Урока иностранного языка 22. 08. 2008 мо учителей английского языка - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пути и методы модернизации процесса профессионального роста учителя... 1 82.07kb.
Манаенкова Марина Александровна – учитель английского языка «Страноведение... 1 36.88kb.
Сценарий урока английского языка Тема урока: «Д. Байрон и А. 1 118.29kb.
Урока английского языка в 6 классе по теме «Рабочий день» 1 46.17kb.
Углубление мотивации учащихся в ходе изучения иностранного языка... 1 107.52kb.
Школьные новости в рамках недели английского языка (18- 24 ноября... 1 47.41kb.
Урок-игра "Halloween" Учитель английского языка Ильина Л. П 1 40.86kb.
График курсов повышения квалификации учителей гбоу сош с. Кротково... 1 52.05kb.
Аббасова Галина Дмитриевна преподаватель английского языка гбоу спо... 1 55.45kb.
Прошина З. Г. П 78 теория перевода (с английского языка на русский... 39 1775.17kb.
Сценарий подготовили: учитель английского языка, учитель методист В. 1 112.62kb.
Персонажи: Курочка (Hen) 1 18.9kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урока иностранного языка 22. 08. 2008 мо учителей английского языка - страница №1/1



НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

22.08.2008

МО учителей английского языка

Учитель английского языка Краснояружской средней общеобразовательной школы №1 Красникова Т.И.


За время своей работы я пришла к выводу, что урок играет огромную роль в профессиональной деятельности учителя, так как это основной участок учебно-воспитательного процесса, на котором учитель ежедневно осуществляет образование, воспитание, всестороннее развитие учащихся. Урок, будучи самостоятельной единицей процесса обучения, является звеном в цепи уроков. То, что было целью предыдущего урока, становится средством последующего, что обусловливает тесную связь уроков, естественную вариативную повторяемость из урока и урок, обеспечивающую наступательное движение к конечным учебно-воспитательным целям. Урок иностранного языка должен представлять собой относительно законченное произведение, построенное в соответствии с определенными требованиями, вытекающими из целей, содержания и технологии обучения. Эти требования и определяют стратегию и тактику учителя в проведении урока.

Учитель - это своего рода режиссер. Он должен максимально точно и полно реализовать сценарий - создать целостный, результативный, привлекательный для учащихся урок. Ему предстоит создать на уроке тот психологический климат, который требуется для осуществления общения. Учителю необходимо в совершенстве владеть механизмом урока, чтобы добиться желаемого результата. Хороший педагог, видя, как развивается урок, умеет пойти по тому единственно верному пути, который подсказывается логикой данного урока. А для этого нужно работать с полной отдачей сил, творчески, искать новые формы и методы проведения урока. Творчески, работающий учитель должен придерживаться правила: «Вечно изобретать, совершенствоваться, перепробовать десять методов и выбрать свой».

Большую роль в повышении эффективности урока отводится кабинету иностранного языка. В нем должны быть стенды со страноведческим материалом, рассказывающем о стране изучаемого языка, о ее государственной символике, столице, городах, висит карта страны. В кабинете должны быть сменные стенды, на которых размещаются материалы для изучения текущих тем, работы учащихся (рисунки, поделки, высказывания и т.д.). Весь учебный материал распределен по темам и разделам. По каждой теме собран наглядный и дидактический материалы, опорные плакаты.

В кабинете, как правило, присутствуют аудио- и видеокассеты со страноведческим материалом, оформлены папки по различным темам, представлены также журналы.

Работая с аутентичными текстами, журнальными статьями, изучая интервью, различную статистику, результаты опросов зарубежных подростков, учащиеся расширяют свои языковые знания, получают актуальную страноведческую информацию. Кроме того, ученики используют эти материалы для написания творческих работ по различным темам. Можно оформить папки с наиболее интересными проектами ребят.

Главный принцип, которым нужно руководствоваться при подготовке к урокам, - заинтересовать учеников. Большой интерес и массу положительных эмоций у учащихся, например, вызывает чтение и обсуждение писем из страны изучаемого языка. Работая с письмами, учащиеся соприкасаются с реальной письменной речью носителей языка. Кроме того, они знакомятся с образом жизни людей других стран, с их проблемами, увлечениями и т.д. У них появляется желание вести переписку с зарубежными сверстниками. В этом им помогают журналы.

