Уроки бреттон-вудской валютно-финансовой системы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ецб призвал к возврату к Бреттон-Вудской системе 1 40.03kb.
6. Этапы формирования и эволюция мировой валютно-финансовой системы 1 34.6kb.
Рефераты, курсовые, дипломные работы " Бреттон-Вудская конференция... 1 156.46kb.
М. А. Портной Реформы мировой финансовой системы – мир на распутье 1 149.64kb.
Понятия мировой валютной системы 1 195.25kb.
Методические указания для студентов 21 1 По подготовке к семинарским... 1 251.71kb.
Методические указания для студентов 22 1 По подготовке к семинарским... 1 252.73kb.
8. Бреттон-Вудская и Ямайская валютные системы – роль в развитии... 2 484.27kb.
Мировое хозяйство 1 24.65kb.
Учебнике рассмотрены базовые вопросы курса «Международные валютно-кредитные... 1 75.49kb.
Исторический опыт и уроки военного реформирования в россии военные... 1 200.67kb.
Вроде понятно про что, но материала нет 1 206.51kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Уроки бреттон-вудской валютно-финансовой системы - страница №1/1



«Экономист» 11 2008, сс. 83-93

УРОКИ БРЕТТОН-ВУДСКОЙ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Н. Обухов




В 1930-е гг. мировая добыча золота резко возросла. Поступало оно глав­ным образом из ЮАР, хотя СССР и Азия тоже продавали его. В 1934 г. цена на золото была повышена с 20, 67 долл. до 25 долл. за унцию. В 1938 г. было до­быто золота на 50% больше, чем в 1933 г., а в 1940 г. добыча достигла 1310 млн. долл. против 225 млн. долл. в 1934 г. Золото стало отправляться в основ­ном в США, ибо там готовы были покупать его по цене 35 долл. за унцию. До 1934 г. в США банкноты были на 40% обеспечены золотом.

К началу второй мировой войны 60% всего мирового запаса золота нахо­дилось в США. В июле 1944 г. представители 44 стран собрались в Бреттон — Вудсе (штат Нью-Гемпшир) в США. Идеологами этой конференции, подгото­вившими большую часть ее решений, были Джон М. Кейнс (Великобритания, британское казначейство) и Гарри Уайт (министерство финансов США).

В основу новой монетарной системы был положен доллар США, обладав­шими огромным золотым запасом, и доллар был единственной валютой, кон­вертируемой в золото по фиксированному курсу. Привилегированным правом осуществлять конвертирование денег в золото наделялись не частные банки, а только государственное казначейство и центральный банк. Все остальные страны должны были по возможности обеспечивать конвертируемость своей валюты в доллар США, но не обязаны были конвертировать их в золото. Об­менный курс между долларом США и золотом устанавливался на уровне 35 долл. за унцию. США гарантировали покупателю золота на мировом рынке продажу слитков золота по цене 35 долл. за унцию. Таким образом, доллар США привязали к золоту, а обменный курс остальных валют к доллару.

В 1945 г. золотое обеспечение доллара было сокращено до 25%, а к 1950 г. в США сконцентрировалось 65% государственных запасов золота. Следова­тельно, доллар США получил роль основного международного резервного ак­тива, практически приравниваемого к золоту. В результате этого США стали лидером в сфере валютно-финансовых отношений.

На конференции была достигнута договоренность о формировании систе­мы регулируемых связанных валютных курсов и были созданы Международ­ный валютный фонд (МВФ), призванный сделать новую валютную систему реальной и дееспособной. Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

В Бретон-Вудсе страны - участницы конференции пришли к общему выво­ду, что послевоенная валютная система должна была обеспечить всеобщую стабильность валютных курсов, при которой можно было избежать девальва­ций. Для этого, сохраняя традиции золотого стандарта, каждая страна - член МВФ была обязана установить золотое (или долларовое) содержание своей денежной единицы, тем самым определяя валютный паритет между своей ва­лютой и валютами всех других стран — участниц. Каждая страна была обязана сохранять курс своей валюты относительно другой валюты неизменным.

Бреттон-Вудская система предложила своеобразную методу фиксации об­менных валютных курсов. Паритетные обменные курсы валюты устанавлива­лись и исчислялись в долларах США; сам же доллар обменивался на золото по фиксированной цене 35 долл. за одну тройную унцию (28,3 грамма). Кроме того, сводились до минимума отклонения свободных рыночных обменных кур­сов валют от официально заявленных паритетов — 1 % в каждую сторону.

При угрозе повышения стоимости валюты сверх установленного процента Центральный комиссионный банк должен был реализовать на рынке достаточ­ное количество своей валюты, удовлетворяя избыточный спрос на нее. При понижении стоимости валюты ниже критической стоимости Центральный банк должен был реализовать на рынке часть своих резервов, деноминированных в иностранной валюте (в долларах США), чтобы поглотить избыточное количе­ство своей валюты на внешних валютных рынках.

