страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
В. Г. Белинский Критическое мышление очень важная и нужная форма мышления. Жизненно - страница №1/1
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Государственное учреждение образования «Жирмунская средняя школа» Дайлидко В.М. Использование технологии развития критического мышления в начальных классах Из опыта работы учителя начальных классов ГУО «Жирмунская средняя школа» Жирмуны 2012 Рекомендовано районным учебно-методическим кабинетом отдела образования Вороновского райисполкома. Рецензенты: Т.Ю.Климович, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГУО «Жирмунская средняя школа» Дайлидко В.М. Использование технологии развития критического мышления в начальных классах: из опыта работы учителя начальных классов ГУО «Жирмунская средняя школа», 2012 . – 38 с. В данной работе содержится теоретический материал, раскрывающий методы и приемы развития критического мышления учащихся на уроках. Даны рекомендации по использованию описанных приемов, алгоритм их применения. Приводятся элементы уроков для 1 – 3 классов по литературному чтению, человек и мир и внеклассного мероприятия с использованием ТРКМ. Адресуется учителям начальных классов. © В.М.Дайлидко © ГУО «Жирмунская средняя школа» Введение Критика была бы, конечно, ужасным орудием для всякого, если бы, к счастью, она сама не подлежала критике же. В. Г. Белинский
Но вот всегда ли он работает правильно? Чтобы быть в этом уверенным, необходимо правильно понимать и суть критического мышления, и его уместность, и его «технологические» возможности. Наверное, одно из самых больших заблуждений здесь то, что с помощью критического мышления, или критики, мы хотим добиться гораздо большего, чем это возможно на самом деле. Чтобы избежать ошибок, оглянемся на опыт нашего соотечественника, публициста-народника П.Л.Лаврова. В своих «Исторических письмах» (1869) он поставил в центр событий «критически мыслящую личность» - образованное и нравственное меньшинство, которое, якобы, по своей воле и делает историю. Как его современники и единомышленники делали историю, мы из той же истории хорошо знаем. Но с Петром Лавровичем нельзя не согласиться в следующем: чтобы делать историю, а не вляпаться в нее, надо быть и нравственным, и образованным. Только вот насколько? Чтобы не потерпеть публичное фиаско, чтобы проявить мудрость и не попасть в досадное положение, надо очень точно и полно понимать, что же это такое - «критическое мышление». Что такое критическое мышление? В своей статье Дэвид Клустер, профессор, преподаватель американской литературы в Хоуп-колледже г.Холланд, США, дал определение критическому мышлению. Во-первых, критическое мышление – это мышление самостоятельное. Ученики должны иметь достаточно свободы ,чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Во-вторых, информация является отправным пунктом развития критического мышления. Разумеется, мыслительные способности маленьких детей будут ещё совершенствоваться при обучении, но даже они способны думать критически. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем . которые надо решить. В-четвёртых, критическое мышление стремиться к убедительной аргументации. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими, мы уточняем и углубляем свою позицию. Таким образом критическое мышление-это: *Открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный опыт. *Отправная точка для развития творческого мышления. Технология развития критического мышления разработана американскими учёными Чарльзом Темплом, Куртом Мередитом и Джинни Стил. Адаптирована к российской образовательной системе Ириной Муштавинской (кандидат педагогических наук), Игорем Загашевым (кандидат педагогических наук), Сергеем Заир-Беком (кандидат педагогических наук, исполнительный директор программы развития критического мышления посредством чтения и письма). Теории, на которых базируется ТРКМ (технология развития критического мышления): 1. Конструктивизм – развитие осуществляется в процессе активного конструирования знания субьектом обучения. 