В г. Нижний Новгород 2013г. Сочинение - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Решение № г. Нижний Новгород >24. 02. 2010 г. 5/3 1 37.11kb.
Решение № г. Нижний Новгород >26. 03. 2010 г. 9/6 1 58.08kb.
Решение № г. Нижний Новгород >24. 11. 2011 г. 53/2 1 26.62kb.
Проект программа проведения межрегионального выездного семинара –... 1 35.67kb.
Менеджмент организаций Нижний Новгород 2008 1 310.43kb.
Встреча нового 2013 года в риге ! «Открой для себя прибалтику» 1 66.04kb.
Г. Нижний Новгород, 603005 г. Нижний Новгород 1 63.69kb.
Туристическая фирма евротур 1 49.95kb.
Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 10 2060.14kb.
Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с... 22 4481.75kb.
Нижегородское отделение) Холм Поэтов Выпуск 5 (юбилейный) Нижний... 10 3295.73kb.
Викторина «Если она сажала кляксу, то из этой кляксы тут же получалась... 1 30.45kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

В г. Нижний Новгород 2013г. Сочинение - страница №1/1



П. Потехин, призёр конкурса сочинений в г. Нижний Новгород 2013г.

Сочинение о Н.Рушевой и выступление при защите его сочинения.
Здравствуйте! Меня зовут Павел Потехин. Я ученик 8 -а класса, школы № 135 г.Нижний Новгород. Тема моего сочинения-исследования называется: «А.С. Пушкин в творчестве Н. Рушевой – «самой великой из молодых и самой молодой из великих».

Целью моей работы является раскрытие творчества Н. Рушевой – как носителя великой Души и великого Духа. Отсюда задачи.

Я хочу вам рассказать о художнице-графике Наде Рушевой, трагически рано (в 17 лет!) ушедшей из жизни, которая оставила более 10 тысяч рисунков, в их числе: наброски, черновики, совершенные работы, шедевры. «Пушкиниана» Нади Рушевой – одно из лучших художественных выражений творчества и жизни великого поэта.

На примере этой работы я хочу передать, что жизнь даётся человеку для осмысления его предназначения. В этом ему помогает настройка на собственное звучание – это есть задача души. Это превыше всего. Душу можно настроить на то или иное звучание: низкое, грубое или высокое, тонкое, мудрое. Воспитание души – это великая работа родителей, воспитателей и, конечно же, самого человека.

О воспитании души человека и значимости этого таинства лучше сказать как о питании человеческой оси, т. е. стержня личности. Сколь значимы люди, воспитавшие в себе внутренний стержень. Душа – малая часть бесконечно огромной Энергии Любви, находящаяся в сердце человека. Как батарейка с электрической энергией нужна для игрушки, чтобы она двигалась, так же душа нужна человеку, чтобы он мог сам думать, развиваться, любить других и становиться лучше. Чем больше в человеке любви к другим, желания помочь и сделать добро, тем быстрее растёт душа. Маленькие крупинки Энергии Любви отовсюду притягиваются к душе любящего и доброго человека. Великое искусство души: посредством эстетического чувства маркировать потребное и непотребное человеку. То, что чувствует душа через великое искусство – это и есть поэзия души, её гармония, т. е. счастье. Душа заботится о нашей долгой и счастливой жизни. А мы, заботясь о душе, воспитываем себя, т. е. взращиваем душу. Об этом хорошо написал Заболоцкий:

«Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день, и ночь, и день, и ночь!»

Душа! Столь любимая тема Пушкина и Рушевой!

Только А. Пушкину было дано отшлифовать поэтическую грань «своей» души в слове, звуке, строфе, звучании, познав любовь и красоту.

Он был и тонким рисовальщиком. На полях своих рукописей оставил маргиналии – то слова, то линии, то рисунки. Вот эти-то рисунки пером и позволяют нам перекинуть мостик от его души к другой душе. А. Пушкин научил свою душу управлению видимым и прожитым опытом, чувствами, мыслями, жизнью, ритмическими строчками поэзии. Он трансформировал события жизни посредством поэзии, и это давало ему осмысление жизни «через себя». Так душа управляла жизнью. Но эта душа обладала ещё тремя видимыми гранями, которые А. Пушкин, в силу разных обстоятельств, не довёл до совершенства в отличие от своей поэзии. Какие это грани? То есть посредством чего эта душа ещё стремилась выразиться? Это очевидно: рисунок пером, танец тела, познание душ и характеров людей.

Пушкинское перо в руках Надежды Рушевой! Да, да, секрет её тончайшего проникновения в поэзию и жизнь Пушкина в этой душе, переданной на отшлифовку теперь ей. Божественный мир выбрал её. Нужна была девочка: тонкая, по-восточному проникновенная, наблюдательная, музыкальная, чувсвенно-поэтичная, хранящая в своей генетической памяти культуру народов мира. Душа выбрала эту семью, где мама – Наталья Дойдаловна – тувинка, восточная фея-балерина, танцующая звенящую нежность степей. Она с рождением дочери полностью отдала себя семье. Для неё долгожданное дитя стало смыслом жизни. А папа - Николай Константинович – русский художник с музыкальной душой, воспитанный на оперном репертуаре его отца – певца Большого Театра. Он показал своей жизнью ежечасное служение своему дитя, дружбу с ним. Нужна была девочка, чтобы пластикой руки и тончайшим восприятием мира гранить душу, отточить её совершенство, развить её качества в новых направлениях. Эта гениальная пушкинская душа уже научилась в блестящей стихотворной форме выражать чувства, находить певучий ритм стиха, красоту слова.

О Н. Рушевой хорошо напил Эдель.

Наде Рушевой

Недетский почерк детского рисунка.

Пера разбег - как будто взмах крыла.

Певучих линий тоненькие струнки

звенят, сорвавшись с кончика пера.

Вальсирует послушно по паркету

листа рука (душе дар богом дан

провидеть!) - проступают силуэты

сквозь плотный белый ватмана туман.

И очертанья чудного мгновенья

встают из пепла, утверждая вновь,

что живы божество и вдохновенье...

и вечны жизнь, и слёзы, и любовь...

Нам сквозь туман неверья и сомнений,

из тайников бессмертного вчера

протягивает вечно юный гений

нить Ариадны с кончика пера...
На примере жизни и творчестве юной Нади Рушевой можно смело сказать – неповторимая яркая жизнь, как и жизнь самого Пушкина – гения на все времена, мы приходим к понятию бессмертия. Божественная любовь была источником творческого вдохновения того и другого. О Наде академик Лихачёв выразился так: «Надя – хороший человек и поэтому хороший художник. Понимаете ли, это кристаллизация чистого духа». На этом примере становится понятным, как велика значимость человеческой жизни, какой судьбы достоин каждый.

