Урок внеклассного чтения в 3 классе «Своеобразие японской поэзии - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по рассказу Л. Разгона «Борис и Глеб» 1 148.05kb.
Урок внеклассного чтения по литературе 1 46.2kb.
Урок внеклассного чтения в 3-м классе, тема "Святая Русь под мантией... 1 64.91kb.
Урок внеклассного чтения в 11 классе по повести- хронике Александра... 1 25.83kb.
Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе по сказке поэме... 1 67.78kb.
Урок литературного чтения Тема урока: Писатели детям Задачи урока... 1 68.7kb.
Урок внеклассного чтения в 6 классе 1 108.69kb.
«Японская поэзия» 1 20.47kb.
Урок внеклассного чтения в 3 классе Тема урока: "В умелых руках всё... 1 30.86kb.
Урок внеклассного чтения, посвященный творчеству К. И. Чуковского... 1 50.52kb.
Урок внеклассного чтения в 6-ом классе Знания на уроке 1 162.58kb.
Татьяне Нужиной «…Сердце ближе к тайнам жизни» 1 341.23kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок внеклассного чтения в 3 классе «Своеобразие японской поэзии - страница №1/1

Урок внеклассного чтения в 3 классе «Своеобразие японской поэзии (хокку, хайку).»
Цели и задачи:
• Ознакомить с творчеством классиков Японской литературы Мацуо Басё и Кобаяси Исса;
• Формировать понятие (японские хокку), дать представление о способах их построения, тематике, истории возникновения и развития;
• Наблюдать за особенностями национального мироощущения Японского народа;
• Осуществлять межпредметные связи литературы и изобразительного искусства;
• Развивать навык свободного высказывания, творческую активность учащихся;
• Развивать образное восприятие объектов действительности, эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на прекрасное, творческую активность учащихся.
Оборудование:
иллюстрации, отражающие японский быт, образцы икебаны, книги, музыкальное сопровождение, компьютер, портреты поэтов.


Ход урока
1. Орг. момент
2. Музыкальное вступление.
(звучит песня на японском языке «Миллион алых роз»)
- Ребята, кто знает, что это за песня? А на каком языке ее исполняют, кто догадался?
3. Постановка темы и цели урока.
- Вы, наверно, поняли, о какой стране пойдет речь на сегодняшнем уроке. Сегодня мы попробуем войти в мир, сохранивший аромат и потаенную душу страны восходящего солнца, отразившийся в поэзии, традициях Японского народа. Речь на уроке пойдет о поэзии Японии. Мы познакомимся с двумя поэтами Мацуо Басё и Кобаяси Исса. (презентация, жизнь и творчество поэтов)
4. Изучение нового материала.
- Итак, обратимся к поэзии.
Уродливый ворон –
И он прекрасен на первом снегу
в зимнее утро.
(Басё)
( распечатки с текстом на столах учеников)
- Это японские хокку. А что такое хокку вы узнаете, прослушав сообщение вашей одноклассницы.
А) Сообщение.
Японские хокку изображают жизнь природы и человека. Возникновение хокку связано с развитием в 16 веке в Японии шуточной поэзии хайкай. Народ любил и охотно создавал короткие песни – сжатые формулы, где нет ни одного лишнего слова. Так родились в Японии национальные стихотворные формы: пятистишие – танка (более древний вид) и трехстишие – хокку. В 17 веке произошел переход хокку из шуточной поэзии в лирическую.
- Итак, хокку(хайку) – жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишие отличается свободой высказывания. Формула хокку: 5+7+5=17 слогов
- Что значит эта формула?
- Это значит, что в первой строке должно быть на все слова пять слогов, во второй семь слогов и в третьей – вновь пять слогов.
- Давайте еще раз прочитаем хокку сегодняшнего урока (читают дети). Посчитайте слоги. Что скажите? 1 строка – 6 слогов, 2 строка – 10 слогов, 3 строка – 5 слогов.
Запишите формулу к стихотворению Уродливый ворон (6+10+5)
- Что мы видим, если это хокку, то почему такое несоответствие? Должно ведь быть 17 слогов. Как вы думаете? ( В переводе могут быть неточности).
- В этом стихотворении есть ритм, рифма?
- В японских стихах вы не найдете рифмы, к которой так привыкли, читая русскую поэзию. Дело в том, что у японцев никогда ее не было, обходились без нее. Такой уж язык не принимает рифмы и все тут. Да и в России таких стихов найдется не мало. Читали стихи вслух тоже не так, как у нас,- медленно и нараспев.
