страница 1 |
|
Похожие работы
|
Уроке литературного чтения во 2 классе Тема урока: Знакомство с произведением. Анализ - страница №1/1
![]() Тема урока: Знакомство с произведением. Анализ поступков В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» Цели:
ХОД УРОКА
Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнем Урок литературного чтения начнем. II. Проверка домашнего задания – Ребята, дома вы приготовили выразительное чтение отрывков из произведений В. Драгунского. Смогли ли вы определить по содержанию названия рассказов? 1) «А мы остались возле ёлки.
2) «И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на шаг не расставался, повсюду таскал его за собой. И нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…» (Друг детства) 3) «И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит моё сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.
– Как вы думаете, что объединяет все прочитанные вами отрывки? III. Изучение нового материала П Драгунский Виктор Юзефович (30 ноября 1913г. — 6 мая 1972г.) — советский писатель-прозаик, автор популярных рассказов для детей. Отец журналиста Дениса Драгунского и литератора Ксении Драгунской.
– Сегодня на уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется не совсем обычно (запись темы на доске) «Тайное становится явным». Как вы понимаете смысл этой фразы? – Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в рассказе с таким названием? – Можно ли по названию рассказа определить, будет ли он шуточным, смешным, серьезным, поучительным? – Интересно познакомиться еще с одним рассказом Виктора Драгунского? 2. Осмысление (чтение текста с остановками) «Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре: – Тайное всегда становится явным. И когда она вошла в комнату, я спросил: – Что это значит, мама: «Тайное становится явным»? – А это значит, что если кто-то поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, – сказала мама. – Понял?.. Ложись-ка спать! Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать». – Совпало ли ваше мнение о фразе «Тайное становится явным» с объяснением мамы? – Как вы считаете, почему мальчику показались интересными эти слова? – Что, по вашему мнению, может произойти в рассказе дальше? «Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши. – Ешь! – сказала мама. – Безо всяких разговоров! Я сказал: – Видеть не могу манную кашу! Но мама закричала: посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться. Я сказал: – Я ею давлюсь!.. Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила: – Хочешь, пойдем с тобой в Кремль? Ну еще бы… Я не знаю ничего на свете красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме: – Конечно, хочу в Кремль! Даже очень! Тогда мама улыбнулась: – Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни – ты должен съесть все до дна! И мама ушла на кухню». – Вам знакома такая ситуация? – Почему мама заставляла сына есть кашу? – Как вы думаете, что произойдет дальше? «А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал – ну невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю. А она к тому же очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно съесть. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли, и остановилось дыхание, и я, наверное, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол». – Дениска выплеснул кашу в окно. Почему он так поступил? – Чем, по-вашему, может закончится рассказ? «В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась – Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! – И она меня поцеловала. В ту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал: – Здравствуйте! – и подошел к окну, поглядел вниз. – А еще интеллигентный человек. – Что вам нужно? – спросила мама. – Как не стыдно! – Милиционер даже стал по стойке «смирно». – Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость в окно! – Не клевещите. Ничего я не выливаю! – Ах, не выливаете?! – язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: – Пострадавший! И к нам вошел какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду». – Что же могло произойти? Почему Дениска понял, что в Кремль он не пойдет? – Что значит слово «пострадавший»? «На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться. – Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм…манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то… жжет… Как же я пошлю свое… фф… фото, когда я весь в каше?! Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась. – Извините, пожалуйста, сказала она тихо, – разрешите я вас почищу, пройдите сюда! И они все трое вышли в коридор». – Какие, по вашему мнению, чувства Дениска испытывал в это время? А мама? «А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть.
– Почему мальчику было страшно взглянуть на маму? – Можно ли было избежать такой нелепой ситуации? Как? – Как вы думаете, что же запомнит на всю жизнь Дениска? Почему? – Теперь, когда вы прослушали весь рассказ, вы сможете ответить на вопрос: совпало ли ваше мнение о том, что может произойти с реальным содержанием произведения? Правильно ли вы определили тему рассказа по его названию? – Хочется ли вам самим прочитать рассказ? 3. Отработка техники чтения – Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте подготовимся к прочтению некоторых сложных слов, для того, чтобы вам было понятно, как их произносить (чтение по слогам, затем целыми словами) Ста-но-вит-ся – становится, рас-кром-сал – раскромсал, по-пра-вить-ся – поправиться, сжи-ма-ет-ся – сжимается, об-ра-до-ва-лась – обрадовалась, ми-ли-ци-о-нер – милиционер, пре-дос-тав-ля-ет – предоставляет, ин-тел-ли-гент-ный – интеллигентный, му-со-ро-про-во-дом – мусоропроводом, пост-ра-дав-ший – пострадавший, фо-то-гра-фи-ро-вать-ся – фотографироваться. – Есть ли среди данных слов такие, смысл которых вам непонятен? Если да, то попробуем вместе уточнить их значение. 4. Рефлексия – А теперь подумайте над следующими вопросами: какие выводы вы сделаете для себя, чему научил вас этот рассказ? Но не торопитесь на них отвечать, прочитайте текст сами, поразмышляйте, обсудите ответ с друзьями, затем выскажите свое мнение. Самостоятельное чтение рассказа про себя.
– Дома вы подготовите пересказ. Что нужно для того чтобы справиться с этим заданием? – Конечно, нам нужно будет составить план. 1. Составление плана рассказа (работа в группах) – Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения. План
2. Выборочное чтение по пунктам плана V. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся – Чему учились сегодня на уроке? – Что нового интересного узнали? – Хочется ли вам познакомиться с другими произведениями В. Драгунского? – Вы можете взять сборник его рассказов в библиотеке и почитать. Надеюсь, что они вам тоже понравятся. – Спасибо всем за урок. |
ещё >> |