. От Еврипида до Александрии. - М.: Искусство, 1991.-398 с.

  5. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима./Пер. В.К. Ронино. - М.: Высшая школа, 1990.-351 с.

  6. Монте П. Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов./Пер. С фр. Ф.Л. Мендельсона. – М: Наука, 1989.-376 с.

  7. Таруашвили Л.И. Эстетика архитектурного ордера. От Витрувия до Катрмера де Кенси. - М.: Architectura, 1995.-180 с.

  8. Холжаш С.И. Каир. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Искусство, 1975.-184 с.


Архитектура западного и восточного Средневековья

Обязательная

  1. Искусство Западной Европы и Византии. – М.: Наука, 1978.-288 с.

  2. История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / под ред. Ц.Г.Нессельштраус. - М.: Изобразительное искусство, 1982.-664 с.

  3. Лясковская О.Ф. Французская готика. - М.: Искусство, 1973.-280 с.

  4. Тяжелов В.П., Сопоцинский О.И. Искусство средних веков. - М.: Искусство, 1975.-368 с.

Дополнительная

  1. Галеркина О.И. Богданов Ф.Л. Искусство Индии (в древности и в средние века). - М.: Искусство, 1968.-180 с.

  2. Георгиевская Е.В. Прага. - М.: Искусство, 1967.-192 с.


Древнерусская архитектура

Обязательная

  1. Асеев Ю.С. Архитектура древнего Киева. – Киев, 1982.-158 с.

  2. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. – М.: Стройиздат, 1984.-334 с.

  3. Крепостное зодчество Древней Руси / Автор текста и сост. альбома В.В.Косточкин. – М.: Изобр. искусство, 1969.-150 с..

  4. Лившиц Л. Русское искусство X – XVII веков. – М.: Трилистник, 2000.-184 с.

  5. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. – М.: Искусство, 1983.-288 с.

  6. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. – 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Стройиздат, 1994.-600 с.

  7. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. - СПб.: Стройиздат. С.-Петербургское отд-ние, 1993.288 с.

  8. Тверской Л.М. Русское градостроительство до конца XVII века. Планировка и застройка русских городов. – Л.-М.: Госстройиздат, 1953.-214 с.

Дополнительная

  1. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. - М.: Искусство, 1973.-157 с.

  2. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Древняя архитектура русского Севера. - Л.: Стройиздат, 1981.-128 с.

  3. Михайлов А.И. Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле. - М.: Изобр. искусство, 1963.-80 с.

  4. Славина Т.А. Исследователи русского зодчества.-Л.: Стройиздат, 1983.-191 с.

  5. Дерево в архитектуре и скульптуре славян / коллектив авторов. Сокр. Пер. с франц. – М.: Сов. художник, 1987.-272 с.


Архитектура Итальянского Возрождения

Обязательная

  1. Арган Дж.К. История итальянского искусства: Пер. с ит. Том 1. – М.: Радуга, 1990.-319 с.

  2. Арган Дж.К. История итальянского искусства: Пер. с ит. Том 2. – М.: Радуга, 1990.-239 с.

  3. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Том 1. – М.: Искусство, 1978.-270 с.

  4. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Том 2. – М.: Искусство, 1978.-396 с.

  5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств, вып. 1. - М.: Искусство, 1968.-348 с.

  6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств, вып. 2. - М.: Искусство, 1975.-344 с.

  7. Искусство Раннего Возрождения. Италия. Нидерланды. Германия. – М.: Искусство, 1980.-526 с.

  8. История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц.Г.Ниссельштраус. - М.: Изобраз. искусство, 1982.-664 с.

  9. Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения: Италия. – СПб.: Азбука-классика, 2007.-616 с.

Дополнительная

  1. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: Идеалы и практика культуры. – М., 2002.

  2. Вазари Д. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих, /Пер.с итал. А.И.Венедиктова. Под общ. Ред. А.Г.Габриченского. - СПб.: Азбука-классика, 2004.-608 с..

  3. Джакомо Бароцци ди Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры / Пер. и вступ. Ст. А.Г.Габриченского. - М, 1938.