Цель моего сочинения-исследования:

Раскрытие творчества Надежды Рушевой как носителя великой Души и великого Духа.



Задачи моего сочинения-исследования.

1. Изучить творческое наследие Н. Рушевой.

2. Увидеть в этом творчестве очаг любви и вдохновения.

3. Воспитать душевные качества – необходимое условие развития каждого.


Муниципальное образовательное учреждение

Средняя образовательная школа № 135

Приокского района г. Н. Новгорода

Научное общество учащихся

2013г.


А.С. Пушкин в творчестве Н. Рушевой – «самой великой из молодых и самой молодой среди великих».

Выполнил: Потехин Павел,

ученик 8- а класса

Научный руководитель:

Тулякова Е.Н.,

учитель литературы



Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Семья Надежды Рушевой……………………………………………....4

1.1 Ладони………………………………………………………………....4

1.2 Отец Нади – Рушев Николай Константинович……………………..4

1.3 Мама Нади – Наталья ДойдаловнаАжикмаа……………………......6

1.4 Дар семьи………………………………………………………….…..7

Глава 2 Жизненный путь Надежды Рушевой………………………….………..8

2.1Творчество Нади………………………………………………………8

2.2Мнение специалистов-художников и искусствоведов о Наде Рушевой………………...…………….………………………………………...10

2.3Разновидность графики и композиция рисунка Н. Рушевой……11

2.4Техника и цвет рисунка Надежды Рушевой………………………..13

2.5Надя – искусствовед…………………………………………………14

2.6Трагическая смерть Надежды………………………………………14

Глава 3 А.С. Пушкин в жизни Надежды Рушевой……………...……………16

3.1 За Пушкина…………………………………………………………..16

3.2 «Пушкиниана» Н. Рушевой……………………...………………....16

3.3 «Душа обязана трудиться…»……………………………………….22

Заключение…………………………………………………………………….....26

Список используемых источников и литературы……………………………28



Узоры на снегу заиндевели.

Тетради в незастёгнутом портфеле,

Ответа ждут пробелы между строк.

Семнадцать лет. И месяц, и неделя.

Неполная. Таков Бессмертья Срок.

(В.М. Киселёв)

В этом году я прочитал книгу-документ. Это дневник отца известной художницы-графика Нади Рушевой, трагически рано (в 17 лет!) ушедшей из жизни. В дневнике день за днём прослеживается последний год жизни Нади.

Имя Нади Рушевой хорошо известно и в нашей стране, и за рубежом. Сотни персональных выставок в десятках городов, миллионы посетителей, восторженные отзывы являются свидетельством значительности её творчества. Десять тысяч рисунков были созданы её богатым воображением, в них нашли отражение персонажи классических литературных произведений, а также герои древнегреческого эпоса, искусство балета и многое, многое другое.

Узнав о жизни и творчестве Нади Рушевой, я благодарю судьбу за то, что видел её рисунки, почувствовал одаренность, талант, трудолюбие. Преклоняюсь перед каждым членом этой семьи, так как становление личности Нади проходило в тёплой, доброжелательной атмосфере любви и преданности. И отец, и мать буквально посвятили свою жизнь воспитанию дочери. Собственное звучание Души в ней было ярко выражено. Её творчество - это исповедь, в которой каждый может найти свои заветные, иногда не пробившиеся ещё мечты и желания.

Государственный музей А.С. Пушкина хранит основную часть Надиного художественного наследия, так как «Пушкиниана» Нади Рушевой – одно из лучших художественных выражений творчества и жизни великого поэта. Надино искусство сродни Пушкинскому: в нём много мудрости и света.
Глава 1. Семья Надежды Рушевой.

1.1. Ладони.

Ладони мамины душисты.

Отцовская любовь крепка.

И в лад они звучат. Игриста,

Пушиста детская рука!

Пусть будут в лад созвучья света!

И контрапунктом – ноты тьмы.

С судьбою сходна партитура,

Лишь камертоны подбери!

И жизни план необоримый

Явится лёгким, словно пух.

И зазвучит оркестр незримый,

Где дирижёр – твой светлый Дух!

(Н.В.Маслова)

В воспитании Нади – прекрасного человека и замечательной художницы – роль семьи была очень велика. Рушевы были семьёй творческой интеллигенции.

1.2. Отец Нади – Рушев Николай Константинович.

Отец Нади – Рушев Николай Константинович (родился в г. Тамбове в 1918г.) – русский художник-живописец, в творчестве которого была ярко выражена тема Востока. С некоторыми его работами можно познакомиться в Национальном музее культуры г. Кызыла, куда они были переданы матерью Нади после смерти Николая Константиновича. Профессионально Н.К. Рушев, будучи театральным художником, в разные годы работал в театрах Москвы, Республики Тува, в Таджикистане и в Монголии, стажировался в Большом и Малом театрах и много лет – с 1953 г. и до ухода из жизни в 1975 г. – на Центральном телевидении, где в качестве художника-постановщика им были созданы многие интересные телеспектакли.

Николай Константинович был сыном оперного певца – Константина Николаевича Рушева, а его мама – дочерью учителя и сама учительница. Словом, он рос в интеллигентной семье в обстановке уважения и любви к труду и творчеству. Следует отметить также, что в формировании духовного мира Николая Константиновича большую роль сыграла дружба с известным искусствоведом, знатоком древнерусского искусства Свириным Алексеем Николаевичем, к которому через всю свою жизнь Николай Константинович пронёс чувство благодарности и уважения, называя его своим Учителем.

Н.К. Рушев – выдающийся педагог и Отец. Он показал своей жизнью ежечасное служение своему дитя, дружбу с ним, что в дегуманизирующемся обществе означало спасение души ребёнка, сохранение чистоты его идеалов и жизненных целей.

Николай Константинович обладал природным обаянием, преданностью семье, своему любимому делу – творчеству искусству. Он был всегда искренним, бесхитростным. Будучи папой, он, восторгаясь рисунками дочери, открыто признавался: « Так рисовать просто не умею!» Часто принимал советы дочки в рисовании. В его профессиональной деятельности им реализовались его природная функция – воссоздание мира, ситуаций, людей «через себя». Он не мог долго носить впечатления «в себе». Для него не было свойственно что-либо утверждать «собой», т. е. собственной персоной, становиться в центр внимания, быть ментором, диктовать что-либо. Он не изливал «из себя» впечатлений, критики.