2. Теория схем – ученик в процессе познания видоизменяет, модифицирует свои схемы, представления. Значит необходимо развивать умение осознавать эти схемы, работать с ними. 3. Ответный критицизм читателя - для осмысления текста учащимся необходимо озвучивать своё мнение, самим конструировать смысл сообщения. 4. Метокогнитивное обучение - процесс познания должен быть осознанным. Эта осознанность осуществляется в виде рисунков, графиков, проговаривания. В технологии развития критического мышления посредством чтения и письма существуют три основные стадии, которые соответствуют трём компонентам обучения, выделенным Ж.Пиаже и его последователями: вызов, осмысление, рефлексия. 1 стадия – "Вызов". Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает пред положения), систематизирует информацию для изучения нового материала, задаёт вопросы, на которые хочет получить ответ. Стадия вызова включает: * актуализацию имеющихся знаний; * пробуждение интереса к получению новых знаний; * постановку учеником собственных целей обучения. Возможные методы и приёмы (составление "списка" известной информации): а) рассказ-предложение по ключевым словам; б) графическая систематизация материала (кластеры, таблицы). в) верные (неверные) утверждения; г) перепутанные логические цепочки. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах. 2 стадия "Осмысление" * получение новой информации; * корректировка учеником поставленных целей; Ученик читает (слушает) текст, делает пометки на полях или ведёт записи. Методы активного чтения: а) маркировка с использованием значков "+", "-", " " (по мере чтения их ставят на полях справа). б) ведение двойного дневника, поиск ответов вопросы, которые были поставлены на стадии вызова. стадия" Рефлексия". * размышление рождение нового знания; * постановку новых целей обучения. Учащиеся соотносят "новую" информацию со" старой". Возможные методы и приёмы: а) заполнение кластеров, таблиц; б) установление причинно-следственных связей между блоками формации; в) возврат к ключевым словам, верным (неверным) утверждениям г) ответы на поставленные вопросы. Стратегия и приемы, используемые для развития критического мышления. Использование рисунков и значков для развития критического мышления Кластер («гроздь») — это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их; в определенном порядке, т. е. рисуночная модель. Рисунок в чем-то напоминает модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники. В центре находится «звезда» — это тема занятия, вокруг нее — «планеты» (крупные смысловые единицы). У каждой «планеты» есть свои «спутники», у «спутников» — свои. Рис. 1. Кластер
Рис. 2
Вот еще примеры составленных кластеров по предмету «Человек и мир», 2 класс, тема: «Земноводные. Лягушки и жабы».
Где обитает? Значение для природы и человека
Чем питается? Время охоты? Вечер, ночь Насекомые, улитки, слизни Кто враг? Уж, ёж, барсук, аист Рис.3. Кластер «Лягушка» Где обитает? Значение для природы и человека
Чем питается? Время охоты? Улитки, гусеницы, слизни Вечер, ночь Кто враг? Уж, ёж, аист, человек Рис.4. Кластер «Жаба» Вместо записей в кластерах можно применять уловные обозначения. Например, «Человек и мир», 3 класс, тема: «Формы земной поверхности. Овраг». Условные знаки: дождь, таяние снега; сильный дождь; высаживание деревьев, кустов, трав; вырубка леса; польза; вред; террасы, посадка трав; распашка вдоль склонов; засыпание углубления. ОВРАГ Значение для человека? Как образуется? Как остановить? Рис. 5. Кластер «Овраг» Хорошо составленный кластер является, таким образом, опорным конспектом. Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения, интерактивная размечающая система для эффективного чтения следует рекомендовать учащимся карандашом делать пометки на полях текста. Рекомендуем два варианта условных обозначений. Таблица 1
Таблица 2
После чтения текста подводим итоги. Этот прием работает на стадии осмысления содержания. Активное чтение способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать и выделять нужную информацию. Начиная с 3 класса, учащиеся могут тезисно заполнять таблицу после первого прочтения текста. Например: тема: «Глаз — орган зрения».