Предполагалось, что паритетные обменные курсы валют будут устанавли­ваться исходя из реальных равновесных уровней, отражающих эквивалент­ность покупательной силы различных валют на долгосрочных временных ин­тервалах. Правительства стран могли скорректировать саму основу обменного курса валюты своей страны — установить новый паритетный обменный курс для своей валюты. Сделать это предусматривалось двумя путями: моментально заявить о введении нового паритетного обменного курса своей валюты, более низкого или более высокого, или объявить о временном переходе своей валюты на «плавающий» курс, повышение или понижение которого будет определять­ся условиями спроса и предложения на внешних валютных рынках. В послед­нем случае подразумевалось, что по достижении новых условий равновесия «плавающего» курса правительство объявит о переходе на новый паритетный обменный курс своей валюты (это характерно было для Канады).

МВФ периодически проводил регулировку валютных курсов стран – чле­нов. Бреттон-Вудская система предусматривала использование в качестве меж­дународных резервов золото и доллары. Использование золота вытекало из его роли в системе золотого стандарта более раннего периода. Доллар же был при­зван в качестве мировых денег по двум причинам: США стали лидером в ми­ровой экономике, и во — вторых, США аккумулировали огромное количество золота. В годы войны золотые запасы европейских стран сократились. Золото из Европы переводилось в США и в период с 1934 по 1971 г. они проводили политику скупки и продажи золота иностранцам по фиксированной цене 35 долл. за унцию.

К концу 1947 г. Западная Европа потеряла золота на 4,9 млрд. долл. Напро­тив, золотые резервы США во время войны и в первые послевоенные годы уве­личилось еще на 8,3 млрд. долл., или почти на 60%. Инфляция, развернувшаяся в годы войны, резко ослабила позиции западноевропейских валют, и усиленное пассивностью платежных балансов и истощением золото - валютных ресурсов повлекло за собой резкое падение курсов западноевропейских валют. С 1945 по 1947 г. было проведено 17 девальваций валют. После войны в США стали формироваться претензии финансовой олигархии на обеспечение мирового господства доллара. Страна, чья валюта обслуживает мировой платежный обо­рот, получала возможность в течение долгого времени пользоваться фактиче­ски неоплачиваемым импортом, т. е. могла позволить себе иметь пассивный торговый оборот и платежный баланс без каких — либо осложнений для эконо­мики. Разрыв в платежах покрывался бы ее собственной валютой, которая, бу­дучи использованной в международном платежном обороте, в определенных пределах практически никогда не предъявляется обратно для оплаты экспорт­ных услуг и товаров или же для обмена на золото и иностранную валюту. Это равноценно получению кредитов из-за границы, проценты по которым не вы­ходят за пределы обычной процентной ставки по банковским депозитам.

Созданная валютно-финансовая система могла обеспечивать США господ­ство в мировой экономике, подобно тому как и мировой экспорт капитала, про­граммы восстановления экономики в Европе (план «Маршалла» и др.) и воен­ные расходы США финансировались лишь за счет валютной экспансии. Это предполагало сохранение лидерства в экономике и наличие золотого запаса для обеспечения находящейся в обращении долларовой массы.

Однако эти действия стали претерпевать изменения по мере того, как в 1950-е гг. стала меняться картина международного экономического положения. Как известно, США, привязав валюты всего мира к доллару, спровоцировали спрос на него. В период действия плана «Маршалла» в Европе (1948-1951 гг.) — более 13 млрд. долл. поступили в европейские центральные банки. В последст­вии, чтобы поддерживать свои собственные обесценивающиеся валюты, они покупали значительные суммы долларов.

План «Маршалла» содержал пункт, по которому частным инвесторам га­рантировалась конвертация полученной прибыли в долларах. Кроме того, по­лученные доллары европейцы тратили в США, закупая машины, оборудование и другие товары. Это привело к тому, что за пределами США стали обращаться значительные массы долларов.

В 1952 г. происходит резкое увеличение притока золота в резервы этих банков. Спрос на золото был приостановлен в 1953 г., когда началась рыночная реализация золота СССР и увеличение добычи золота в новых районах ЮАР. Золото свободно продавалось в Цюрихе, Танжере и Бейруте, где доминировали цены значительно превышавшие официальную цену. В 1954 г. был открыт ры­нок золота в Лондоне, где оно продавалось по 35 долл. за унцию.

