Утверждено решением коллегии Комитета образования Курской области от 07. 05. 2003 г - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Решением Избирательной комиссии Курской области от 16 июля 2013 года... 1 108.27kb.
Решением коллегии Госстроя России от 27 января 1999 г. N 1 Программа... 1 296.07kb.
Т. П. Волошина директор Государственного архива Ульяновской области... 1 59.01kb.
Доклад на заседании коллегии уфсинот 10. 07. 2013 1 103.17kb.
Решением Коллегии Государственной счетной палаты Республики Марий Эл 1 34.68kb.
День архивов 1 14.66kb.
Утверждено: Решением Тарифного комитета 1 38.12kb.
Методическое письмо «О проведении в общеобразовательных учреждениях... 3 527.7kb.
Решением коллегии Контрольно-счетной палаты Вологодской области от... 3 565.94kb.
Закон кодекс курской области о выборах и референдумах принят Курской... 14 4182.56kb.
Аппарат Администрации 1 23.27kb.
Закон кыргызской республики «О религиозном образовании и религиозных... 1 180.89kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Утверждено решением коллегии Комитета образования Курской области от 07. 05. 2003 - страница №1/1

Утверждено решением коллегии Комитета образования Курской области от 07.05.2003 г., протокол № 5

Положение «О порядке организации и требованиях к изучению основ православной культуры и этики в образовательных учреждениях Курской области»

Настоящее положение, составленное в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях», Законами Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Законом Курской области «Об образовании», Договором о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской православной церкви, договором о совместной социальной, культурно-просветительской и педагогической деятельности администрации Курской области и Курского епархиального управления, договором о совместной научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности Комитета образования Курской области и Курского епархиального управления, договором о совместной научной, педагогической и культурно-просветительской деятельности Курского государственного университета и Курского епархиального управления, направлено на выполнение областной программы (государственного федерального образовательного стандарта общего образования второго поколения) (Постановление № .. от .. 2010 г.) и призвано определить содержание, формы и порядок организации изучения православной культуры и этики в образовательных учреждениях Курской области; порядок назначения преподавателей; порядок взаимодействия органов образования Курской области и управленческих структур Курской епархии в реализации областной программы изучения основ православной культуры и этики.

Данное положение включает следующие разделы. I. Обоснование необходимости организации изучения основ православной культуры и этики (пояснительная записка). II. Общие положения и принципы. III. Формы и содержание курса основ православной культуры и этики. IV. Требования к организации изучения основ православной культуры и этики.

V. Участие священнослужителей в организации изучения основ православной культуры и этики. VI. Порядок назначения преподавателей основ православной культуры. VII. Организационное и научно-методическое обеспечение изучения основ православной культуры и этики. VIII. Общие положения.


I. Обоснование необходимости организации изучения основ православной культуры и этики (пояснительная записка)

Необходимость изучения религиозной культуры определяется ее духовной, нравственной и эстетической значимостью для развития современного человека. Курс призван познакомить подрастающее поколение с религиозной культурой, показать ее значение в развитии всех сфер жизни российского общества, в личной жизни каждого человека.



