Урока по биологии животных, 8 класс общая характеристика типа моллюски - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к зачету. Тип моллюски. Общая характеристика классификация 1 12.86kb.
Разработка урока. Урок-игра. Телепередача "В мире животных. 1 47.4kb.
«Тип кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра» 1 50.03kb.
Педагогическое образование профиль Биология и Химия вопросы для собеседования... 1 25.74kb.
Программа по биологии Химический лицей «Зоология 8 класс.» 1 114.19kb.
Урок по окружающему миру. 3 класс. Тема урока: «Охрана животных. 1 93.83kb.
Билет №1 1История развития зоологии. Тип Хордовые Общая характеристика... 1 35.51kb.
"Общая характеристика царства животных" Григорьева Е. В 1 39.15kb.
Предмет Современные средства оценивания результатов обучения 1 142.67kb.
Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и строение... 1 86.35kb.
Методическая разработка Предмет: Окружающий мир Класс: 1 Урок №18... 1 69.44kb.
Автоответчик по Александре Лик 1 20.18kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урока по биологии животных, 8 класс общая характеристика типа моллюски - страница №1/1

КАЛИНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНЕЦКАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ І – ІІІступеней

ШКОЛА № 35




РАЗРАБОТКА

УРОКА

ПО БИОЛОГИИ ЖИВОТНЫХ, 8 класс
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА МОЛЛЮСКИ

материал разработала учитель биологии


учитель высшей категории Асатрян Л.И.
Донецк - 2011
Цель урока:* формировать знания об общих особенностях внешнего и
внутреннего строения, процессов жизнедеятельности
моллюсков, связанные со средой обитания;
* познакомить учащихся с особенностями строения предста-
вителей класса Брюхоногие Моллюски, как типичного
представителя типа Моллюски;

* раскрыть их значение в природе и жизни человека;


* закрепить полученные знания путём написания лабораторной
работы;
* продолжить совершенствование умений работы

учащихся с учебником.


Оборудование:* учебник «Биология, 8 класс» Т.И.Базанова,
Ю.В.Павиченко, А.Г.Шатровский

Харьков, «Гимназия», 2008;


* рабочая тетрадь;

* компьютер;


* интерактивная доска;
* учебные принадлежности;
* живой моллюск ампулярия или виноградная улитка.
Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА
I. Изучение нового материала

Сегодня мы с вами познакомимся с новым типом живых существ, обитателей нашей планеты. Хотя, в принципе, мы все знакомы с ними. Этих животных очень часто называют общим названием – «улитки», хотя все они очень разные.

И начнём мы с общей характеристики.
А. Общая характеристика моллюсков (слайды № 3 – 5)

* Более 128 000 видов. Ведут своё происхождение от кольчатых червей.

* Обитатели в основном водной среды – морей, океанов, отчасти пресных
вод. Лишь немногие виды приспособились к жизни на суше.

* Имеют билатеральную или двустороннюю симметрию тела. Но у
некоторых видов в той или иной степени выражена ассиметрия.

* Тело имеет следующие отделы:
1. Голова, более или менее отчётливо отделяющаяся от туловища.
2. Туловищный мешок, содержащий большую часть внутренних органов.
3. Нога – мускулистая часть тела, чаще всего имеющая вид широкой
мускулистой подошвы или заострённого клина. У представителей
класса Головоногие, она видоизменена, формируя щупальца.

* На спинной стороне тела имеется раковина. Она может быть чаще всего цельная, реже – двустворчатая или пластинчатая. Раковина в своём строении имеет следующие слои:
1. Тонкий наружный органический слой.
2. Средний, толстый призматический или фарфоровидный (состоящий
из столбиков углекислого кальция).

3. Внутренний перламутровый, образованный листочками углекислого

кальция.

* Во время роста моллюска растёт и его раковина. Все её слои выделяются разными участками мантии.



Мантия спинная складка кожи, которая сильно разрастается и чаще
всего окутывает всё тело или часть тела моллюска.

Мантийная полость – пространство, расположенное между мантией и телом моллюска.

Мантийный комплекс органов – жабры, органы химического чувства, анальное отверстие и другие образования, расположенные в мантийной полости. С внешней средой мантийная полость сообщается при помощи сифонов или как у наземных моллюсков, дыхательного отверстия.

* Во внутреннем строении для моллюсков характерно наполнение пространства между органами рыхлой тканью – паренхимой (отсюда название типа – Мягкотелые).


