Урок внеклассного чтения в 3-м классе, тема "Святая Русь под мантией старинной или "Дорога к храму" Наберушкина Антонина Ивановна, у - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок литературного чтения Тема урока: Писатели детям Задачи урока... 1 68.7kb.
«Имя существительное» (обобщающий урок) Романенко Марина Николаевна... 1 48.03kb.
«Имя существительное» (обобщающий урок) Романенко Марина Николаевна... 1 78.88kb.
Урок математики во 2 классе. Тема урока: «Закрепление пройденного. 1 25.72kb.
Урок внеклассного чтения в 6 классе 1 108.69kb.
Урок внеклассного чтения «Тема памяти в рассказе А. Костюнина «Вальс... 1 52.58kb.
Урок литературного чтения в 4 классе Учителя начальных классов первой... 1 61.25kb.
Орлова Антонина Андреевна – учитель начальных классов ст. Питерка... 1 11.16kb.
Урок внеклассного чтения в 11 классе по повести- хронике Александра... 1 25.83kb.
Василия макаровича шукшина 1 77.47kb.
Урок внеклассного чтения в 5 классе «Недаром помнит вся Россия» 1 86.94kb.
Издается по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского... 1 135.67kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок внеклассного чтения в 3-м классе, тема "Святая Русь под мантией старинной или - страница №1/1

Урок внеклассного чтения в 3-м классе, тема "Святая Русь под мантией старинной... или "Дорога к храму"

Наберушкина Антонина Ивановна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа

Цель: познакомить учащихся с прекрасными творениями русского зодчества.

Задачи:обучающая: учить детей отыскивать воплощение “Святой Руси” в русской поэзии, показать глубину понятия “Святая Русь”, учить работать со словарями, дополнениями.

развивающая: развивать творческое воображение, умение пользоваться своими презентациями к уроку, интерес к познанию прошлого Руси, стремление изучить историю своей Родины.

воспитывающая: пробуждать у детей чувство преклонения перед талантом русских мастеровых, чувство гордости и восхищения за свою Родину и любовь к ней…

здоровьесберегающая: создать условия для снятия физической и умственной усталости детей.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: нестандартный, с использованием ИКТ.

Место урока в учебном плане: открытие новых знаний.

Возраст учащихся: 9 лет.

Методы работы: беседа, чтение стихов, работа с компьютером.

Программное обеспечение:учитель: Microsoft Word, PowerPoint;

дети: Microsoft Word, книги с храмами, соборами, словари Даля и Ожегова, презентации к уроку, иконы, книги.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку.

Дети: Быстро прозвенел звонок, начинается урок.

Слушаем, читаем,

Хорошо запоминаем.

Ни минутки не теряем.

Зачитывают из своих сочинений, как они понимают: почему Русь называют Святой?

II. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

Давайте послушаем отрывки из ваших сочинений о Святой Руси. Что такое “Святой?”

Как вы понимаете? Найдите определение в словарях.Дети зачитывают, что такое “святой” в Толковом словаре. (Cлайд № 1). Приложение (в связи с большим объемом – находится у автора)

III. Беседа с детьми.В своей книге “Что такое Россия?” В.С. Соловьев говорит: “…желая похвалить свою национальность в самой этой похвале народ выражает свой национальный идеал, то, что для него лучше всего, чего он более всего желает.

Француз говорит о прекрасной Франции и французской славе.

Англичане с любовью говорят: старая Англия.

Немец с гордостью заявляет о немецкой верности.

А что же говорит в подобных случаях русский народ, чем он хвалит Россию? Называет ли он прекрасной или старой, говорит ли о русской славе или о русской честности и верности. Ничего такого он не говорит. А желая выразить свои лучшие чувства к Родине, он говорит “Святая Русь”.

Читают дети:Вижу старую Москву в молодом уборе.

Я смеюсь и я живу солнце в каждом взоре.

От Старинного Кремля звон плывёт волною,

А во рвах живет земля молодой травою

В чуть пробившейся траве сон весны и лета.

Благовещенье в Москве – это праздник света.

(Дети зачитывают отрывки из своих сочинений)

Ф. Тютчев

“Удрученный Русью крестной, всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя…”.

- Что же такое “Святая Русь”?