  4. Палладио А. Четыре книги об архитектуре / Пер.с итал. И.В.Жолтовского. - М., 1938.


Архитектура Западной Европы XVII - XXI веков

Обязательная

  1. Базен Ж. Барокко и рококо. – М.: Слово/Slovo, 2001.-288 с.

  2. Глазычев В.Л. Архитектура: энциклопедия. - М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»: Астрель: АСТ, 2002.-672 с.

  3. Гозак А. Алвар Аалто. - М.: Стройиздат, 1976.-174 с.

  4. Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. - СПб.: Стройиздат, 1992.-360 с.

  5. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. - М.: Стройиздат, 1985.-136 с.

  6. Едике Ю. История современной архитектуры. – М.: Искусство, 1972.-248 с.

  7. Иконников А.В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. Т. I. - М.: Прогресс - традиция, 2001.-656 с.

  8. Иконников А.В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. Т. II - М.: Прогресс - традиция, 2001.-672 с.

  9. Иконников А.В. Зарубежная архитектура: От «новой архитектуры» до постмодернизма. - М.: Стройиздат, 1982.-255 с.

  10. Иконников А.В. Историзм в архитектуре (от эпохи Ренессанса до конца ХХ века). - М.: Стройиздат, 1997.-559 с.

  11. Иконников А.В. Архитектура США. - М.: Искусство, 1979.-199 с.

  12. Ле Корбюзье. Архитектура ХХ века. - М.: Прогресс, 1977.-304 с.

  13. Лордкипанидзе Р.Р. Современная архитектура Италии (1970-1990). – М.: Стройиздат, 1990.-191 с.

  14. Маклакова Т.Г. Архитектура двадцатого века. – М.: Ассоциация строительных вузов, 2001.-195 с.

  15. Мачульский Г.К. Мис ванн дер Роэ. – М.: Стройиздат, 1969. -255 с.

  16. Орельская О.В. Современная зарубежная архитектура.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.-272 с.

  17. Полевой В.М. Искусство ХХ века. 1901-1945. - М.: Искусство, 1991.-304 с.

  18. Рябушин А.В. Архитекторы рубежа тысячелетий. – М.: Искусство XXI век, 2005.-288 с.

  19. Рябушин А.В. Новые горизонты архитектурного творчества 1970-1980-е годы. - М.: Стройиздат, 1990.-325 с.

  20. Савицкий Ю. Архитектура капиталистических стран. - М.: Стройиздат, 1973.-135 с.

  21. Соловьев Н.К. История современного интерьера.–М.: «Сварог и К», 2004.-400 с.

  22. Соловьев Н.К. Современная архитектура Франции.–М.: Стройиздат, 1981.-303 с.

  23. Уиттик А. Европейская архитектура 20 века. Т. 1. М.: Гос. изд-во по строительству, архитектуре и строит. материалам, 1960; - 283 с.

  24. Уиттик А. Европейская архитектура 20 века. Т. 2. М.: Изд-во литературы по строительству, 1964.-203 с.

  25. Уоткин Д. История западноевропейской архитектуры. – Кельн: Keonemann, 2001.-423 с.

  26. Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства ХХ века. - М.: Стройиздат, 1990.-318 с.

Дополнительная

  1. Аалто А. Архитектура и гуманизм. – М.: Прогресс, 1978.-224 с.

  2. Бэнэм Р. Взгляд на современную архитектуру. Эпоха мастеров. – М.: Стройиздат, 1980.-172 с.

  3. Гидион З. Пространство. Время. Архитектура. - М.: Стройиздат, 1984.455 с.

  4. Иконников А.В. Современная архитектура Швеции.–М.:Стройиздат, 1978.-152 с.

  5. Кальмар М. Современная архитектура Австрии. – М.: Стройиздат, 1986.-208 с.

  6. Мастера архитектуры об архитектуре. - М.: Искусство, 1972.590 с.

  7. Нимейер О. Архитектура и общество. - М.: Прогресс, 1975.-187 с.

  8. Рябушин А.В. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада. - М.: Стройиздат, 1985.-172 с.