С конца 1950-х гг. экономика США стала испытывать воздействие возрас­тающей конкурентоспособности Западной Европы и Японии. А с другой сто­роны, дефицит платежного баланса США стал расти из-за огромных расходов на вооружение. В связи с дефицитом платежного баланса США перевели за рубеж в 1950-1957 гг. около 10 млрд. долл. С 1958 г. отлив золота из США происходит постоянно (за исключением 1969 г.). За 1959-1970 гг. золотой запас США уменьшился на 13,5 млрд. долл., или в 2,2 раза, и к концу 1970 г. соста­вил менее 11,1 млрд. долл., или 29,8% суммы золотых запасов капиталистиче­ского мира, по сравнению с 24,6 млрд. долл., или 73,4% в конце 1949 г. В ко­нечном итоге суммарный дефицит платежного баланса США за 1950-1969 гг. был, однако, покрыт вывозом золота только на 20,5%, остальные 79,5% дефи­цита были компенсированы за счет роста краткосрочной внешней задолженно­сти США. В результате общая сумма текущих внешних обязательств США увеличилась с 7,6 млрд. долл. в конце 1949 г. до 19,4 млрд. долл. в конце 1959 г. и 45,8 млрд. долл. в конце 1969 г., т. е. за 20 лет выросла в 6 раз.

Одна часть этих средств хранилась на счетах в банках США и могла в лю­бое время быть конвертируема в золото или валюты других стран, другая — ин­вестирована в государственные ценные бумаги США, которые также свободно можно было обратить в ликвидную денежную форму. С 1958 по 1965 г. дефи­цит платежного баланса США превысил 22 млрд. долл., и эта сумма влилась в мировую валютную систему. После завершения периода так называемого дол­ларового голода в западных странах США ради финансового обеспечения ли­дерства в мировой экономике начали осуществлять выпуск долларов, которые в меньшей мере были обеспечены золотом и другими валютами или реальным спросом, обусловленным ростом экспорта США товаров и услуг.

Резкий рост капитальных вложений, осуществляющихся в те годы амери­канскими ТНК, значительный импорт и рост военных расходов — все это опи­рались на политику создания денег одним росчерком пера, когда единственным обеспечением выступало доверие и сила, которыми государство располагало для осуществления своей политики давления (см. таблицу).



Позиция доллара на мировом рынке

(млрд.долл.)

Год Золотые запасы Обязательства на руках у

иностранцев

1960 17,8 40,9

1970 11,1 97,7

1980 11,2 202,9



Источник: Кастро Ф. Экономический и социальный кризис мира. - Гавана. 1985. С. 86.
Регулярный годовой дефицит платежного баланса США подорвал способ­ность США конвертировать находящиеся за рубежом доллары в золото по официальной цене 35 долл. за унцию. В США потери золота в среднем состав­ляли 1 млрд. долл. ежегодно.

Наращивание долларовых активов в развитых странах с одной стороны и отлив золота из США - с другой привели к изменению соотношения между краткосрочными ликвидными обязательствами США перед другими государ­ствами и их золотыми запасами. На конец 1949 г. такие обязательства состав­ляли 31% золотого запаса, на конец 1959 г. - 99,6%, а в конце 1969 г. загранич­ные долларовые обязательства США превысили их золотой запас почти в 4 раза. Это создавало угрозу доллару в случае массового обмена государствен­ными валютными органами зарубежных стран долларовых запасов на золото США.

Правительство США стало усиленно добиваться поддержки доллара. Все­ми силами оно вынуждало другие государства не использовать активное сальдо по расчетам с США для вывоза золота, а оставлять его в США в виде своих долларовых активов и старалось оттянуть оплату золотом своей накопленной внешней задолженности. Из-за войн в Корее, а затем во Вьетнаме увеличивает­ся спрос на рынке золота. Добыча его возрастала с 1 млрд. долл. в 1957 г. до 1440 млрд. долл. в 1965 г., но затем сократилась на 30 млн. долл. в 1967 г. из-за закрытия новых шахт в ЮАР. Многие участники мирового рынка стали ску­пать золото за доллары, опасаясь их обесценения. США начали продавать зо­лото из своих государственных запасов, с тем чтобы сохранить цену золота на уровне 35 долл. за унцию.

Вопрос о цене золота был предметом спора между США и золотодобы­вающими странами, прежде всего ЮАР, которая настаивала на повышении официальной цены золота, мотивируя свои требования ссылками на рост из­держек производства и на малую рентабельность золотодобычи. Однако США, пользуясь своим монопольным положением покупателя золота, отказывалось идти на уступки. Нарастающее накопление долларовых запасов за границей способствовало созданию спекулятивного рынка евродолларов и подорвало саму основу главной резервной валюты, уровень ликвидности, который вышел из-под контроля.

Рынок евродолларов сложился прежде всего на базе дефицита платежного баланса США, а также в связи с восстановлением в конце 1950-х – начале 1960-х гг. свободной частичной обратимости западноевропейских валют для нерези­дентов по текущим операциям и ограничения экспорта капитала из США.

