Устный журнал кузьмина Людмила Леонидовна, учитель начальных классов - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Максимова Г. Ф., учитель начальных классов Устный литературно-художественный... 1 91.09kb.
Сценарий проекта «Орнаменты на одежде народностей Пуровского района» 1 46.83kb.
Методические рекомендации для учителей начальных классов учитель... 1 165.73kb.
Никитина Марина Владимировна учитель начальных классов 1 18.99kb.
Устный журнал «Песняры зямли беларускай» 1 66.27kb.
Устный журнал "День птиц" Учитель биологии моу сош с. Свищёвки :... 1 105.54kb.
Внеклассное мероприятие Эта хрупкая планета Устный журнал 1 178.37kb.
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов... 5 683.4kb.
Устный журнал «Благо твори» 1 154.66kb.
Составитель: Т. В. Береснева, учитель методист начальных классов... 4 534.98kb.
Новое поколение выбирает жизнь 1 100.93kb.
Традиции российской научно-популярной журналистики 1 65.21kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Устный журнал кузьмина Людмила Леонидовна, учитель начальных классов - страница №1/1

«ЗВУКИ И КРАСКИ

ОСЕНИ» -

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

Кузьмина Людмила

Леонидовна,

учитель начальных классов

Бейской общеобразовательной

школы – интерната,

с.Бея, Бейского района,

Республики Хакасия

- 2007 г. –

Описание методической разработки


  1. Название

«Звуки и краски осени» - устный журнал.


  1. Краткая аннотация.

«Звуки и краски осени» - устный журнал можно применять на уроках литературного чтения, при подготовке к урокам изобразительного искусства, внеклассным мероприятиям, связанных с данной темой в любом классе начальной школы, также для учащихся среднего звена, используя отдельные элементы.


Цель - вызвать интерес детей к чтению стихов русских

Поэтов, расширить кругозор и обогатить словарный

Запас учащихся.

Воспитывать любовь к родной природе, к земле, на

Которой родились и живем через произведения

Искусства и собственный чувственный мир.

Используются различные формы работы: рассказ, беседа, путешествие.
Методы работы: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Данное мероприятие включает в себя следующее тематическое содержание :

1 страничка «Осень в народном календаре»

2 страничка «Осень в глазах художника»

3 страничка «Осень в глазах поэтов»

4 страничка «Проба пера» - творческая работа

5 страничка «Мелодия осени»
Представленная разработка урока поможет учителям при подготовке к занятиям, подскажет интересные, нестандартные формы их проведения. Можно порекомендовать и родителям, которые хотят помочь своим детям в учебе.
Я буду очень рада, если данный материал пригодится коллегам при подготовке к урокам.


  1. Учебный предмет.

Литературное чтение.


  1. Уровень образования школьников.

Данный материал соответствует знаниям учащихся начальных классов со средним и высоким уровнем образования.


  1. Форма учебной деятельности.

Классно – урочная или внеклассная.
6 . Полное описание разработки.

(разработка прилагается)




  • При подготовке и в процессе урока у учащихся появились новые учебные навыки : ученики научились строить причинно-следственные цепочки, работать с дополнительной литературой, находить главную мысль и формулировать своими словами, развивать навык выразительного чтения.

  • Особенности роли учащихся и организация работы.

Материал урока строился по принципу от простого к сложному. Была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся.

Работа проходила в сотрудничестве, в совместном поиске.

В классе был создан эмоциональный фон, который стимулировал высокую деятельность учащихся, а также атмосферу радостных переживаний за достигнутые успехи.

Урок проведен на высоком методическом и эмоциональном уровне. На нем царила добрая атмосфера. Учащиеся четко реагировали на все действия учителя и с желанием выполняли задания.

Они «ощущали себя соавторами» этого урока и пополняли свой «банк маленьких открытий» , что воспитывало веру в свои силы.

На протяжении всего урока поддерживался интерес к данной теме. Его вызывала смена видов деятельности, которая проходила плавно.

Урок прошел на одном дыхании.