Было бы правильным сказать, что Н.К. Рушев альтруистически возбуждал интерес, жажду узнать нечто новое, неведомое доселе у тех, с кем общался. Слушать его было радостно, светло. Он вдохновлял на познание и дела, словно сея в слушателей любовь к тому, чего они пока не знали. По сути дела он воссоздавал иногда забытые самим человеком лучшие качества его души. Он не навязывал собственных знаний и чувств другим. Этот тонкий учитель воспламенял душу и ум, заражал энергией задорного познания мира культуры, истории. Это знали все одноклассники Нади Рушевой и по-хорошему ей завидовали: иметь такого отца – это счастье! Это же просто удивительно, что такие светлые люди есть на белом свете!

Даже простившись с горячо любимой дочерью, он не мог не воссоздавать её жизнь, творчество, талант. Вот почему, собрав всё мужество и волю, он ежегодно приглашал в свой дом одноклассников в день рождения Нади, 31 января. И эта традиция уже 40 лет поддерживается близкими и друзьями.

1.3. Мама Нади – Наталья ДойдаловнаАжикмаа.

Мама Нади – Наталья ДойдаловнаАжикмаа – родилась в 1926 г. в селении Баянкол Тувинской республики. После окончания средней школы в г. Кызыле она поступила в театральное училище при Музыкально-драматическом театре. Позже, работая в этом театре, она стала одной из первых балерин Республики Тува. В этом же театре, находясь в творческой командировке с 1945 по 1948 гг., в качестве главного художника работал и Николай Константинович Рушев. Здесь они познакомились и поженились в 1946 г.

Наталья Дайдаловна с рождением дочери полностью отдала себя семье. Для неё долгожданное дитя стало смыслом жизни.

Мама Нади никогда не позволяет себе бурных эмоциональных проявлений, всегда уравновешена, скромна, не обременяет никого своими проблемами и переживаниями.

Для неё свойственно носить свои переживания в себе, быть сдержанной. Эта сдержанность продиктована её уравновешенной природой, сохраняющей силы, которые понадобятся в сложной ситуации.

Мамина обстоятельность, следование правилам, законам, своим знаниям, твёрдость убеждений по наследству передались дочери.

Мамина доброта, надёжность, преданность, умение защитить интересы семьи, принять конструктивное практическое решение стабилизировали эмоции папы и дочки, упорядочивали многие сложные жизненные ситуации. Мама всегда хотела вкусно накормить родных, тепло одеть, сшить обновку дочке, чисто прибрать в квартире. С какой же благодарностью принимали её заботу дочка и муж! Наталья Дойдаловна молчалива. Не любит много говорить, хотя обладает спокойным, приятным голосом с нерезко выраженными эмоциями. Она мало восприимчива к одобрению. Опирается на свои убеждения, традиции, привычки. Она не склонна менять своих убеждений, но любит узнавать новое, учиться новому. Всё это выдаёт в ней человека самодостаточного. Дочери она передала эти ценные качества.

1.4. Дар семьи.

«Духовные ценности: Творческое Созидание, Истина, Добро и Красота, пронизанные верой в святое, лежат в основе духовной жизни человека», - пишет профессор И.Н. Шванёва. Мы же увидели, что воспитание Надежды Рушевой её родителями строилось именно на этих Духовных ценностях - Абсолютных нравственных принципах жизни. Становление личности Нади проходило в тёплой доброжелательной атмосфере любви и преданности. И отец, и мать буквально посвятили свою жизнь воспитанию дочери. Это дорогого стоит. Так лелеяли в семье душу человека, помогая сотворять Дар Надежды, Дар Духа. Так рождалось огромное художественное наследие художницы, но, прежде всего, - девочки, Человека. Именно об этом писал академик Д.С. Лихачёв: «Надя – хороший человек и поэтому хороший художник. Понимаете ли, это кристаллизация чистого духа».

Так преклонимся же благодарно перед каждым членом этой семьи. Преклонимся трижды перед семьёй, чей светлый дар, стоивший им жизни, принимаем с лёгкостью и радостью.

Воспитание души – великая работа родителей, вот почему ей было так легко искать и видеть всюду красоту. Она, неся в себе образ гармонии, создавала гармонические образы и отношения, ибо это потребность души такая.


Глава 2. Жизненный путь Надежды Рушевой.

2.1. Творчество Нади.

Долгожданная дочка Найдан («Вечно живущая») – Наденька – родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе, но всю жизнь провела в Москве. Девочка росла под пристальным родительским вниманием к её рано проявившимся способностями. Девочка начала рисовать с пяти лет.

Рисунок стал для неё способом освоения бытия. Она не училась в художественной школе. «Не будем мешать её саморазвитию. Оно и так бурлит. Не надо её учить. Её надо лишь воспитывать» - говорил академик Академии художеств СССР В.А. Ватагин.

Надя жила и мыслила рисунком. Рисовать – это была просто её потреб-ность. Она рисовала мыслимое и прочувствованное. Бумага сохранила впечатления девочки о прочитанных ей родителями сказках и мифах. Любимым времяпрепровождения в семье было выразительное чтение отцом какой-нибудь книги вслух и изображение Надей на бумаге тех образов, которые возникали у неё во время отцовского чтения.

Помимо чтения можно отметить частые походы с ранних Надиных лет в музеи, посещение памятных историко-культурных мест Подмосковья и, ко-нечно, поездки в Ленинград, в который Надя впервые приехала в 1959 г. и который она полюбила навсегда особой восторженной любовью.

Великое множество сюжетов – характерная черта детского периода творчества Нади. Становление художницы идёт быстро. Рисунки стремительно наполняются глубоким содержанием. Уже в 13 лет она создаёт серию рисунков к «Евгению Онегину». С этих работ 1965 года, можно говорить о начале нового периода в творчестве юной художницы.

Её мысль – это то, что вызывает к жизни рисунок, и то, что вызывается рисунком. Образы мира переполняют её. Её перо и карандаш следуют за мыслью духовного, чувственного, интеллектуального внутреннего «Я» художницы. Надя рисовала беспрестанно: рисовала глазами, прутиком на снегу, щепкой на песке, мелом на доске, мыслью во сне или без сна. Мысленные образы просились наружу, на белый свет, к людям.