Рост заграничных ликвидных обязательств США в результате покрытия им дефицита своего баланса внешних расчетов в подавляющей части приходился на владельцев частного сектора. Увеличение краткосрочной внешней задол­женности США по отношению к частному сектору приводило к накоплению ликвидных ресурсов в долларовой форме в руках европейских банков и фирм и создавало необходимые предпосылки для формирования международного де­нежного рынка.

На рынке евродолларов обращались долларовые средства, депонированные в коммерческих банках (включая и филиалы американских банков). Они ис­пользовались для предоставления кратко - и среднесрочных ссуд. Евровалют­ный рынок устраивал в то время практически всех. Официальные власти виде­ли в нем не угрозы для своих замкнутых национальных рынков, а возможность внешних заимствований. Евровалютный рынок стал наднациональным рынком, на который не распространялись юрисдикция правительств ни одной страны:

свои контролирующие функции некоторые страны ограничивали требованиями предоставления информации от своих национальных банков об операциях, проводимых ими на этом рынке.

Определенную роль в этом кризисе сыграл и СССР, где в послевоенные го­ды рубль был неконвертируемым. Но при импорте товаров и услуг он зависел от стабильности развития экономик развитых стран и от доллара США, ибо СССР продавал нефть на мировом рынке и имел от ее продажи валютную вы­ручку в долл.

Как и сегодня, тогда возникла проблема: где безопаснее хранить эти накоп­ления? В то время единственными банками, державшими долларовые депози­ты, были банки США, поэтому СССР стал хранить в них свои накопления. Но в этом была определенная опасность. Во-первых, это царские долги. Если бы держатели российских облигаций узнали, что советские доллары хранятся в Нью-Йорке, то стоимость этих облигаций сразу же бы поднялась в цене и их держатели предъявили бы свои претензии к СССР. К тому же была опасность того, что США будут шантажировать СССР арестом советских сбережений в банках США.

В 1950-е гг. за пределами США, как отмечалось, оказались огромные сум­мы долларов США- Обслуживать их в Европе стали Московский народный банк в Лондоне и коммерческий банк для Северной Европы (Эйробанк) в Па­риже. Они принадлежали СССР и обслуживались британскими и французски­ми финансовыми консультантами. После событий в Венгрии в 1956 г. британ­ские финансовые консультанты СССР пришли к решению переместить совет­ские доллары из США в Париж и Лондон. Это было связано с тем, что в Вели­кобритании назревал кризис платежного баланса (из-за Суэцкого кризиса), по­этому {Московский народный банк столкнулся с проблемами. На помощь при­шел Парижский банк, который ссудил ему достаточное количество долларов, чтобы он смог обеспечить свою ликвидность. Телеграфным адресатом Париж­ского банка был Евробанк, а ссуда была описана как доллары Евробанка, что в конечном счете было сокращено до евродолларов. В последствии, увидев, как можно обеспечивать ликвидность через долларовые кредиты, предоставляемые за пределами США, к этому занятию присоединился и ряд международных банков.

Надо отметить, что СССР успел вывести свои нефтедоллары вовремя из американских банков, ибо во время Суэцкого кризиса США заморозили в сво­их банках долларовые активы всех участников событий. Это привело к тому, что арабские страны переместили свои сбережения из банков США в Лондон и Париж, разместив их на новом рынке евродолларов. Объем средств, использо­ванных на этом рынке, увеличился с 2,1 млрд. долл. в 1960 г., до 11,5 млрд. долл. в 1965 г. и 46,5 млрд- в 1970 г.

В 1958 г., когда в Европе была восстановлена конвертируемость валют, в США резко сократилось сальдо счета текущих операций, а в 1959 г. в нем об­разовался дефицит. Хотя в 1960 г. баланс текущих операций улучшился, с на­ступлением спада в экономике США в этот год иностранные центральные бан­ки обратили в золото около 2 млрд. долл. из своих резервов уже после того, как в 1953 и 1959гг. конвертировали около 3 млрд, долл-

В 1960 г. ознаменовал собой конец периода «нехватки доллара» и начало периода, по которому преобладали опасения, что США могут девальвировать доллар по отношению к золоту. Тревога за будущее доллара отразилась на цене золота на Лондонском рынке, превысив официальный уровень в 35 долл. за унцию золота. Лишь после интервенции Центрального банка на рынке золота и заявления кандидата в президенты Джона Кеннеди о невозможности девальва­ции доллара цена золота вернулась на официальный уровень.