Русская архитектура XVIII – XXI веков

Обязательная

  1. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. - М.: Наука, 1979.-320 с.

  2. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX – нач. XX века. - М.: Наука, 1971.-240 с.

  3. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. - М.: Советский художник, 1990.-359 с.

  4. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. - М.: Наука, 1978.-331 с.

  5. Иконников А.В. Архитектура Москвы ХХ века. - М.: Московский рабочий, 1984.-222 с.

  6. Иконников А.В. Историзм в архитектуре (от эпохи Ренессанса до конца ХХ века). - М.: Стройиздат, 1997.-559 с.

  7. Кириллов В.В. Архитектура русского модерна. Опыт формологического анализа. - М.: Изд. МГУ, 1979.-213 с.

  8. Кириченко Е.И. Москва на рубеже столетий. - М.: Стройиздат, 1977.-183 с.

  9. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910 гг.-М.: Искусство, 1982.-399 с.

  10. Курбатов В.В. Советская архитектура. – М.: Просвещение, 1988.-208 с.

  11. Лисовский В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. – М.: Совпадение, 2000.-416 с.

  12. Ожегов С.С. Типовое и повторное строительство в России XVIII – XIX веках. - М.:Стройиздат, 1984.-168 с.

  13. Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Стиль, атрибуции датировки. - М.: Наука, 1983.-280 с.

  14. Пилявский В.И., Славина Т.А., Тиц А.А. и др. История русской архитектуры. Изд.2-е. - СПб.: Стройиздат, 1994.-600 с.

  15. Русская художественная культура второй половины XIX века: Картина мира. - М.: Наука, 1991.-400 с.

  16. Рябушин А.В., Шишкина И.В. Советская архитектура. – М.: Стройиздат, 1984.-216 с.

  17. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. – М.: Искусство, 1989.-294 с.

  18. Современная советская архитектура 1955-1980 гг.: Учебник для вузов/Под ред.Н.П.Былинкина, А.В.Рябушина. – М.: Стройиздат, 1985.-224 с.

  19. Хазанова В.Э. Советская архитектура первой пятилетки. – М.: Наука, 1980.-376 с.

Дополнительная

  1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII века. - Л.: Художник РСФСР, 1984.-228 с.

  2. Евсина Н.А. Архитектурная теория в России второй половины XVIII – начала XIX века. - М.: Наука, 1985.-256 с.

  3. Евсина Н.А. Русская архитектура в эпоху Екатерины II. Барокко. Классицизм. Неоготика. – М.: Наука, 1994.-221 с.

  4. Кириченко Е.И. Федор Шехтель. - М.: Стройиздат, 1973.-141 с.

  5. Конструкции и архитектурная форма в русском зодчестве XIX – нач. ХХ века. - М.: Стройиздат, 1977.-175 с.

  6. Красовский А.К. Гражданская архитектура. Части зданий. - СПб., 1851.-578 с.

  7. Лисовский В.Г. Андрей Воронихин. - Л.: Лениздат, 1971.-142 с.

  8. Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. - Л.: Лениздат, 1990.-351 с.

  9. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. – М.: Искусство, 1989.-293 с.

  10. Славина Т.А. Константин Тон. - Л.: Стройиздат, 1989.-222 с.

  11. Тарановская М.З.Карл Росси. Архитектор, градостроитель, художник. – Л.: Стройиздат, 1980.-223 с.

  12. Шуйский В.К. Андреян Захаров. - Л.:Лениздат, 1989.-190 с.

Периодические издания

  1. «Архитектурное наследство»

  2. «Архитектура, строительство, дизайн»

  3. «Архитектура и строительство России»

  4. «Ландшафтная архитектура. Дизайн»

  5. «Интерьер + дизайн»

