Утопия Томаса Мора - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Курсовая работа по дисциплине "Политическая идеология" по теме ""Утопия"... 1 51.73kb.
Томаса Мора 3 Томмазо Кампанелла и «Город Солнца» 1 130.6kb.
Глава I. Томос Мор, как личност и его политическая деятельность I 1 36.61kb.
Томас Мор: «Утопия» «Книга, столь же полезная, сколь и забавная» 1 139.73kb.
Лабораторная работа №9 Определение содержания железа(II) в соли Mора... 1 27.5kb.
Понятия «утопия» и«антиутопия» в литературе 1 328.92kb.
Цена несостоявшегося проекта 1 256.95kb.
Реферат дисциплина: политология … = На тему: «Утопия и Антиутопия» 1 204.36kb.
Реферат на тему: Научная деятельность Томаса Эдисона 1 180.58kb.
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников. 1 13.77kb.
Рецепция австрийской литературы эпохи бидермайер в творчестве томаса... 2 374.53kb.
Томаса Мора 3 Томмазо Кампанелла и «Город Солнца» 1 130.6kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Утопия Томаса Мора - страница №1/1




Социальная утопия Томаса Мора

Социальная утопия Томаса МораСодержание работы:Введение. 31. Биография Т. Мора. 32. Основные идеи книги «утопия». 5 2.1. Критика феодального и раннекапиталистического общества. 5 2.2. Идеальный общественный и государственный строй. 63. Критика «утопии». 7Заключение. 8Список литературы: 10Введение.Эпоха позднего средневековья на рубеже между средними веками и новымвременем - эпоха Возрождения - обогатила политическую мысль блестящей иглубоко оригинальной разработкой принципа социальной гармонии исправедливости на базе общественной собственности. Этот научный подвиг былсовершен Томасом Мором, выпустившим в 1516 г. знаменитую «Утопию» («Золотаякнига, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройствегосударства и о новом острове Утопия»), восемь изданий которой, вышедшиеодно за другим, были с невероятной быстротой раскуплены.Слово утопия, образованное от греческих корней и означающее «место,которого нет», стало нарицательным и дало имя целому направлениюобщественной мысли - утопическому социализму.То. что «Утопия» появилась в Англии начала ХУ1 в. не было случайностью.Книга Мора - не просто игра воображения, это своеобразное, хотя и сугубоумозрительное решение проблем, волновавших его современников.Т. Мор жил в эпоху первоначального накопления капитала, варварского сгонакрестьян с земли в ходе огораживания, ломки сложившихся веками социальныхсвязей. Эти обстоятельства породили обнищание многочисленных масснаселения, подвергаемых безжалостной эксплуатации. И именно в это времявопреки растущей власти денег и необоримой жажде обогащения Нор заявляет,что только отказ от частной собственности может обеспечить социальнуюгармонию.1. Биография Т. Мора.Томас Мор родился в 1477 или 1478 г. в Лондоне в семье богатого горожанина,воспитывался в доме видного политического деятеля того времени кардиналаНортона.Мор получил прекрасное образование вначале в Оксфордском университете, гдев течение двух лет он с увлечением занимался изучением греческой философиии литературы, был членом кружка оксфордских гуманистов (среди которых былЭразм Роттердамский), а затем, по настоянию отца - видного королевскогосудьи, прошел семилетний курс юридических наук в специальных школаханглийских легистов.Как адвокат он быстро завоевывает признание купечества.В 1504 г. Мор избирается в парламент и навлекает на себя немилость ГенрихаУП выступлением против его финансовых притязаний. При новом короле егоназначают помощником шерифа. В этой должности, по словам Эразма, он снискалсебе репутацию справедливого судьи, «покровителя всех нуждающихся».В 1518 г. Мор поступает на службу к Генриху VIII. В начале 20-х годовподдерживает его в полемике с Лютером и, пользуясь его расположением, в1529 г. принимает высшую должность - лорда-канцлера. Однако, когда,убедившись в невозможности подчинить папский престол своему влиянию, ГенрихVIII объявил себя главою церкви, Т. Мор, сохраняя верность своимубеждениям, в 1532 г. сложил с себя полномочия лорда-канцлера.6 июля 1535 г. был казнен по обвинению в государственной измене (отказ отприсяги королю как «верховному главе» английской церкви). Спустя нескольковеков, католическая церковь, нуждающаяся в героях высокогоинтеллектуального и нравственного ранга, канонизировала Т. Мора.2. Основные идеи книги «утопия».2.1. Критика феодального и раннекапиталистического общества.«Утопия» написана в форме рассказа о путешествии, который ведется от именивымышленного лица Гитлодея. Книга делится на две части и в ней преобладаютдва круга тем: критика современного Мору обцества; описаниегосударственного строя на острове Утопия, затерянного в просторахИндийского океана.Мор разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, армии слуг, наемноговойска и безудержное стремление высших классов к роскоши при полномотсутствии забот о тружениках.«Существует большое число знатных, - пишет он, - которые живут впраздности, будто трутни, трудами других, например, держателей своихземель, которых для увеличения доходов они стригут до живого мяса».Столь же бескомпромиссен Мор и к первым шагам капитализма на английскойпочве - «огораживанию», приводящему к тому, что «овцы пожирают людей».