В настоящее время в зарубежном законодательстве ряда европейских государств (Германии, Англии, Норвегии, Греции, Бельгии, Дании, Финляндии) используется преимущественно система обязательного религиозного образования. Это предполагает обязательное, предусмотренное законодательством и Конституцией преподавание религии в школе. Причем родители (или сами дети, обучающиеся в старших классах) имеют право отказаться от посещения уроков религии. В других европейских странах (например, во Франции) и в США применяется факультативная система религиозного образования, при которой родители обязаны прямо заявить о своем желании дать детям религиозное образование. Современная Конституция Испании признает право обучать и обучаться религии, свободно получать религиозную информацию и выбирать религиозное образование в соответствии со своими взглядами. В Бельгии религиозное образование детей, достигших 2,5 лет, начинается в детских садах с молитвы, религиозные знания преподносятся в виде рисунков, книг, раскрасок, игрушек. Все школьники страны, обучающиеся в школах любого типа, обязательно должны избрать один из 5 типов религиозных уроков, на которых изучается католическое христианство, протестантизм, ислам, иудаизм или уроки морали для атеистов. Начиная с 1997 г. в государственных школах французского сообщества Бельгии разрешено преподавание православия, а с 1989 г. было официально разрешено преподавание курса «Православие» в государственных школах фламандского сообщества Бельгии. В Англии в соответствии с Законом о реформе образования 1988 г. в программах государственных школ «обязательно должно присутствовать религиозное образование, а также проводиться ежедневные молитвы. При этом христианство должно пользоваться должным признанием». Допускаются молитвы для отдельных групп учеников в соответствии с их вероисповеданием, а программа религиозного образования в государственных школах может учитывать религиозные особенности местного населения. В Италии еженедельно католический Катехизис преподается по два часа в детсадах и начальной школе и по одному часу – в средней школе. Государство полностью финансирует религиозное образование, основываясь на необходимости приобщения подрастающих поколений к религиозным ценностям через государственную систему образования, поскольку принципы католицизма являются историческими основами жизнеустройства итальянского народа. В Турции, в соответствии со статьей 24-й Конституции 1982 г., «…уроки религиозной культуры и знания о моральном поведении входят в число обязательных уроков, проводимых в системе начального и среднего образования». Обязательный предмет «Религиозная культура и этикет» преподается в 4-5-х классах начальной школы и 1-3-х классах средней школы по 2 часа в неделю, а в 1-3-х классах лицеев по 1 часу в неделю. В Греции согласно пункту 2 статьи 16 Конституции развитие национального и религиозного самосознания гарантируется в качестве основной задачи государства. В начальных и средних школах религиозное образование осуществляется в соответствии с догматами и традициями православной церкви. Неправославные учащиеся не обязаны посещать эти уроки. В Норвегии религиозное образование как учебная дисциплина занимает в списке школьных предметов первое место. По правилам школ предусматривается обязательная встреча с епископом – отдельно учителей и учеников. В законодательстве об образовании христианское воспитание объявляется одной из целей начальной школы. В Германии в государственных школах урок религии в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Конституции является обязательным предметом, равноценным другим школьным предметам и преподается по 2 часа еженедельно на протяжении всего периода школьного обучения. Следовательно, опыт зарубежных демократических государств говорит о том, что учащиеся этих стран получают религиозное образование, порядок организации религиозного образования регламентирован в законодательстве об образовании, что при этом не противоречит общей светской направленности системы государственного образования.

Вместе с тем в нашей стране, начиная с 90-х годов прошлого столетия, накопился значительный позитивный опыт изучения православной культуры и других традиционных религиозных культур России.

Таким образом, как собственный, так и зарубежный опыт свидетельствует о возможности и необходимости освоения религиозных знаний в современной российской школе.

Особенностью российского общества является то, что в настоящее время в силу его поликонфессиональности религиозная культура не может изучаться только в рамках одной веры: сегодня в России признано четыре традиционных религиозных конфессии: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Поэтому Министерство образования и науки РФ рекомендует изучать одну из четырех традиционных религиозных культуру России по выбору учащихся: это могут быть основы православной культуры; основы исламской культуры, основы буддистской культуры, основы иудейской культуры. Но кроме того Министерство образования и науки рекомендует интегративный курс «Основы мировых религиозных культур», который призван дать систематическое знание о разных религиозных культурах. В тоже время в нашем обществе есть семьи, которые придерживаются нетрадиционных религиозных взглядов, не исповедуют никакой религии или придерживаются атеистических взглядов. Поэтому, чтобы ни один ребенок не выпал из общего пространства духовно-нравственного воспитания, вводится курс этики, который будет посещать ученик, не избравший для себя курс религиозной культуры.