Таблица 3
Тема: «Земля в космическом пространстве. Смена дня и ночи». Таблица 4
Правила использования приема «Инсерт». 1. Ставьте значки по ходу чтения текста. 2. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали по данной теме раньше. 3. Прочтите текст еще раз. Возможно, количество значков увеличится. 4. Запишите или забудете! Предлагается таблица, которую легко заполнить с помощью пометок в тексте, при этом вы еще раз вернитесь к тексту и поработайте с ним. 5. Обсудите с кем-нибудь то, что вы записали. Краеугольным камнем технологии является развитие умения задавать вопросы. «Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы», — писал американский психолог Элисон Кинг. Классификация вопросов Б. Блума (американского психолога): ![]() Каждый тип вопроса актуализирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления. В технологии развития ифитического мышления придерживаются следующей системы: • Простые («Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?»). • Объясняющие («Почему?»). • Уточняющие («Праюлльнолия поняла?..», «Верно ли?..»). • Оценочные («Чем отличается?..», «Как ты относишься..?»). • Практические («Как бы ты поступил?..», «Где в обычной жизни?..»). • Творческие («Что было бы, если?..»). Простые вопросы — это вопросы, ответы на которые требуют знания фактической информации и ориентированные на работу памяти. Объясняющие вопросы направлены на установление причинно-следственных связей. Начинать использовать объясняющие вопросы можно с 1 класса. Объясняя поведение персонажей сказок или других произведений, дети развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию своих поступков. Уточняющие вопросы необходимы для формирования у ребенка умения выражать свои мысли. Учащиеся узнают о том, как он только что выразил свою идею. Он уточняет сказанное, тем самым совершенствуя свои речемыслительные способности. Оценочные вопросы направлены на осознание собеседником своего отношения к некоторому явлению или факту. Они вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления. Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Творческие вопросы направлены на развитие творческого мышления (умение вжиться в роль другого, стремиться находить новое применение известным вещам, склонность к прогнозам, фантазия, тяга к изобретениям) Например, предмет «Литературное чтение», 2 класс, тема: «Работа над сказкой «Аист и Соловей» В. Берестова». Простые вопросы: — Где жил старый, мудрый человек? — Какие птицы прилетели к мудрецу? Объясняющие вопросы: — Почему мудрец научил Соловья петь, а Аиста — нет? — Почему автор называет Аиста чудаком? Уточняющие вопросы: — Верно ли, что Соловей был очень воспитанной птицей? — Что навело вас на мысль, что Соловья научат петь, а Аиста—нет? Оценочные вопросы: — Какие чувства вы испытывали, когда к мудрецу прилетел Соловей? — Как вы относитесь к поведению Аиста? Практические вопросы: — Как бы вы поступили на месте Аиста? Творческие вопросы: — Что было бы, если бы Аист повел себя по-другому? — Что было бы, если бы в далекой стране не жил бы старый мудрый человек?
Прием «Выглядит, как … звучит, как …» Этот прием направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые возникают в связи с данным словом или понятием. Например: война, пустыня. Например, предмет «Мая Радзіма Беларусь», 4 класс, тема: «Великая Отечественная война».
Например , тема: «Пустыни».
На стадии вызова ассоциации записываются синим цветом, а после знакомства с основной информацией — на стадии рефлексии — можно записать новые ассоциации другим цветом и сравнить их. Прием работает на стадии вызова и рефлексии. Прием «Толстые и тонкие» вопросы Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на всех стадиях урока: на стадии вызова—это вопросы, которые ставятся до изучения темы; на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, размышления; на стадии рефлексии — для демонстрации понимания пройденного. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке — вопросы, требующие развернутого ответа.
На стадии вызова учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «толстых» и «тонких» вопросов. Например, тема: «Земля в космическом пространстве. Смена дня и ночи».
После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать текст параграфа и найти подтверждение своим предположениям. В первой строчке тема задается одним словом. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными или причастиями). Третья строчка — это описание действия тремя словами. Четвертая строчка — это фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме, объекту. Последняя строчка — это синоним выраженный одним словом, повторяющий суть темы.
При внешней простоте формы синквейн — быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, средство творческой выразительности. Как правило, он проводится на стадии рефлексии, однако опыт показывает, что есть и другие его возможности. Использование синквейна на разных стадиях урока имеет разные задачи: • На стадии вызова — сжатое обобщение актуальных заданий. • На стадии осмысления — вдумчивая работа над новыми понятиями. • На стадии рефлексии — интеграция новых и предыдущих знаний. Вот, например, один из вариантов адаптации синквейна к стадии вызова: ученикам предлагается отгадать первое слово синквейна, которое будет темой данного урока. Воздух. Бесцветный, прозрачный. Сжимается, перемещается, проводит (тепло). Невидимая одежда нашей планеты. Жизнь. Примеры синквейнов. Весна. Молодая, цветущая. Журчит, расцветает, поет. Будит природу ото сна. «Утро» природы. Пчелка.
Маленькая, трудолюбивая. Летает, опыляет, жалит. Приносит людям пользу. Медонос.
Животные. Растительноядные. Хищные. Живут, размножаются, питаются. Украшение природы. Незаменимы. Никотин.
Вредный, ядовитый. Разрушает, вредит, портит. Курить — здоровью вредить. Смерть.
Природа. Живая, неживая. Живет, дает, служит. Природа — источник познания. Жизнь. Подснежник. Весенний, первый. Пробился, удивил, согрел. Мир спасет красота. Весна.