Критика феодального и раннекапиталистического общества фокусируется наполитике государства. По Мору, европейское общество само создало воров длятого, чтобы наслаждаться зрелищем их повешения. Он видит решение проблемыпреступности в упразднении социальных контрастов, заботе о тружениках,охране их земельных наделов, в обеспечении работой безземельных и т. п.Мор выдвигает новаторские для своего времени идеи о том, что наказаниедолжно перевоспитывать, а не устрашать; о соразмерности преступления инаказания: о замене смертной казни принудительными работами.Mop подвергает резкой критике феодальных правителей, видящих свое призваниев завоевании, а не в общественном благоустройстве. Корень социальнойнесправедливости Мор видит в частной собственности. «Я полностью убежден, -говорит Гитлодей, - что распределить все поровну и по справедливости, атакже счастливо управлять делами человеческими невозможно, иначе, как вовсеунич-тожив собственность...»2.2. Идеальный общественный и государственный строй.На острове Утопия нет частной собственности, денежного обращения, царитполное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив.Труд обязателен для всех. Все граждане осваивают какое-нибудь ремесло ипоочередно занимаются земледельческим трудом, переселяясь для этого всельскую местность на два года. Чтобы не способствовать развитийсобственнеческих инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами.Коллективизм воспитывают также совместные трапезы граждан.Все необходимое для жизни главы семей получают с общественных складов..Однако осталость технической базы вынуждает Мора пойти на некоторыйкомпромисс с принципом равенства. Для исполнения неприятных работ утопийцыприбегают к рабскому труду. Правда, количество рабов немногочисленно. Имистановятся военнопленные', граждане Утопии, осужденные за преступления (наострове запрещена смертная казнь).Политический строй Утопии проникнут принципами демократизма и основан навыборности всех должностных лиц - от филарха или сифогранта, избираемогокаждыми 30 семействами, до принцепса, который выбирается всеми филархами изчетырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно.Однако он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании.Остальные должностные лица и сенат, состоящий из старых и опытных граждан,избираются ежегодно. Ни одно важное дело не решается без сената и народногособрания. По всем важным вопросам филархи советуются с главами семейств.Таким образом, представительная система сочетается с элементаминепосредственной демократии.Главная забота государства - организация производства и распределения.Наряду с этим оно борется с преступностью, обеспечивает охрану страны отагрессии и проводит внешнюю политику, целью которой является обеспечениемира. Однако это не мешает утопийцам оказывать вооруженную помощь своимдрузьям во имя защиты справедливости. Интернациональная солидарностьутопийцев проявляется и в том, что они дарят седьмую часть своего экспортанеимущим тех стран, с которыми они ведут торговлю.3. Критика «утопии».По мере того как социалистические идеи завоевывали общественное признание,вокруг социализма Мора разгоралась острая идейная борьба. В ней можновыделить два главных направления: одно заключалось в том, чтобы доказать,что социализм вовсе не был идеалом Т. Мора, а другое - в том, чтобыдоказать, что этот идеал плох.Видное место в интерпретации «Утопии» принадлежит католической литературе.Причислив Мора к лику святых из пропагандистских соображений, католическаяцерковь должна была отмежеваться от социализма. Поэтому идеологи церквипытаются разными способами внушить мысль, что коммунизм не являетсяубеждением Мора, что смысл «Утопии» всего лишь в абстрактной проповедибратской любви, духа коллективизма и освобождения душ от инстинктастяжательства. Второе направление критиков Мора, наоборот, связывает егоидеи с социализмом, причем не только с утопическим, но и с научным, и дажес реальным. Лейтмотив этих критиков - опасность утопий, их способностьстановиться явью и угроза, которую они несут свободному развитию человека.«Утопии могут осуществляться, жизнь идет к утопии, - писал Н. Бердяев -...и ныне мы стоим перед лицом проблемы. мучительной в совершенно новомотношении: как мы можем избежать их действительной реализации ?»Заключение.Mop был не только основателем школы утопического социализма, но иродоначальником ее демократического направления, понимающего социализм непросто как рациональную организацию общества, но и как средство решениясоциальных противоречий, упразднения общественного неравенства иэксплуатации. Мор - демократ и в том смысле, что он построил политическуюсистему утопийцев на принципах свободы, равенства и уважения человеческойличности.Таким образом. Мор внес крупный вклад в историю социализма. Утопическиепроизведения Томаса Нора и другого крупнейшего философа-гуманиста - ТоммазоКампанеллы (1568-1&39) - послужили источником для социально-политическихучений социалистов-утопистов XIX в. А. Сен-Симона,Ш Фурье, Р. Оуэна идругих представителей социалистической мысли.Список литературы: 1. Hop Т. Утопия - М. ЮНИТИ 1998 2. Гвозданный В.А. Основы философии: этапы развития и современные проблемы - М. Рос. экон. акад. 1993 3. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение - М. Наука 1986




Кино — искусство не для ученых, а для неграмотных. Вернер Херцог
ещё >>