Преломляя эту общую установку федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения общего образования применительно к образованию Курской области, мы можем констатировать, что для учащихся курских школ в силу историко-культурного развития применимы два курса: основы православной культуры и этика. Поэтому именно эти два курса рекомендованы Общественным Советом по воспитанию Курской области (протокол № … от ………….) для изучения в образовательных учреждениях региона.
1а. Сущность и содержание курса основы православной культуры

Уясняя сущность православной культуры и феноменологию этого явления, следует учитывать прежде всего то, что именно православие является историкообразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве российского государства и общества, семьи и человека, их духовности и нравственности, культуры и воспитания. Это обстоятельство может не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать этого в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. Любое начинание, предпринятое без учета данного обстоятельства, обречено на неудачу. Историю православия, а следовательно и православной культуры, можно исчислять и шестнадцатью (если брать за точку отсчета Первый Вселенский собор 325 г.) или двенадцатью (если вести отсчет с Седьмого Вселенского собора 787 г.) веками. В любом случае этот возраст исключительно почтенен, и ни одна другая европейская культура не может сравниться с подобным сроком. Именно восточные, т.е. православные богословы, отцы церкви развивали христианское богословие: все семь Вселенских соборов проходили именно на греческом, византийском Востоке; латинские же иерархи Запада лишь соглашались с тем, что им предлагалось. Именно православные богословы обеспечили синтез античной философии и Библейского Откровения. Практически все отцы церкви были блестящими знатоками языческой философии, а византийская христианская культура включила в качестве своей составляющей античное наследие. Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовалось прежними поколениями русских людей и русской школой советского периода. За многие века своего существования православие накопило колоссальный эстетический потенциал. Лишать современного человека возможности осваивать его – значит несказанно обеднять его внутренний мир. В свое время о. Павел Флоренский назвал православное богослужение «синтезом искусств». С еще большим основанием это словосочетание характеризует православную культуру в целом. Православные производят свою веру не только «от слышания», как это характерно для протестантизма; истины христианства они воспринимают буквально всеми органами чувств, задействовано даже обоняние, а это в свою очередь предполагает вовлечение в культурную деятельность и всех видов искусств – от монументального до прикладного. Православная культура – это литература, включающая тысячи томов, сотни авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева, и фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, заданные Храмом Св. Софии в Константинополе, это удивительная гимнография, объединяющая литургическую музыку и поэзию, это, наконец, прикладное искусство: богослужебная утварь, оклады икон, церковные облачения. Курс православной культуры включает сведения о Боге, Церкви и ее развитии, религиозной жизни и проявлении православной духовности в важнейших сферах жизнедеятельности человека: труде, нравственности, познании, искусстве, в межличностных отношениях, в отношениях к себе и миру. При этом крайне важно сохранить органическое единство знаний о православии, не ограничиваясь только отдельными его сторонами, будь то сведения о музыке или иконописи, литературе и архитектуре, ибо в противном случае в тени остается смысл и содержание этих художественных творений. Здесь вполне уместны слова К.Д. Ушинского: «Как часто мы встречали безумные усилия завалить эти живительные родники, встречали рядом с удивлением к тем произведениям, которые из них произошли». Совершенно очевидно, что и православное мировоззрение, и церковное искусство вытекают из православного вероучения. Невозможно понять нравственное учение церкви, не познакомившись с историей церковного (еврейского) народа, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учением Иисуса Христа. Попытки же отделить то или иное знание как соответствующее или не соответствующее названию предмета (например, запретить изучать в школе Ветхий или Новый Завет) напоминают печально известную кампанию ученых мужей конца 20-х – начала 30-х гг., не допускавших в школьное образование сказки на том основании, что они формируют идеалистическое мировоззрение, а уж требования научного разоблачения Библии в XXI веке выглядят еще нелепее, чем требование при чтении сказок разоблачать их научную несостоятельность. С другой стороны, нельзя ограничивать изучение православной культуры только рамками данного курса, ибо в противном случае мы получим раздвоенность мировоззрения ребенка. Например, если мы в курсе православной культуры расскажем о роли православия в истории России, а в курсе истории даже не будем упоминать об этом, а тем более начнем «разоблачать» роль православной церкви в судьбе России, то мы деформируем сознание, мировоззрение наших детей. Именно поэтому курс должен не только охватывать изучение православной культуры как таковой, он может органично и естественно войти в содержание других учебных предметов, особенно гуманитарного цикла, содействовать духовно-нравственному воспитанию школьников, так как именно православие являлось на протяжении веков основой духовно-нравственного развития русского человека. Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение суммы знаний о православии как культурном феномене и не преследуют миссионерских целей. В содержании курса строго соблюдаются требования действующего законодательства, установившего, что религия является областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной Конституцией Российской Федерации.