Организация активной речевой деятельности учащихся на уроке - очень сложная задача. Для ее успешного решения нужно привлекать новые педагогические технологии, искать и применять свои методы. Так, при изучении в старших классах различных тем с успехом можно использовать метод проектов, который способствует развитию креативности учащихся, учит их сопоставлять статистические данные, делать выводы, сравнивать интересы, увлечения, цели в жизни подростков двух стран. Несомненно, такой урок требует большой предварительной подготовки, но полученные результаты работы стоят того.
Скука на уроке - один из самых неприятных и трудно устранимых недостатков нашего учительского труда. На начальном этапе иностранный язык хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляется усталость и скука. Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Скучно и тяжело бывает не только ученику, но и самому учителю, а от этого снижается эффективность любого самого умного и полезного урока. Постоянно повышать интерес учащихся к уроку - задача каждого педагога. Наверное, почти у каждого учителя есть свои маленькие изобретения и секреты, как бороться со скукой на уроке. Чтобы овладеть иностранным языком недостаточно только воспроизвести материал учебника. Развитие изобретательных и творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого урока, создает условия для раскрытия личности учащегося. Предлагаю простые приемы, неоднократно апробированные в разных классах.

Совет первый: диалогам - всегда особое внимание и обязательно творческий подход.

Возьмем простейший пример из учебника И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной (Английский язык для 3 класса, урок 15, с. 47-48):

- Ехusе mе.

-Уеs.


- Саn уоu tеll mе thе timе, р!еаsе?

- Сеrtainlу. It is four о'с!осk.

- Тhanks.

- Not аt аll.

Один и тот же диалог можно разыграть и представить по-разному. Идеи и роли можно подсказать ребятам. А если они привычны к творчеству и фантазированию, они сами придумают много оригинальных вариантов. Вот некоторые ситуации:

- Две школьницы торопятся в школу бегут, сталкиваются друг с другом, произносят диалог, смотрят на часы, потом разбегаются.

- Мальчик знакомится с девочкой, звучит диалог. Мальчик дарит девочке цветок, и они вместе уходят.

- Кукольный театр. Ребята произносят диалог, спрятавшись под парту. Говорят куклы. Или ребята надевают маски.

- Девочка разговаривает со своей собакой. Она играет и свою роль, и роль собаки.

- Разговор двух деловых людей по телефону. У ребят в руках телефонные трубки. И т. д.

Далее работу над этим диалогом можно продолжить. Задание учащимся: расширить диалог, добавив пять-шесть своих реплик, в зависимости от ситуации. Примеры расширенных диалогов:

Две школьницы.

- Ехсusе mе.

-Уеs?

- Саn уои tell mе the timе, рlеаsе?



- Сегtain1у. It’s four о'с!осk.

- Оh, It's high time to go to school. I саn’t bе lаtе. Оur tеасhег is sо strict.

- Don't уоu know: It's never too late to learn.

- Of соuгsе, it's nоt. Вut...

- Аnd bеsides: Веttег lаte than nevег, thеу sау.

- Вut bettег nеvег lаtе - еsресiаllу tо sсhооl. I

must go.Thanks

Not at all. Вуе.



Молъчик знакомится с девочкой.

- Ехcusе mе.

-Уеs?


- Саn уоu tell mе thе timeе, рlеаsе?

- Сегtаinlу. It's four о'сlock.

- Тhanks.

- Not at all.

- Аnd this is for уоu.

- Оh, What a nice flower it is! I like flowers sо muсh. Тhank уоu. What's уоuг nаmе?

- Воris.

- Аnd I am Carolinе.

-I’d like to go to the cinema tonight.Will you join me, Carolinе?

- Certainly.

- O.K., let's meet here at about six.


  • Settled. See you later.

  • Kpacная Шапочка встретилась в лесу с волком..

- Excuse me, Little Red Riding Hood.

- Yes, Mr. Wolf?

- Can you tell me the time, please?

- Certainly. It's four o'clock.

- Thanks.

- Not at all.

- It's time for dinner. I have to run to eat some tasty Granny if I find any.