- Давайте еще раз обратимся к стихотворению:
Б) Анализ стихотворения
Уродливый ворон…
(читают дети)
-Как может уродливый ворон быть красивым на снегу?
(В природе нет некрасивых животных или птиц! И ворон красив, но по-своему! Снег был первым, а значит пушистый и чистый. А это красиво смотрится. Вот и ворон красив, даже если он уродлив).
- Давайте уточним: снег – какой? белый, пушистый. Ворон – какой? черный, уродливый.
- Посмотрите на доску, на рисунок. Красиво, нравится? Почему? (На доску вывешивается белый лист бумаги, и на него прикрепляется рисунок черной вороны, вырезанный по контуру.)
(Ярко белый снег и черная птица. Это прекрасно!)
- Вспомните, а что такое образ в литературном произведении?
(Образ – это след какого-то предмета в нашей душе)
- На чем же держится образ?
- Как называется это прием?
(Это контраст. Черное и белое. Это противоположные цвета. Значит, образ держится на контрасте.)
Контраст - резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления; литературный прием.
А еще это называется рисованием зрительного образа.
- Можно утверждать, что получилась волшебная картинка?
- Уродливый ворон!
- Если поставить восклицательный знак вместо тире, что-нибудь изменится?
(После тире мы делаем паузу и вдумываемся в то, что сказали. А если поставим восклицательный знак, то уже утвердим, что ворон уродливый. Мы не увидим его красоты на белом снегу. Мы подчеркнем восклицательным знаком, что он уродлив, а совсем не прекрасный).
(Это не задумано поэтом, он и так указывает нам, на что надо обращать внимание, чему удивляться)
В) Вывод.
-Ребята, мне кажется, что и в жизни людей бывает также. Если некрасивый внешне человек умеет делать добрые дела, у него красивая душа, то он просто прекрасен.
Автор хотел контрастом подчеркнуть красоту мира. Автору очень здорово удалось передать, что он увидел. Он пронзительно чувствует природу и очень точно ее изображает. И это вызывает восхищение. Всего три строчки. Но как много сказано. Искусство писать хокку – это умение сказать многое в немногих словах.
- Вам приходилось когда-нибудь видеть красную луну? Расскажите.
- Прочитаем вслух второе хокку.
Г) Анализ стихотворения.
Красная луна!
Кто владеет ею, дети,
Дайте мне ответ!
(Исса)
( Тексты на столах учащихся)
- Проверьте, соблюдается ли эта формула хокку в этом стихотворении.
- Запишите формулы к стихотворению Красная луна: (5 + 8 + 5.)
- Что мы видим, опять несоответствие.
- Сколько восклицательных знаков вы увидели?
- Чем вы объясните употребление восклицательных знаков?
(Восхищение красотой красной луны и огромное желание узнать ее владельца)
- Подумайте, почему Исса обращается именно к детям, а не просто к людям?
( Сама красная луна – это так красиво, что кажется чем-то нереальным, каким-то чудом. И у этого чуда должен обязательно быть хозяин. Но хозяином может быть только тот, кто сам верит в чудеса и живет в мире чудес. А такими людьми могут быть только дети. Поэтому автор обращается к детям.)
- Попробуйте заменить мысленно слово «дети» на слово «люди» и понаблюдайте, изменится ли смысл.
- Сравните первые строки в первом и втором стихотворении. Вы сразу видите образы, созданные поэтами?
(Да, оба поэта сразу указывают нам, на что надо смотреть, чему надо удивиться. Это уродливый ворон и красная луна.)
- Говорили много про хокку. А что мы знаем про Японию, про народ, быт…
Сообщение
Япония – небольшая по площади страна. Она расположена на четырех крупных островах и около тысячи мелких. Природа Японии очень живописна. Особую привлекательность ей придают красивые берега с заливами и небольшие островки, покрытые лесом горы. На самом большом острове находится столица город – Токио. Леса Японии богаты и разнообразны. Японцы любят природу и заботливо охраняют ее. Главная зерновая культура – рис. Рис и рыба – основа питания населения. Большие бедствия стране приносят землетрясения и тайфуны (ветры) с Тихого океана. Быстрое развитие промышленности сказалось на природе страны. Реки во многих местах загрязнены промышленными стоками, бытовыми отходами.
