Урок русского языка. Звукопись. 5 класс - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок русского языка Возрастная группа (класс): 3 класс Название презентации 1 28.28kb.
Урок русского языка в 11 классе «Сложноподчинённые предложения с... 1 48.52kb.
Правила игры: класс делится на 2 команды, за правильный ответ команда... 1 41.06kb.
Урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом... 1 97.32kb.
Урок русского языка в 5 классе С. А. Шугаева, учитель русского языка... 1 69.15kb.
Урок русского языка в 6 классе. Тема: Неопределенные местоимения. 1 91.33kb.
Урок внеклассного чтения по литературе (9 класс) 1 51.17kb.
Урок по русскому языку 7 класс урок разработан и проведен учителем... 1 143.32kb.
Интегрированный урок русского языка и географии по теме «вокруг света... 1 83.72kb.
Урок русского языка в 8 классе. Особенности разговорной речи. 1 245.87kb.
Урок по «Слову о полку Игореве» (9 класс) III 2 486.27kb.
№1 принцип телефонной передачи тема 1 Физические основы телефонии 1 105.31kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок русского языка. Звукопись. 5 класс - страница №1/1

Ишмаева Людмила Альбертовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 г. Петушки Владимирской области

Урок русского языка.

Звукопись. 5 класс

(Изучение темы «Фонетика» на основе УМК под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова)

Цели урока:

1. дать учащимся представление о звукописи как изобразительно-выразительном фонетическом средстве;

2. создать условия для восприятия учениками эстетической функции русского языка;

3. содействовать развитию эмоциональной сферы учащихся;

4. способствовать формированию у школьников лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой компетенций.

Ход урока.

1. Повторение.



Учитель. – На сегодняшнем уроке мы будем говорить о роли звуков речи в художественных произведениях. Тему урока мы сформулируем позже.

­ – Для чего служат звуки речи? Какой раздел языкознания изучает звуки речи? На какие группы делятся звуки речи?

Ответ.


1. Звуки речи способны образовывать слова, с помощью которых называются предметы, явления окружающего мира.

2. Звуки речи изучает фонетика.

3. Звуки речи делятся на гласные и согласные звуки.

2. Беседа.

Учитель. – А что ещё могут звуки речи? Вспомните, как вас учили произносить звуки, если вы какие-нибудь из них не выговаривали? Были ли у вас такие ситуации в жизни? Какие звуки речи были для вас «трудными»?

Возможные ответы.

1. Обычно трудно произносить звук [р]. (Возможны другие варианты).

2. Родственники советовали произносить скороговорки для тренировки произношения.



3. Фонетическая разминка. Конкурс скороговорок.

Учитель. – Произнесите скороговорку. Кто произнесёт скороговорку чётко несколько раз, тот и выиграл.

Сушила осень сухие листья в осеннем саду.



4. Анализ языкового материала. Презентация.

Учитель. – Прочитайте, пожалуйста, выразительно отрывок из стихотворения В. Я. Брюсова «Сухие листья». Спишите отрывок. Найдите его в упражнении 27 (часть 2, страница 15).

Слайд 1. Портрет В.Я. Брюсова

Слайд 2. Отрывок из стихотворения «Сухие листья»

Слайд 3. Фотоиллюстрация к уроку.



Учитель. – Какие звуки повторяются? Какие ассоциации, впечатления вызывает повтор этих звуков? Для чего автор использует такой приём?

5. Определение темы урока.

Учитель. – Приём, который использует В.Я. Брюсов в стихотворении, называется звукописью.

Как будет звучать тема нашего урока? (Звукопись)



6. Усвоение теоретических сведений. Работа с учебником русского языка (страница 14).

Чтение теоретического материала. Формулировка учащимися вопросов к тексту и ответы на них.

Возможные вопросы:

– Где используется звуковое богатство русской речи? (В художественных произведениях)

– Что называется звукописью? (Повтор того или иного звука)

– Для чего в тексте используется приём звукописи? ( Для придания тексту особой выразительности)

7. Подготовка к выполнению домашнего задания. Слайд 6

Упражнение 27 (страница 15).

Учитель. – Прочитайте, пожалуйста, задания к упражнению 27. Задания 1, 3 мы выполним на уроке, а задание 2 – дома.

Запишите, пожалуйста, домашнее задание (по выбору):

1) Упражнение 27, задание 2 (письменно).

2) Задание по выбору (интегрированное): упражнение 29.

Язык и литература. В произведениях художественной литературы или устного народного творчества найдите примеры звукописи. Определите, в чём заключается художественный смысл использования этого приёма в каждом примере. Выучите один отрывок наизусть.

3) Задание по выбору (интегрированное). В произведениях художественной литературы или устного народного творчества найдите примеры звукописи. Определите, в чём заключается художественный смысл использования этого приёма в каждом примере. Нарисуйте иллюстрацию или создайте презентацию по теме.

8. Практическая работа по учебнику. Упражнение 27 (части 1, 3)

9. Проверка усвоения материала. Рефлексия.

Слайд 5. Анализ отрывка из стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…»)

Учитель. – Прочитайте отрывок из стихотворения. Выполните задание.

Какие звуки повторяются?

Почему?

Дайте определение звукописи.



Какое из стихотворений, звучавших на уроке, вам понравилось и почему?

Приложение: презентация «К уроку русского языка. Звукопись»

Используемая литература.

1. С.И. Львова, В.В. Львов. Учебник русского языка. 5 класс – М.: Мнемозина, 2009

2. С. И.Львова. Русский язык. За страницами школьного учебника. – М.: Дрофа, 2007




Репутация державы точнее всего определяется суммой, которую она способна взять в долг. Уинстон Черчилль
ещё >>