Урок русского языка в 6 классе по теме «Меткие, озаряющие слова» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок русского языка в 6 классе по теме «Существительные общего рода» 1 19.72kb.
Урок русского языка в 5 классе С. А. Шугаева, учитель русского языка... 1 69.15kb.
Урок русского языка в 5 классе По теме «Устаревшие слова» Учитель... 1 42.59kb.
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Правописание приставок... 1 53.74kb.
Урок русского языка во 2 классе по теме: Написание имён прилагательных 1 44.92kb.
Урок русского языка в 6 классе. Тема: Неопределенные местоимения. 1 91.33kb.
Урок русского языка в 4 классе "Состав слова. (обобщение) " 1 78.77kb.
Урок русского языка в 11 классе «Сложноподчинённые предложения с... 1 48.52kb.
Урок изучения нового материала в 5 классе по теме «Звуки речи» 1 94.32kb.
Урок изо «Елочная игрушка» Веселая эстафета «Творчество. Фантазия. 1 24.03kb.
Урок русского языка во 2 «А» классе по теме «Правописание жи ши» 1 115.09kb.
7 класс 1 вариант 1 53.42kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок русского языка в 6 классе по теме «Меткие, озаряющие слова» - страница №1/1

МБОУ Бердниковская ООШ

Урок русского языка в 6 классе

по теме
«Меткие, озаряющие слова»

(Употребление имен прилагательных в речи. Роль эпитетов),

реализующий на практике основные положения методической разработки раздела образовательной программы по русскому языку

«Имя прилагательное»
Урок разработала

Груздева Татьяна Федоровна,

учитель русского языка

и литературы



Бердники

2013 год

Основные параметры урока

План - конспект урока в печатном виде.

Дата проведения - 18 декабря 2011 г.

Класс: 6


Учитель: Груздева Татьяна Фёдоровна
Данный урок соответствует планированию уроков в 6 классе по Государственной программе для общеобразовательных школ под редакцией М.Т.Баранова - М: «Просвещение» 2010.
Количество часов в неделю, отводимое на изучение русского языка в 6 классе - 6.

Количество часов в год - 204.


Данный урок 1-ый по счёту в планировании раздела «Имя прилагательное», на изучение которого программа отводит 29 часов, из них 4 часа на развитие речи.
По дидактическим целям - урок развития речи с углублённым изучением ранее изученного.

По структуре данный урок - комбинированный.

Форма урока - урок-исследование.

Формы организации учебной деятельности:

- фронтальная;

- коллективная.


Учебник, реализующий программу по русскому языку в 6 классе:

Баранов М.Т. и др. Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: «Просвещение», 2010.


Дополнительная литература (методические рекомендации для учителя):

  1. Г.А. Богданова «Уроки русского языка в 6 классе». М.: «Просвещение», 2010.

  2. Т.В. Раман «Тематическое и поурочное планирование по русскому языку» к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 6 класс». - М.: «Экзамен», 2008.

Вид мероприятия: комбинированный урок в рамках учебной программы и календарно-тематического планирования.

Участники: учащиеся 6 класса МБОУ Бердниковской ООШ.

Место проведения урока: кабинет русского языка и литературы МБОУ Бердниковской ООШ.


Время: 45 минут.

Атрибуты урока:

- тетради по русскому языку

- учебники

- раздаточный материал

Тема урока

«Меткие, озаряющие слова»

Цели урока:

образовательные


  • углубить понятие роли прилагательного в речи, добиться понимания учащимися различия прилагательных-определений и прилагательных-эпитетов;

  • обогатить память шестиклассников готовыми образцами для выражения своих впечатлений;

развивающие

  • формировать умение самостоятельно подбирать эпитеты;

  • развивать такие качества, как ассоциативность мышления, художественная зоркость, эмоциональность;

воспитательные

  • воспитывать эстетический вкус к красивой и правильной речи,

  • воспитывать любовь к малой и большой родине.


Оборудование: дидактический раздаточный материал;

Ход урока

  1. Мобилизующий этап /установка на плодотворную результативную работу/

Девиз урока: - наблюдать,

- думать,

- изучать,

- запоминать,

- творить.


  1. Постановка темы и целей урока.

1) Отгадайте загадку.

Определяю я предметы –

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь, -

Меня вам надо знать, беречь.

Художницу нашу знает весь свет,

Раскрасит художница всякий предмет.

(Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?)

- Как догадались? По опорным, ключевым словам загадок определите тему сегодняшнего урока. (Запись темы урока на второй строке)

- Что такое имя прилагательное? По каким признакам мы можем выделить конкретный предмет из множества других?

(функция №1):

(Цвет, запах, вкус, форма, размер, принадлежность…)

- Проверка Д/З: Определи загаданный предмет по его признакам .

- Легко ли найти нужное слово?


  1. Мотивация учебной деятельности. Прогнозирование конечного результата.

- О какой ещё функции прилагательного говорится в загадках? Как вы её понимаете?