Некоторые задания были даны в виде «готовых знаний», а некоторые виды деятельности приходилось додумывать самим учащимся. Это придумывать стихотворение по предложенным рифмам, услышать явление осени в музыке, составить пословицу из слов.

В организацию работы на уроке были включены:

1. задания, подводящие ученика и воспроизведению материала.

2. задания, способствующие осмыслению материала учеником.

3. задания, способствующие закреплению материала учеником.


Подбор литературы к уроку соответствовал теме, использовался нестандартный подход к изученному.

Урок научный, доступный.

Задания посильные, не смотря на разнообразие, прослеживаются элементы новизны.

На уроке был реализован принцип развивающего обучения.




  • Технические особенности.

На уроке используются средства Т.С.О., богатая наглядность, карточки для составления пословиц, иллюстрации по теме «Осень».

Картина Левитана «Золотая осень». Грамзаписи произведений П.И.Чайковского «Времена года», «Осень», грамзапись песни «У природы нет плохой погоды».

«ЗВУКИ И КРАСКИ ОСЕНИ» - устный журнал.


ЦЕЛИ:

  1. Познакомить учащихся со стихотворением А.Т.Твардовского «Осень», расширяя читательский кругозор и обогащая словарный запас детей;

учить анализу поэтического текста.

  1. Развивать познавательный и эмоциональный интерес к работе со стихотворением, обучая учащихся выразительному и плавному чтению; развивать воображение и творческие возможности детей.

  2. Прививать любовь к родной природе; пронаблюдать, как одно и тоже явление изображают композиторы, художники и поэты.


ОБОРУДОВАНИЕ:
Репродукция картины Левитана «Золотая осень»,

грамзапись произведений П.И.Чайковского

«Времена года», карточки со словами.

Портреты А.Т Твардовского и П.И.Чайковского.


ЛИТЕРАТУРА:
Стихотворение А.Т.Твардовского «Осень».

Стихи русских поэтов об осени. Ф.И.Тютчева

А.С.Пушкина

С. Есенина

Журналы «Начальная школа»

№3 2002г.

№6 2001г.

№8 1998г.



Книга для учителя:
Я иду на урок в начальную школу.

Учебно-методическое пособие.


Редакторы:

М.А.Козлова; О.В. Мариничева; Н.В.Елкина


«Учим детей наблюдать и рассказывать».


ХОД УРОКА.
Организационный момент
ЦЕЛЬ: Настроить детей на работу.
Звучит музыка «У природы нет плохой погоды».

У природы нет плохой погоды

Каждая погода благодать

Дождь и снег в любое время года

Надо благодарно принимать …

Здравствуйте, дорогие ребята, дорогие гости!

Я очень рада встрече с вами.
ТЕМА: Многие наверно уже догадались, какое время года

пришло к нам на урок. А кто не догадался – я вам

немного помогу – загадаю загадку.
«Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек . Я … (Осень) .

Сегодня мы будем говорить об осени. Познакомимся со стихотворением А.Т.Твардовского, которое так и называется «Осень». Будем учиться выразительному и плавному чтению, понаблюдаем, как одно и то же явление изображают композиторы, художники и поэты. Познакомимся с устным журналом, который называется «Звуки и краски осени».

1 страничка: «Осень в народном календаре».
Цели: Познакомить с народными приметами.

Вы уже знаете о народных приметах, ведь в природе ничего не делается просто так. С давних пор человек замечал периодические изменения в жизни природы.

Необходимость в таких наблюдениях диктовалась повседневными хозяйственными нуждами. В старину сентябрь именовался руен – за желтый цвет; ревуном был наречен – за непогоду.

Одна из первых примет осени – желтые пряди в листве.

В народе подмечали: «Если снег выпадает, когда деревья еще не сбросили листву, то он скоро растает».

Много примет в народном календаре, некоторые из них вы можете запомнить.

«Гром в сентябре - к теплой осени».

Осенью паутина – на ясную погоду.

Облака идут низко - скоро похолодает.