Растения. Красивые. Полезные. Очищают, благоухают, радуют. Украшают и улучшают быт человека. Польза. «Разбери слово по буквам» — данный прием позволяет на стадии рефлексии подобрать к каждой букве слова, понятие, выражающие суть объекта. тревога еда сердцебиение С Т Р Е С С слабость разочарование страх лечение опьянение органы излечимо мышление А Л К О Г О Л И З М агрессия координация гадость лишний зависимость
Например: сразу могу применить совсем хорошо не понятно понятно пока не могу применить Таким образом, прием позволяет узнать, как понята учениками тема. Стоит ли идти вперед или еще раз объяснить.
порадовал взаимопонимание 55 5 10 удовлетворение активность от работы
Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию. Поэтому, на мой взгляд, каждый педагог, планируя свою деятельность, должен сделать выбор и четко ответить на вопрос: каким ему видится ребенок - человеком, который выполняет, не задумываясь, требования старших, или же думающей личностью, способной к принятию самостоятельных решений, отвечающей за свои поступки. Я за ученика думающего, творческого, целеустремленного. Именно таким должен быть современный человек, потому что мир вокруг нас должен и противоречив. И в этом мире каждому предстоит решать трудные задачи, принимать травильное решение, умея отстаивать собственное мнение. На мой взгляд, ученик думающий - это прежде всего ученик читающий, любящий родное слово, ищущий ответы на сложные жизненные вопросы в произведениях классической и современной литературы. Бурное развитие компьютерной техники, заботы родителей, направленные только на достижение материального благополучия, отсутствие традиций семейного чтения привели к тому, что читающих детей становится все меньше. Наметился спад читательского интереса. В связи с этим проблема формирования навыка осознанного чтения вышла на первый план в работе учителей начальной ступени школьного образования. Овладение чтением для ребенка 6-9 лет - процесс длительный и нелегкий, отнимающие много душевных сил и времени. И до тех пор, пока ребенок не научится читать быстро, а главное -осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему радости и удовольствия. Традиционные требования к технике чтения учащихся таковы, что проверяется, сколько слов ученик читает в минуту, то есть беглость чтения, и лишь затем - осмысленность. Я же во главу всего ставлю осмысленное, вдумчивое чтение, чтение - размышление, так как только такое пение развивает мышление более высокого уровня. Сформировать у учащихся навык осмысленного чтения помогает мне технология критического мышления. ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ НА КАЖДЫЙ УРОК: 1. Ничего не сообщайте в готовом виде, новое ученик открывает в систематическом выполнении упражнений. 2. Начинайте задания в общей формулировке, это вам поможет: - увидеть, на что способен учащийся в этой деятельности; - создать ситуацию помощи менее успевающим учащимся через сильных; - сформулировать задание более конкретно. 3. Держите паузу после постановки задания. 4. Не спешите с оценкой ответа, чтобы не прерывать ученика. 5. Не оставляйте без обсуждения ни одного ответа, даже неверного. 6. Приучайте обосновывать свои ответы без напоминания. 7. Приучайте слушать ответы учащихся, одноклассников. 8. Приучайте самостоятельно воспринимать задания на слух, без дополнительного объяснения, на какие моменты нужно обратить внимание. 9. Правильное выразительное чтение на любом уроке. 10. Продумывайте варианты ответов учеников и вашу реакцию на ответы. Приложение 1 Урок литературного чтения Тема: Е.А. Пермяк. Сказка "Пастух и Скрипка" Приём: "Чтение с остановками", "Прогноз" Цель урока: 1. Познакомить учащихся со сказкой Е.А. Пермяка "Пастух и Скрипка". 2. Проанализировать ситуации на основе выбора нравственных категорий. 3. С помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке. Оборудование: кроссворд, ребусы, рисунки (пила, дудка, осёл, скрипка), словарь по теме урока, портрет автора, тексты со сказкой Ход урока: На стадии вызова 1. Учащимся предлагаются ребусы и музыкальные фрагменты. Слова, полученные в ходе расшифровки, становятся ключевыми словами кроссворда. 2. Рассказ об авторе, выставка книг. Сказка литературная. Что это значит? (Сказку написал автор). Автор сказки Е.А. Пермяк. Родился он в 1902 году на Урале, на реке Каме, в г. Перми. Там он прожил более 30 лет. Ещё в детстве познакомился с жизнью заводов, рудников, приисков Урала. Будущему писателю посчастливилось: он учился в школе, где было обязательным изучение одного из семи преподававшихся там ремёсел. Е. Пермяк изучил пять: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное, токарное. И большинство произведений писателя посвящено труду или связано с ним. Вот наиболее известные из них: "Надёжный человек" (рассказы и сказки), "Тонкая струна", "Торопливый ножик", "На все цвета радуги", повесть "Детство Маврика", "Дедушкин характер". 3. Задание группам: используя слова кроссворда (ключевые слова), сочинить свою сказку, предположив её сюжет. 4. Презентация сказок (по группам). А как же всё было на самом деле? Интересно узнать? Смысловая стадия. Чтение первой части и беседа по содержанию с использованием прогноза. I часть текста: Она родилась в мастерской деревенского столяра, большого любителя музыки. Ее красота удивляла даже больших мастеров скрипичных инструментов. Говорят, что столяр вдунул в нее свою душу, и она от этого стала звучать, как живая. Всякий, проходивший мимо дома столяра, останавливался, когда она пела о солнце и небе, о лесе и говорливых ручейках, о золотистых полях и цветении садов родной чешской деревни. Слушая ее, умолкали певчие птицы. Только один из лучших соловьев округи отваживался иногда вторить ей своей песней. А досталась она Ослу, который притворился музыкантом.