Интернет-сайты

  1. http://www.archi.ru/

  2. http://mosmodern.race.ru/

  3. http://acd.friends-partners.ru/1999-3/14-17.htm

  4. http://hotlinks.kudesniki.ru/modern/

  5. http://www.arch-image.org/

  6. http://all-photo.ru/archeo/index.ru.html

  7. http://www.pavlovskart.spb.ru/

  8. http://gatchina3000.ru/

  9. http://www.temples.ru/

  10. http://www.hristianstvo.ru/orthorus/rustemples/rusdiotempl/

  11. http://www.archi.ru/terms/index.htm

  12. http://www.uic.rsu.ru/archit/sobor/main.htm

  13. http://www.nit.spb.ru:8103/school/best/swed/rus/lidv.htm

  14. http://www.chateauversailles.fr/

  15. http://www.operaduomo.firenze.it/

СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ
Абак (греч. Abax - доска)верхняя плита капители. В классических архитектурных ордерах абак обычно имеет квадратные очертания с прямыми (в дорическом и ионическом) или вогнутыми (в коринфском ордере) краями.

Акведук (лат. Aquaeductus, от aqua – вода и duco – веду)водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями.

Акротерий (греч. akrwthrion)скульптурное украшение (статуя, пальметта и др.), помещаемое над углами фронтона (или над тимпаном портала, закомары, и т.д.)

Алтарь (лат. –altaria, от altus – высокий) - жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Первоначально –место для жертвоприношений на открытом воздухе. В древней Греции и Риме – отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами. В христианских храмах алтарем называют стол (“престол”), на котором совершалось священное таинство, в католических так называются также декоративные стенки, украшенные живописью и скульптурой. С VIII в. появились переносные алтари-складни с живописью на створках. В обиходе алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах (с XIV-XV вв.) – иконостасом.

Амфитеатр (от греч. amfiqeatron) - 1. Древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений). Амфитеатры представляли собой грандиозные эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися уступами (как бы соединение двух подковообразных в плане греческих театров). Места для зрителей поддерживались сложной системой столбов и арок, между которыми были расположены сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Крупнейший амфитеатр – Колизей в Риме. 2. Места для зрителей в закрытых помещениях, расположенные дугообразными незамкнутыми ярусами (в театрах, кинотеатрах, аудиториях) или вокруг круглой арены (в цирке).

Ансамбль (франц. Ensemble – совокупность, стройное целое) - группа построек, объединенная художественно, функционально или исторически, которая также может включать элементы природного ландшафта. А. создается одновременно, по единому замыслу и стилю, или в течение длительного времени путем дополнения первоначальных композиций иными по стилю произведениями.

Антаблемент (франц. Entablement, от table – стол, доска) - верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, - составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть –архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть –карниз. Встречается неполный антаблемент (без фриза). Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.

Анты (лат. Antae) - выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Наиболее часто встречаются в древнегреческих храмах, тип которых получил название “храм в антах”.

Анфилада (франц. Enfilade, от enfiler – нанизывать на нитку) - ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу интерьера.

Апсида (от греч. Hapsis, род. падеж hapsidos – свод) - расположенный в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый конхой. Апсиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах.

Арка (от лат. Arcus –дуга, изгиб) - криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. В зависимости от размера пролета, нагрузки и назначения арки выполняются из камня, железобетона, металла и дерева. Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока, получили широкое распространение в архитектуре Древнего Рима. Типы арок: килевидная, коробовая, многолопастная, подковообразная, ползучая, полуциркульная, стрельчатая.

Арка триумфальная - монументальное оформление проезда или торжественное сооружение в честь военных побед и знаменательных событий. Как правило, триумфальные арки имеют три симметричных пролета (реже один) завершаются антаблементом и аттиком; украшаются скульптурой и памятными надписями. Триумфальные арки появились в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя.

Аркада (от франц. Arcade) - ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.

Аркбутан (франц. Arc-boutant) - наружная каменная полуарка, передающая распор сводов главного нефа готического храма опорным столбам –контрфорсам, расположенным за пределами основного объема здания. Система аркбутанов, контрфорсов и нервюр составляет конструктивную основу готического храма. Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство храма, увеличить оконные проемы, пролеты сводов и т.д.

Архитектоника (от греч. Architektonike – строительное искусство) - художественное выражение структурных закономерностей конструкции здания. Архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, в ритмичном строе форм, делающем наглядными статические усилия конструкции. Отчасти она проявляется и в пропорциях, цветовом строе произведений и т.п. В более широком смысле архитектоника – композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

Аттик (от греч. Attikos - аттический) - стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.