Моллюски имеют вторичную полость тела – целом сохраняется у них в виде околосердечной полости и полостей половых желёз.

* Моллюски не имеют кожно-мускульного мешка. Их специализирован- ная мускулатура приводит в движение ногу и раковину.

* Пищеварительная система представлена 3 отделами:
1. Передний.
2. Средний.
3. Задний.
* У большинства моллюсков в глотке есть плотный мускулистый язык с
зубчиками – тёрка. Есть печень, протоки которой открываются в желу-
док, который вместе с тонкой кишкой входит в состав среднего отдела кишечника.

* Органы дыхания моллюсков – жабры в мантийной полости или лёгкие, представляющие собой видоизменённую мантийную полость.



* Кровеносная система незамкнутая, поэтому кровь циркулирует как по сосудам, так и по системе полостей между тканями и органами в паренхиме. Сердце моллюсков многокамерное. Оно состоит из предсердия и желудочка и располагается в околосердечной сумке.

* Органы выделения – почки, один конец которых открывается воронкой в околосердечную сумку, а второй в мантийную полость, во внешнюю среду.

* Нервная система у большинства разбросано-узлового типа: несколько пар ганглиев расположены в разных частях тела и соединены между собой длинными продольными перемычками.

* Размножение только половым путём. Большинство – раздельнополые, но есть много гермафродитных форм. Развитие идёт с несколькими стадиями личинок, но у ряда пресноводных и наземных форм развитие прямое.


Б. Разнообразие моллюсков (слайды № 6 – 14)

Ну, вот мы и выяснили, какими особенностями обладают Моллюски. Теперь давайте посмотрим, какие существуют классы Моллюсков. В нашем современном мире сохранилась только часть видов и классов, которые появлялись в процессе эволюции на нашей планете.


ТИП МОЛЛЮСКИ (МЯГКОТЕЛЫЕ)

1. Класс Панцирные

2. Класс Бороздчатобрюхие

3. Класс Моноплакофоры

4. Класс Лопатоногие

5. Класс Брюхоногие

6. Класс Двустворчатые

7. Класс Головоногие


В. Внешнее строение брюхоногих моллюсков (слайд № 15)

А сейчас мы с вами рассмотрим внешний вид представителей класса Брюхоногие моллюски.

 Посмотрите:Тело брюхоногих моллюсков  состоит из головы, туловища и ноги. На голове находятся ротовое отверстие, глаза. Тело покрыто мантией – кожной складкой, которая свешивается со спины. Мантия наружу выделяет раковину. Раковина защищает тело моллюска от врагов и механических повреждений и выполняет роль скелета, к которому прикрепляются мышцы и некоторые другие органы. У большинства брюхоногих моллюсков раковина спирально закрученная. Начальный конец раковины слепо замкнут – это её вершина, на другом конце имеется отверстие – устье, через которое торчат наружу голова и нога животного. Различают правозакрученные и левозакрученные раковины. Это определяют, глядя на раковину сверху со стороны вершины. Если спираль закручена по часовой стрелке, то эта раковина правозакрученная, если против часовой стрелки, то левозакрученная. Диаметр оборотов в соответствии с ростом животного увеличивается от вершины к устью Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний – тончайшими известковыми пластинками, у некоторых брюхоногих моллюсков выражен ещё и третий внутренний слой – перламутровый или эмалевый слой с розовой, жёлтой или оранжевой окраской.

Нога и тело животного покрыто слоем слизи и это является природной защитой от повреждений. Поэтому улитка может свободно передвигаться по лезвиям бритвы. Между ногой и поверхностью, по которой ползёт улитка возникает отрицательное давление и улитка как бы прилипает к предмету. Это позволяет ей двигаться и по вертикальным поверхностям и как мы говорим «вниз головой».
Г. Внутреннее строение брюхоногих моллюсков (слайд № 16)

А сейчас мы заглянем внутрь тела улитки. Хотя это не космический корабль и не сложнейший компьютер, но эти предметы просто не сопоставимы с устройством любого живого организма.

Давайте посмотрим, что внутри тела улитки и вспомним, о чём мы говорили, когда рассматривали общую характеристику Моллюсков.


  1. Надглоточный и подглоточный нервные узлы.

  2. Нервные стволы.
    Вспомните каково значение нервной системы в жизни животных?

  3. Органы дыхания.
    Какие вам известны органы дыхания, характерные для животных-обитателей суши?
    Какой процесс происходит в них?

  4. Сердце.

  5. Сосуды.
    В состав какой системы входят эти образования?
    Если кровь часть пути проходит в полости тела, то как называют такую кровеносную систему?