Как понимаете выражение: столяр вдунул в неё свою душу? Какой момент этой части может насторожить Вас? Почему? Попробуйте предположить, что может произойти дальше. II часть текста: Это было ужасно. Играя на скрипке собачьи вальсы, конские галопы и ослиные рапсодии, он довел Скрипку до неузнаваемости. Ее тонкие и певучие струны стали походить на разлохмаченные шнурки. Дека оказалась в царапинах и пятнах. Гриф из черного превратился в серый. Ослабли расшатанные колки. Он уже играл на ней, как на балалайке, доламывая последнее. Оправдался ли Ваш прогноз? Кто хочет уточнить значения слов? Кто может объяснить их? Словарь:
галоп - 1) бег лошади вскачь; 2) очень быстро (разг.; неодобр.); 3) скачкообразный, стремительный танец, музыка в таком ритме; рапсодия - музыкальное произведение на тему народных песен; дека - плоская сторона корпуса струнного музыкального инструмента, служащая для усиления звука; гриф - длинная узкая часть струнных музыкальных инструментов, над которой натянуты струны; колок - стержень для натяжения и настройки струн в музыкальных инструментах. При вращении колка струна либо натягивается туже, либо ослабляется, вследствие чего звук становится выше или ниже.
Вскоре Осел приобрел у клоуна пилу, а скрипку забросил на чердак. Теперь ей оставалось только пылиться, слушать в долгие зимние ночи плачущий вой ветра в трубе, а в осенние дни сыреть, расклеиваться и приходить в окончательную негодность. Нельзя без слез и горькой обиды рассказывать о несчастной скрипке. Оскорбленная и униженная, она переживала каждый звук, доносившийся на чердак через слуховое окно. В ней находили отзвук песня жаворонка, тонкий свист синицы и далекая причудливая игра Пастуха на самодельной дудке.
балаган - это временная лёгкая деревянная постройка для ярмарочной торговли, жилья, зрелищ. Что можете сказать сейчас о существовании Скрипки? А посему я не спрашиваю - о жизни? Кому сочувствует автор? Что позволяет нам так думать? Что произвело впечатление на Осла? Какое? Как автор называет игру Пастуха? Почему? Как могут развернуться события дальше?
Однажды Скрипка помимо своей воли дополнила мелодию песни пробуждения высокими и чистыми звуками. Они вырвались сами собой из ее души, так исстрадавшейся по музыке. Все это произошло до восхода солнца. И никто, кроме Пастуха, не слышал, как пастуший рожок разбудил в Скрипке умертвленное желание звучать, Теперь он каждое утро переговаривался песней с незнакомой Скрипкой, очаровавшей его слух до такой степени, что однажды ночью он прокрался на чердак. Что же произошло со Скрипкой? Почему это случилось? Как? На что решился Пастух?
