Урок русского языка в 5 классе Тема: «Антонимы» Тип урока: Урок объяснения нового материала Цель - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок русского языка в 6 классе. Тема: Неопределенные местоимения. 1 91.33kb.
Урок по биологии в 10-м классе "Экологические законы природопользования" 1 150.8kb.
Урок истории в 5 классе Тема урока «Законы царя Хаммурапи» 1 84.39kb.
Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: традиционный... 1 71.56kb.
Урок-путешествие физика 7 класс. Тема урока : Физика повсюду (Атмосфера) 1 130.94kb.
Урок №20 Тема урока: Русь в середине XIII xiv вв 1 34.35kb.
Тема урока: «Ветер» Форма урока: Комбинированный. Фио учителя: Кабыш... 1 68.83kb.
Урок в 6 классе. Тема урока: Происхождение слова «алгоритм». 1 51.71kb.
Урок: №15. Тема урока: Закон сохранения импульса. Тип урока: изучение... 1 82.5kb.
Урок 85/2 физика 11 тема «фотоэффект.» Тип урока урок изучения нового... 1 48.18kb.
Методическая разработка уроков в 10 классе по алгебре и началам анализа... 1 113.75kb.
Урок в 5 классе «Секреты антонимов» 1 42.55kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок русского языка в 5 классе Тема: «Антонимы» Тип урока: Урок объяснения нового - страница №1/1

Урок русского языка в 5 классе

Тема:

«Антонимы»



Тип урока:

Урок объяснения нового материала



Цель:

  • Усвоение нового лексического понятия – антоним

Прогнозируемый результат:

Знать: определение антонима

Уметь:

  • Определять антонимы на основе их лексического значения

  • Пользоваться словарём антонимов

  • Употреблять антонимы для характеристики контрастных явлений

Ход урока



  1. Организационный момент.

  2. Опрос.

      1. КМ Школа. Орфографический тренажёр (Раздел «Словообразование», урок №6) – индивидуальная работа.

      2. Графический диктант. (Слайд №5)

Петух.

Я сидел во дворе на лавочке и смотрел на петуха. Петух разгуливал по молодой зелёной травке и клевал букашек. И алый гребень, и пёстрый хвост, и точёные шпоры на его жёлтых сапожках – всё горело, сверкало, переливалось. Петух – интересная птица.

3. Словообразовательный разбор.

Вход, древнерусский, бесконечность. (Слайд №6)



  1. Объяснение нового материала.

1) Выпишите синонимические ряды из текста (слайд №7)

Но помните

1.синонимы – слова одной части речи

2.некоторые слова могут быть синонимами только внутри одного

Текста (контекстуальными синонимами)

Зима. За окном снег, вьюга… Или метель? А может, пурга? Ну не буран же: буран скорее в степи, в поле, а не в городе, хотя это слово приходит на ум. А хорошо бы из зимы да в лето, от холода, стужи, мороза – к июньскому теплу, июльской жаре (но, конечно, не к зною).



Какие слова из нашего отрывка никогда не помирятся, слова, которые будут противопоставлены друг другу? (Слайд №10)

Зима – лето

Холод – жара

Стужа – зной

Поле – город



Как называются слова с противоположным значением?

Слайд №11

  1. Игра «Наоборот» (Слайд №12)

Выписать антонимические пары, обозначить орфограммы, указать части речи

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь: низко.

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь: близко.

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты: нашёл.

Скажу тебе я слово друг,

Ответишь ты мне: враг.

Скажу я слово забывать,

Ответишь – вспоминать.

А не пора ли нам с тобой

Игру заканчивать?
Вывод: антонимы – слова одной части речи (Слайд №13)


  1. Физкультминутка.

1 вариант встаёт, если синонимичная пара

2 вариант встаёт, если антонимичная пара

Не то и не другое – сидим

Большой – громадный, радостное настроение – тоскливое, хмурый день – пасмурный день, весёлый – грустно, храбрец – трус, знаменитый художник – известный писатель, умный – глупый, злой – свирепый, грустная история – печальная история, низкий – высоко.