- I have to go and visit my dear Granny. Bye, Mr. Wolf.



  • See you later, Little Red Riding Hood.

Девочка разговаривает со своей игрушечной собачкой, озвучивая обе роли.

- Bow-wow! Excuse me, Helen.

- Yes, Bobby?

- Can you tell me the time, please?

- Certainly. It's four o'clock.

- Thanks.

- Not at all.

- Helen, it seems to me it's time for my brunch.

- And what is brunch, Bobby?

- Well, you see, brunch is breakfast and lunch eaten together.

- Bobby, shame on you! You ate two hours ago.

- That's OK, Helen. At nine o'clock I usually have breakfast. At ten o'clock I have lunch. At two o'clock I usually have my dinner and now it's time for brunch.

- You're such a glutton Bobby!

- Bow-wow!

Телефонный разговор двух деловых людей.



- Excuse me, Bill.

- Yes, Jack?

- Can you tell me the time, please?

- Certainly. It's four o'clock.

- Thanks.

- Not at all.

- Is our briefing at five?

- Sure, it is. Don't be late.

-OK.
Совет второй: активное ролевое изучение любой программной темы вместо пассивного механического зазубривания.

Ученики заранее получают индивидуальные карточки с заданиями-ролями, обговаривают предположительный текст выступления и элементы костюма. Возможные роли учащихся при изучении темы «Охрана природы» или «Экология»:

-Я-птичка. Спасите меня, люди.

-Я-планета Земля. Я - в опасности.

-Я-цветочек. Не рвите меня, люди.

-Я-олененок Бемби. Не надо на меня охотится.

И т.п.

Тема «Моя квартира». На уроке все- разная мебель. Но не простые шкафы, столы, а со своими характерами и капризами. Карточки с заданиями-ролями дать в начале урока. Вариантов игры много. Из урока в урок можно расширять свой лексический запас по изучаемой теме. На одном уроке - школьная мебель, на другом домашняя мебель, на третьем – старинная мебель средневекового замка. И т.п.



«Книги в нашей жизни». Все книги в библиотеке.

Вариант игры - одну и ту же роль играют два-человека: один - оптимист, другой -пессимист.

Нужно фантазировать и творить. Пусть наши ученики побудут и кузнечиками и диванами, и принцами, и настольными лампами. Ребята зачастую придумывают лучше нас - взрослых.

Важно не обрезать нашим ученикам крылья, а наоборот, создавать для них ситуации творчества и успеха.



Совет третий. Размышление над интересными цитатами и высказываниями; работа над поговорками.

Обычно, работая над поговоркой, мы отрабатываем фонетику, а затем просим учащихся составить ситуации, иллюстрирующие данную поговорку. Возможны и другие интересные задания. Например, учащиеся с удовольствием занимаются оригинальным изменением известных поговорок и высказываний. Вот примеры, придуманные ребятами на разных уроках по разным темам:

1. East or west - home is best. East or west -Russia is best. (Тема “Россия»).

East or west - life is best. (Teмa «Hapкотики»).

2. It is never too late to learn. It is never too late to live. (Teмa «Hapкотики»).

3. Do not trouble trouble until trouble troubles you.

Do not teach a teacher when a teacher teaches you. (Teмa «Школьная жизнь»).

4. Actions speak louder than words. Some peo­ple speak louder than others. (Teмa «Maнеры»).

5. If life gives you lemons - make lemonade. If life gives you English books - read them. If life gives you strict teachers - thank them. If life gives you strict parents - obey them.

6. Life is full of cactuses but you do not have to sit on them.

School life is full of "D's" but you do not have to get them.

Life is full of troubles but you do not have to trouble them.

Life is full of conflicts but you do not have to cause them.

Students tests are full of mistakes but you do not have to make them.

Практический выход такого вида работы- самодельный сборник высказываний, можно сделать его с иллюстрациями.

Для стимулирования общения на иностранном языке на уроке отлично подходит обсуждение различных цитат и поговорок.

Тема «Моя семья».

1. Family is one of nature's masterpieces.

2. The best thing a father can do for his children is to love their mother.

3. We never know the love of our parents until we become parents ourselves.

4. The best way to make children good is to make them happy.

5. A happy family is but an earlier heaven.



Teма “Жизнь u учe6a».

