Урок внеклассного чтения «Тема памяти в рассказе А. Костюнина «Вальс под гитару» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Интегрированный урок по рассказу А. В костюнина «Вальс под гитару» 1 40.41kb.
«Человеческая душа зыбкий огонек» по рассказу 1 135.25kb.
Рассказа А. Костюнина «Вальс под гитару» 1 84.46kb.
Урок внеклассного чтения в 11 классе по повести- хронике Александра... 1 25.83kb.
Рассказа А. Костюнина «Вальс под гитару» 1 70.05kb.
Урок внеклассного чтения в 3-м классе, тема "Святая Русь под мантией... 1 64.91kb.
Рассказам А. Костюнина «Рукавичка» и«Вальс по гитару» 1 85.13kb.
Урок литературного чтения Тема урока: Писатели детям Задачи урока... 1 68.7kb.
Урок внеклассного чтения по литературе 1 46.2kb.
Урок литературного чтения Тема: А. Костюнин «Поводырь» Цель. 1 30.96kb.
«Воздух пушкинской поры…» урок внеклассного чтения по повести А. 1 35.65kb.
Внеклассное мероприятие (слайд №1) Задачи: Расширить знания детей... 1 123.87kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок внеклассного чтения «Тема памяти в рассказе А. Костюнина «Вальс под гитару» - страница №1/1

Урок внеклассного чтения

«Тема памяти в рассказе А. Костюнина «Вальс под гитару»

Автор – Карабут Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

СОШ №41 г.Чебоксары
Предварительная подготовка к уроку:
1) самостоятельно прочитать и осмыслить рассказ А. Костюнина “ Вальс под гитару

2) определить тему и проблематику произведения, написав эссе

3) найти ключевые эпизоды

Цели и задачи урока:

1) продолжить знакомство обучающихся с творчеством современного писателя Александра Костюнина, раскрыв глубину замысла автора,

2) развивать навыки самостоятельной работы с текстом и филологического анализа художественного произведения,

3) воспитывать любовь к родной литературе и языку, способствовать развитию художественного вкуса учащихся.

4) воспитывать нравственные качества (бережное, гуманное, внимательное отношение к человеку; память о тех, кто тебе дорог, требовательность, совестливость в оценке своих поступков, милосердие).

5) формировать коммуникативные качества, развивать речь, мышление, творческий потенциал обучающихся.


Оборудование:

1) мультимедийный проектор.

2) тексты рассказа “ Вальс под гитару ” на каждой парте.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-размышление, беседа.
Ход урока
1. Вызов.

Оформление тетрадей

Просмотр видеоролика

-Вспомните урок, на котором мы смотрели этот видеоролик. (Урок внеклассного чтения по рассказу Костюнина «Рукавичка»)

-Кто помнит, какими двумя словами закончился тот урок? (Покаяние и прощение)

2. Постановка цели и задач урока.

-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством современного писателя Александра Костюнина (рассказ «Вальс под гитару» вы все прочитали дома) и постараемся раскрыть глубину замысла автора; продолжим развивать навыки анализа художественного произведения и, конечно, будем говорить об очень дорогих для любого человека вещах.

-Итак, покаянием и прощением мы закончили урок по рассказу «Рукавичка». А какие важные слова вы добавили бы к этим после прочтения рассказа «Вальс под гитару»?

(Понимание, память….) Да, именно эти слова чаще всего повторялись в ваших эссе, которые писали дома. Но пока ваши работы прочитала только я.



3.Перекличка голосов (или душ?). Предлагаю сделать своеобразную перекличку голосов и зачитать небольшие фрагменты. Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями.

- Спасибо большое за ваши светлые мысли и добрые души! Итак, какое же слово чаще всего повторялось в ваших сочинениях?

(Память.)

- Человек – существо разумное, мыслящее. Но человек не может обойтись без вещей, каких-то предметов. Итак, две чаши: мысли и вещи, предметы. Скажите, что движет нашей памятью, а что материализует память, то есть возвращает нас к дорогим людям?

- А что именно в рассказе Костюнина ускорило возвращение героя к погибшему отцу? (гитара) Как здорово, что мама мальчика сохранила гитару на память об отце!

- Запишем в тетрадях: Тема памяти в рассказе А. Костюнина «Вальс под гитару».

Эпиграфами к уроку я взяла сегодня 2 цитаты: слова Д.С. Лихачева и писателя Альберта Лиханова: (на экране)

«Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками» (Д. Лихачев). (Записи в тетрадях)



«Во имя родниковой чистоты памяти, живущей во времени и пространстве! Будем помнить…» (А. Лиханов)

4.Анализ текста.

- Обратимся к тексту рассказа. Кто является главным героем рассказа?