Взрыв рыночных цен золота в 1960 г. был сигналом о том, что США оказа­лись зажатыми между постоянным ростом своих долларовых обязательств пе­ред официальными зарубежными организациями и нехваткой поступлений но­вого золота для пополнения резервов. Рост официальной цены золота стано­вился для США важным средством поддержания адекватного золотого запаса. В 1961 г. утечка золота из казначейства США достигала трех тонн в день. По­этому США и семь европейских стран создали осенью 1961 г. в Вашингтоне межгосударственную организацию «Золотой пул». В состав его вошли Феде­ральный резервный банк Нью-Йорка, цетральные банки Великобритании, Франции, Германии, Швейцарии, Италии, Бельгии, Голландии.

Уполномоченным «Золотого пула» был Центральный банк Великобрита­нии, который осуществлял операции но купле - продаже золота. В конце каж­дого месяца подводился итог, результаты которого распределялись пропорцио­нально квотам. Квота США составляла 50% . Цель этого объединения состояла в поддержании рыночной цены золота на уровне, близком к официальной цене США в 35 долл. за унцию золота, с помощью согласованной интервенции на Лондонском частном золотом рынке. Период с 1961 по 1965 г. был затишьем для США. Положительное сальдо счета текущих операций увеличилось, и уг­роза широкомасштабной конверсии центральными банками долларов в золото отступила. Однако продолжающийся отток из США частного капитала, увели­чивавший долларовый компонент официальных резервов за границей, вызывал беспокойство администрации президентов Кеннеди и Джонсона- Поэтому в 1963 г. США начали ограничивать отток капитала, введя налог на покупку аме­риканцами иностранных активов. Руководство США настойчиво держало курс на ограничение использования золота и ослабление его регулирующей роли в международных расчетах. Они вели дело к «долларовому монизму», навязывая этот курс, США стремились упрочить позиции доллара-

Если бы все иностранцы решили бы конвертировать свои ликвидные дол­ларовые активы в золото, золотой запас США был бы исчерпан. Правительство США пыталось разными мерами сдержать этот процесс. Так, федеральная ре­зервная система старалась поддерживать достаточно высокие процентные ставки краткосрочных кредитов, чтобы сделать доллар более привлекательным. В сентябре 1964 г. был введен так называемый управленческий налог на доход от процентов, который должен был бы воспрепятствовать росту инвестиций из США за границей за счет обложения налогом процентов, получаемых с депози­тов и облигаций в иностранной валюте. Этим удалось снизить инвестиции США в европейские компании. Предоставление банками займов за границу было ограничено. ТНК перевели часть своих прибылей в США.

В 1968 г. новый президент США Ричард Никсон повысил налоги на 19%, чтобы сократить бюджетный дефицит. Но золотой запас США уменьшался, тогда как обязательства США иностранным компаниям росли. В 1967 г. золо­той запас США составлял 12 млрд. долл., а обязательства по ликвидности, ча­стным фирмам и лицам - 33 млрд. долл. В этих условиях увеличение спроса на золото стало уравновешиваться частным рынком путем повышения цены на золото и почти не затрагивало государственные учреждения. США добились установления такого порядка и реализации новой добычи золота (римская до­говоренность между США и ЮАР в декабре 1969 г. и соглашение МВФ и ЮАР), при которых большая часть вновь добываемого золота должна была направляться не в государственные запасы, а в каналы частной циркуляции, где золото терялось для монетарного использования.

Правительство президента США Л. Джонсона путем регулирования меж­дународного движения частного американского капитала (возвращение амери­канских капиталов из-за границы, сохранения части расходов, сокращения ту­ристических поездок граждан США за границу и привлечение иностранных туристов в США, увеличения учетной ставки - 5,5% в 1960 и - 6% в 1969 г.) удалось увеличить приток капитала в страну и достичь активного платежного баланса в 1968 г. Это дало прилив золота в США на сумму около 1 млрд. долл. и сокращение на 1,5 млрд. долл. обязательств США перед другими государст­вами. Но в 1963 г. платежный баланс снова стал дефицитным.

При президенте США Л. Джонсоне (1960-е гг.) США конвертировали предложенные Францией доллары в золото по цене 35 долл. за унцию. Как от­мечалось, предложение поднять цену на золото не встречало поддержку у пра­вительства США, которое выдвигало возражение, что это сыграет на пользу СССР и ЮАР. Но это подрывало веру в доллар, которая была связана с его конвертируемостью в золото.

Первым недовольство ролью доллара выразил президент Франции генерал Шарль де Голль. Франция стала предъявлять доллары в обмен на золото, в результате чего оказалась вторым государством после США по размерам накоп­ленных золотых резервов. Шарль де Голль в 1965 г. провозгласил требования о необходимости возврата к золотому стандарту- Эту линию продолжил сле­дующий президент Франции Жискар де Эстен, который призвал осутцествлять платежи по международным задолженностям золотом. Он начал конвертиро­вать долларовые накопления в золото, когда другие страны еще обращали зо­лото в доллары и оставляли его на хранение в сейфах Федерального резервного банка Нью-Йорка.