1. There is only one person who is responsible for your future - you.

2. The biggest mistake you can make is to think that you study for someone else.

3. If you run in a race and finish last you are still ahead of those who have not even entered the race.

4. Difficulties are stepping stones to success.

5. It is nice to be important but it is more important to be nice.

6. Never say "die" until you are dead.

7. The man who makes no mistakes does not usually make anything.

8. If there were no Evil we would not know the satisfaction of choosing Good. If there were no Pain we'd never know our greatest Joy, Relief from Pain.

9. You can not teach anybody anything, you can only help them to learn.

10. Give a man a fish and you feed him for a day. Teach a man to fish and you feed him for a lifetime.

11. The trainee must not become a second "me" but an enriched himself.

Тема «Дружба. Мои друзья».

1. Better to be without gold than without a friend.

2. A friend is one who knows all about you but doesn't go away.

3. There should be fences even between friends but they should have great holes in them.

4. A friend is a person with whom you dare to be Honest.

5. A friend is one who believes in you before you believe in yourself.

6. Make new friends but keep the old. One is silver and the other is gold.

7. Friendship doubles our joys and divides our griefs.

Для активизации устной речи учащихся можно использовать различные варианты заданий:

- Give a talk of two –three minutes analyzing the statements given bellow. (Монологическая речь)

- Share opinions and experiences on the following topic with one of your classmates. (Диалогическая речь)

Debates in a group. Divide your group into two parts: the first one agrees with the quotation given; the second one is against it completely. Please do not forget to take turns, and while talking give your arguments and reasons. (Ведение дебатов. Умение корректно и аргументированно защищать свою точку зрения.

При обсуждении можно использовать яркие плакаты, иллюстрирующие высказывание. Здесь важен эффект неожиданности. Не стоит вывешивать плакат с цитатой заранее и на весь урок. Если нет готовых плакатов, то их изготовление - это еще один вид творческого задания для учащихся. В конце четверти, семестра или учебного года можно организовать выставку самодельных плакатов с интересными цитатами и фразами или развесить лучшие из них по всей школе. Учащиеся могут, и сами найти или придумать проблемную «цитату дня» по изучаемой теме, оформить ее в виде плаката с рисунками и иллюстрациями.

Совет четвертый. Творческая работа с песенками.

Ребята с удовольствием разучивают песни на иностранном языке. Существует интересная российская традиция - заменять слова хорошо известных песен и составлять из разных песен попурри. Это - русское изобретение может быть оригинальным приемом для изучения иностранного языка и развития творческих способностей учащихся.

Составление музыкальных спектаклей из отрывков известных песен - еще один интересный прием работы с песнями.

Совет пятый. «Сладкие», «песенные», «рисовальные» уроки и т.д.

Многие учителя из своей практики знают, что очень тяжело работать в последний учебный день перед каникулами или в праздничные дни Еще тяжелее учиться ребятам в такие дни, особенно учиться на скучных и нудных уроках. Уроки нужно сделать необычными, запоминающимися и полезными с точки зрения освоения иностранного языка. Например, «Сладкий урок» с небольшим застольем или чаепитием. На подобных уроках можно ну только есть сладости и пить чай, а изучать и показывать манеры поведения англичан за столом. Или попробовать приготовить настоящий английский чай и обратить внимание на то, чем он отличается от русского чая, и что подают к чаю в Англии. Единственное условие - урок проходит полностью на английском языке.

Каждый «Рисовальный урок» посвящается какой-то определенной теме. Например, в день Св. Валентина 14 февраля рассказать ребятам об этом празднике и традициях, с ним связанных, или прослушать заранее подготовленные сообщения учащихся. Затем можно нарисовать свои «валентинки». «Рисовальный урок» можно провести и 31 октября. Сначала прослушать сообщения о Хэллоуине, затем нарисовать символы этого праздника. Раздать ребятам трафареты тыкв, привидений и т.п. Возможны и другие задания. Например, нарисовать комикс-страшилку или составить иллюстрированный справочник духов и привидений.

