Устный журнал «Цена хлеба» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Устный журнал «Песняры зямли беларускай» 1 66.27kb.
Внеклассное мероприятие Эта хрупкая планета Устный журнал 1 178.37kb.
Устный журнал кузьмина Людмила Леонидовна, учитель начальных классов 1 156.94kb.
Устный журнал «Благо твори» 1 154.66kb.
Устный журнал «Ломоносов великий ученый» 1 92.17kb.
«Экспертиза органолептических свойств пшеничного хлеба г. Минусинска» 1 290.42kb.
Устный журнал «Мы новощербиновцы» 7 класс Работу 1 108.63kb.
Устный журнал Портнова Т. И. 2012 год 1 70.85kb.
Устный журнал «Звуки и краски весны» 1 69.94kb.
Проект «Цена и ценность хлеба» 1 46.67kb.
Устный журнал под названием «Толерантность проблема или мышление... 1 11.1kb.
Информация о производимой на территории края продукции, рекомендуемой... 1 201.94kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Устный журнал «Цена хлеба» - страница №1/1

Устный журнал «Цена хлеба»

(сценарная разработка

музейного мероприятия)
Приглашенные:

учащиеся средних

специальных учебных заведений,

школ, гимназий и пр.



Продолжительность:

1 час


Мероприятие подготовила и провела

С.М. Ромазанова

Научный сотрудник ОНП ГУК ВОКМ



Ведущая 1:

Хлеб – великодушный подарок природы. К хлебу издревле относились, как к символу, называли его «хлеб-батюшка».

«Ломоть хорошо испеченного хлеба, – говорил К.Н. Тимирязев, – составляет одно из величайших изобретений человеческого ума».

Из каких же глубин истории пришел к нам хлеб наш насущный?


Ведущая 2:

Хлеб на земле появился более 15 тысяч лет назад.

В далекие времена люди собирали желуди, растирали их в муку и использовали в пищу.

Самым древним видом зерновой пищи на земле было просо. В каменном веке люди ели зерна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Так появились первые жернова, мука и хлеб.

Искусством приготовления кислого теста овладели древние египтяне. Они делали хлеб самых причудливых форм (круглый, конический, плетеный, в виде птиц, сфинксов, пирамид, рыб). Сорта хлебных изделий различались видом муки и всемозможными добавками в тесто (мед, молоко, фрукты, яйцо, масло).

Искусство хлебопечения у них переняли древние финикийцы, от них – греки и римляне.


(Показ предметов быта для обработки зерновых культур из фондов ГУК ВОКМ:

неолит:

-серп


-горшки для приготовления пищи из зерновых культур

-календари на глиняной посуде (время сбора зерна)



бронзовый век:

-серпы


-кельт

-пест


-зернотерка
Ведущая 1:

Слово «хлеб» – греческого происхождения. Греки выпекали хлеб в специальных горшках «клибанос», от него произошло и готское «хлайве», позже пришло к славянам и другим народам (эстонцы – лайб, украинцы – хлеб).

Отношение к хлебу – святое и трепетное – идет исстари. С хлебом связывали обычаи, которые дошли до нас.


Ведущая 2:

Хлебом и солью встречали самых именитых людей, дорогих гостей и молодых в день свадьбы.

У многих народов принимали клятву на куске хлеба, отступление от этой клятвы каралось смертью. Грузины перед боевой схваткой подкладывали под кольчугу хлебную лепешку – она должна была дать дополнительную силу.

Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому огромному оскорблению. Говорили: «как человек относится к хлебу, такая у него и душа». Предки верили в святость хлеба. Считали, что человек, уронивший хлеб, должен подняв его, обязательно поцеловать.

По поверью, все куски, крошки хлеба, которые человек выбрасывает, за ним подбирает черт. И если весь выброшенный хлеб будет весить больше, чем он сам, то черт заберет его душу.
Ведущая 1:

Впервые слово «пекарь» встречается в письменных источниках 300-200 г.г. до н.э. В основе слова лежит латинское «пекторина» – хлебопечение.

В древне Риме раб-пекарь стоил в 3-4 раза дороже, чем раб-сапожник, раб-землепашец.

В честь мастеров воздвигались монументы. В Риме был поставлен памятник Марку Вергилию Эврисаку, потомственному пекарю, снабжавшему хлебом почти весь Рим 2000 лет назад.

В византийских законах пекари не подвергались никаким государственным повинностям.

В государствах Европы в средневековье создавались гильдии хлебопеков, которые имели свои уставы, гербы. Работа пекарей регламентировалась специальными правилами, устанавливающими вес и форму выпекаемого хлеба. Тех, кто готовил хлеб низкого качества, наказывали.

Мастера – пекари, рецепты хлеба держали в тайне и передавали их из поколения в поколение.

В большинстве стран Европы и в России символом пекарей стал большой крендель. Его делали из металла или дерева, затем покрывали позолотой. Крендель вывешивался над входом в пекарню или хлебную лавку.


Ведущая 2:

На Руси общественные пекарни называли «хлебные избы» (XVI век). Наиболее крупная хлебная изба в Измайлове принадлежала Царскому двору и именовалась «царским дворцом». Пекли хлеб к царскому столу ржаной и ставили на нем особый узор-басму. Хлеб называли басманом, а царских хлебников – басманниками.

Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пряничников, блинников. Устанавливался правительственный контроль за ценами и качеством хлебных изделий, назначались хлебные приставы, которые ходили по рынкам, проверяли хлебные изделия.
(Показ коллекции из фондов ГУК ВОКМ:

Обработка зерновых культур XVIII – начала XX в.в.

Орудия труда:

- жернова

- ступа и пест

- молотильный камень

- цеп для обмолота

Фото:

- ветряная мельница

- водяная мельница

- мельница товарищества Туркина (Царицын)

- мельница Гергардта (Царицын)

- формы для выпечки хлеба

- форма для выпечки пасхи
Ведущая 1:

Основу основ в пище русского народа составляет хлеб. Из зерновых культур главная роль принадлежит на Руси – ржи. Ржаной хлеб был дешевле пшеничного и ситного.

(Показ буханки ржаного хлеба)
Ведущая 2:

Пшеничная мука употреблялась на просвирки, а в домашнем быту – на калачи.



Калач – слово древнеславянское от слова «коло» (колесо). В России издавна были известны «московские» и «муромские» калачи. «Московские калачи, как огонь горячи» – говорили в народе.

В XVIII в. в Москве был «калачный ряд».

(Показ калача)

В народном быту – калач – употреблялся как обрядовый хлеб на свадьбах. Свадебный «каравай» - на «подошву» каравая клали два коржа из теста (символ соединения молодых), верх коржа украшали фигурками голубей (любовь молодых) уточек, шишек (многодетность). Каравай перевязывали лентой из теста (нерушимость брака).


Ведущая 1:

В XIX веке Московский булочник Филиппов отправлял ежедневно к царскому двору булки. Так появились знаменитые на всю страну Филипповские булочные.

В войну 1813-1814 г.г. хлеб в Париж (русским войскам) доставляли так. Для этого калачи, сначала замораживали сразу после выпечки, а затем оттаивали в горячих влажных полотенцах.
Ведущая 2:

С хлебом связывали обряды, народные поверья.



  • Хлеб сеять на ущербе месяца нехорошо: зерно выйдет тощее. Поле засеянное в новолуние, даст густой, чистый хлеб.

  • На какой хлеб пошла пчела, тот на зерно будет хорош.

  • Когда хлеб печется – не мети избы: удачу выметешь.

В доме каждого моряка и рыбака висел хлебец, слепленный в виде кораблика. И пока он цел, никакая беда не грозила моряку.
Ведущая 1:

В страшные для страны годы неурожая и войн, хлеб воистину становился на «вес золота». Потеря (кража) хлебной карточки обрекала семью на голод, а иногда даже на голодную смерть.


Показ коллекций из фондов ГУК ВОКМ:

Цена хлеба в годы засухи – 1921, 1933, 1946 г.г.

в годы ВОВ – 1941-1945 г.г.

Комплекс 1: хлеб в засушливые – 20, 30, 40-ые годы

- карточки на хлеб 1921 г.

- кусочек хлеба (подлинник) 1921 г.

- хлебные карточки 1933, 1946 г.г.

Комплекс 2: хлеб в годы Великой Отечественной войны

- хлебные карточки 1942, 1943 г.г.
(Звучит музыкальный фрагмент песни

«Хлеб – всему голова»)


Ведущая 2:

Ни в коем случае хлеб не кладут на стол вверх дном, это принесет бедность и убытки.

Буханка хлеба должна быть разрезана на столе, а не на весу, иначе у Вас будет забрана удача.

Великая любовь и почтение к хлебу во множестве поговорок.



  • У кого хлеб, у того и сила.

  • Хлеб - всему хозяин.

  • Калач приестся, а хлеб никогда.

  • Ржаной хлебушко – калачу дедушка.

  • Хлеб на стол, так и стол престол, а как хлеба ни куска, так и стол – доска.

  • Хлеба ни куска, так везде тоска.

  • Хлеб – всему голова.

  • Хлеб на ноги ставит.

  • Хлеб не изба, а греет.

  • У кого хлеб родится, тот всегда веселится.


Ведущая 1:

Ребята, а какие поговорки, пословицы, песни о хлебе вы знаете?

(Аудитория вспоминает ответ на поставленный вопрос)
Ведущая 2:

Сегодня мы с вами видим замечательные образцы хлеба, эта продукция - самый качественный в новом веке хлеб – детище ЗАО «Хлеб» города Волгограда.


(Демонстрация хлебных изделий ЗАО «Хлеб»

формы для выпечки хлеб

дипломы, грамоты за отличное качество хлебных

изделий)


Список использованной литературы:
1. Абрамов Ф.А. «О хлебе насущном и хлебе духовном». М. 1988 г.

2. Барыкин К. «Хлеб, который мы едим». М. 1982 г.

3. «Баллада о хлебе». Кишинев 1979 г.

4. «Песня о Земле и Хлебе». М. 1986 г.

5. Семенова М. «Мы – славяне». С – П. 1997 г.

6. Стельмах М. «Хлеб и соль». М. 1972 г.

7. «Хлеб и розы». Казань 1978 г.

8. Чулаки М. «Вечный хлеб». Ленинград 1984 г.











Любить ближнего было бы куда легче, если бы этот ближний не был так близок. Норман Мейлер
ещё >>