Урока «Можем ли мы увидеть музыку?» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
План-конспект урока по музыке тема урока: «О подвигах, о доблести... 1 78.77kb.
План-конспект урока музыки в 5 классе (3 четверть) ( из опыта работы... 1 86.06kb.
Урок 26. Обобщение по разделу: «Можем ли мы увидеть музыку? 1 55.06kb.
Юджиния РайлиСтрасть и судьба 1 150.3kb.
Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях. 1 57.52kb.
Конспект урока «Вечный город и его жители» Ваганов Валентин Юрьевич... 1 51.76kb.
И. Н. Денисенко к вопросу об исследованиях подземелий Свято-Покровского... 1 85.46kb.
Ярмарка подвижных игр Дети идут навстречу друг другу под музыку,... 1 58.08kb.
Аллан и Барбара Пиз Почему мужчины хотят секса, а женщины любви 8 2568kb.
Стремление женщины увеличить грудь Почему женщины делают операции... 1 169.68kb.
«Великобритания» я обратил внимание, на то, что растения, которые... 1 63.67kb.
Урок 22. Музыкальный портрет. Песня Варлаама из оперы Мусоргского... 1 42.5kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урока «Можем ли мы увидеть музыку?» - страница №1/1

Проект урока

«Можем ли мы увидеть музыку?»

Интегрированный урок в 5 – классе (Музыка. Изобразительное искусство) по музыке М.П. Мусоргского «Рассвет на Москва – реке».



Цели урока:

  • Воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе совокупного восприятия музыкальных и художественных образов;

  • Осуществление комплексного подхода к уроку через межпредметные связи (музыка и изобразительное искусство).

Задачи:

  • Знакомство с творчеством русского композитора (М.П. Мусоргского).

  • Формировать внимательное отношение к музыкальному языку произведения, развивать эмоционально-осознанное восприятие музыки; формировать художественно-образное мышление как основы развития творческой личности.

  • Развитие исполнительско – творческих навыков и умений.

  • Воспитывать любовь к природе, чувства доброты и патриотизма.

  • Обогатить духовный мир учащихся.

Тип урока:

Углубление знаний. Обобщение.



Методы:

Беседа, исполнение, исследование, показ.



Оборудование и материалы:

  1. Магнитофон;

  2. Запись произведения «Рассвет на Москва – реке»;

  3. Фортепиано;

  4. Аккордеон;

  5. Ноты и текст песен;

  6. Портрет М.П. Мусоргского;

  7. Термины: вступление, опера, декорация, занавес, афиша, костюмы;

  8. Альбом, краски, гуашь, кисти.

Музыкальный материал:

  • М.П. Мусоргский «Рассвет на Москва – реке» (вступление к опере «Хованщина»).

  • Муз. О. Хромушина, сл. Б.Гершта «Разноцветная песенка».

  • Муз. В.Локтева, сл. О.Высотской «Песня о России».

Оформление доски:

  1. Тема урока;

  2. Портрет М.П. Мусоргского;

  3. Плакат с записью главной мелодии вступления «Рассвет на Москва – реке».

М: - учитель музыки Усачева В.Р.

И: - учитель изобразительного искусства Толмачева И.У.



Ход урока.

М.: Здравствуйте, ребята!

На уроках музыки мы не раз задавали вопрос: Можем ли мы увидеть музыку?

Может ли музыка вызвать в нашем воображении разные картины? ( картины природы, картины жизни людей).

Музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу.



(исполняется песня «Песня о России»)

И.: Природа и искусство неразделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.

М.: Есть музыкальные произведения, которые были сочинены с расчетом на то, что их будут не только слушать, но и смотреть. Я говорю о музыке, предназначенной для театра и кино.

И.: Сегодня мы окунемся в прекрасный и неизведанный, таинственный и всем интересный мир оперного театра.

И непросто будем слушать музыку, наблюдать за действием, происходящим на сцене, но и создадим декорации к спектаклю.



М.: Представьте. Занавес, который закрывает декорации и артистов, еще не поднят. Но спектакль уже начался.

Звучит вступление к опере «Хоаванщина» М.П. Мусоргского (короткий фрагмент, несколько тактов).

Вопросы:

  1. О каком произведении и о каком композиторе пойдет речь?

У.: Это Модест Петрович Мусоргский.

М.: Совершенно верно. Что за фрагмент прозвучал сейчас?

У.: Прозвучал фрагмент вступления к опере «Хованщина».

М.: Правильно. Продолжая наш урок, давайте вспомним, что такое опера?