Урок, проходящий 24-25 декабря, тоже можно сделать необычным. После информации о католическом Рождестве, изготовить свои рождественские открытки. На доске написаны различные варианты поздравлений. Ребята выбирают понравившийся им вариант и переносят его на свою открытку, а, возможно, сочиняют поздравления в стихах. Из изготовленных ребятами валентинок, рождественских открыток, тыкв и т.п. можно устроить потом выставку в классе или школе или выпустить тематический журнал.

Ребята любят и «Песенные уроки». На таком уроке можно не только спеть все песни, изученные за год, но и устроить оригинальные музыкальные состязания. Класс делится на несколько поп-групп. Дать им разные задания: инсценировать песню, спеть песню о любви и т.д.

Еще одна необычная форма урока -«Снимаем фильм» (это можно делать, практически, по любой изучаемой теме или тексту). Интересно предложить несколько версий одного и того же учебного материала. Формируем несколько «киностудий». У каждой из них - свой режиссер. Учащиеся получают заранее (или прямо на уроке) карточки с заданиями. Например, Бемби дарит маме мед на день рождения. Каждая «киностудия» вносит в отрывок что-то свое.

- Первый вариант: музыкальная комедия. Все персонажи (пчелки, бабочки, олени и др.) поют, смеются и радуются. Все дружат и живут счастливо.

- Второй вариант: триллер. Птица ловит и съедает бабочку. Суслик охотится за кузнечиком. Мама и Бемби прячутся, за ними погоня. Всюду чувствуется опасность.

- Третий вариант: детектив. У Бемби украли деньги. Ему не на что купить подарок маме. Бемби решает обратиться за помощью к своим друзьям - пчелам. А у пчелы украли цветы, и пчелка Билли ранен в перестрелке. У него перебито крыло. Поздравление маме чуть не срывается.

- Четвертый вариант: ВВС снимает одну из серий фильма "WILDLIFЕ". Показана жизнь леса и его обитателей с короткими научными комментариями.

Вариантов может быть много. Ребята сочинят и рок-оперу, и поэму. Надо только вовлечь их в процесс творчества.

Совет шестой. Элементы неожиданности или сюрпризы на уроке.

Все экспромты на уроке должны быть заранее хорошо подготовлены и детально продуманы.

- Урок по теме «Путешествие». Вдруг стук в дверь. Заходит Мэри Поппинс (в этой роли выступает студентка-практикантка) в шляпе и красивом шарфике. Она рассказывает нам, где побывала. А мы расспрашиваем ее о путешествиях.

- Урок по теме «Пища». Неожиданно забегает обжора Робин Бобин (мальчик из этого же класса, с которым договорились об этой роли) с подушкой вместо живота, и мы отрабатываем изучаемую лексику по теме.

- Урок по теме «Школьная жизнь». К нам в класс «прилетает» Карлсон (переодетый старшеклассник) в мамином парике и с бумажным пропеллером на спине. И мы с ним обсуждаем сложности и трудности школьной жизни.

Однажды к нам заявился «Рассеянный с улицы Бассейной» (дедушка одного из учеников) со своим большим чемоданом. Он долго рылся в нем, ронял различные предметы и вещи. Затем, наконец, достал из чемодана большой англо-русский словарь и начал спрашивать ребят о значении разных английских слов, но сам при этом все путал и забывал, а ребята с полным восторгом его исправляли.

Учителю нужно постоянно контролировать ситуацию и направлять вовлеченных в игру учащихся в нужное русло, а также вовремя остановить пришедшего в гости персонажа, завершить игру. Ребята отдохнули, разрядились. Можно продолжить серьезный урок.

Все наши рецепты борьбы со скукой на уроке направлены на развитие творческих и изобретательных способностей учащихся. И, конечно же, наша задача при обучении иностранному языку - увлечь, а не развлечь; научить, а не навредить; развить, а не забить.



Согласитесь, очень часто на уроке солирует учитель. Давайте позволим и ученику спеть хотя бы одну арию. И давайте петь с ним в унисон. И тогда нам, учителям, все реже и реже придется словами известной английской песенки "Аге уоu sleeping, аге уоu sleeping, brother James?" будить ученика, заснувшего от тоски и скуки на нашем уроке.







Правила игры нужно знать, но лучше устанавливать их самому. Анджей Сток
ещё >>