- Сколько ему лет?

-Значит, он ваш сверстник. Зачитаем портретную характеристику.

(одежда: слегка мешковатый пуховик на вырост, шерстяная шапочка по самые глаза, белокурые неприбранные волосы)

-О чем нам говорит описание мальчика? Почему шапочка по самые глаза? Когда человек прячет глаза? Чем называют глаза? (Зеркалом души)

-Следовательно, автор хочет обратить внимание читателей на что? (на душу)

-Рассказ начинается эпиграфом - словами Андре Моруа. Прочитаем их.

- Что хотел сказать автор этими словами Моруа? (душа мальчика пока не видит света). Но ищет свет!

- Что было причиной страданий нашего героя? Найдет цитаты и зачитаем.

(Причиной страданий ребенка было и непедагогическое поведение учителей (орут, т.е.не уважают, унижают), и неправильное отношение к обучению самого мальчика: «Домашку не сделал…Мне двойка выходит. Опять на меня наорут все…По остальным предметам тоже.»

-Он жил в состоянии постоянного неуспеха, тогда человек начинает терять чувство собственного достоинства. Его состояние автор передает, используя стихотворение в прозе. Прочитаем это стихотворение.

Пусть между прикосновениями быстро пролетит день.

Чтобы не видеть ничего.

Чтобы не слышать никого.

Чтобы скорее окутал сон – мой рай…

Что такое свет – лучше всегда тьма.

- Что же помогло ему выйти на свет, преодолев тьму? Что помогло обрести счастье?


Слайд «Березы»

-На экране – березы. Я думаю, вы догадались, какой эпизод надо найти. Зачитаем фрагмент «Урок у меня на следующий день…». А теперь найдите в этом отрывке ключевые слова и подчеркните их. Что же здесь главное? (Просто я стал сильно желать ее)

-Итак, в первую очередь желание самого героя получить «4» помогает ему. А с вами такое бывало, когда огромное желание помогло что-то преодолеть, чего-либо добиться?

Запись в тетрадях: Желание человека идти по светлому достойному пути помогает преодолеть препятствия. Как автор описывает душевное состояние героя после урока? (Дышится легко)



-А отношение мальчика к учителю меняется? (…..) Подтвердите цитатой.

-Что еще помогает мальчику, вашему ровеснику, выйти из тьмы? (Любовь к музыке)

-Цитируем. («У меня сейчас с баяном все хорошо…»)

-И вот, наконец, концерт.

-Что помогло мальчику собраться, сконцентрироваться? Ведь это очень важно сделать, когда вы выступаете на публике. (Совет преподавателя) Какой совет дала Елена Степановна? Зачитаем фрагмент («Я первый раз вышел выступать…слежу»)
Релаксация.

-Но прежде чем обратиться далее к тексту и продолжить разговор, я предлагаю немного отдохнуть и насладиться прекрасным.



(Вальс Семена и Насти).

-Может быть, хотите что-то сказать после услышанного и увиденного? (…) Почему звучит именно этот вальс? Случайно ли он взят? Кто нашел информацию об этом вальсе? (…)

- Найдем словесное описание того, что мы только что увидели. (Выразительное чтение отрывка «Исполнял я вальс «На сопках Маньчжурии» до слов «получилось здорово»)

- Итак, что или кто помогло юному музыканту преодолеть страх и, по сути, выйти к свету? (Образ отца, память о нем)

- Отчего сжимается сердце, когда мальчик рассказывает о своём концерте?

-Чтобы раскрыть глубину авторского замысла, выполним несколько групповых заданий.



Групповая работа.

1 группа - Составьте цепочку слов и словосочетаний на тему «От страха до слез счастья»

2 группа - Составьте цепочку слов и словосочетаний на тему «Сын и отец».

3 группа – Объяснить смысл концовки рассказа.

4 группа – Объясните смысл названия рассказа.

-Что помогло ему обрести счастье? (Гитара отца, память…)

- Чем же является гитара для нашего героя? (Памятью)
Я хочу вам зачитать небольшой фрагмент из рассказа писателя Альберта Лиханова «Родительская суббота»: «…Вещи переживают людей…Будем помнить»

-Как связаны два рассказа – один написан Лихановым в 1989 году, другой – несколько лет назад Костюниным? Что их объединяет? (Основная мысль)

5.Рефлексия

- А как в ваших семьях хранят память о близких? Есть ли в ваших домах семейные реликвии, подобно гитаре в рассказе Костюнина?(…)


Галерея памяти «Я помню…»
Синквейн на тему «Память».
6. Дома:

Напишите эссе, используя в качестве заголовка один из эпиграфов к сегодняшнему уроку.









Что не запрещено, то разрешено. Фридрих Шиллер
ещё >>