1 б. Сущность и содержание предмета «Этика» в учебном плане средней школы

Этика представляет собой совокупность нравственных понятий, норм и заповедей, способов поведения и эталонов отношений человека к миру, к обществу и другому человеку.

В целом этика – это система норм регулирования нравственной сферы человека и общества.

Содержанием этики является система нравственных категорий: (добро и зло, совесть и др.); заповедей, идеалов; нравственного опыта, нравственных отношений.

Проблема нравственного развития подрастающего поколения всегда была приоритетной задачей воспитания российской школы. Именно поэтому в российской школе всегда были предметы, ориентированные на формирование духовно-нравственных качеств человека.

И хотя нравственное воспитание не всегда достигало предполагаемых результатов, но отсутствие воспитания всегда самым негативным образом сказывалось на развитии учащихся. И современное духовно-нравственное состояние российского общества – это во многом результат отсутствия надлежащего воспитания. Поэтому российская государственная власть совместно с традиционными религиозными конфессиями России придагает значительные усилия к реализации широкомасштабного эксперимента, направленного на духовно-нравственное воспитание учащихся российских школ.

Одним из этих предметов одним из курсов, которой был предложен Министерством стал курс этики.

В учебном предмете «Этика» решаются задачи развития нравственной сферы учащихся. Выделение в учебном плане учебного предмета «Этика» основывается на реализации деятельностного и аксиологического подходов в нравственном образовании учащихся при подготовке их к жизни в своей семье, обществе и стране. Существенное значение приобретает направленность нравственного образования на формирование ведущей деятельности младших школьников - учебной, учащихся средней школы - коммуникативной, учащихся старших классов – читательской и трудовой.

Базовыми параметрами для выделения содержательных линий Примерного содержания образования по учебному предмету «Этика» являются структура и специфика изучаемого объекта, структура среднего образования (наличие образовательных ступеней и их особенности, и прежде всего закономерности нравственного развития, обусловленные возрастными задачами развития и социальными потребностями, которые в свою очередь зависят от возрастных возможностей освоения нравственных понятий и категорий учащимися каждой возрастной ступени.

Примерное содержание образования по учебному предмету «Этика» разработано в виде состава содержательных линий, представляющего ориентировочный уровень предъявления учебного материала. Примерное содержание образования по учебному предмету «Этика» выстроено по модели концентра. Содержание нравственного образования в основной школе является базовым в отношении содержания изучения нравственных норм, правил и законов в начальной и старшей школе.

Примерное содержание изучаемых знаний по учебному предмету «Этика» распределяется по содержательным линиям соответствующим сферам бытия и сферам личности:

- индивидуальной сферы, связанной с развитием нравственного сознания и самосознания учащегося, отношением его к себе, пониманием себя (нравственной самооценкой) и саморегуляцией, формированием нравственных эталонов как ориентиров для обретения самостоятельных нравственных убеждений и нравственной позиции;

- социальной сферы, связанной с формированием нравственных отношений с окружающими людьми в семье и обществе, развитием нравственного сознания и гражданского самосознания учащихся, совершенствованием нравственной ориентировки, позволяющей адекватно оценивать социальные взаимоотношения и выстраивать конструктивные взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми при подготовке учащихся к профессиональной деятельности в обществе;

- социокультурной сферы, связанной с потребностью в этнокультурном самоопределении, со знанием духовно-нравственных традиций своего народа, формированием национального достоинства и уважения к достоинству других народов, развитием патриотизма и национального самосознания, обеспечивающего конструктивную интеграцию учащихся в культурное пространство России и мировое культурное пространство;

- высшей духовно-практической сферы, связанной с потребностью личности в самоопределении в высших ценностях и жизненных смыслах, постижении нравственных абсолютных и универсальных принципов и законов.