Великий Роден писал: «Настоящий Мастер тот, кто смотрит на мир своими глазами, кто умеет видеть красоту даже в обычных предметах». Она умела и не могла не находить красоту в предметах и линиях мира. Её душа проявляла врождённые способности именно так видеть, воспринимать и отражать мир. Она улавливала пропорции во всём: формах, размерах, композициях, цветах, звуках, отношениях. Духовное предназначение Надежды Рушевой именно в привнесении золотой пропорции, гармонии в жизнь людей посредством божественного душевного проникновения в изображаемые ею образы. Она создавала Идеальною Красоту, в которой была устремлена её истинно Божественная душа, Красоту, которую она оставила нам как символ Гармонии Мира.

В 1966-67 гг. девочка создаёт Варшавскую серию рисунков, большое число работ на библейские и античные темы, серии «Балет», «Сиренки», тончайшую серию «Маленький принц» к произведению Антуана де Сент-Экзюпери. Художница продолжает тему античной мифологии. В ней на этом этапе её творчества особенно привлекает красота и гармония линий древнегреческих фигур.

Цельность натуры Нади Рушевой обусловила её отношение к жизни и творчеству как человека и художницы. Плодом колоссального духовного напряжения, высокого трудолюбия, требовательности к себе явился творческий взлёт 1968-69 годов и проявленная в нём зрелость юной художницы. Это был последний этап её творчества.

Академик В.А. Ватагин в возрасте 90 лет писал: «Среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с лёгкостью её техники, чувством композиции, с остротою образов, создаваемых ею, творческим восприятием мира…». В последние два года жизни Надя создаёт знаменитую «Пушкиниану» и иллюстрации к романам «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова.

Для Нади Рушевой обилие исторических подлинников – греческих ваз в Москве и Ленинграде было истинным наслаждением. Вот как она говорила об этом: «Я люблю ходить по Москве, посещать музеи, картинные галереи. Особенно люблю наш Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Я там довольно часто бываю. Уже, наверное, лет пять… первым делом, как прихожу, иду в античный отдел смотреть греческие вазы». Именно в этом увлечении античной вазописью девочки–художницы мы усматриваем исто-рические истоки её выразительной и изящной графики.

Многоплановость работ Нади Рушевой недоступна поверхностному взгляду. Можно быть уверенным, что каждый, кто соприкоснётся с искусством художницы, сохранит в сердце на всю жизнь свою Надю.

2.2. Мнения специалистов-художников и искусствоведов о Наде Рушевой.

Гениальность художницы не раз подчёркивалась специалистами-художниками, искусствоведами. Академик А.А. Сидоров – крупнейший специалист в области графики – писал: «…Семнадцать лет жизни и оставить людям такое обширное, зрелое и новаторское духовное богатство. Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительного искусства. Среди поэтов, музыкантов редко, но бывали необычайно ранние творческие взрывы; у художников – никогда; вся юность у них уходила на студии и освоение мастерства».

Писатель Лев Кассиль пишет: «Воображение Нади – исключительно ём-кое, мудрое, дальнозоркое, остросовременное. Она рисовала сердцем».

Художник – график Николай Николаевич Жуков вспоминал о юной ху-дожнице: «Я убеждён, что линейный рисунок имеет специфику: все рисунки Нади Рушевой были линейными, певучими, очень пластичными и красивыми. Содержали глубокую мысль. До знакомства с Надей я видел её фантазии на выставках, в журнале «Юность», и, откровенно говоря, я представлял её девочкой энергичной, брызжущей весельем. А оказалось – нет: она была замкнутой и очень сдержанной. Эта бушующая энергия внутри всё время выливалась на бесконечные листы бумаги. Действительно, феноменально, что за свои семнадцать лет жизни девочка создала и оставила своему народу свыше 10 000 уникальных рисунков».

Старейший писатель – пушкинист Арнольд Ильич Гессен говорил о Наде: «На 95-м году своей жизни я привык ничему уже не удивляться. Но – Надя Рушева! Откуда у этой девочки такое глубокое и изящное чутьё художницы? Откуда такое ясновидящее проникновение в дух и настроения Пушкина и его эпохи? На моё предложение проиллюстрировать новую книгу «Жизнь поэта», Надя ответила, что подумает. Через месяц мы встретились. В её папке лежало более семидесяти рисунков. Они были совершеннее прежних, перенесли нас в знакомый с детства пушкинский мир».

2.3. Разновидность графики и композиция рисунка Н. Рушевой.

Разновидность графики Н. Рушевой – альбомные зарисовки, наброски. Это рисунки, сделанные без предварительной подготовки, как бы мгновенно. Задача этого вида рисунка – чётко и метко схватить в образе существенное, характерное и передать это скупыми, но выразительными средствами. Хорошая альбомная зарисовка заменит тысячу слов.

Альбомные зарисовки в творчестве Н. Рушевой неисчерпаемо многообразны не только в художественно выразительном, но и в техническом аспекте. Образ, материал и технические средства слиты в единый живой организм художественного произведения. О рисунках Н. Рушевой можно было бы сказать словами А. Матисса: «Я не смогу уже больше ничего прибавить к этой линии, ни отнять от неё».

Благодаря лаконизму, графика художницы хорошо запоминается. И вы в состоянии припомнить всё, до последнего штриха. Техническая виртуозность её линий впечатляет непередаваемой музыкальностью, и вы не в состоянии их забыть.

Интуитивное чувство композиционной напряжённости рисунка, способ-ность обобщить впечатления глазами, дар глубоко переживать и нести в себе вековой опыт народного и классического искусства – всё это было врождённым в Наде. Она устремлялась к совершенству!

Гармонизация композиции рисунка и каждого отдельного образа была бы неполной без изумительной точности линий, почти всегда – крайнего лаконизма изобразительных средств, динамики пера художницы. Линии поют, словно застывшая на листе музыка. Природа одарила девочку способностью проводить точные пластичные линии, абсолютно подчинённые золотой пропорции. Линии были всего лишь внешней оболочкой живых образов, давали ощущение жизни, как чуда! Рушевская линия «вскрывала», «распаковывала» то, что глаз не видит в обычной жизни. Лаконичная линия рисунка отражала и глубину проникновения в образ, и тончайшие нюансы эмоций индивида. Вот оно – слияние мысли, чувства, руки в гениальной линии!

Надя рисовала и пастелью, и шариковой ручкой, которая в то время была новшеством. Конечно же, она рисовала карандашами. Почему-то, карандаши она использовала реже других инструментов. Но зато как! Девочка использует цвет как средство передачи душевного настроения.

Надя очень любила фломастеры. Играючи, весело рисовала ими дома и в школе, удивляя этим заморским дивом одноклассников. В шестидесятые годы ХХ века фломастеры были невиданным в нашей стране чудом.