лад - сочетание звуков и созвучий. Можете ли Вы предположить, как произойдёт встреча? V часть текста (диалог - по ролям):Это была встреча в темноте. Встреча у дымоходной трубы дома. - Как ты прекрасна! - сказал он Скрипке. - Если бы ты увидел меня днем... - ответила Скрипка, - ты бы ужаснулся. - Нет, нет, - твердил он, касаясь ее грифа своими тонкими и нежными пальцами, на свете нет ран, которые не залечиваются. Скрипка, веря Пастуху, как-то сказала: - как я хочу, чтобы ты меня взял отсюда. Но это невозможно. Тебя накажут за похищение... нужно действовать умнее. Что могла предложить Скрипка? VI часть текста: Женская хитрость была присуща и Скрипке. Она посоветовала Пастуху сыграть на дудке перед окнами Осла душераздирающий вой волка, попавшего в охотничью яму. Он так и сделал. Осел был в неописуемом восторге и тут же предложил Пастуху обменять его дудку на визгливую пилу и пообещал добавить к ней скрипку. Состоялся обмен. Пастух, забыв о пиле, бережно снял с чердака несчастную. Прижимая ее к своей груди, он внес больную Скрипку в дом своей матери. Мать бережно освободила Скрипку от пыли и паутины, а затем, укутав ее в мягкое, велела сыну отправиться в город к лучшему из скрипичных докторов. Скрипичный доктор произвел все необходимые операции и процедуры. Он укрепил колки, подклеил деку, заменил струны, отполировал Скрипку до зеркального блеска. И когда Пастух увидел ее сверкающей и нарядной, когда он, нежно коснувшись ее струн, услышал звуки, от которых сладко кружится голова и замирает сердце, он сквозь слезы сказал ей:
Не обратили ли Вы внимания, как напечатано слово Скрипка? Почему? Нет ли в этой части слов, которые бы подтвердили Ваши мысли? Что можете сказать об отношении к Скрипке и матери, и Пастуха, и доктора? Какого доктора? Прочтите, какие чувства испытал Пастух, когда увидел Скрипку после лечения.
А может что-то измениться? Зазвучит ли Скрипка вновь?
Скрипка перестала быть доверчивой и наивной. Зато Пастух, едва прикоснувшись к ее струнам, заставлял умолкать окружающих. Это были песни первой радости скрипача и Скрипки, нашедших друг друга в большом мире. I Пастуха и Скрипку вскоре узнали по всей стране. Их слушали, затаив дыхание. И никому не приходило в голову, что Скрипка была некогда брошена Ослом на чердак, где она долго находилась в оскорбительном забвении. Да если бы кто-то узнал об этом, то едва ли бы обратил на это внимание. Мало ли печальных, несправедливых и грубых историй бывает на свете! Нельзя же позволять им зачеркивать всю жизнь. Прошедшее всегда заслоняется Настоящим, если оно большое, яркое и настоящее. - Настоящее. А оно было именно таким у Скрипки, сохранившей в труднейших испытаниях жизни чистоту человеческой души, которую вдохнул в нее благородный деревенский столяр, знаток и ценитель Высокой Музыки. И Вы были правы. Она перестала быть доверчивой и наивной. Почему? Навсегда? Что же произошло? Что вернуло Скрипку к жизни? А какое это Настоящее? Что удалось Скрипке в жизни? А были ли у Вас такие горькие моменты в жизни? Они прошли, а впереди целая жизнь, которая и есть - Настоящее. На стадии размышления учащиеся работают в парах. Под музыку учащиеся пишут Синквейны (пятистишия). Темы даются на выбор и по желанию: "Скрипка", "Родство душ", "Мастерство", "Доброта", "Чистота человеческой души". Приложение 2 Урок по предмету «Человек и мир» Тема: Кровеносная система Тип урока: урок изучения новых знаний. Форма проведения: урок с применением ТРКМ Цель: познакомить учащихся со строением и работой кровеносной системы; Задачи:
образовательные: - углубить и расширить знания о строении организма человека; - формировать навыки элементарной грамотности в отношении познания физиологических основ здорового образа жизни; - убедить в необходимости проведения профилактических мер по предупреждению заболеваний кровеносной системы; интеллектуальные: - осознавать необходимость новых знаний (предварительный отбор источников информации, обработка информации); коммуникативные: - уметь участвовать в совместном решении проблемы, высказывать и аргументировать свою точку зрения; развивающие: - развивать мыслительные процессы: умение рассуждать, делать выводы; - развивать речь, словарный запас. воспитательные: - воспитывать чувство ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих; Оборудование: - компьютерная презентация; - раздаточный материал: тексты, сердечки для рефлексии; Ожидаемый результат: к концу урока дети должны усвоить, что такое кровь, что входит в состав кровеносной системы.
Содержание
Учебно-методическое издание Дайлидко Валентина Михайловна Использование технологии развития критического мышления в начальных классах Из опыта работы учителя начальных классов ГУО «Жирмунская средняя школа» |
ещё >> |