Если в 1950 1, у Франции государственный запас золота составлял 600 т, то в 1965 г. - 4,2 тыс. т. В 1967 г. Франция вышла из «Золотого пула». В США золотые запасы сократились с 20,3 тыс. т в 1950 г. до 12,5 тыс. т в 1965 г.

СССР своими продажами золота снижал спрос и цены на золото на миро­вом рынке. В 1963-1965 гг., на мировой рынок ежегодно поступало значитель­ное количество советского золота, выручка от продажи которого использова­лась для оплаты импорта пшеницы, СССР продавал золото нерегулярно., пре­имущественно через БМРР и частью через дилеров. Западная пресса подвергла резкой критике советские методы продажи, которые сказались на снижении цен на золото. В ответ советское правительство приняло решение прекратить продажи золота с 1966 г. до тех пор, пока официальная цена на него не оста­нется на уровне 35 долл. за унцию.

В конце 1967 - начале 1968 гг. частные лица, играющие на бирже, начали скупать золото в ожидании роста его долларовой цены. После значительных продаж золота федеральной резервной системой и центральными банками ев­ропейских стран Центральный банк Англии закрыл рынок золота 15 марта 1968 г. Через два дня после этого центральные банки объявили о создании двух-уровнего рынка: один уровень был предназначен для частных, а другой - для официальных операций. Частные торговцы золотом продолжали действовать на лондонском рынке золота, но здесь допускались колебания цен. В отличие от них центральные банки продолжали осуществлять взаимные сделки на офи­циальном уровне по официальной цене 35 долл. за унцию-Создание двухуровнего рынка стало поворотным пунктом в истории Брет-тон-Вудской системы. Главной целью золотовалютного стандарта было пре­дотвращение инфляции путем закрепления долларовой цены золота. Разрывая связь между предложением долларов и фиксированной рыночной ценой золота, центральные банки изымали из системы встроенный в нее механизм предохра­нения от инфляции. Новый порядок не снимал с США всех ограничений, по­скольку за иностранными банками сохранялось право покупать у федеральной резервной системы золото за доллары. Но роль официальной цены золота была сведена к косвенному механизму приведения в порядок расчетов между цен­тральными банками, она больше не являлась автоматическим ограничителем предложения денег в мире. Все это вызвало дискуссию в кругах специалистов. Вот тогда советник президента Франции Шарля де Голля Рюэфф Жак заявил, что США исчерпали свои возможности расплачиваться с держателями долла­ров золотом и предложил возвратиться к золотому стандарту, что было бы об­легчено повышением цены золота. Его поддержал Рой Харрод (Англия), кото­рый также предложил повысить цену золота, чтобы обеспечить адекватный обмен золотых резервов и защитить жизнеспособность тогдашней системы ре­зервных валют.

Американец Роберт Триффин в своей книге «Золото и кризис золота», из­данной в 1968 г., призывал золото и резервные валюты централизованно акку­мулировать в МВФ, а рост резервов обеспечивать за счет кредитов в МВФ или его операций на открытом рынке. Другой американец - Милтон Фридман рато­вал за «плавающие» курсы валют как средство для облегчения процесса регу­лирования и устранения потребности в увеличении резервов.

До 1971 г. курс доллара искусственно завышался, но со временем на рын­ках стали понимать, что доллар надо девальвировать по отношению к основ­ным европейским валютам. Это можно было сделать путем снижения уровня цен в США и подъема уровня цен за рубежом в ответ на закупки долларов ино­странными центральными банками. Другой путь — снижение номинальной стоимости доллара, выраженной в иностранной валюте. Однако девальвирова-ние доллара, который был мировой валютой, можно было провести только при условии, если иностранные государства согласятся привязать свои валюты к доллару на основе новых курсов. Значит, все страны одновременно должны согласиться девальвировать свои валюты по отношению к доллару, поэтому путь к девальвированию доллара лежал через напряженные многосторонние переговоры, ибо многие страны не хотели девальвации, так как она сделала бы их товары дороже американских и тем самым принесла бы вред их экспортным и импортнозамещающим отраслям.

В 1970 г. сальдо платежного баланса оказалось дефицитным - 9,8 млрд. долл. Правительство США понизило учетную ставку федеральной резервной системы в 1971 г. до 4,75%, поэтому у банков и фирм США уменьшилась по­требность в евродолларах, на котором они были главными заемщиками. Банки погасили большую часть полученных ими ранее займов в евродолларах. Это привело к резкому падению ставок на рынке евродолларов - до 5% на февраль 1971 г. В то же время в 1971 г. в ФРГ учетная ставка - 6%, в Англии - 7, во Франции - 6,5%. Поэтому денежные накопления стали в больших масштабах изыматься с рынка евродолларов и переводиться на национальные денежные рынки, в резервы центральных банков. В результате этого долларовые накоп­ления зарубежных центральных банков и других правительственных учрежде­ний возросли в 1970 г. на 7,4 млрд. долл.