У.: Опера – вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой – вокальной и оркестровой.

Вступление – начальный музыкальный эпизод, подготовляющий появление основной оперы.

  1. Что хочет сказать композитор, какое время суток изображает музыка?

  2. Какие живописные картины вы представили?

Слушание. Вступление к опере «Хованщина» «Рассвет на Москва – реке» М.П. Мусоргского.

И так прозвучал фрагмент вступления к опере «Хованщина» Мусоргского.



Беседа по окончании слушания по вопросам:

  1. Какие изобразительные интонации есть в музыкальном языке вступления? (Борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Музыка изображает утренний рассвет, пробуждение природы ранней весной.)

  2. Как М.П. Мусоргский показал национальный русский колорит музыки? (Мелодия плавная, протяжная близка к русской народной песне, движение мелодии восходящая, темп медленный)

  3. Какими чувствами наполнена музыка наполнена музыка М.П. Мусоргского?

  4. Какие музыкальные инструменты симфонического оркестра исполняют мелодию?

( Исполняет симфонический оркестр. Композитор добавил к музыке две очень точные изобразительные подробности, уточняющие картину рассвета – коротенькие, пронзительные фразы гобоя и трубы, похожие на перекличку петухов, тяжелые удары колокола, возвещающие о начале утреннего богослужения.

М.: Действие оперы происходит в 1685 году. Место действия – московское княжество. Время, когда начиналось царствование Петра Великого, задумавшего уничтожить в стране обычаи привычки старой, темной Руси, распространить в народе культуру, свет знаний, науки и искусства.

Опера «Хованщина» - народная музыкальная драма М.П. Мусоргского. Композитор работал над ней с 1872г. По 1880г. После его смерти огромную работу над завершением партитуры проделала Н.А. Римский – Корсаков.



И.: «Хованщина» впервые прозвучала на частной петербургской сцене 9 февраля 1886 года. Сейчас в наше время эту оперу ставят не только на подмостках театра нашей стране, но и сценах других стран.

И сегодня мы попробуем создать театральную сцену не всей оперы, а только начальной сцены.

Музыка у нас есть. Что еще не хватает для создания спектакля?

У.: Декораций.

И.: Что такое декорации?

У.: Живописные изображение места и обстановки действия, устанавливаемое на сцене.

И.: Кто создает декорации?

У.: Декорации создает художник.

И.: Что влияет на художника, когда он оформляет сцену для какого-либо спектакля?

У.: Художник знакомится с содержанием произведения, слушает музыку. И затем свои впечатления, своё видение этого произведения он воплощает в эскизах.

И.: А в чём ещё заключается работа художника в театре?

У.: художник создаёт занавес, афиши, костюмы.

И.: Сегодня вы выступаете в роли художников – декораторов.

М.: Нарисовав во вступлении к «Хованщине» картину рассвета над Москвой, и мы видим, поднимается занавес, как первые лучи солнца позолотят нарисованные в глубине сцены купола московских церквей, видим, как темное ночное небо станет постепенно розовым, чистым и голубым. Пустующая сцена начнет заполняться московским людом.

И.: Как мы выяснили, ответственная задача перед художником в театре – прочувствовать музыкальное произведение, замысел писателя и с помощью изобразительных средств создать образы, которые будут понятны и близки зрителю. А сейчас мы попробуем создать эскиз декорации ко вступлению оперы «Хованщины».

Настроение у вас сложилось? Какие цвета будем использовать?



У.: Светлые, теплые…

И.: Итак, приступаем…

Началась практическая работа.

После окончания работы:



И.: Итак, ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось.

М.: Определим, насколько ваша работа соответствует музыке?

И.: Каждый из вас может подойти к доске и прикрепить свой эскиз декорации на доску.

М.: Как вы думаете, что хотел сказать композитор слушателям, показывая приход в Московскую державу нового дня, утверждая победу света над тьмой? (Композитор думал при этом о картине более широкой, чем утро над Москвой – о рассвете в жизни всей Русской державы).

Итог урока.

Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор.



В заключении урока ученики исполняют песню

«Разноцветная песенка». Муз. О. Хромушина, сл. Б.Гершта.




Еврей Фульд избран в парламент. Я очень рад этому; значит, равноправие евреев вполне осуществилось. Прежде только гениальный еврей мог пробиться в парламент; но если уж такая посредственность, как Фульд, пробивается, — значит, нет больше различий между евреями и неевреями. Генрих Гейне
ещё >>