Учебные курсы нравственной культуры включаются в учебный план общеобразовательной школы на всех образовательных ступенях по концентрической модели.

В начальной школе (1-4 классы) в виде основного учебного предмета «Этика»» с нагрузкой 1 ч. в нед. (В 1 классе проводится классный час нравственной направленности).

В основной школе (5-9 классы) в виде основного учебного предмета «Этика» с учебной нагрузкой 1 ч. в нед.

В старшей школе (10-11 классы) в виде основного учебного предмета «Этика» с учебной нагрузкой 1 ч. в неделю.

Вместе с тем усиление внимания к нравственному развитию школьников оп­ределяет ориентацию предметов гуманитарного профиля на достижение планируемых результатов не только на предметные знания и умения, но прежде всего на достижение надпредметного результата.

Результатом нравственного воспитания являются нравственные качества, личностные характеристики, культура поведения, усвоение этичес­ких норм и др., для формирования которых предмет «Этика» имеет системообразующее значение.

В отношении к содержанию базового гуманитарного образования изучение нравственной культуры является расширением, прежде всего, общего гуманитарного образования: обществоведческого, филологического, искусствоведческого и исторического в части знаний о нравственных нормах и правилах, действующих как сфере семейной и общественной жизни, так и в традиционной культуре, как существенной части культуры российского общества в прошлом и в современности.

Изучение «Этики» должно соотноситься в учебном плане с образовательными областями «Обществознание», «Филология», «Искусство», «История».

Элементы знаний о нравственных нормах и правилах присутствуют в базовом содержании общего среднего образования в курсах основных учебных дисциплин образовательных областей «Филология» (русский язык, литература), «Обществознание» (всеобщая история, история Отечества, обществознание), «Искусство» (изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура), «Естествознание» (социальная и экономическая география), «Технология» (в части изучения традиционной материальной культуры народа, ремесел, домоводства), что отражено в соответствующих образовательных стандартах.



II. Общие положения и принципы

1. Изучение основ православной культуры и этики осуществляется в качестве важного направления образовательной политики Курской области и реализуется посредством объединения усилий государственных и церковных структур. Организационной основой изучения основ православной культуры и этики является целевая региональная программа «Воспитания детей и молодежи Курской области на 2010–2025 годы»

2. Изучение православной культуры направлено на удовлетворение духовных потребностей ученика, семьи, школы и общества, обеспечение реальных условий для формирования целостного мировоззрения и самосознания, нравственного самоопределения и свободного развития сохранения и преемственности обществом национального культурного наследия.

Изучение основ православной культуры в образовательных учреждениях базируется на следующих принципах:

- принцип свободного выбора предполагает свободное волеизъявление учащихся (после 14-ти лет), либо его родителей или законных представителей до 14 лет;

- принцип равной заинтересованности. Изучение основ православной культуры – задача, которая значима для российского общества вцелом. Ее решение в равной степени соответствует сущностным целям государственных, общественных, образовательных и церковных структур. Поэтому преподавание основ православной культуры во все образовательные учреждения области необходима равная заинтересованность и активное участие всех сторон; - принцип совместности. С учетом принципа равной заинтересованности необходимо создавать условия для совместного решения участвующими сторонами всех главных вопросов организации изучения православной культуры; - принцип распределения ответственности. Каждая их участвующих сторон принимает на себя ту долю ответственности, которая соответствует ее организационной специфике. Школа предоставляет все возможные условия для оптимального изучения православной культуры. Административные органы берут на себя обязательства по созданию материальных, методических и организационных условий для успешного изучения православной культуры. Церковь берет на себя обязательства в оказании помощи в научно-методическом и материальном обеспечении учебно-воспитательного процесса, и особенно в организации внеклассной и внешкольной работы;

- принцип исторической преемственности. Учет многовекового опыта отечественной педагогики и практики духовно-нравственного воспитания.