Атриум, атрий (лат. аtrium) - закрытый внутренний двор в средней части древнеиталийского и древнеримского жилища, куда выходили остальные помещения. В центре атриума был бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие (комплювий) для стока дождевой воды.

Базилика (греч. Basilike – царский дом; в Афинах – портик, где заседал судья – архонт - базилевс) - вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (преимущественно нечетное количество) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. Средний неф всегда выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Первые христианские базилики имели деревянное открытое строительное перекрытие, которое позднее сменилось каменным сводчатым.

Балюстрада (франц. balustrade) - ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т.д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами.

Баптистерий, крещальня (греч. baptsthrion – купель, от греч. baptizw - погружаю) - помещение для совершения обряда крещения. В западноевропейских странах баптистерий – часто отдельное сооружение, круглое или многогранное в плане, завершенное куполом. Внутри баптистерии украшались мозаикой, скульптурой; посредине находилась купель для крещения.

Барабан - цилиндрическое или многогранное основание купола (в русской архитектуре XVII в. иногда - декоративной луковичной главы), обычно прорезанное окнами.

Бровки - декоративное убранство стены над окном в виде выступающего валика.

Вальмовая крыша - четырехскатная крыша с треугольными скатами (вальмами) от конька до карниза по торцовым сторонам. Если вальма не доходит до карниза, крыша называется полувальмовой.

Венец - в деревянном строительстве бревна или брусья, составляющие один горизонтальный ряд сруба. В углах сруба бревна связываются путем врубки – с выступающими концами (“в обло”) или без них (“в лапу”, “в шип”). От количества венцов зависит высота сруба, а его площадь определяет длина бревен.

Вилла (лат. Villa – усадьба, поместье) - загородный дом с садом или парком. В древнем Риме виллой называли загородное поместье, предназначенное для развлечений и отдыха. Живописно расположенные постройки виллы группировались вокруг открытого двора, жилые помещения украшались мозаиками и росписью. В эпоху Возрождения сложился новый тип виллы, приобретшей осевую композицию с главным зданием в центре, лоджия которого открывалась на террасные сады Строгость и стройность ансамблей эпохи Возрождения сменяет сложная и прихотливая композиция пышных барочных вилл, рассчитанная на пространственные эффекты при последовательном восприятии отдельных частей комплекса. В XIX - XX вв. виллой называется комфортабельный односемейный дом с садом или парком в пригороде или на курорте.

Вимперг (нем. Vimperg - ) - высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном).

Витраж - набор вставленных в оконный проем цветных стекол, составляющих орнаментальный узор или изображение.

Волюта (лат. и итал. Voluta, букв. – завиток, спираль) - архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком (“глазком”) в центре, часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты иногда имеют архитектурные детали, служащие для связи частей здания, а также консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон.

Восьмерик - в русском и украинском каменном и деревянном зодчестве восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения, распространен, главным образом, в церковном зодчестве. Восьмерики обычно ставились на четырехугольном основании (тип “восьмерик на четверике”), реже они завершают крестообразный в плане объем.

Галерея - 1)длинное, узкое крытое помещение, объединяющее отдельные части здания; 2)часть здания, в котором одна (наружная) стена заменена столбами, колоннами, балюстрадой.

Городской ландшафт - это динамическая функционально-пространственная система культурных комплексов, включающих природные компоненты и градостроительную среду.

Гостиный двор -- ряды лавок, торговых помещений и складов, объединенных крытыми галереями, а иногда и общей кровлей.

Грот - естественная или искусственная пещера.

Декор - система, совокупность декоративных элементов.

Десюпорт - декоративная живописная или скульптурная вставка над дверью.

Дынька - декоративная деталь в русской архитектуре XII – XVII вв., утолщение на столбах, колонках, в наличниках окон и дверных порталов.

Закомара - полукруглое или килевидное завершение верхней части наружной стены древнерусских церквей, соответствует внутренней форме свода.