  6. Кишечник.

  7. Желудок.

  8. Ротовая полость.
    Что вы можете сказать об особенностях строения языка виноградной улитки?
    Зачем ей это необходимо?



Д. Внутреннее строение двустворчатых моллюсков (слайд № 17)

А теперь давайте сравним внутреннее строение виноградной улитки и любого двустворчатого моллюска. Мы сразу видим, как сильно они отличаются, хотя и являются родственниками. И эти отличия, как вы думаете, с чем связаны – с приспособлением к среде обитания или к потребностям человека?

Действительно, челок здесь абсолютно ни причём. Среда обитания, процесс сделал их такими особенными. Посмотрите, у моллюска нет выраженной головы. Можно сказать, что это «безголовое» существо. Нога значительно крупнее чем у виноградной улитки. Она позволяет животному передвигаться, хотя и медленно. Чтобы спрятаться, моллюск с силой захлопывает створки раковины благодаря мускулу-замыкателю. Чтобы пища и вода поступали в тело, у двустворчатых появились сифоны – вводные и выводные. Ну что же, каждый приспосабливается как может, в этом и есть залог успешности вида, класса, типа…
Е. Размножение и развитие брюхоногих моллюсков (слайд № 18)

Мы уже говорили о размножении моллюсков. Оно является только половым. У моллюсков могут быть личинки, не похожие на взрослое животное. Но это не касается брюхоногих моллюсков. У них молодые особи похожи на взрослых. Давайте посмотрим жизненный цикл брюхоногих на примере большого прудовика.




Жизненный цикл большого прудовика.

1. Взрослое животное откладывает кокон с оплодотворенными яйцами.

2. Внутри яйца зародыш проходит те же стадии развития, что и свободноплавающие личинки моллюсков: дробление.

3. Образование трохофоры.

4. Образование велигера.

5. Велигер оседает внутри яйца.

6. Молодая улитка выходит наружу.
Ж. Значение брюхоногих моллюсков

Любые животные имеют своё значение как в природе, так и в жизни человека.

Появились они задолго до того момента, когда свет солнца увидел первый человек. Он внёс свои коррективы и сейчас мы говорим о вреде и пользе животных. Но это всё весьма условно.

Так что же мы можем сказать о значении Брюхоногих моллюсков?



  1. Моллюски – важное звено в цепях питания в водных и сухопутных экосистемах.

  2. Индикаторы чистоты воды.

  3. Среди водных моллюсков много илоедов, которые имеют большое значение в биологической очистке вод и разрушении органики.

  4. Некоторые моллюски являются промежуточными хозяевами гельминтов:
    род Цербина и род Хелицелла – ланцетовидного сосальщика;
    род Бетиния – кошачьей двуустки;
    род Гальба – печёночного сосальщика.

  5. Один из источников животного белка для человека.

  6. Некоторые являются вредителями сельского хозяйства.

  7. Моллюски имеют значение для человека как источник перламутра и жемчуга.

  8. Деньги в некоторых регионах земного шара.

  9. В древности представители рода Мурекс служили источником пурпурной краски и т.д.



II. Закрепление изученного материала
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8
«Изучение внешнего строения и способа передвижения брюхоногих моллюсков»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить особенности внешнего строения брюхоногих


моллюсков, проследить за особенностями их
передвижения.


ОБОРУДОВАНИЕ: живая виноградная улитка или ампулярия, тетрадь для
лабораторных работ, учебник «Биология, 8 класс»,
учебные принадлежности (ручка, карандаш, ластик)

ХОД РАБОТЫ

  1. Изучите §27. Зарисуйте рис 27.1 стр. 133подпишите детали строения прудовика.



  2. Определите, какой орган моллюска осуществляет его передвижение.



  3. Просмотрите видео «Передвижение виноградной улитки»



  4. Заполните таблицу «Внешнее строение прудовика»

Признак


Особенности строения


1. Форма и строение раковины




2.Окраска раковины





3. Размеры раковины





4. Отделы тела





5. Органы, расположенные на голове




6. Способ передвижения








  1. Вывод:
    а) что вы узнали
    б) укажите, по каким признакам прудовик относится к Типу Моллюски, классу Брюхоногие


III. Домашнее задание

  1. читать и пересказывать стр.132, §27 учебника

  2. Знать записи в тетради





Величайшее чудо любви в том, что она излечивает от кокетства. Франсуа Ларошфуко
ещё >>