Много пословиц придумали люди об осени, составьте пословицу из данных слов. к лету

От осени поворота

нету


Карточки со словами развешаны по стенам в разных местах класса. Дети отыскивают карточки со словами и составляют пословицу.
От осени к лету поворота нету
А сколько скороговорок!

ЦЕЛЬ: Развитие артикуляционного аппарата .

«Варка варенья Варварой – процесс творчески вариативный».




Игра «Снежный ком»

(Чтение одного слова, затем второй человек – 1 и 2 слово и т.д.).

1-й ученик Варка

2-й ученик Варка варенья

и т.д.
2 страничка. «Осень в глазах художника»

(На доске картины с изображением осени)


ЦЕЛЬ: Создать эмоциональный настрой. Познакомить с картиной Левитана «Золотая осень».

Картину родной природы особенно чувствуют художники. Посмотрите на эти картины. Осень на них изображена разной:

грустной и веселой, солнечной и пасмурной, золотой и серой.

Есть картина, которая мне очень нравится. Постарайтесь по моему описанию понять, что это за картина. Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей травой. Багряно – золотые березы слева и красно – бронзовые дубы справа. Неширокая река спокойно несет свои воды меж невысоких берегов. Правильно, это картина Левитана «Золотая осень». Какое чувство она вызывает?

(Радостное).

Природа … Ее рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у поэтов – слова.




3 страничка
Переходим к новой странице нашего журнала. «Осень в глазах поэтов».

Какие стихи об осени вы знаете?

«Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера …

( Ф.И. Тютчев)
Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

( А.С.Пушкин)
«Нивы сжаты, рощи голы

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось».

( С.Есенин)
ФИЗМИНУТКА

А теперь давайте отдохнем и представим картину осени:


«Ветер подул: «У-у-у (все дуют)

Кусты низко нагнул (наклоняются)

Листья запорхали (машут руками)

Как бабочки на карнавале (кружатся).


Рассказ учителя о поэте и времени его творчества.

Сегодня мы узнаем имя еще одного поэта, который очень любил русскую природу. Это Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971гг). Русский поэт родился в семье сельского кузнеца на Смоленщине. Целые зимние вечера отдавались чтению книг. Стихи маленький Твардовский начал писать еще до овладения первоначальной грамотой. Для детей он написал такие стихи как «Снега потемнеют синие», «Чуть зацветет Иван – чай». Стихотворение, которое мы будем читать сегодня об осени.

И не всегда стихи об осени вызывают радостное настроение, так как поэты описывают осень в разное время.


Первичное чтение

Цели: Познакомить с содержанием стихотворения;

дать образец выразительного чтения ,

помочь почувствовать эмоциональный настрой

поэта.
- Сели удобно, постарайтесь во время моего чтения увидеть те картины осени, которые описывает поэт.


А.Твардовский

ОСЕНЬ


День пригреет – возле дома Но уже темнеют реки,

Пахнет позднею травой, Тянет кверху дым костра.

Яровой, сухой соломой Отошли грибы, орехи.

И картофельной ботвой. Смотришь, утром со двора

И хотя земля устала, Скот не вышел. В поле пусто.

Все еще добра, тепла: Белый утренник зернист.

Лен разостланный отава И свежо, морозно, вкусно

У краев приподняла. Заскрипел капустный лист.


И за криком журавлиным,

Завершая хлебный год,

На ремонт идет машина,

В колеях ломая лед.




  • Проверка первичного восприятия.


Цель: Проверить, как дети восприняли содержание стихотворения.

1.Беседа.1) Какая осень изображена в стихотворении?

2) Что вы увидели, пока я читала?

3) Какие звуки и запахи передал поэт.



  • Словарная работа.


Цель: Расширить словарный запас детей.

Я думаю, что некоторые слова вам были непонятны.


Яровая – культура, которая сеется весной.

Отава – выросшая заново трава после первого укоса.

Колея – след на дороге от колес.


  • Повторное чтение.

Цели: Совершенствовать навык чтения.

  1. Чтение вполголоса.

  2. Чтение только губами, не проговаривая слова.

  3. Чтение только глазами.

Физминутка для глаз.



  • Анализ произведения

Цели: Учить анализировать стихотворное

произведение, учить бережному отношению к

слову.