Конечно, рисунок фломастером недолговечен. Но сколько радости в его цвете, сочности, в каком-то особом ощущении, что в его толстом стержне содержится целая полиграфическая фабрика, дающая в руках Нади Рушевой изумительной точности образы, яркие цвета. Наиболее технически сложен рисунок пером. Быстрый очерк пером позволяет художнице схватить мимолётные движения и в то же время помогает сделать намёк на объёмность форм. Среди перовых очерковых контурных шедевров Нади можно назвать её работы: «Автопортрет в 8 лет», «Адам и Ева», «Соло балерины», «Портреты лицеистов».

В наследии Нади Рушевой множество перовых тональных рисунков: «Эстрадный хор», «Наташа плачет», «Балет–пантомима», «Артек», «Балет «Анна Каренина»» и другие.

2.4. Техника и цвет рисунка Н. Рушевой.

Техника рисунка Нади Рушевой вытекает из замысла пластической идеи, владевшей художницей, отличаясь предельным лаконизмом, точностью каждой линии, изысканностью средств.

Штриховые изображения или линейно-штриховые не свойственны Наде, разве что изредка штрих создаёт фон («Артек», «Теснятся образы», «Автопортрет в 15 лет»).

Сохранились несколько пробных работ художницы маслом – это архитектурные пейзажи Нижнего Новгорода, где Надя побывала с отцом.

Весьма редко Н. Рушева применяла технику монотипии, т. е. получение лишь одного оттиска с формы. Это сложная техника, при которой используется влажная бумага, доска. Масляная краска, зажим досок. Оттиск бумаги делается кисточкой. Эти редкие работы: «А. Мицкевич», «А. Пушкин», «Автопортрет в 16 лет», «Непокорённая», «Калипсо» и цветная монотипия «Портрет Маргариты» к роману Булгакова.

Художница проявляла, как видно, не только теоретический, но и прикладной интерес к самым разным техническим приёмам и материалам живописи и графики. Этому способствовали встречи с Василием Алексеевичем Ватагиным, занятия в художественной студии Дворца пионеров на Ленинских горах, куда один раз в неделю Надя ездила с большим удовольствием. Работы Нади в сложной технике пера и туши, ручки и чернил, фломастера и сухой иглы, а также её работы карандашом, мелками, акварелью, пастелью не знали подчисток, исправлений, поправок. Техника рисования этими инструментами не терпит исправлений, помарок, требует не только твёрдости руки, но и чёткости, сосредоточенности мысли. Посмотрите, как мало линий в рисунках Нади Рушевой, но как много они говорят! Этот лаконизм подобен философской осмысленности окружающего мира. Рисунки Нади Рушевой хрупки не только тонкостью линий, но и мыслей, чувств, переданных в них. Работать сразу набело было одним из величайших даров художницы. Её рука словно соперничает в точности и виртуозности с её мыслью. Надежда Рушева в мировом изобразительном искусстве была и остаётся королевой свободной линии. Линия – суть, символ и воплощение энергии не только рисунка, но и всей графики художницы.

Один из главных компонентов графики Н. Рушевой – цвет – играет немаловажную роль. Он не только дополняет рисунок, а работает как равноправное художественное средство. Цвет играет то композиционную, то пластическую или сопроводительную роль.

Цвет в работах Рушевой имеет сильное психологическое воздействие. Так, цветной фон в работе «Бег кентавриц» или «Шехерезаде», создаёт ощущение пламенной динамики. В рисунках «Шутик», «Грустный Лис» - чувство тепла и доверчивости.

2.5. Надя – искусствовед.

Надя глубоко интересовалась историей искусства. В доме семьи Рушевых была прекрасная библиотека. Надя не только изучала наследие прошлого, но и делилась своими знаниями с теми, кто был рядом. Она много раз водила друзей и одноклассников на экскурсии в музеи Москвы и Ленинграда. Её знания в области истории искусств поражали! В Русском музее Ленинграда, в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина школьница превращалась во вдохновенного профессионала – искусствоведа и экскурсовода. И это в 15 – 16 лет!

2.6. Трагическая смерть Надежды.

Трагическая смерть внезапно оборвала жизнь девочки. Приехав из любимого пушкинского Петербурга, жизнерадостная, полная творческих сил и надежд, она неожиданно скончалась от кровоизлияния в мозг 6 марта 1969 года. Оставленные 10 тысяч рисунков включают наброски, черновики, совершенные работы, шедевры. Родители бережно хранили даже то, что требовательная к себе художница безжалостно браковала. Сохранились измятые и перечёркнутые листы. Эти обстоятельства требуют внимания в подходе к оценке наследия художницы.

Глава 3. А.С. Пушкин в жизни Надежды Рушевой.

3.1. За Пушкина…

За Пушкина…

Девочка ходит у дома на Мойке.

Снег молодой метёт и метёт… -

За Пушкина двойка! За Пушкина – двойка!

А Пушкин смеётся и рядом идёт.

Чудо-чеканка садовой ограды,

Огромность и даже объёмность Невы.

Всё это было для детского взгляда,

Для поворота её головы.

Девочка ходит, лёгкого шага

Нам не забыть уже никогда…

Линий полёт… Белеет бумага…

Вьюга затихла… Сияет Звезда!

Н. Павлович


3.2. «Пушкиниана» Н. Рушевой.

Десять лет с Пушкиным в короткой семнадцатилетней жизни Нади Рушевой… Годы детские, отроческие. Начало становление человека – со «Сказки о царе Салтане» в 7 лет и до зарисовок в садах лицея, Созданных в марте 1969 года, за несколько дней до смерти Нади.

Около 300 рисунков серии «Пушкиниана» запечатлели рост человека и художницы: от детского карандаша до неповторимого по лаконизму и точности рушевского пера. Изумляет виртуозность рисунка этой девочки, не получившей специального образования, но получившей от рождения Божественный Дар воспроизведения красоты и гармонии, точности линий, лиричности и глубочайшего проникновения. Это особенно ярко и глубоко проявилось в «Пушкиниане» Надежды Рушевой. Она писала сразу набело, никогда не делала поправок и подчисток. Как мало в каждом рисунке линий, но как много они выражают! Это умение выразить на листе суть своей мысли в безупречной линейной композиции рождалось не только мастерством, но и глубокой внутренней красотой её души и разума, творческим озарением.