Святая Русь – это:

русские города – Москва, Рязань, Владимир, Новгород, Ярославль, Псков;

церкви, храмы, сборы;

древние иконы;

православные праздники;(Какие православные праздники вы знаете?)

- Малиновый звон колоколов.Колокола Святой Руси. Ни одно столетие звучат они над широкими просторами нашей Родины, призывая народ в храм Божий. В небесных мелодиях слышится голос души народной – народа богатого наследничеством Небесного Царства, народа страдальца, неоднократно распинаемого, но всегда воскресающего, восстающего из праха и пепла, народа Богоносца, с душой святою и богатою. Любя свою Родину, стремясь её приукрасить, приводя к подобию красоты Небесного Отечества, создает чудные храмы, обители, собирает в них иконы, святыни, дивные песнопения, колокольные звоны, всё то, что является святыней, напоминающей о его высоком звании – народа Христианского.

- Почему Благовещенье представляется поэту “праздником света”?

“Лицо старой России, - писал В.Солоухин, определялось теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах, и которые определяли силуэт каждого города – от самого большого до самого маленького”.

Читает ученик:“Белеет церковь над рекою.

За ней опять – леса, поля.

И всей весенней красотою

Сияет русская душа”А. Блок

Вслушайтесь в название храмов, соборов и посмотрите на творения зодчих и архитекторов, русских мастеров, известные всему просвещенному миру.

Слайды

1) Успенский собор Московского Кремля.



2) Храм Христа Спасителя (Москва).

3) Колокольня Ивана Великого (Москва).

4) Церковь Иоанна Златоуста в Ярославле.

5) Дмитриевский собор во Владимире.

6) Софийский собор в Новгороде.

7) Церковь Покрова на Нерли (Владимир).

8) Успенский собор в Рязани.

9) Церковь Вознесения в селе Коломенское.

“Светом сочится зари золотей, русское зодчество”.

Дети отвечают:- Русские зодчие создали подлинные чудеса.

- Русские церкви украшались позолоченными куполами.

- Православные храмы с сияющими куполами.

- Храмы в России – истинное чудо, поражающее красотой, величием.

- Они – бессмертное свидетельство трудов, подвига служения и вдохновения русского народа.

Когда мы любуемся зданием, картиной, скульптурой мы ведь не думаем об их пользе, а просто долго-долго смотрим на них. Они возбуждают в нас “добрые чувства”. Давайте почитаем отрывок из книги С. Голицына “Сказания о белых камнях”.

(Слайд “Церковь на Нерли”)

Читают дети: Как только пересечешь железнодорожную насыпь, так издали показывается беленькая церковь. Я назвал её царевна. Во времена моей юности купол её был золотым и ярко горел на солнце… До чего она хороша! Стоит одиноко возле молоденькой вязовой рощи, на небольшом холмике невдалеке от реки Нерли, на берегу тихого озера – Старицы. Хитрец, строивший её, сумел соединить необыкновенную простоту в частях с удивительной легкостью. Царевна, точно белая голубка, готова взлететь в небо. Этой легкости хитрец достиг множеством вертикальных линий, из коих сложены стены, будто не имеющие никакого весу. В молодой берёзовой рощице все стволы тянутся к небу, к солнцу. И по замыслу зодчего все линии стен устремлены вверх. значит, думалось ему, что его творение славит Богородицу”.

Любуясь храмом Покрова на Нерли, мы лучше видим красоту народа-творца, красоту Родины. Кем он был создатель прекрасного творения? Монахом, ремесленником или ещё кем, мы не знаем. Но мы чувствуем одно- он обладал русской душой. С детства вдохновляли его дубравы, реки тихоструйные, зори алые, печальные песни хлебопашцев, кружевное узорочье на дубовых теремах боярских. И всё это он перенес на белые камни, передавая ту красоту, что подслушал, подглядел в свои юные годы. Он беспредельно любил Русь, убогую и обильную, измученную. И когда создавали его сердце, его ум, его руки белокаменную царевну, то с надеждой думал он о грядущей “Победе своей Родины”.

А вот ещё одно драгоценное и прекрасное место под названием село Коломенское.

