Урок русского языка в 8 классе Тема. Подготовка к сочинению описанию архитектурного памятника. Тип урока - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок развития речи в 8 классе. Подготовка к сочинению описанию памятника... 1 63.42kb.
Подготовка к сочинению-описанию 1 84.91kb.
Урок. Класс -5-ый (общеобразовательный). Тип урока подготовка к сочинению-описанию... 1 36.78kb.
Урок русского языка в 6 классе. Тема: Неопределенные местоимения. 1 91.33kb.
Урок русского языка в 5 классе Тема: «Антонимы» Тип урока: Урок объяснения... 1 53.59kb.
Конспект урока русского языка в 6 классе Подготовка к сочинению по... 1 132.07kb.
«Подготовка к сочинению описанию (с элементами повествования) 1 41.32kb.
Урок по русскому языку, 5 класс Тема урока : «Подготовка к сочинению-описанию... 1 40.85kb.
«Чудный храм». Подготовка к сочинению описанию по картине 1 114.98kb.
Урок православной культуры в 5 классе ( по умк в. Д. Скоробогатов, Т. 1 55.24kb.
Тема урока. Предмет 1 87.78kb.
Название продукции 1 75.89kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок русского языка в 8 классе Тема. Подготовка к сочинению описанию архитектурного - страница №1/1

Новосёлова Н.А.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Застолбская средняя

общеобразовательная школа»
Урок русского языка в 8 классе

Тема. Подготовка к сочинению – описанию архитектурного памятника.

Тип урока. Урок развития речи.

Форма урока. Защита проекта и беседа по картине.

Цели урока


для учителя (результаты обучения).

П р е д м е т н ы е результаты: актуализация знаний о типах и стилях речи, об особенностях публицистического описания, об изобразительных средствах (эпитет, сравнение); обогащение лексики учащихся архитектурными терминами.

М е т а п р е д м е т н ы е результаты: развитие устной и письменной речи учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности.

Л и ч н о с т н ы е результаты: обогащение фоновых знаний учащихся, формирование интереса и уважения к русской культуре.



для учащихся.

• Подготовка к домашнему сочинению – описанию архитектурного памятника с использованием картины С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».




Оборудование урока: подготовленный проект «Путешествие к храму Покрова на Нерли», компьютерные презентации («Путешествие к храму Покрова на Нерли» и «С.В.Герасимов «Церковь Покрова на Нерли»), мультимедийные средства для демонстрации презентаций, листы с «Опорной карточкой» для каждого ученика, репродукция картины С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».
Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

3 недели назад я пришла в класс и сказала: «Вот картина художника Герасимова «Церковь Покрова на Нерли». Попробуйте описать её». И оказалось, что сделать это невозможно. Почему? Потому что вы не знали ничего об этом храме: ни где он находится, ни когда, кем и почему он построен; не было слов, чтобы назвать архитектурные элементы этого сооружения, не было объяснения тому, почему именно этот храм решил изобразить художник.

А между тем замечательный русский писатель Владимир Солоухин в своих «Камешках на ладони» написал: «В двадцатом веке обрушивается на человека огромное количество информации. Всего знать нельзя.

Однако есть понятия, вопросы… которые обязательны для каждого человека.

Ты можешь быть химиком, электриком…футболистом…генералом, но если ты русский человек, ты обязан знать, что такое «Слово о полку Игореве», Покрова на Нерли, Куликовская битва, рублевская «Троица», Кирилло-Белозерский монастырь, Крутицкий терем, устюжская чернь, вологодское кружево, Ки́жи, Остромирово евангелие, Владимирская божья матерь».

Согласимся с писателем: нам, русским людям, необходимо знать, что́ есть на нашей земле замечательного, и уметь говорить об этом. Зачем? Вопрос непростой. Пусть он пока будет риторическим для вас. А у меня на него давно есть ответ: для чувства самоуважения, национальной гордости, для ощущения того, что и ты являешься носителем русской культуры. Поверьте: чем дольше вы будете жить, тем больше вы будете ощущать потребность в этом.