(сообщение сопровождается показом презентации)
- Символ Японии – сакура. И многие поэты писали о ней.
Сообщение.
Ветка цветущий сакуры – символ Японии. Когда зацветает вишня, все, от мала до велика, целыми семьями, с друзьями и близкими собираются в садах и парках. Чтобы полюбоваться бело-розовыми облаками нежных лепестков. Это одна из древнейших традиций японцев. К этому зрелищу тщательно готовятся. Чтобы выбрать хорошее место, надо иногда прийти на сутки раньше. Японцы, как правило, празднуют цветение вишни дважды: с коллегами и в кругу семьи. В первом случае – это святая обязанность, которая никем не нарушается, во втором – истинное удовольствие. Созерцание цветущих вишен оказывает на человека благотворное воздействие, настраивает на философский лад, вызывает восхищение, радость.
(сообщение сопровождается показом презентации)
Чтение стихотворения.
В стране моей родной
Цветет вишневым цветом
И на полях трава!
От людских голосов
Пугливо вздрагивают по вечерам
Красавицы вишни.
«Вишни, вишни цветут!»-
И об этих деревьях
Пели когда-то
Снова весна.
Приходит новая глупость
Старой на смену.
Вишни и те
Могут противными стать
Под писк комаров.
(Исса)
- Хочется вам прочитать моё любимое стихотворение Иссё.
Видели все на свете
Мои глаза – и вернулись
К вам, белые хризантемы.
- Почему вернулись глаза к хризантемам? Что хотел сказать автор?
(Мир огромен; в нем много всего, на чем хочется остановить взгляд человеку; человек, который ценит жизнь, радуется каждому мгновению, способен многое увидеть; и все-таки хризантемы ни с чем нельзя сравнивать. Они лучшие из всего увиденного).
- А кто знает, что это за цветы, хризантемы?
Сообщение.
Хризантемы – один из самых обожаемых в Японии цветов. С давних пор ежегодно в октябре проводится любимый всеми японцами «Праздник хризантем». Этот цветок стал символом Японии. Нигде в мире нет такого любовного, внимательного отношения к цветку, как в Японии. Недаром хризантемы – частый мотив и в японской поэзии, и в икебане.
- А вы знаете, что такое икебана?
Икебана – искусство составления композиций из цветов.
(сообщение сопровождается показом презентации)
Д) Творческое задание.
- Найди хокку.
1. Уж тает снег,
бегут ручьи
в окно повеяло весною…
(А.Н.Плещеев)
2. Лед растаял в пруду,
и снова зажили дружно
вода с водою.
(Басё)
- По каким признакам определили?
( В хокку три строчки. Там нет рифмы. Кажется, что автор что-то не договаривает, как будто мысль не закончил, но все понятно.
5. Выводы по уроку.
- Увидеть прекрасное и не оставаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку. Выражение «он умеет жить» японцы понимают по-своему. В их представлении человек, умеющий жить, видит радости жизни там, где другие проходят мимо них. Японские поэты учат нас беречь все живое, жалеть все живое. Потому что жалость – великое чувство. Кто не умеет по-настоящему жалеть, то никогда не станет добрым человеком.
- Вдумайтесь в эти слова
Всматривайтесь в привычное –
И вы увидите неожиданное.
Всматривайтесь в некрасивое-
И вы увидите красивое.
Всматривайтесь в простое-
И вы увидите сложное.
Всматривайтесь в частицы-
И вы увидите целое.
Всматривайтесь в малое-
И вы увидите великое.
Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, не проходите мимо.
6. Итог урока
- Что такое хокку?
( Хокку – это стихи, хоть и без рифмы)
- Что узнали о японских хокку?
(Мы узнали, что есть классическая формула хокку, но часто при переводах она не соблюдается.)
-Где родились хокку?
(Хокку родились в Японии)
- Как они зародились?
(Возникновение хокку связано с развитием в 16 веке в Японии шуточной поэзии хайкай.)
- О чем говориться в хокку?
( В хокку говорится о природе и о людях. Это авторские стихи.)
- Как по–другому называются хокку?
(Хокку по-другому называются хайку. Хокку – жанр японской поэзии.)
- Стихотворения, каких поэтов читали?
( Мацуо Басе ( 1644-1694), Кобаяси Исса (1769-1827))
- Чему научились?
(Мы научились видеть художественные образы в стихах)






Делай вид, что уважаешь себя, и тебя будут уважать. Александр Дюма-отец
ещё >>