Замок - камень, которым замыкается свод или арочный проем – замковый камень. Часто имеет орнамент или скульптурную обработку.

Звонница - надстроенное на стене храма или поставленное рядом с ним сооружение для подвешивания колоколов.

Изразец - покрытые поливой керамические облицовочные плиты.

Инкрустация - украшение предмета, сделанного из одного материала, путем врезания в его поверхность фигурных кусков из разных других материалов, образующих рисунок, не выступающий над поверхностью.

Интерьер (от франц. interiur - внутренний) - архитектура внутренних помещений здания.

Каннелюры - вертикальные желобки на стволах колонн, пилонов или пилястров.

Карниз - выступающий вперед пояс, венчающий наружные стены здания, предназначен для защиты стен от дождя. Верхняя часть антаблемента. Карниз делиться в свою очередь на три части (снизу вверх: поддерживающая, слезник и венчающая).

Квадр - тесаный камень, имеющий призматическую форму.

Кессоны - небольшие симметрично расположенные углубления на поверхности потолка, свода, арки.

Кокошник - в архитектуре русских церквей полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное назначение. Располагается на стенах, сводах, а также уменьшающимися ярусами у основания шатров и барабанов глав.

Контрфорс (от франц. contre-force - противодействие) - вертикальный выступ стены, противодействующий явлению распора.

Косоур - наклонно размещенная балка, перекинутая между площадками лестницы, на которую, в свою очередь, укладываются лестничные ступени.

Коттедж (от англ.) - небольшой загородный жилой дом.

Красная линия - граница, определяющая линию застройки улицы или площади поселения.

Креповка (раскреповка) - небольшой выступ стены, антаблемента, карниза.

Кровля - верхняя оболочка крыши, состоящая из водонепроницаемого так называемого водоизоляционного ковра и основания в виде обрешетки, настила или сплошных плит, укладываемых по стропилам и балкам крыши.

Кронштейн - деталь или конструкция в виде консоли, выпущенная из стены, служит для какого-либо выступа.

Купол - свод, образуемый путем вращения кривой (дуги, окружности и д.р.) вокруг вертикальной оси.

Курдонер - парадный двор дворца, усадьбы или особняка, образуемый главным корпусом и выступающими по его сторонам боковыми крыльями (флигелями). От улицы, площади, дороги К. обычно отделяется сквозной оградой.

Лекальный кирпич - кирпич, имеющий в плане форму сектора, круга или какую-либо иную форму, ограниченную отрезками прямой и окружности.

Лоджия (от итал.) - помещение, открытое с одной или нескольких сторон. Обычно выполняет функции балкона, галереи или террасы, углубленных в тело здания.

Лопатка - вертикальный, плоский и узкий выступ в стене, напоминающий пилястр, но без капители и базы.

Люкарна (от лат. lux -свет) - чердачное окно.

Мезонин (от итал., mezzanino - полуэтаж) - надстройка над средней частью жилого дома.

Мозаика - изображение, составленное из маленьких кусочков мрамора или смальты (цветного стекла).

Монолит (от греч.) - цельная каменная глыба; целое сооружение (памятник) или часть его (колонна), высеченное из одного куска камня.

Наличник - обрамление дверного или оконного проема.

Нервюра - 1)арка из тесанных клинчатых камней или кирпичей, укрепляющая ребро свода. Система нервюр образует каркас (в архитектуре готики), облегчающий кладку свода; 2)выступающее и профилированное ребро готического свода.

Обрешетка - покрытие из деревянных или иных планок, укрепляемое на стропилах и служащее, в свою очередь, для настила кровли.

Ордер - вид архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонн, пилястр) и горизонтальных (антаблемент) частей в соответствующей архитектурно-стилевой обработке. В классической форме сформировался в Древней Греции.

Особняк - комфортабельный, чаще всего одно двухэтажный многокомнатный городской жилой дом, предназначенный для одной семьи.

Парус - конструкция в виде выгнутого треугольника, посредством которой осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному перекрытию здания. В церковных сооружениях четыре паруса поддерживают барабан купола.