Когда вы поняли, что вам не хватает знаний для написания сочинения, мы – я и вы – решили сделать проект. Сейчас я предоставлю слово проектантам. Один из них будет географом, второй – историком, третий – архитектором, четвёртый – поэтом. Порядок работы такой: один говорит, все остальные внимательно слушают. После каждого выступления вы берёте «Опорную карточку» и заполняете одну из её частей. Так вы будете собирать материал к сочинению.
II. Выступления учащихся, работавших над проектом. Я демонстрирую презентацию. Параллельная работа с «Опорной карточкой».
1 уч-ся (Комков Н.) [Сл.1.1] Мы решили назвать наш проект «Путешествие к храму Покрова на Нерли» [Сл.1.2]. Нашей целью было знакомство с замечательным памятником древнерусской архитектуры и использование полученных знаний при подготовке к сочинению – описанию архитектурного памятника.

Так как я больше всех люблю путешествовать, я готовил «Географическую страничку». [Сл.2] Представим себе, что мы садимся в автобус и едем [Сл.3]. Нам предстоит провести в пути 5 часов и проехать 360 км. Маршрут следования [Сл.4]: Тверь – города Московской области Клин, Ногинск – потом Владимирская область и сам Владимир, областной центр. Недалеко от Владимира есть село Боголюбово, а в полутора километрах от него и стоит храм Покрова на реке Нерль, в том месте, где она сливается с Клязьмой.[Сл.5] .(Работа с «Опорной карточкой»).


2 уч-ся (Рябов А.)(«Историческая страница») [Сл.6] Храм этот построен очень давно, а история его построения очень интересная.

В середине ХII века во главе Суздальского княжества встал внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого князь Андрей Юрьевич. [Сл.7] Он перенёс столицу княжества во Владимир, а недалеко от столицы построил укреплённый княжеский замок Боголюбово — основную свою резиденцию, по названию которой он и получил прозвище Боголюбский. Само же название резиденции объясняется тем, что среди прочих русских князей Андрей Юрьевич выделялся благочестием: сам сочинял проповеди и молитвы, в благодарность за победы строил храмы и устанавливал церковные праздники.

Церковь Покрова на Нерли построена по его приказу в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году [Сл.8]. В этом походе сын Андрея Боголюбского, молодой князь Изяслав, получил тяжёлое ранение, от которого и скончался в 1165 году. В память об этих событиях Андрей Боголюбский и заложил Покровский храм. Место для его возведения указал сам. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили побежденные волжские булгары.

Храм был посвящен новому на Руси празднику - Покрова Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем Андреем и призван был свидетельствовать об особом покровительстве Богородицы Владимирской земле. По старинному поверью, Богородица держала в руках плат – покров, защитив город от врагов. (Праздник отмечается на Руси 14 октября). (Работа с «Опорной карточкой»).


3 уч-ся (Дорохов С.) («Архитектурная страница»). [Сл.9] . Церковь стоит на искусственном холме высотой 4 метра, который был насыпан специально, чтобы во время весеннего половодья уберечь храм от сырости. Когда воды разлившихся Нерли и Клязьмы образуют озеро, над его гладью возвышается только этот стройный белокаменный храм [Сл.10].

Это небольшой храм (в плане 10 на 14 метров, высотой 30 метров) и очень красивый. В чём секрет его красоты? [Сл.11] С первого взгляда храм Покрова на Нерли по своей конструкции чрезвычайно прост - это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм . (Одноглавый – значит с одной главой – куполом, крестовокупольный – значит в плане образует крест, а над средокрестием возвышается купол, четырёхстолпный – значит с четырьмя несущими колоннами-столпами по углам). Нельзя, конечно, не сказать о том, что храм украшен луковичным куполом на высоком барабане, стены храма украшены арочным фризом (фриз – это верхняя часть здания, а арка – это дуга), пилястрами ( это прямоугольные выступы стены в виде вделанных в неё колонн), посредине стен проходит пояс из полуколонок, на арочном фризе расположены рельефы (выпуклые рисунки), изображающие [Сл.12]псалмопевца Давида, который в окружении птиц и львов прославляет Богоматерь под звон гуслей. Но подобное можно увидеть и на других русских храмах. Почему же именно об этом русский художник Игорь Грабарь сказал [Сл.13]: «Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом , созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства"?