«Пушкиниана» Н. Рушевой, без сомнения, является вершиной её творчества. Подобно самому Пушкину, художница создавала эту серию от радостного творческого избытка. Её проникновение в образы А.С. Пушкина, Натальи Гончаровой, их детей, во внутренний мир их семьи необыкновенно глубоко и мистически реально. Она как бы срисовывала с натуры самые проникновенные кадры из жизни А. Пушкина и его семьи.

В 1959 году семилетняя Надя впервые побывала в Ленинграде, посетила последнюю квартиру поэта на Мойке. С тех пор пушкинские герои всё чаще стали появляться в её рисунках. Всё чаще притягивали к себе Надю Пушкинский музей, выставки, спектакли и связанные с именем поэта места: Михайловское, Захарово, Остафьево, Суханово…

Пушкинская тема – одна из любимых в творческой семье Рушевых. Среди первых реликвий домашней «Пушкинианы» - работа маслом отца Нади - Николая Константиновича, названная «Сказка». На большом полотне 60 х 70 см изображён великий поэт, рассказывающий сказку своим детям. Картина была написана в 1945 году. В ней есть попытка взглянуть на поэта нетрадиционно, прикоснуться к тайне его творчества и человеческой жизни Пушкина – отца, воспитателя своих детей, их уникального сказочника – папы! Эта работа Николая Константиновича Рушева стала предчувствием рождения в его семье художницы, главной темой которой стала жизнь великого Пушкина. Уже в 1957 г. пятилетняя (!) Наденька, слушая «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина, которую перечитывал ей вслух папа, играючи, создаёт 36 рисунков – целый альбом. Это и было началом знаменитой «Пушкинианы» Рушевой.

В домашней библиотеке собраны многие сочинения о поэте. Пополнение её было делом общесемейным. Каждый, где бы он ни побывал, привозил что-то новое. Обсуждение новинок, работа с ними, сотворчество были постоянным общим делом Рушевых. Так, для миниатюрного издания «Пиковой дамы»А.С. Пушкина Надя сделала суперобложку. Эта работы особенно порадовала её отца – Николая Константиновича. Он мечтал видеть в будущем дочь, работающей в области книжной графики. Сам он в 50-60-е гг. занимался художественным оформлением тувинских книг.

В последующие 1965 – 1967 годы юная художница, читая произведения А.С. Пушкина, проиллюстрировала для себя «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Бахчисарайский фонтан», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», роман «Евгений Онегин».

Для этих графических листов характерен линейный рисунок, выполненный фломастером или пером с изысканным кружевным контуром и подробной прорисовкой деталей. Более поздние её иллюстрации, лаконичные и ясные, сделаны быстрым линейным движением пера с незначительной штриховкой. В дальнейшем Надя не только иллюстрирует Пушкина, но и изображает определённые события жизни великого поэта, показывает его друзей и близких. По высказыванию самой художницы, Александр Сергеевич стал для неё «самым-самым родным поэтом».

«Пушкиниана» Н. Рушевой передана мамой художницы частями в Государственный музей А.С. Пушкина в Москве, в Пушкинский Дом в Санкт-Петербурге, Тувинский национальный музей в г. Кызыле.

Глубокое знакомство с музейной, литературной, музыкальной, художественной пушкинианой наталкивало Надю на размышление о собственном пути, о собственной интерпретации этой темы.

До 15-летнего возраста в рисунках девочки мы встречаем лишь образы на темы произведений Пушкина. Это эмоциональные всплески и художественное осмысление после прочтения его сказок, поэм, стихов. В семье была традиция чтения вслух. Во время этих чтений произведений любимого поэта Нади делала рисунки фломастером , карандашом, мелками, пером. В её ранних детских работах много весёлых находок, лёгкого юмора, доброй улыбки.

Переломным оказался 1968 г. С этого года видение Пушкина художницей становится словно двуединым: образы лирики поэта и сам поэт в его многообразной жизни. Как же это произошло?

В 1968 году, когда Надя исполнилось 16 лет, она прочла и проиллюстрировала первые главы готовящейся книги А.И. Гессена «Жизнь поэта». Арнольд Ильич посоветовал Наде восполнить невольный «пробел» Пушкина: поэт не делал зарисовок до 14 лет.

Так появилось множество рушевских рисунков, изображающих Пушкина-ребёнка, Пушкина-отрока. Вот он, кроха, на руках у матери, на прогулке с няней. Вот таинственно беседует с сестрой Олей… Сцены словно подсмотрены художницей.

Не случаен интерес Н. Рушевой к детству поэта: «Всегда стараюсь вытянуть детскую тему даже там, где она едва намечена», - говорила Надя. Эта потребность юной художницы, реализованная ею в графических листах, оценивается нами как расширение диапазона традиционной тематики художественной «Пушкинианы».

В лицейской серии художница изображает экзаменационное чтение Пушкина перед Державиным, занятия в уединённой студенческой келье, счастливый круг друзей. В портретах лицеистов – и насмешливость, и лёгкая грусть, и юношеская восторженность. Надя чудесным образом словно продолжает пушкинские зарисовки на полях его тетрадей. Духовное проникновение художницы в атмосферу лицея начала ХIХ века позволяет нам почти физически увидеть важнейший период жизни поэта, ранее скрытый временем. Это новое слово в мировой изобразительной «Пушкиниане».

Своё видение вносит художница и в такие, казалось бы, традиционные темы, как поэт и декабристы, южная ссылка, любовь в жизни Пушкина, последние дни и часы поэта.

Она удивительно проникновенно изображает в рисунках шумный быт большого пушкинского дома, заботливость Пушкина-отца, его игры с детьми, даже кормление малыша из ложечки за семейным столом. В рисунках Нади Рушевой – первая версия темы «Семья и дети в жизни Пушкина» в изобразительном искусстве. Искрятся счастьем, поют о человеческой радости линии! И вдруг – гибель… «Скончался. Умирающий благословляет детей…». Что может быть трагичнее: дети и смерть – рядом. Семья теряет отца. Россия и русская литература теряет духовного лидера, отца – основателя становящейся русской литературы.

Тончайшее проникновении художницы в жизнь А.С. Пушкина и Натальи Гончаровой, их семьи кажется мистическим, по-женски точно локализованным, с множеством примет быта и образа жизни семьи, почти невозможным. Так и видится, что жизнь Пушкина, быт их дома, детали взаимоотношений, психологическую атмосферу семьи описывает в рисунках человек, хорошо знакомый с жизнью А.С. Пушкина. Особенно ярко это проявилось в таких рисунках, как «Н.Н. Пушкина с Машкой и Сашкой», «Поэт в 35 лет с семьёй за завтраком», «Н.Н. Пушкина и А.С. Пушкин накануне дуэли», «Убит поэт – отец четырёх детей». Напрашивается мысль, что внутренний мир семьи открывается нам посредством рисунков Нади.