- принцип педагогической преемственности. Педагогическая преемственность и логическая непротиворечивость с существующими государственными образовательными стандартами и программами в области духовно-нравственного образования.

- принцип терпимости предполагает воспитание уважительного отношения к людям иных религиозных взглядов и к людям неисповедующих никаких взглядов вообще.

3. Изучение этики направлено на удовлетворение нравственных запросов и служит нравственному развитию учащихся, формированию их нравственного сознания и самосознания, сознательного поведения в соответствии с традиционными нормами морали.

Изучение этики в образовательных учреждениях базируется на следующих принципах:

- принцип свободного выбора. Основой выбора является свободное волеизъявление учащихся (после четырнадцати лет), либо его родителей или законных представителей до 14 лет.

- принцип равной заинтересованности. Данный курс является таким же необходимым и важным курсом, как и курс основ православной культуры. И поэтому он должен также поддерживаться всеми субъектами воспитательного процесса и органами управления образованием.

Консолидация усилий государства, общества, школы и семьи. Главным условием успешности нравственного образования является консолидация усилий органов государственной власти, политических и общественных организаций, школы и семьи.

- принцип исторической преемственности. Учет многовекового опыта отечественной педагогики и практики нравственного воспитания.



- принцип педагогической преемственности. Педагогическая преемственность и логическая непротиворечивость с существующими государственными образовательными стандартами и программами в области духовно-нравственного образования.

- принцип терпимости. Хотя этика – курс, который выстраивается на основе светских начал и который посещают учащиеся, не избравшие курс православной культуры, тем не менее, этот курс не является принципиальной противоположностью курсу религиозной этики, а в процессе его изучения у учащихся формируется уважительное отношение к людям, придерживающихся религиозных взглядов и религиозных заповедей в своей жизни.
III. Содержание и формы изучения

курса основ православной культуры и этики Содержание основ православной культуры и этики может реализовываться в трех направлениях. 1. Собственно уроки православной культуры и этики. В этом случае учебные занятия организовываются в форме уроков. Администрация школы в зависимости от выбора учащихся проводит распределение по подгруппам и назначает соответственно преподавателей основ православной культуры и этики. В случае, если происходит разделение класса, то занятия происходят аналогично делением на подгруппы на других предметах.

2. Интеграцию сведений о православной культуре и этике в другие учебные предметы школы, главным образом гуманитарного цикла. 3. Использование в воспитании, особенно духовно-нравственном, этических ценностей и понятий, выработанных в православной культуре и накопленных ею воспитательных приемов и образцов взаимоотношений, поведения и деятельности, а также ценностей и понятий, выработанных светской этикой.

С учетом указанных направлений освоения содержания и форм изучения устанавливаются следующие права учителей и порядок определения содержания основ православной культуры в образовательных учреждениях Курской области.

1. Содержание программ по основам православной культуры и этики разрабатывается лабораторией русской школы и утверждается областным общественным советом лабораторией русской школы по прохождении экспертизы в экспертном совете Комитета образования и науки Курской области. 2. По пожеланию школы возможно проведение экспериментальной работы по апробации содержания курса основ православной культуры и этики, по подготовке методических рекомендаций по использованию сведений религиозного характера в преподавании общеобразовательных предметов, по разработке методики воспитательной работы, основывающейся на традициях отечественной духовной культуры. В этом случае необходимо представить заявку, подписанную школьным общественным советом по воспитанию и подписанную директором школы, и получить соответствующее разрешение на эксперимент в экспертном совете Комитета образования и науки Курской области. 3. Учителя имеют право при изложении программного материала по основам православной культуры и этики вносить дополнительные сведения, выбирать темы для углубленного изучения согласно потребностям учащихся. В случае создания авторской программы учитель должен получить право на ее реализацию в экспертном совете Комитета образования и науки Курской области.

4. Учителя имеют право при преподавании своих дисциплин включать сведения по православной культуре и этике в преподаваемые предметы.