Большинство стран соблюдало договоренность с США от 1968 г. о воздер­жании от конверсии своих долларовых резервов в золото. Но приток долларов в Европу вынудил часть стран обменять доллары на золото в США. В итоге в 1970 г. возобновился отток золота из США и золотой запас сократился на 0,8 млрд. долл., а резервы золота и иностранной валюты - на 3,3 млрд. долл. (без учета операций в СДР).

В 1971 г. дефицит во внешних расчетах США за первое полугодие составил 11,2 млрд. долл. Это вызвало очередное бегство от доллара и сократило золо­товалютные резервы США до 12,1 млн. долл. на конец августа 1971 г. Европей­ские страны (Франция) требовали провести прямую девальвацию доллара. Од­новременно министр экономики и финансов Франции поставил вопрос о по­вышении официальной цены золота на сессии совета министров «Общего рын­ка» в Гамбурге в 1971 г.

15 августа 1971 г. президент США Р. Никсон предложил свое решение про­блемы. Он приостановил конвертируемость доллара в золото. США больше не будут продавать золото за доллары по официальной цене иностранным цен­тральным банкам. Была разорвана связь между интернациональной стоимо­стью доллара (35 долл. за унцию золота). Доллар был пущен в «плавание», и теперь рыночные силы должны были определять его стоимость. Одновременно президент США объявил о 10% — ном налоге на все виды импорта в США, ко­торый будет оставаться в силе до тех пор, пока торговые партнеры США не согласятся ревальвировать свои валюты по отношению к доллару. Так же было объявлено о замораживании заработной платы и цен с целью сокращения ин­фляции в США.

В декабре 1971 г. в Смитсоновском институте в Вашингтоне (округ Колум­бия) было принято международное соглашение об урегулировании валютных курсов. В среднем доллар был девальвирован на 7% по отношению к ино­странным валютам, а 10% -ный налог, который США ввели, чтобы заставить другие страны пойти на урегулирование отношений, был отменен. Официаль­ная цена золота поднялась до 38 долл. за унцию. Но уже 12 февраля 1973 г. бы­ло объявлено о девальвации доллара еще на 10%. Европейские центральные банки 1 марта скупили 3,6 млрд. долл., чтобы предотвратить повышение стои­мости своих валют. Международной валютный рынок был закрыт до 19 марта 1973 г. 19 марта, когда валютный рынок открылся, валюты большинства европейских стран и Японии свободно колебались по отношению к доллару, что означало конец фиксированных валютных курсов и начало перехода к «пла­вающим курсам».

Отмена фиксированного паритета и обратимости доллара в золото, а тем самым установление свободной цены на золото и дальнейшее девальвация дол­лара в 1971 и 1973 гг. фактически означал конец Бреттон-Вудской валютной системы.

В Вашингтоне задумали добиться установления «плавающих», т. е. сво­бодно колеблющихся под воздействием соотношения рыночного спроса и предложения курсов между ведущими валютами и долларом. Это предполагало снижение курса доллара по отношению к валютам ФРГ и Японии.

В результате бурной дипломатической деятельности к концу 1971 г. был достигнут компромисс, оформленный на совещании министров финансов стран «групп десяти» (Бельгия, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, США, ФРГ, Франция, Япония), которое состоялось 17-18 декабря 1971 г. в Смитсо-новском институте в Вашингтоне. США согласились провести девальвацию доллара по отношению к золоту на 7,89% (новая цена составила 38 долл. за унцию). В среднем с учетом масштабов ревальвации валют отдельных стран и доли этих стран во внешней торговле США размер девальвации доллара по отношению к другим валютам оценивался в 1971 г. приблизительно в 12%.

С февраля 1973 г. массы долларов вновь хлынули на валютные биржи в Лондоне, Париже, Цюрихе и других центрах мира. Для поддержки курса дол­лара центральные банки главных капиталистических держав вынуждены были прибегнуть к скупке доллара в огромных объемах. Министр финансов США Дж. Шульц объявил о решении правительства США вновь девальвировать дол­лар по отношению к золоту. На этот раз размер девальвации составил 10%. Но­вая цена золота была установлена на уровне 42,22 долл. за унцию, а золотое содержание доллара составило 0,736662 г. чистого золота. Таким образом, с учетом девальвации доллара в декабре 1971 г. его паритет был понижен на 17,1%.

11 марта 1973 г. в Брюсселе состоялась очередная встреча руководителей стран «Общего рынка», где было принято решение об установлении совмест­ного «плавающего» по отношению к доллару курса 6 валют, а в марте 1983 г. в Париже уже представители 14 государств присоединились к Брюссельскому соглашению.