1.Прочитайте первые два четверостишия:



Какое настроение передает автор?

(радостное, еще пригревает солнце землю, земля теплая, добрая).


Прочитайте строки:

«И хотя земля устала,

Все еще добра, тепла».
Земля – это часть природы и уставать не может.

Кто может это делать? (человек)

А если поэт наделяет такими качествами природу, что он делает?

(Одушевляет, делает ее живой)


2. Прочитайте 3 и 4 четверостишие.

Как меняется чувство поэта при изображении

осени?

(Чувство грусти. Осень проходит. Наблюдаются изменения в природе).


3. Прочитайте последнее четверостишие.

Что хотел показать автор?

(С изменениями в природе, изменяются жизнь и труд людей. В природе все взаимосвязано)

К осенним месяцам относятся сентябрь, октябрь, ноябрь.

Выделите первые звуки, составьте слово, какое слово получилось.
СОН - осенью природа как бы засыпает и вместе с ней человек уже не чувствует таких сил и энергии, как весной и летом.


  • Подготовка к выразительному чтению.

Цели: Отработать технику чтения ;

1). Беседа Учить выразительному чтению.

Везде ли будем читать одинаково?

Мы уже отметили, что настроение автора не везде одинаковое.

Вначале настроение хорошее, радостное. Значит, читать будем умеренно.

3-4 четверостишие - настроение автора меняется. Покажем это убыстрением темпа.

5 четверостишием – замедление темпа чтения.

3. Расстановка пауз и ударений.

Физминутка для глаз. Упражнения для дыхания.


  • Выразительное чтение.

«Чтение за диктором» Подготовленный учение читает вслух, а дети про себя (губами, не проговаривая слова).

1-2 человека - выразительное чтение.
4 страничка

Следующая страничка - «Проба пера».

Мы читали стихи русских поэтов, а теперь я вам предлагаю самим сочинить стихи.

На доске выписываются несколько рифм, подготовленных дома к заданным словам. Учащиеся выбирают наиболее понравившиеся.
Творческая работа:

Осень - восемь

Дождь – гость

Ветер – третий

Лужа – стужа

Дети сочиняют стихотворение в парах, либо коллективно под руководством учителя. (Примерный текст)

Утром, часов в восемь

Прилетела осень.

Застучал вдруг дождь,

Наш незваный гость.

Сильный, сильный ветер

Дует уж час третий.

Скоро станут лужи

Стеклянными от стужи.

Давайте его озаглавим. Рассмотреть несколько вариантов. Выбрать наиболее подходящее. «Вот и осень пришла».

Выразительное чтение стихотворения.


5 страничка

Следующая страничка «Мелодия осени».
Прослушивание грамзаписи П.И. Чайковский «Времена года», «Осень».
- композитор П.И.Чайковский очень любил русскую природу. Сейчас вы услышите его пьесу, которая называется «Осень».
- сядьте поудобнее, постарайтесь услышать в музыке явления осени (прослушивание музыки)
- что услышали в музыке?
- что представили себе, пока слушали?

ИТОГ УРОКА .
На уроке мы с вами проследили, как одно и то же явление природы изображают композиторы, художники, поэты.

  • Какими красками можно изобразить осень?

( красными, желтыми)

А если дождь, слякоть?

(синими, серыми)


  • Что нового узнали?

(Познакомились с новыми словами, приметами, скороговорками)

  • Какое у вас было сегодня настроение? Почему?

Ответы детей.
Домашнее задание .
Дома: выразительное чтение стихотворения. А.Твардовского «Осень».

Придумать рассказ об осени, используя приметы и пословицы или сочинить стихотворение об осени.

(по желанию)
Я хочу закончить урок словами местного поэта Алексея Козловского, который живет в селе Новотроицкое, Бейского района.
Бродит свежее вино,

Осень бродит по ограде,

Не жалеешь – все прошло

(даже то, что не случилось)

Мимолетное тепло

Лета призрачная милость.

Все прошло. Но жизнь продолжается. За осенью придет зима, которая будет радовать новыми красками. А пока еще осталось несколько деньков осени.