[Сл.14] Храм пленяет своим изяществом. С помощью удачно выбранных пропорций и форм зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать ощущение полета, устремленности ввысь. Например, практически невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь, и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Этой же цели служат бросающиеся в глаза вертикальные линии – пилястры, пояс из полуколонок, узкие высокие окна, вытянутый барабан купола и сам луковичный купол.

Если заглянуть внутрь [Сл.15], там тоже испытаешь ощущение устремлённости ввысь.

И, конечно же, храм удивительно гармонично вписан в окружающую его природу. Вокруг - полный покоя и поэзии луговой простор с вольным воздухом, высоким небом и пышными травами. [Сл.16] .(Работа с «Опорной карточкой»).
4 уч-ся (Юманова С.). [Сл.17] («Литературно-поэтическая страница»). Писатели и поэты придумали много замечательных сравнений для церкви Покрова на Нерли. Одни называют её [Сл.18] парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени, другие уподобляют [Сл.19] лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания, третьи сравнивают этот архитектурный памятник с поэмой, запечатлённой в камне [Сл.20]. .(Работа с «Опорной карточкой»).

Мне понравилось стихотворение Льва Болдова «Храм Покрова на Нерли» (2001 г.):


Изморось. Голые ветви осенние.

Гул электрички вдали.

Привкус отчаянья. Пристань спасения.

Храм Покрова на Нерли.
Вот он – рукою дотронуться хочется

До белокаменных стен.

Полдень. Прозрачный покой одиночества.

Горькой гармони плен.


Как он парит над холмами и долами

Этой усталой земли,

Нищими селами, рощами голыми –

Храм Покрова на Нерли!


Поле безлюдное. Речка неспешная.

Край, всем открытый ветрам.

Путь потерявшие, лишние, грешные –

Все мы придем в этот храм![Сл.21.1]


Вынырнув из обессилившей взрослости

В детство, забытое здесь,

Молча шепчу я: «Помилуй мя, Господи,

Если ты всё-таки есть!

Дай мне наивных надежд воскресение,

Тихую мудрость пошли».

Изморось. Рыхлое небо осеннее.

Храм Покрова на Нерли. // [Сл.21.2]






[Сл.22]
III. Беседа по картине С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».
―Именно этот храм изобразил на своём полотне художник Сергей Васильевич Герасимов. [Сл.1] Репродукция с картины помещена у вас в учебнике. Откройте её. // Как вы думаете, почему именно эту церковь он нарисовал? (Ожидаемый ответ уч-ся: совершенно очевидно, что храм произвёл на художника сильное впечатление.)

Но есть и ещё одна причина. [Сл.2] Сергей Васильевич Герасимов вошёл в историю изобразительного искусства как художник, создавший много картин о жизни русского народа; их темами стали революция, Гражданская война и Великая Отечественная война, а также мирный труд русского народа. Широко известны его картины «Колхозный праздник», «Мать партизана». Герасимов писал портреты, проникновенные лирические пейзажи: «Зима», «Лёд прошёл» и другие. Во многих пейзажах художника значительную роль играет изображение древнерусской архитектуры. Одним из таких полотен и является «Церковь Покрова на Нерли». Сергей Васильевич считал, что в величавых и гармоничных формах древнего храма отразился характер русского народа. [Сл.3] Вот она, репродукция с картины С.В.Герасимова, и чудо-храм, о котором мы сегодня говорим.(Работа с «Опорной карточкой»).