(функция №2)

В русском языке слов-прилагательных очень много, только не каждому они открываются.
<Приложение 1>

Стих. В. Выркина «Ищу слова»


Ищу слова певучие,

Народные, исконные,

Кипучие, горючие,

Бездонные, стозвонные,

Да чтобы в душу падали

Как в полюшко бы зёрнышко


Чтоб, добрые да ладные,

Светили, словно солнышко.

Да грели бы лучистые,

Да звали бы пригожие

На помыслы бы чистые.

Да на дела хорошие.





- Назовите прилагательные из текста стих. в соответствии с их функциями.

Какие более интересны и почему?

Как называются такие красочные определения? /Эпитет – ГИА (А3) /
Основная цель урока:

- понять, что такое прилагательные – эпитеты,

- научиться использовать их в своей речи.

Эпитеты обладают способностью «озарять предметы» (Боткин). Как вы понимаете это выражение?

(придают речи меткость, образность, яркость, заражают настроением).

/дописать тему урока/

- Запись предложения

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен (А.И.Куприн).

- Обозначьте прилагательные как члены предложения.

- На чьих образцах речи мы учимся красиво говорить?


  1. Лингвистический эксперимент.

Обращение к эпиграфу урока:

«До Пушкина ещё никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты».
<Приложение 2>

“И что же это за стих! Все богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. В нем и обольстительная, невыразимая прелесть и грация, в нем ослепительный блеск, в нем гармония языка и ритма…” (В.Г. Белинский)


- Вы почувствовали, как Белинский относится к поэзии Пушкина?

- Прочитайте текст, опустив имена прилагательные. Что изменилось?

(Стал менее выразительным, ярким).

- Все ли прилагательные являются эпитетами? («русский»)

- Какую роль в тексте выполняет это прилагательное?

(Уточняет, конкретизирует)

Восторженная оценка Белинским стихотворений А.С. Пушкина убеждает: именно к Пушкину нужно обращаться, чтобы обогатить свою речь эпитетами – образцами для выражения собственных впечатлений.


  1. Актуализация знаний.


<Приложение 3>

  1. «Допиши эпитет!» (работа с раздаточным дидактическим материалом): вспомните строчки пушкинских стихотворений, вставьте прилагательные – эпитеты:

  1. Сквозь____________ туманы

Проб…рается луна

На ___________п…ляны

Льет п…чально свет она.


  1. Вся комната___________блеском

Озарена. ______________треском

Тр…щит затопленная печь.



  1. ____________ пора! Очей оч…рованье!

Пр…ятна мне твоя__________краса –

Люблю я __________пр…роды ув…данье,

В б…грец и золото одетые леса.
- В какой морфеме пропущены орфограммы?

(В корне).

- Какие виды орфограмм встречаются в корне? (Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные).


  1. Сравнительный анализ текстов


<Приложение 4>

Цель: выяснить, в каком стиле речи употребляются эпитеты.



  1. Амур – река на Дальнем Востоке. Образуется слиянием рек Шилка и Аргунь. Впадает в Амурский лиман Охотского моря. Длина Амура составляет 4444 километра. Питание преимущественно от летнее (осе…их) муссо…ых дождей. Характерны наводнения. Главные притоки: Зея, Бурея, Амгунь.

  2. Амур. Тебя и в дальн… дали

Я не забуду никогда.

Здесь берега в зелен… шали

И в алых отблесках вода.

Рассвет струится, свеж (?) и ясен,

Кусты и травы в серебре.

В жемчужн.. росах дремлет ясень,

Как изваянье, на горе. (К.Овечкин)

- Что объединяет эти тексты?

(Тема, тип речи – описание)

- Что отличает?

(Стиль  задача речи,

способ организации речи: стихи - проза).

- Сравните роль прилагательных в текстах. Подтвердите примерами.

(В первом тексте (научного стиля речи) прилагательные помогают точно выразить мысль; во втором тексте (художественного стиля речи) – прилагательные – эпитеты придают выразительность, яркость, красоту).

- Какой эпитет, на ваш взгляд, самый выразительный? Удивляет вас?

- Выпишите прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся, объясните орфограммы.


3. Игра “У кого поэтичнее?”

Дополните строчки стихотворения:


<Приложение 5>

Ты посмотри, ____________ красота!

___________снег мерцает еле-еле.

Поляна_____________светом залита

Вокруг___________ _____________ели.

А теперь сравните с оригиналом:


/Ты посмотри, какая красота!

Вечерний снег мерцает еле-еле.

Поляна лунным светом залита

Вокруг немой заиндевелой ели.

(С. Смирнов)/
- Назовите имена прилагательные.

- Какой из них является эпитетом?


4. Перед вами отрывок из сочинения учащегося о зиме.
<Приложение 6>

Наступила долгожданная зима. Земля покрылась белым покрывалом. В лесу намело глубокие сугробы. На верхушках сосен лежат белоснежные шапки снега.


- Нравится ли вам это сочинение?

- Есть ли в нем эпитеты?