5. Учителя имеют право использовать внешкольные формы работы с учащимися по изучению основ православной культуры и этики. Внешкольные формы изучения основ православной культуры предполагают экскурсии в храмы, к святыням, к памятным историческим местам, проведение и участие в различного рода благотворительных мероприятиях и акциях и т.д. Внешкольные формы изучения этики предполагают участие в общественных дискуссиях, круглых столах, проведение и участие в различного рода благотворительных акциях и т.д.


IV. Требования к организации изучения основ православной культуры и этики

1. Изучение основ православной культуры в образовательных учреждениях Курской области строится на культурологической основе, что предполагает ознакомление учащихся с религиозными знаниями в культурологическом аспекте. 2. Определяющим условием для выбора либо курса основ православной культуры, либо курса этики является желание ученика, его родителей или лиц, их заменяющих. 3. Школьная администрация и органы управления образования при соответствующем пожелании детей, их родителей или лиц, их заменяющих, обязаны обеспечить необходимые условия для систематического ознакомления с основами православной культуры или этики. 4. Школьная администрация или органы управления образованием не могут препятствовать учителям включать вопросы православной культуры и этики в качестве учебного материала при изучении традиционных школьных предметов, таких как литература, история. 5. Условием организации изучения основ православной культуры является добровольность. Для учеников младших классов необходимо согласие их родителей или лиц, их заменяющих; ученики средних и старших классов самостоятельно принимают решение, согласное их собственному желанию.

6. При наличии желания право и возможность посещения уроков православной культуры предоставляется детям любого вероисповедания и конфессиональной принадлежности.

7. Ученики, исповедующие неправославную веру или принадлежащие к неправославной конфессии, а также атеисты, не пожелавшие изучать православную культуру, изучают курс этики.



V. Участие священнослужителей в изучении основ православной культуры 1. В соответствии с распоряжением губернатора Курской области и по благословению правящего архиерея Курской епархии, священники могут принимать необходимое участие в духовно-нравственном воспитании учащихся и изучении основ православной культуры. 2. Для участия священнослужителя в работе конкретной школы необходимо приглашение школьной администрации. По согласованию с администрацией школы и родительским комитетом священнослужители могут проводить образовательную работу. 3. Основными задачами священнослужителя, работающего в школе, являются:

  • духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание учащихся;

  • консультирование учителей и родителей по вопросам духовно-нравственного развития детей;

  • консультативная и методическая помощь учителю в организации и проведении занятий по основам православной культуры, использовании знаний о православной культуре при преподавании общеобразовательных предметов;

  • помощь в организации и проведении государственных, церковных и школьных праздников;

  • участие в делах попечительства и благотворительности;

  • содействие в решении организационных вопросов о посещении храмов, святынь, исторических и культурных достопримечательностей.

4. Священнослужитель может по просьбе школьной администрации и педагогов принять участие в организации и проведении:

  • учебных занятий, культурных мероприятий, родительских собраний;

  • торжественных школьных мероприятий, государственных, религиозных и школьных праздников;

  • благотворительных акций, дел милосердия и попечительства.

VI. Порядок назначения учителей основ православной культуры и этики

1. Право работать учителями основ православной культуры имеют лица, имеющие педагогическое образование и государственное свидетельство о переподготовке, удостоверяющее повышение квалификации по программе «Преподавание основ православной культуры» в установленном объеме. Право вести занятия имеют также священнослужители, имеющие необходимую педагогическую подготовку. 2. Назначение светского лица учителем основ православной культуры осуществляется в соответствии с существующим законодательством Российской Федерации «Об образовании» по представлению педагогического совета школы и по согласованию с Областным общественным советом по воспитательной работе на основе рекомендации районного (городского) общественного совета по воспитательной работе. 3. Священнослужитель может быть назначен на должность учителя основ православной культуры в случае, если он имеет педагогическое или семинарское образование, включающее в себя психолого-педагогическое образование, и удостоверение государственного образца, дающее право преподавать основы православной культуры. Назначение священника на преподавательскую должность осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации «Об образовании» по представлению педагогического совета школы и согласованию с Областным общественным советом на основе рекомендации районного (городского) общественного совета при наличии разрешения на преподавательскую деятельность правящего архиерея Курской епархии.