Она не просто иллюстрирует, а говорит из собственного духовного опыта. Это значит, что она страстно желает высказать и отобразить в рисунке волнения и заботу своей души.

В семейной серии «Пушкиниана» Рушевой мы слышим лейтмотив надежды на покаяние Натальи Николаевны перед мужем за те страдания, которые он вынес при жизни и после смерти.

В рисунках Нади Рушевой – благодарность поэту за его бесконечную любовь к женщине, чьё лицо он любил больше всего на свете и пред чьей душой благоговел: «А душу твою я люблю больше твоего лица» (А. Пушкин).

Надя хорошо знала пушкинские зарисовки пером на полях рукописей – их технику, сюжеты. В домашней библиотеке хранились соответствующие публикации специалистов. Стиль её линейной графики был схож с линейно-штриховой графикой А.С. Пушкина. Однако он сложился задолго до знакомства её с зарисовками поэта. Сама художница уточняла: «Я их заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести». Близость рисунка поэта ХIХ века и художницы ХХ века неоспоримо свидетельствует о близости их мироощущений: гениальный лаконизм в передаче мысли, образа, чувств был внутренне присущ им обоим. Таинственная связь Пушкина и Рушевой заставляла задумываться многих. Однако изумляет не только техника рисунка, изумляет универсализм, всемирная отзывчивость, иначе говоря, что-то ренессансное и всеобъемлющее в творчестве поэта и художницы.

Юной художнице удаётся провести сознание через лабиринты интеллекта и возвысить душу зрителя. «Подлинное искусство постигается и умом, и сердцем. Фантазии Нади задевают сердца людей. …До сих пор не знала художника, отразившего жизнь Пушкина год за годом. Одной Наде это оказалось по плечу! И как! Её рисунки сродни наброскам поэта, его летящим росчеркам. При этом у Нади нет и тени подражания. Своя свобода, своё отношение и мастерство… «Пушкиниана» Нади остаётся во времени, как её самознак!» - говорила в 1968 году Наталья Дёмина, специалист-искусствовед.

Пушкин и Рушева – драгоценный слиток. Загадку этого драгоценного слитка пытались решить журналисты, писатели, поэты, знакомые, друзья… Этот драгоценный слиток имел и ещё одну грань – обращённую от Пушкина через неё в живую жизнь людей, которые были с ней рядом. Он обращён к людям ХХ века.

Надо было видеть, как счастлива была Надя, когда ей, 15-16-летней школьнице, удавалось убедить одноклассников поехать в пушкинские музеи Москвы и северной столицы. Она вела своих экскурсантов по любым залам! Её знания имён, событий, художественных техник, дат заставляли изумляться. Её спокойная манера говорить покоряла внутренней силой, её любовь к А. Пушкину наполняла душу школьных друзей. Это было настоящее её проникновение, проживание жизни поэта. Чьё-либо незнание А. Пушкина для неё было просто временным недоразумением, ослеплением, какой-то случайностью. Она неизменно и во всех ситуациях спокойно и уверенно лично стремилась «снять» это недоразумения. Так бывало среди одноклассников в школе, на экскурсиях, в музеях, в поездках. Да и с взрослыми: друзьями семьи, посетителями её выставок, учителями. Именно эта её убеждённость казалось бы не по возрасту взятая на себя личная ответственность за чистоту понимания жизни и творчества гения русской литературы приводила порой к спорам с учителями. Она не принимала закоснелых и навязываемых точек зрения, «принятых» в 60-е годы ХХ века. Она вступала в защиту поэта, предлагая в свои 14-15 лет исключительно чисто изучать жизнь и творчество А.С. Пушкина. В этом смысле Н. Рушева проявила себя настоящим просветителем, борцом за живое понимание наследия поэта. Её искренность и открытость были для сверстников примером отстаивания чистоты своих идеалов.

Не парадоксально ли? Что Надя ушла от нас с двойкой за Пушкина, выучив не то, что было задано в школе, а то, что было созвучнее её душе. Глубочайший, тончайший, гениальный пушкинист, в школе она имела «2» за Пушкина, жизни своей не мыслила без Пушкина. В драгоценном творческом с ним духовном слитке Надя Рушева ушла в вечность.

3.3. «Душа обязана трудиться…».

Только А. Пушкину было дано отшлифовать поэтическую грань «своей» души в слове, звуке, строфе, звучании, познав любовь и красоту.

Он был и тонким рисовальщиком. На полях своих рукописей оставил маргиналии – то слова, то линии, то рисунки. Вот эти-то рисунки пером и позволяют нам перекинуть мостик от его души к другой душе. А. Пушкин научил свою душу управлению видимым и прожитым опытом, чувствами, мыслями, жизнью, ритмическими строчками поэзии. Он трансформировал события жизни посредством поэзии, и это давало ему осмысление жизни «через себя». Так душа управляла жизнью. Но эта душа обладала ещё тремя видимыми гранями, которые А. Пушкин, в силу разных обстоятельств, не довёл до совершенства в отличие от своей поэзии. Какие это грани? То есть посредством чего эта душа ещё стремилась выразиться? Это очевидно: рисунок пером, танец тела, познание душ и характеров людей.

Пушкинское перо в руках Надежды Рушевой! Да, да, секрет её тончайшего проникновения в поэзию и жизнь Пушкина в этой душе, переданной на отшлифовку теперь ей. Божественный мир выбрал её, как и А.С. Пушкина, генетически метисного происхождения. Нужна была девочка: тонкая, по-восточному проникновенная, наблюдательная, музыкальная, чувсвенно-поэтичная, хранящая в своей генетической памяти культуру народов мира. Душа выбрала эту семью, где мама – тувинка, восточная фея-балерина, танцующая звенящую нежность степей. А папа – русский художник с музыкальной душой, воспитанный на оперном репертуаре его отца – певца Большого Театра. Нужна была девочка, чтобы пластикой руки и тончайшим восприятием мира гранить душу, отточить её совершенство, развить её качества в новых направлениях. Эта гениальная пушкинская душа уже научилась в блестящей стихотворной форме выражать чувства, находить певучий ритм стиха, красоту слова.

