страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Урок внеклассного чтения «Тема памяти в рассказе А. Костюнина «Вальс под гитару» - страница №1/1
![]() «Тема памяти в рассказе А. Костюнина «Вальс под гитару» Автор – Карабут Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы СОШ №41 г.Чебоксары Предварительная подготовка к уроку: 1) самостоятельно прочитать и осмыслить рассказ А. Костюнина “ Вальс под гитару ” 2) определить тему и проблематику произведения, написав эссе 3) найти ключевые эпизоды
1) продолжить знакомство обучающихся с творчеством современного писателя Александра Костюнина, раскрыв глубину замысла автора, 2) развивать навыки самостоятельной работы с текстом и филологического анализа художественного произведения, 3) воспитывать любовь к родной литературе и языку, способствовать развитию художественного вкуса учащихся. 4) воспитывать нравственные качества (бережное, гуманное, внимательное отношение к человеку; память о тех, кто тебе дорог, требовательность, совестливость в оценке своих поступков, милосердие). 5) формировать коммуникативные качества, развивать речь, мышление, творческий потенциал обучающихся. Оборудование: 1) мультимедийный проектор. 2) тексты рассказа “ Вальс под гитару ” на каждой парте.
-Вспомните урок, на котором мы смотрели этот видеоролик. (Урок внеклассного чтения по рассказу Костюнина «Рукавичка») -Кто помнит, какими двумя словами закончился тот урок? (Покаяние и прощение)
-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством современного писателя Александра Костюнина (рассказ «Вальс под гитару» вы все прочитали дома) и постараемся раскрыть глубину замысла автора; продолжим развивать навыки анализа художественного произведения и, конечно, будем говорить об очень дорогих для любого человека вещах. -Итак, покаянием и прощением мы закончили урок по рассказу «Рукавичка». А какие важные слова вы добавили бы к этим после прочтения рассказа «Вальс под гитару»? (Понимание, память….) Да, именно эти слова чаще всего повторялись в ваших эссе, которые писали дома. Но пока ваши работы прочитала только я. 3.Перекличка голосов (или душ?). Предлагаю сделать своеобразную перекличку голосов и зачитать небольшие фрагменты. Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями. - Спасибо большое за ваши светлые мысли и добрые души! Итак, какое же слово чаще всего повторялось в ваших сочинениях? (Память.) - Человек – существо разумное, мыслящее. Но человек не может обойтись без вещей, каких-то предметов. Итак, две чаши: мысли и вещи, предметы. Скажите, что движет нашей памятью, а что материализует память, то есть возвращает нас к дорогим людям? - А что именно в рассказе Костюнина ускорило возвращение героя к погибшему отцу? (гитара) Как здорово, что мама мальчика сохранила гитару на память об отце! - Запишем в тетрадях: Тема памяти в рассказе А. Костюнина «Вальс под гитару».
«Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками» (Д. Лихачев). (Записи в тетрадях) «Во имя родниковой чистоты памяти, живущей во времени и пространстве! Будем помнить…» (А. Лиханов) 4.Анализ текста. - Обратимся к тексту рассказа. Кто является главным героем рассказа? - Сколько ему лет? -Значит, он ваш сверстник. Зачитаем портретную характеристику. (одежда: слегка мешковатый пуховик на вырост, шерстяная шапочка по самые глаза, белокурые неприбранные волосы) -О чем нам говорит описание мальчика? Почему шапочка по самые глаза? Когда человек прячет глаза? Чем называют глаза? (Зеркалом души) -Следовательно, автор хочет обратить внимание читателей на что? (на душу) -Рассказ начинается эпиграфом - словами Андре Моруа. Прочитаем их. - Что хотел сказать автор этими словами Моруа? (душа мальчика пока не видит света). Но ищет свет! - Что было причиной страданий нашего героя? Найдет цитаты и зачитаем. (Причиной страданий ребенка было и непедагогическое поведение учителей (орут, т.е.не уважают, унижают), и неправильное отношение к обучению самого мальчика: «Домашку не сделал…Мне двойка выходит. Опять на меня наорут все…По остальным предметам тоже.» -Он жил в состоянии постоянного неуспеха, тогда человек начинает терять чувство собственного достоинства. Его состояние автор передает, используя стихотворение в прозе. Прочитаем это стихотворение. Пусть между прикосновениями быстро пролетит день. Чтобы не видеть ничего. Чтобы не слышать никого. Чтобы скорее окутал сон – мой рай… Что такое свет – лучше всегда тьма. - Что же помогло ему выйти на свет, преодолев тьму? Что помогло обрести счастье? Слайд «Березы» -На экране – березы. Я думаю, вы догадались, какой эпизод надо найти. Зачитаем фрагмент «Урок у меня на следующий день…». А теперь найдите в этом отрывке ключевые слова и подчеркните их. Что же здесь главное? (Просто я стал сильно желать ее) -Итак, в первую очередь желание самого героя получить «4» помогает ему. А с вами такое бывало, когда огромное желание помогло что-то преодолеть, чего-либо добиться? Запись в тетрадях: Желание человека идти по светлому достойному пути помогает преодолеть препятствия. Как автор описывает душевное состояние героя после урока? (Дышится легко) -А отношение мальчика к учителю меняется? (…..) Подтвердите цитатой. -Что еще помогает мальчику, вашему ровеснику, выйти из тьмы? (Любовь к музыке) -Цитируем. («У меня сейчас с баяном все хорошо…») -И вот, наконец, концерт. -Что помогло мальчику собраться, сконцентрироваться? Ведь это очень важно сделать, когда вы выступаете на публике. (Совет преподавателя) Какой совет дала Елена Степановна? Зачитаем фрагмент («Я первый раз вышел выступать…слежу»)
-Но прежде чем обратиться далее к тексту и продолжить разговор, я предлагаю немного отдохнуть и насладиться прекрасным. (Вальс Семена и Насти). -Может быть, хотите что-то сказать после услышанного и увиденного? (…) Почему звучит именно этот вальс? Случайно ли он взят? Кто нашел информацию об этом вальсе? (…) - Найдем словесное описание того, что мы только что увидели. (Выразительное чтение отрывка «Исполнял я вальс «На сопках Маньчжурии» до слов «получилось здорово») - Итак, что или кто помогло юному музыканту преодолеть страх и, по сути, выйти к свету? (Образ отца, память о нем) - Отчего сжимается сердце, когда мальчик рассказывает о своём концерте? -Чтобы раскрыть глубину авторского замысла, выполним несколько групповых заданий. Групповая работа. 1 группа - Составьте цепочку слов и словосочетаний на тему «От страха до слез счастья» 2 группа - Составьте цепочку слов и словосочетаний на тему «Сын и отец». 3 группа – Объяснить смысл концовки рассказа. 4 группа – Объясните смысл названия рассказа. -Что помогло ему обрести счастье? (Гитара отца, память…) - Чем же является гитара для нашего героя? (Памятью)
- А как в ваших семьях хранят память о близких? Есть ли в ваших домах семейные реликвии, подобно гитаре в рассказе Костюнина?(…) Галерея памяти «Я помню…» Синквейн на тему «Память». 6. Дома: Напишите эссе, используя в качестве заголовка один из эпиграфов к сегодняшнему уроку. |
ещё >> |