4. Преподаватель этики назначается в порядке, предусмотренном при назначении всех учителей образовательных учреждений.

5. Преподаватели основ православной культуры и этики пользуются всеми правами, предусмотренными для учителей федеральным и областным законодательством. 6. Повышение квалификации учителей основ православной культуры и этики осуществляется в соответствии с общим порядком повышения квалификации преподавателей или новыми требованиями, которые возникают при организации преподавания.


VII. Организационное и научно-методическое обеспечение изучения основ православной культуры и этики Для обеспечения эффективности преподавания православной культуры, общего руководства и общественного. В состав советов входят работники исполнительных органов власти, педагогические работники, представители общественности, священнослужители, родители. Работа советов организуется согласно Положениям о них. В целях научно-методического обеспечения выполнения областной и районных (городской) программ развития и изучения православной культуры при Курском государственном педагогическом университете создана лаборатория русской школы. В целях обеспечения качества изучения основ православной культуры создается экспертный совет при Комитете образования Курской области.

Положение об Областном экспертном совете по православной культуре и этике
I. Общие положения. 1. Областной экспертный совет по православной культуре и этике создается приказом Комитета образования и науки Курской области по согласованию с правящим архиереем.

2. Целью функционирования областного экспертного совета является обеспечение качества православного образования и духовно-нравственного воспитания на основе национальных культурных традиций и ценностей. 3. В своей деятельности экспертный совет руководствуется законодательством Российской Федерации «Об образовании» и настоящим Положением. II. Порядок формирования экспертного совета. 1. Состав областного экспертного совета формируется из числа светских и духовных лиц. 2. Членов экспертного совета из числа светских лиц назначает председатель Комитета образования и науки Курской области по рекомендации Областного общественного совета по воспитательной работе. Члены экспертного совета из числа церковных лиц должны быть представлены правящим архиереем по рекомендации Областного общественного совета по воспитательной работе. III. Полномочия и права экспертного совета. 1. Экспертный совет имеет право запрашивать и заслушивать информацию о мероприятиях по развитию и изучению основ православной культуры и этики; проверять и оценивать качество содержания и технологий учебно-воспитательной работы при изучении православной культуры и этики. 2. Экспертный совет полномочен осуществлять экспертизу содержания, программ и учебников по основам православной культуры и этике, анализ и оценку учебных и воспитательных мероприятий, направленных на выполнение областной и районных (городской) программ развития и изучения православной культуры и этики, контроль за работой преподавателей основ православной культуры и этики. IV. Основные направления деятельности экспертного совета: 1. Соблюдение культурологической направленности изучения основ православной культуры. 2. Соответствие содержания образования основным канонам православной культуры и современным этическим нормам российского общества.

3. Контроль качества учебно-методического обеспечения. 4. Контроль качества подготовки и подготовленности, профессионального уровня педагогических кадров.

5. Выдача разрешения священнослужителям для работы учителями в общеобразовательных учреждениях. V. Ликвидация и реорганизация экспертного совета. Ликвидация и реорганизация экспертного совета осуществляется по распоряжению председателя Комитета образования и науки Курской области по согласованию сторон.



VIII. Общие положения

1. Настоящее положение вступает в силу со дня утверждения его председателем Комитета образования и науки Курской области и действует либо до его отмены, либо до утверждения нового положения. 2. Настоящее Положение может быть отменено в соответствии с российским законодательством. 3. Все изменения в Положение вносят с согласия Общественного совета по воспитательной работе и Комитета образования и науки Курской области, затем они должны быть утверждены председателем Комитета образования и науки Курской области.



Одобрен и рекомендован к утверждению Координационным советом Курской области по воспитательной работе …………..20 года протокол № и Комитетом образования Курской области 9 июля 2010 года протокол №.






Часто приходится слышать: «Он еще не нашел себя». Но найти себя невозможно — себя можно только создать. Томас Сас
ещё >>