Пергола (от греч.) - открытая галерея, веранда и т.п., перекрытая легким сквозным навесом, затянутым вьющейся зеленью.

Пилястр(а) (от франц.) - плоский вертикальный выступ в стене, обработанный в формах колонны ордера, т.е. имеющего базу, ствол (фуст) и капитель, а иногда и каннелюры.

Пинакли (от франц. pinacle) - завершенные остроконечными пирамидками декоративные башенки, увенчивающие контрфорсы и некоторые другие части готических зданий; встречаются и в романовской архитектуре.

Плафон ( от франц.) - потолок помещения или часть его, украшенные живописью или рельефом.

Плинфа - византийский и русский плоский квадратный кирпич.

Портал (от нем. portal, от лат. porta - вход, ворота) - архитектурно обработанный вход в общественное здание - церковь, дворец и т. д.

Портал перспективный - разновидность портала в виде нескольких уходящих в глубину уступов, уменьшающихся в размерах.

Портик - галерея с открытой колоннадой на продольной стороне здания; вход, украшенный открытой колоннадой, завершается фронтоном или аттиком.

Распалубка - часть свода, образующаяся при пересечении полуцилиндрических поверхностей, фрагмент крестового свода или малый дополнительный свод, врезанный в основной цилиндрический или зеркальный свод.

Распор - горизонтальная сила, возникающая в сводчатой конструкции.

Ризалит (от лат.) - часть здания, выступающая за основную линию фасада.

Роза - окно круглой формы в постройках XII-XV вв. Употреблялось в культовых постройках романского стиля, но наибольшее распространение получило в готических храмах.

Ротонда (от итал.) - круглое здание, перекрытое куполом.

Сандрик - небольшой карниз над дверью или окном.

Свод - перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму, образованную криволинейной поверхностью.

Слезник - выносимая плита - основная часть карниза.

Стропила - конструкция, поддерживающая скаты крыши.

Субструкция (от лат.) - конструкция, поддерживающая снизу ту или иную часть архитектурного сооружения.

Терракота (от итал.) - обожженная чистая глина, а также художественные изделия из нее.

Терраса (от франц.) - архитектурно оформленная открытая или полуоткрытая площадка, чаще всего примыкающая к зданию.

Тимпан (от греч. tympanon) - углубленное пространство над дверьми или окном, имеющее треугольное, полуциркульное или стрельчатое очертание; треугольное, западающее вглубь поле античного фронтона, обрамленное со всех сторон карнизом.

Трансепт - поперечный неф, пересекающий продольный объем в крестообразном в плане здании.

Тяга - тонкий горизонтальный выступ (типа карниза на стене).

Фасад (от франц.) - наружная, лицевая сторона здания.

Фахверк (от нем. fachwerk) - конструкция постройки, стены которой представляют собой деревянный брусчатый остов, состоящий из системы строек, ригелей, раскосок и обвязок, с заполнением промежутков кирпичом, камнем, глиной.

Ферма стропильная (от франц.) - плоская решетчатая конструкция треугольных или иных очертаний, служащая для перекрытия больших помещений.

Филенка (от нем.) - небольшой участок стены, двери, пилястры, обведенный рамкой.

Флигель (от нем.) - боковая пристройка к дому или небольшой отдельный дом во дворе здания.

Фронтон (от франц.) - верхняя часть фасада в виде треугольника, ограниченная двумя скатами крыши.

Фундамент - нижняя опорная часть сооружения, скрытая под землей.

Цоколь (от итал.) - подножие здания, памятника, колонны (обычно в виде невысокой, слабо выступающей горизонтальной полосы, располагающейся непосредственно над землей).

Экседра (от греч.) - полукруглая ниша большого размера, полукруглый павильон.

Экстерьер (от франц.) - внешний облик здания.

Эркер (от нем.) - часть внутреннего объема здания, вынесенная за пределы его наружных стен и выступающая на фасаде в виде закрытого балкона.

Этаж (от франц.) - продольная часть дома, комнаты которой находятся на одном уровне.

<< предыдущая страница   следующая страница >>



Политика, как и женщина, должна быть гибкой и держать линию. Тадеуш Гицгер
ещё >>