Вслушайтесь в песню осени, всмотритесь в ее краски и вы как будто выпьете волшебный напиток и услышите, о чем шелестит последний упавший лист, о чем шепчут первые упавшие снежинки …


В заключении я хочу описать свой урок в стихотворной форме.

Начать хочу словами Ю.Кима:

"Будь беспокойным! Не считай отрадой

Благополучья собственного рай!

Дерзай! Работай! Ошибайся! Падай!

И снова всё сначала начинай!
Не так легко, не так всё это просто.

Но пусть в тебе горит огонь живой

Огромного святого недовольства

Самим собой!

Когда тобою решено

Добиться благородной цели

То остаётся лишь одно

Осуществить мечту на деле"


Самоанализ урока:

Тип урока - изучение нового.

В данный момент - это просто здорово.

Форма урока - устный журнал,

Чтоб восхищал, удивлял, покорял.
Всё на уроке осенью дышало.

Листва упавшая сияла.

И музыка обворожительно звучала,

Чтобы создать особое начало.


Чтобы проникнуть в мир поэзии прекрасной,

Чтобы почувствовать тот день ненастный,

Чтоб восхищаться Левитановским пейзажем,

И многое ещё мы вам расскажем.

А музыка теперь уже в словах играла,

И нежностью она детишек покоряла.

Вот "фотоглаз" к нам с низким облаком пришёл,

Принёс похолоданье, собрался быстро и ушёл.


А "снежный ком" уж нарастает

Скороговорки резво наступают.

Одно, второе, третье слово.

"Варенье", у ребят уже готово.


Стихи об осени припоминают,

В одно мгновенье Тютчева и Пушкина читают.

Ребята восхищенья не скрывают,

Всё на одном дыханье выполняют.

Мелькают виды деятельности, как калейдоскоп.

Пора остановиться и сказать нам - стоп.

Физминутка к нам пришла

Свежесть осени внесла.


Всё содержание урока предельно ясно

Продумано, доступно, первоклассно.

Чёткость, ритм и релаксация

Этим объясняется активизация.


Всё на уроке осенью дышало,

И лирика Твардовского с землёю нас сближала.

Мы видели картины все,

Что нас влекут к незримой полосе.

Звуки, запахи осени

Всегда человеку нужны.

Звуки, запахи осени

В жизни очень важны.

Звуки, запахи осени

Ребёнка одушевляют,

Учиться прекрасному помогают.
Разные виды чтения,

Словно красивое пение,

Совершенствует у детей умение

И способствует эффективному обучению.

Метод объяснительно-иллюстративный,

В данном случае, он вовсе не пассивный.

В работу всех детей он втягивает всласть,

В анализе бы с головою не пропасть.

Анализ словно по заказу.

Находим рифмы, олицетворение мы сразу.

Читаем выразительно, бесшумно раз,

Затем за "диктором" работает уж целый класс.


Вышагивает поиск не спеша,

Составь четверостишие - душа.

Вот оно - творчество ребёнка,

Звучат их голосочки звонко.


Себя в обиде не оставим

Из рифм предложенных стихи мы сами сочиняем.

И дождь, и гость, и лужи, стужи

И получается у нас не хуже.


Любовью к жизни на уроке всё дышало.

И музыка Чайковского о том напоминала.

Вот разноцветною листвою

в сердцах детишек зашуршало.

Чтобы прекрасное мгновенье в душе

Ребят уж никогда не исчезало.


И результат не замедлил сказаться,

В этом мне вам приятно сознаться.

Дети сочиняли, читали

Мне на уроке с душой помогали.


Отчётливо видна связь на уроке с жизнью.

Ведётся разговор о воспитание любви к Отчизне.

О прелестях родной природы,

Что восхищает нас в любое время года.

И кисть художника,

И слово мудрое поэта.



Всё помогает нам увидеть это!




Привычка есть привычка, ее не выбросишь за окошко, а можно только вежливенько, со ступеньки на ступеньку, свести с лестницы. Марк Твен
ещё >>