― Мы с вами не раз писали сочинения по картинам и знаем, что каждая из них рождена определённым замыслом художника. А на раскрытие этого замысла «работают» все детали картины и её композиция.

В. Что такое композиция? (Построение).

В. Какие элементы композиции мы обычно выделяем, говоря о картине? (Передний план, задний план, центр, фон). [Сл.4].

― И, конечно, мы не должны забывать о названии картины! У Герасимова есть картина, которая называется «Пейзаж с церковью», а эта называется «Церковь Покрова на Нерли». [Сл.5] Сравните.



В. О чём говорят названия? // (Что является главным на 1-й картине, судя по названию, да и по расположению церкви? И что – на 2-й?) (На 1-ой главным является пейзаж, а церковь его дополняет, на 2-й – церковь главная).

― В таком случае начнём наш разговор о картине с церкви.[Сл.6]



В. Какими словами можно описать храм, изображённый здесь? (Белокаменный, ослепительно белый, красивый, изумительный, чудесный, изящный, гармоничный, устремлённый ввысь, лёгкий и др.) (Работа с «Опорной карточкой»).

В. Где изображена церковь? (На заднем плане, но в центре картины.)

― Смотрите, как интересно получается: поместив храм в центр картины, художник словно говорит нам: «Вот что тут главное! Полюбуйтесь этим замечательным храмом!» А отнеся его на задний план, художник словно говорит нам: «Но посмотрите, где он стоит! Это заслуживает не только внимания, но и восхищения и, возможно, размышления». (Работа с опорной карточкой).



В. Так где же он стоит? Расскажите, что является фоном для храма? (Храм изображён на фоне чудесного пейзажа. Большу́ю часть картины занимает лазурное (синее) небо с бело-розовыми облаками. Рядом с храмом высокие деревья. От переднего плана его отделяет река; в её тёмно-синей воде отражаются и сама церковь, и деревья, и облака. И вокруг – луговое среднерусское раздолье с ярко-зелёной сочной травой и жёлтыми цветами, наверно, одуванчиками. (Работа с «Опорной карточкой»).

В. Буду ли я права, если скажу, что храм удивительно гармонирует с окружающей его природой? Или он производит впечатление чего-то чужеродного здесь? ( Храм точно и естественно вписывается в окружающий его пейзаж, он гармонирует с ним). (Работа с «Опорной карточкой»).

В. Изящный храм, удивительный пейзаж… Да ещё можно представить свежий ветерок, который образует лёгкую рябь на воде, травяной и цветочный аромат, да нескончаемую песню жаворонка, который непременно поёт в такой солнечный день над луговым раздольем… Какие чувства вызывает эта картина? (Светлые, добрые). (Работа с «Опорной карточкой»).

В. Ещё одна деталь картины не может не привлечь внимания зрителей. Какая? (Люди на картине).

В. Кого мы видим? (Мы видим группу людей на заднем плане, они идут от храма. А на переднем плане изображены мать с маленькой дочерью. Они гуляют по берегу реки, девочка собирает цветы).

В. Совершенно очевидно, что всё это предусмотрено замыслом художника. На какие-то мысли вас это наводит? Зачем изображены здесь люди? // Причём, видно, что на заднем плане люди постарше, женщина молодая, девочка совсем ещё малышка.

― Готового ответа здесь нет и быть не может. Наверное, у каждого человека возникнут свои ассоциации, свои размышления. У меня, например, философские мысли возникают: более 8 веков стоит этот храм на Нерли… Сколько же воды пронесла река мимо этих стен! Сколько поколений людей сменилось, сколько событий свершилось на этой земле! А красота-то эта уцелела! Ни у кого не поднялась рука на неё. Может быть, потому, что из поколения в поколение передавались любовь и уважение к этой красоте. Вот и мать привела свою дочку полюбоваться храмом. А может быть, наоборот, эта красота спасала людей от озлобления, от потери нравственности, вселяла в души любовь, веру, надежду. И люди берегли её. Мне кажется, что эти вещи связаны друг с другом. (См. «Опорную карточку». Может быть, сейчас вы ничего не напишете в последней части карточки, а дома постарайтесь подумать над последним вопросом и что-то написать.)