(Есть, но они избитые, от частого употребления потерявшие художественность, выразительность. Это “словесные штампы”. Их в речи нужно избегать.
VI. Домашнее задание:


  1. написать сочинение – миниатюру на одну из тем:

  • «А за окном зима…»

  • По картине И.И.Шишкина «Иней», «Зима в лесу»

  1. упр. 277. (Учащиеся выполняют одно из заданий по выбору).


VII. Рефлексия.

-Удалось ли нам сегодня сделать какое-нибудь открытие? Какое?



<Приложение 7>

РОЛЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ:

  1. Выделяют предмет из ряда одинаковых



Прилагательные - определения

  1. Рисуют картину

  2. Оценивают предмет



Прилагательные - эпитеты

Желаю вам каждый день обретать что-то новое. Ведь благодаря открытиям мы становимся чуточку мудрее.рейтинг@mail.ru



<Приложение 1>

Стих. В. Выркина «Ищу слова»


Ищу слова певучие,

Народные, исконные,

Кипучие, горючие,

Бездонные, стозвонные,

Да чтобы в душу падали

Как в полюшко бы зёрнышко

Чтоб, добрые да ладные,

Светили, словно солнышко.

Да грели бы лучистые,

Да звали бы пригожие

На помыслы бы чистые

Да на дела хорошие…




<Приложение 2>

“И что же это за стих! Все богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. В нем и обольстительная, невыразимая прелесть и грация, в нем ослепительный блеск, в нем гармония языка и ритма…” В.Г. Белинский



<Приложение 3>

Вспомните строчки пушкинских стихотворений, вставьте прилагательные – эпитеты:



  1. Сквозь____________ туманы

Проб…рается луна

На ___________п…ляны

Льет п…чально свет она.


  1. Вся комната___________блеском

Озарена. ______________треском

Тр…щит затопленная печь.



  1. ____________ пора! Очей оч…рованье!

Пр…ятна мне твоя__________краса –

Люблю я __________пр…роды ув…данье,

В б…грец и золото одетые леса.

<Приложение 4>

Что объединяет эти тексты? Что отличает?



  1. Амур – река на Дальнем Востоке. Образуется слиянием рек Шилка и Аргунь. Впадает в Амурский лиман Охотского моря. Длина Амура составляет 4444 километра. Питание преимущественно от летнее (осе…их) муссо…ых дождей. Характерны наводнения. Главные притоки: Зея, Бурея, Амгунь.




  1. Амур. Тебя и в дальн… дали

Я не забуду никогда.

Здесь берега в зелен… шали

И в алых отблесках вода.

Рассвет струится, свеж (?) и ясен,

Кусты и травы в серебре.

В жемчужн.. росах дремлет ясень,

Как изваянье, на горе. (К.Овечкин)
<Приложение 5>

Ты посмотри, ____________ красота!

___________снег мерцает еле-еле.

Поляна_____________светом залита

Вокруг__________ _____________ели.

А теперь сравните с оригиналом:


<Приложение 6>

Наступила долгожданная зима. Земля покрылась белым покрывалом. В лесу намело глубокие сугробы. На верхушках сосен лежат белоснежные шапки снега.





<Приложение 7>
РОЛЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ


  1. Выделяют предмет

из ряда одинаковых



Прилагательные - определения

  1. Рисуют картину

  2. Оценивают предмет



Прилагательные - эпитеты



<Приложение 8>

Результаты домашнего задания
Сочинение по картине Н.И. Шишкина

«Иней»

Я очень люблю зимний лес. Картина Н.И. Шишкина напоминает строчки из стихотворения Пушкина: «Мороз и солнце! День чудесный…». Смотришь на картину, и кажется, будто ты попал в настоящее берендеево царство.

На молочно-сером фоне неба блистают под снегом мохнатые ели, огромные вековые сосны. Тонкие, опущенные инеем веточки составляют изумительные узоры. В холодном воздухе искрится изморозь. Редкие снежинки медленно кружатся в воздухе и дописывают и без того сказочную картину. В лесу стоит удивительная тишина, лишь изредка нарушаемая барабанной дробью дятла. Земля укутана белоснежным одеялом из лебяжьего пуха. Сквозь седую мглу неба пробирается лучик, освещает маленький кусочек леса и обнаруживает целые груды переливающихся бриллиантов.

Зимний лес – это изумительная, волшебная сказка, настоящее берендеево царство.

Самарова Ксения

Зимний вечер

Своим холодным белым светом

Заливает все луна.

Песцовой шубою одеты,

Рядком нахохлились дома.

Боясь колючего мороза,

Слегка струится дым из труб.

И снег мерцанием волшебным

Меня чарует и пьянит.

Печальный дремлет дуб –

Ведь время ближе к ночи.

Но так светло – почти как днем!

Горит и блещет все, как в сказке,

Искрится золотым огнем.



Смирнова Алена






Если вы сомневаетесь, хватит ли денег на обед с семьей в ресторане, — значит, не хватит.
ещё >>