  1. Работа со словарём. (Слайд №16)

Существуют словари антонимов. Но иногда и в толковом словаре даётся антоним с пометой противоп. (Слайд № 17)

  1. Переведи сказку на научный язык. (Сценка)

Встретились Копчёный с Мочёным, разговорились.

- Ну, как там Свежий? Опять что-то с Чёрствым не поладил?

- Да, Свежий Чёрствому не товарищ. Чёрствый считает, что свежий у него отбивает хлеб. Между прочим, Тёплый сначала поддерживал Свежего. Пока речь шла о хлебе.

- Тёплый в любом хлебном деле на стороне Свежего, хотя и отдаёт Чёрствому должное за его многолетний опыт.

- Зато потом, когда Тухлый поднял вопрос об атмосфере в коллективе, Тёплый вдруг обрушился на Свежего, обвинил его в том, что он охлаждает теплоту наших отношений. «Я синоним Свежего, - сказал Тёплый, - пока речь идёт о хлебе насущном. Но в отношении атмосферы – пусть он меня простит – тут я его антоним».

- Не поймёшь Тёплого: то он синоним, то антоним.

- Но самое интересное, когда речь зашла об атмосфере в коллективе, знаешь, кто поддержал Свежего? Чёрствый.

- Но он же был против него.

- Это пока речь шла о хлебе. А когда речь зашла об атмосфере, об отношении к товарищам… В этом отношении, между нами говоря, Чёрствый – это синоним Холодного, а Холодный, между нами говоря, синоним Прохладного, а Прохладный – синоним Свежего.

- Ну и обстановка у вас в коллективе! Никогда не знаешь, кто тебе синоним, кто антоним.





  1. Выполнение упражнения № 803 (по учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой)

Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов

1. Свежий (хлеб, журнал, ветер). 2. Лёгкий (труд, путь, ветер).




  1. Допишите предложения, добавив антоним. Обозначьте корень в словах-антонимах.

Солнце всходит и . На каждую загадку есть . Книга содержит вопросы и .

Вывод: антонимы бывают однокорневые и разнокорневые.

  1. Где встречаются антонимы?

  • В пословицах и поговорках (Добрый плачет от радости, а злой от зависти)

  • В сказках (Долго ли, коротко ли; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается)

  • В анекдотах

  • В художественных произведениях («Война и мир», «Толстый и тонкий») А иногда произведение построено на противопоставлении (антитезе): С.Михалков «Праздник непослушания»

Демонстрация книги, совет почитать.
А в жизни встречаются антонимы? (Слайд №23)

IV. Выводы по уроку (слайд №24)

Что называется антонимами?

Все ли слова имеют антонимы?

Для чего нужны антонимы.

V. Домашнее задание

Слабые ученики упр. №802

Сильные – выбрать пословицу с антонимами и сочинить небольшой рассказ.



  1. Тест (работа на ноутбуках) (слайды 25-37)

1.Найдите неверно составленную пару антонимов

трудолюбивый – ленивый

молодость – старость

справа – слева

низкий – высоко



2.Найдите однокоренные антонимы

правда – ложь

друг – враг

счастье – несчастье

верх – низ



3.Найдите глаголы-антонимы, образованные приставочным способом

сойтись – разойтись

появляться – исчезать

улыбаться – хмуриться

расшириться – сузиться



4.Найдите слова, которые не имеют антонима

вход


рука

неприятель



толстый

молчать


глиняный
Литература

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение, 2003г.

  2. Карасёва И.В. Русский язык. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2005г.

  3. Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки. – М.: Дрофа, 2004г.

  4. Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение, 2001г.

  5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Айрис-пресс, 2004г.

  6. Угроватова Подсказки на каждый день. – М.: ВЛАДОС, 1995г.

  7. Интернет-ресурсы

www.school-collektion.edu.ru

поисковая система yandex.ru




В настоящей трагедии гибнет не герой — гибнет хор. Иосиф Бродский
ещё >>