Девальвация доллара принесла США: уменьшение бремени внешней крат­косрочной задолженности; увеличение долларовой оценки золотовалютных запасов США ~ это улучшило баланс международной ликвидности США; по­вышение конкурентоспособности товаров США на мировых рынках и расши­рение вывоза товаров.

Одновременно расширение американского экспорта и торможение роста импорта, вызванное понижением курса доллара, ухудшили внешнеторговые и платежные балансы других ведущих стран. Вскоре начался новый этап валют­ного хаоса и даже валютной войны в мировой экономике. Его характерные черты - плавание валютных курсов, растущая инфляция, а также беспорядоч­ное образование ликвидности на международном рынке капитала. В это время экономическое лидерство США, лежавшая в основе прежней системы, стала неприемлемой для Западной Европы и Японии, реальное могущество которых возрастало. Признаком наличия в системе явных неувязок стало создание в 1970 г. специальных прав заимствования, призванных выполнять роль главного резервного актива вместо доллара- Но нововведение не отвечало потребностям в перестройке международной валютной системы.

В начале 1970-х гг. появились причины, сдерживающие падение доллара. Это было связано, прежде всего, с неурожаями в различных странах, обусло­вивших рост спроса на сельскохозяйственную продукцию из США. В 1973 г. экспорт сельскохозяйственной продукции достиг 18 млрд. долл. Этому способ­ствовало начало войны на ближнем Востоке (октябрь 1974 г.), в связи с чем страны – члены ОПЕК повысили цены на нефть. Это все привело к тому. что с июля 1973 г. по февраль 1974 г. реальный курс доллара повысился на 14,4%. Но затем в связи с ростом дефицита торгового баланса США начался процесс тезаврации золота.

Спрос на золото возрастал, вызывая рост его цены. В начале цена за унцию равнялась 90 долл., а затем 127 долл. В 1974 г. она достигла 135 долл. В мае 1974 г. министерство финансов США с одобрения законодательных органов допустило частные сделки с золотом. Это создало дополнительный спрос на него со стороны американских граждан. И уже к концу 1974 г. цена за унцию золота составила 200 долл. В 1975 г. правительство США приняло решение провести крупные продажи золота на аукционах с целью ограничения импорта золота и создания повышенного спроса на доллары. Правительство продало на 19 аукционах 491 т золота, или 5% своих государственных запасов. МВФ также продал треть своих золотых запасов, приблизительно 1,6 тыс. т.

Помимо американских граждан, этими продажами на аукционах восполь­зовалась Франция, которая закупила на этих аукционах через швейцарские ча­стные банки 2,5 т золота. Тем не менее спрос на золото увеличивался и цена на него росла, В начале февраля 1979 г. она превысила 250 долл., к июлю - 300 долл., а в 1980 г. Таким образом, за 1,5 года рыночная цена золота резко воз­росла. Стало ясно, что он останется главной составной частью совокупных ре­зервов.

Все эти процессы отразились в соглашении на Ямайке (1976 г.). 7-8 янва­ря 1976 г. в Кингстоне (Ямайка) состоялась пятая сессия Временного комитета МВФ, на котором было принято соглашение, официально учредившее новую мировую валютную систему - «плавающих» валютных курсов. Сессия также изменила статус золота и частично преобразовала МВФ из регулятора банков­ских ставок и обменных курсов в организацию по оказанию помощи.

Соглашение отменяло обязательства стран - членов (группы - 10) поддер­живать паритеты валют и позволяло или вводить «плавающие» или «фиксиро­ванные» курсы в зависимости от того, что им было приемлемо. Золотые пари­теты были запрещены. Странам предписывалось сотрудничать с МВФ в под­держке организованных курсов валют. Официальная цена золота и его исполь­зование в качестве расчетной меры паритетов валют были отменены. Это отно­силось и к использованию золота в операциях стран - членов МВФ.

МВФ одну треть своего золотого запаса изъял из своих резервов: 50% этого количества он вернул, странам внесшим его в качестве своей квоты, а другую реализовал на рынке. Вместо золота счетной единицей для валютной системы и выражения паритетов валют должны были стать СДР.

Поскольку стоимость СДР была изменена с одного «золотого» доллара при цене 35 долл. за унцию золота на взвешенную стоимость и «корзины» валют, любой паритет, который отныне мог объявляться, должен был выражаться в единице, которая сама пребывала в состоянии «плавания».

Таким образом, в начале 1970-х гг. завершилась Бреттон-Вудская валютная система и начался новый этап в развитии валютно-финансовой системы «пла­вающих» валютных курсов.









Когда тебя все любят, то многим это не нравится. Анатолий Рас
ещё >>