Хочу вернуть вас к строчкам из стихотворения Льва Болдова, уже звучавшим на уроке:

Поле безлюдное. Речка неспешная.

Край, всем открытый ветрам.

Путь потерявшие, лишние, грешные –



Все мы придем в этот храм!

В. Как вы думаете, какой смысл вложил поэт в последнюю строчку? Какой приход он имел в виду? Все непременно побывают в этом храме? Или речь идёт о чём-то другом?

(Ответы уч-ся)

― Речь идёт об исторической памяти: поэт говорит о том, что мы должны знать свою историю, народ, к которому принадлежим, его мировидение, его представление о красоте, должны ощутить духовность русского народа, прикоснуться к ней. Если этого не случится с каждым из нас, у нас не будет будущего. Или оно будет очень неважным.

В. Как вы считаете, можно ли считать созвучными замысел картины С.В.Герасимова и стихотворение Льва Болдова? (Конечно. И художник, и поэт призывают нас сохранять русскую культуру).

В. Состоялось ваше знакомство с храмом? А с картиной С.В.Герасимова?

Дома вы напишете сочинение. Тема обозначена в «Опорной карточке» (прочитайте вслух), материалы к сочинению собраны.



В. Какую основную мысль вы будете раскрывать в сочинении? (Храм Покрова на Нерли – удивительный памятник древнерусской архитектуры, который гармонично вписан в окружающий пейзаж. И это память о великих делах наших предков, сумевших построить такое чудо, которое надо сохранить.)

В. В каком стиле речи будет написано сочинение? (В публицистическом // в художественно-публицистическом).

В. А тип речи какой выберете? (Описание с элементами рассуждения).

― Знаю, что вам всегда трудно начать сочинение, поэтому предлагаю возможное начало… [Сл.8].



[Сл.9] Домашнее задание: написать сочинение на тему «Моё знакомство с храмом Покрова на Нерли и картиной С.В.Герасимова», используя материалы «Опорной карточки».
Использованная на уроке «Опорная карточка»:


Материал для сочинения «Моё знакомство с храмом

Покрова на Нерли и картиной С.В.Герасимова». (Опорная карточка)

I часть

  • Храм Покрова на Нерли находится (где?) во _________________________ области,

недалеко от посёлка ___________________________________.

  • Он построен (когда?) ___________________ (кем?) __________________________

______________________________________________________________________.

  • Историки связывают это (с каким событием?) _______________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________.



  • На первый взгляд храм (какой?) ___________________________________________.

  • Мы видим элементы, обычные для древнерусской архитектуры (какие?): _________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  • Но именно этот храм художник И.Э.Грабарь назвал (как?) _____________________

_______________________________________________________________________.

  • (Почему?) Храм _________________________________________________________ _______________________________________________________________________.

  • (Почему он такой?) ______________________________________________________

________________________________________________________________________.

  • Поэты сравнивают храм (с чем?) ___________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________.

II часть

  • (Почему именно этот храм изобразил С.В.Герасимов?) ________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________.



  • Какими словами можно описать храм, изображённый здесь? ___________________

_______________________________________________________________________.

  • Где изображена церковь? Почему? _________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________.



  • Что является фоном для храма? ____________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  • Как связан храм с окружающим пейзажем? __________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  • Какие чувства вызывает эта картина? ______________________________________.

  • Зачем на картине изображены люди? (Ваши размышления). ____________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Использованные материалы:

ru.wikipedia.org›wiki/Церковь_Покрова_на_Нерли

http://www.museum.vladimir.ru/arch/bogolub/pokrov?menu=bogolub

ru.wikipedia.org›wiki/Герасимов,_Сергей_Васильевич









Вот лучший совет, который можно дать юношеству: «Найди что-нибудь, что тебе нравится делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платить». Кэтрин Уайтхорн
ещё >>