(Слайд “Село Коломенское”)

Ученик: Здесь в Коломенском, стоит “очаровательная, белоснежная, голубоглавая (о пяти куполах). Казанская церковь, построенная Иваном Грозным в честь взятия Казани.

О церкви Вознесения, находящейся в Коломенском, поэт Б.Чичибабин написал потрясающие строки.

Дети:1) Всё, что мечтала услышать душа в всплеске колодезном вылилось в возгласе: “Как хороша церковь в Коломенском!”

2) Здравствуй, царевна, средь русских церквей, бронь от обидчиков.

Шумные лица бездушно мертвей этих кирпичиков.

3) Божья краса в суете не видна.

С гари да с ветра я вижу:

Стоит над Россией одна самая светлая…

Чашу страданий испивши до дна,Пальцем не двигая, вижу:

Стоит над Россией одна самая тихая…

4) В милой пустыни вдали от людей нет одиночества.

Светом сочится, зари золотей, русское зодчество.

Какими эпитетами наделяет автор церковь в Коломенском?

Какие слова показывают восхищение автора творением русского зодчества? (Царевна, божья краса, самая светлая, самая тихая, милой пустыни, зари золотей)

А нам, жителям Саратова дороги свои храмы, соборы, часовни.

А что вы чувствуете, дети, когда смотрите на величественные соборы, церкви?

Дети:- восторг;- удивляюсь красоте;- радуюсь, что у нас есть такое;- восхищаюсь теми, кто возводил такие здания.

Когда раздается колокольный звон, трогательный и торжественный, кажется, что они говорят: “ве-ли-кий на-род соз-дал нас, ве-ли-кий, ве-ли-кий, ве-ли-кий”.

Читают дети:1) Но вверх взгляни, - над сизыми холмами

Увидишь ты ожившую мечту, -

Как дым костра в безветрии,

Как пламя, как песня,

Храм струится в высоту.

Он рвется ввысь,

Торжественен и строен,

Певучей силой, камень окрылён –

Для Бога он, или не для Бога строен,

Но человеком был воздвигнут он.

(Идут слайды соборов и церквей Саратова и области)

Презентации детей о Саратовских церквях. Колокольный звон (в записи).

Творение наших предков – храмы – высоки и величавы, будто предназначены соединить небо и землю. Они озаряют нас светом бессмертия. И мы свою подлинную высоту, высоту человеческого духа осознаем перед лицом Господа.

Нужен ли нам колокольный звон?

Ученик:Писатель М.Волостнов говорит: “Кто знает, может они (колокола) и в самом деле лишние сейчас, когда Земля опутана компьютерной коммуникацией. К чему их звон?.. Только слух раздражать. Но почему же, слыша этот долгий-долгий звон, я уповаю на спасение?”

Подумайте, дети, почему слыша колокольный звон, человек, написавший эти строки надеется на спасение?

IV. Домашнее задание.Напишите дома, слышали ли вы этот звон? Когда? И что вы чувствовали?

V. Итог урока.“Когда в кругу убийственных забот

Нам всё мерзит – и жизнь, камней груда,

Летит на нас, - вдруг знает Бог откуда,

Нам на душу отрадное дохнёт,

Минувшим нас обвеет и обнимет,

И страшный груз минутно приподнимет”.

Стоят на Руси храмы – одни возрождаются из небытия. А некоторые возводятся заново (как у нас в Солнечном).

Плывет по Руси малиновый звон. Так радостно сознавать, мы живы, жива наша Россия. Дорога к храму открыта для всех, кто стремится к совершенству, кто хочет обрести себя в этом мире.

Спаси нас, Боже, и сохрани!

Презентация “Святая Русь”(находится у автора), “Святая Русь” (работа ученика)

Литература

Арнина Н.Л. “Уроки прекрасного”, М., 1983 г.

Грабарь И.А. “Петербургская архитектура в XVIII-XIX веках”.

Словарь русского языка. Сос. С.И.Ожегов.

Хижняк Ю.Н. “Как прекрасен этот мир”, М.,1986 г.

Уитнэсс Ли. “Уроки жизни”, Москва. 2001 г.

http:// www.zavuch.info.ru.



http:// www.pravoslavie.ru.

http: //www.solnet.ru.




Хочешь жить в согласии — соглашайся. «Правило Рейберна»
ещё >>