Довести до совершенства владение пером, как владением словом у А.С. Пушкина. Не самоцель это. Линия должна трансформировать жизнь до гармонии, учить в безупречном образе, в предельной абстрактности образа двигаться к Бесконечной Общей Гармонии Мира: ибо чем выше уровень обобщения, тем шире поле вложенной идеи, тем выше и глубже возможности контекстной трактовки, т. е. расшифровки образа. Душа эта помнила всё о Пушкине, конечно. О детях. О Наталье Николаевне. Все детали быта их дома. Вот почему в рисунках всё точно воспроизводит быт и жизнь семьи: вот бегающие дети, а вот няня, вот – Наталья Николаевна беременная четвёртым ребёнком, вот Пушкин кормит малыша из ложечки… И, конечно, чувства, переживания, страдания жизни А. Пушкина.

Душа вспомнила, напомнила ранее детство Пушкина: отца, мать, сестру, даже встречу с императором, когда Саше было два года от роду, на петербургской набережной. И, конечно, лицей! Друзья, шалости, стихи, раздумья… Не рисовал Пушкин до 14 лет. И эта душа пришла восполнить пробел.

Надя в своих рисунках чутко отразила тончайшие нюансы великой души Александра Пушкина. Её рисунки учат людей нести добро, помнить лучшие черты Великого Человека, восторгаться им, чутко слышать. Все мы стоим перед выбором своей судьбы. Надя своим творчеством призывала людей быть более тонкими, чуткими, не концентрировать своё внимание на негативных сторонах жизни Великих, а войти в резонансное звучание с их лучшими качествами, чтобы облагородить себя, свои чувства и мысли.

Несколько штрихов словно шепчут нам: обратите внимание на некоторые, как бы случайные, факты. Вот Царское село – Пушкинский лицей, становление души и духа, пера и характера юного Александра Пушкина. А вот Царицыно – школа Нади Рушевой, становление души и духа, пера и характера выдающейся юной художницы. Теперь это два музея: пушкинский в Санкт-Петербурге и рушевский в школе № 470 г. Москвы – единственный музей школьницы в России. Там у Саши Пушкина – преподаватель математики Яков Иванович Карцев. А у Нади Рушевой – родная бабушка по отцу Карцева Нина Алексеевна – преподаватель математики. Бабушка часто приезжает в Царицыно в семью Рушевых, чтобы помочь Наде справиться с трудной для неё математикой. Сейчас Государственный музей А.С. Пушкина в Москве хранит фонды А.С. Пушкина и Надежды Рушевой, готовит их выставки.

Душа! Столь любимая тема Пушкина и Рушевой!

Душа – малая часть бесконечно огромной Энергии Любви, находящаяся в сердце человека. Настройка на собственное звучание – это единственная задача души. Для души это превыше всего. Кроме души это не умеет делать ничто в человеке. Душа – это не орган, а орган. Это мелодия, которая звучит: поёт, стонет, плачет, страдает, зовёт, любит. Без этого души просто нет. Душа всегда творит. Николай Заболоцкий писал:

«Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день, и ночь, и день, и ночь!»

Душа – это дирижёр мелодии всего организма, всех струн, человеческой скрипки, виолончели, арфы. Нам становится ясно, что душа должна быть твёрдой, стойкой, смелой.

То, что чувствует душа через великое искусство – это и есть поэзия души, её гармония, а значит счастье.

Творчество Нади Рушевой – это исповедь. Глядя на её лёгкий рисунок, плавные линии, концентрируешь взгляд, и возникает просветление мыслей, очищение, чувство благодати.

Заключение.

Анализ творческого наследия Н. Рушевой и существующих исследований специалистов-искусствоведов и биографов художницы позволяет сделать ряд выводов о значении её художественного наследия.



Во-первых, мы хотим присоединиться к выводу искусствоведа Н.В. Масловой, автора книги о Надежде Рушевой, что это единственный в истории прецедент, когда 17-летний человек привносит в мировое искусство непревзойдённые художественные шедевры.

Во-вторых, огромный объём творческого наследия ( 10 тысяч графических работ!) сравним с наследием взрослых художников.

В-третьих, мощь художницы Надежды Рушевой всего за 10 лет её творческого пути (1959-1969 гг.) составляет три работы ежедневно. Пусть из 10 000 её рисунков специалисты назовут шедеврами 10 или всего 1 рисунок. Даже в одном вы увидите гениальность художницы.

Четвёртый аспект значимости наследия Нади Рушевой – художественно-технический. Конструкция золотой пропорции в каждом шедевре и тонкая

«рушевская» линия делают юную художницу королевой линейной графики в мировом изобразительном искусстве.



Пятый аспект художественной значимости творческого наследия Надежды Рушевой доктор психологических наук Н.В.Маслова называет историко-психологическим. Технику, виртуозность, объём наследия и даже возраст художницы перекрывает глубочайшее проникновение в судьбы, души, эпохи, ситуации, замыслы.

Шестой аспект историко-культурной значимости художественного наследия Надежды Рушевой – социально-психологический. Надя Рушева воспевала истинные ценности человеческой жизни: Любовь, Дружбу, Нежность, Искренность, Стремление к Истине Мира, Справедливость, Гармонию, Согласованность идеального и материального. По мнению автора книги «Графика Нади Рушевой» Н.В.Масловой, творчество Надежды Рушевой искупительное! «Рисунки девочки – бесконечной чистоты и гармонии, невероятной глубины психологического проникновения в образ являются Божественным Даром человечеству. Они питают и нравственно обогащают тысячи людей во всём мире вот уже пятый десяток лет».

Седьмым в оценке историко-культурного значения творческого наследия Надежды Рушевой является личностно-психологический аспект. Она покоряла величием своего Духа. Отвечая на вопросы анкеты дочерей Карла Маркса, она отметила ценимые ею достоинства в людях: доброта, человечность, естественность. Счастье она понимала как дружбу, а несчастье как жизнь без друзей. Острота осознания усиливается осознанием того, что носителем этой высокой души и великого Духа была девочка. Вот почему её назвали «самой великой из молодых и самой молодой среди великих».
Список используемых источников и литературы:

  1. Н.В. Маслова. Графика Надежды Рушевой. – М.: Институт холодинамики, 2009. – 472 стр.

  2. Н.В. Маслова. Тайны и явь воспитания. Симферополь: издатель ФЛП Лемешко К.А., 2011 – 168 с.

  3. Рушев, Н.К. Последний год Надежды. Воспоминание о моей дочери. – М.: ТЕИС, 2007. – 240 с.








«В конце концов, различие между мужчиной и женщиной невелико». — «Да здравствует это маленькое различие!»
ещё >>