Урок русского языка в 5 классе По теме «Устаревшие слова» Учитель Долгих Т. В. Тема: о чём рассказывают устаревшие слова - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Устаревшие слова 1 93.11kb.
Активный и пассивный словарный запас русского языка 1 127.98kb.
Урок русского языка в 5 классе С. А. Шугаева, учитель русского языка... 1 69.15kb.
Урок русского языка в 6 классе по теме «Меткие, озаряющие слова» 1 122.65kb.
Урок русского языка во 2 а классе. Учитель: Богданова Е. Н. 1 34.96kb.
Внеклассное занятие по русскому языку для учащихся 4 класса Учитель... 1 68.25kb.
Конспект урока русского языка во 2 классе Тема. Слова, близкие по... 1 78.69kb.
Урок изо «Елочная игрушка» Веселая эстафета «Творчество. Фантазия. 1 24.03kb.
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Правописание приставок... 1 53.74kb.
Конспект открытого урока 1 123.64kb.
Урок русского языка в 3 классе по программе Школа России. Тема урока... 1 71.72kb.
1. Ваттисен сăмахĕсен иккĕмĕш пайне тупăр: Атте юратăвĕ сăрт-туран... 1 23.36kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок русского языка в 5 классе По теме «Устаревшие слова» Учитель Долгих Т. В. Тема - страница №1/1

Урок русского языка в 5 классе

По теме « Устаревшие слова»

Учитель Долгих Т.В.

Тема: О чём рассказывают устаревшие слова. Задачи урока: - помочь учащимся осознать определение понятия «устаревшие слова», причины их выхода из активного употребления, - сформировать умение находить их в тексте, речи, в толковом словаре, - воспитание интереса к истории родного языка, родного края.

Ход урока.

Задание для учащихся: - Прочтите в "Школьном толковом словаре " словарную статью о слове «лапоть», а Наташа найдет эту статью в "Толковом словаре русского языка В.И. Даля". ( Наташа нашла подробное описание этого слова, а ребята не нашли. Бурное обсуждение ситуации. Вначале объяснили отсутствие слова в "Школьном толковом словаре " тем, что словарь краткий. Но сверили с другим школьным словарем, оказалось, что в нем на 3 тыс. слов больше). - Как понимаете выражение: "Словарный состав русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова, появляются другие»?

1. Работа с текстом. (Воспринимается на слух - учитель читает)

Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная. Баба-яга вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Входит в светлицу – видит: красота невообразимая. Здравствуйте, купцы чужеземные! Я по коробу метён, по сусеку скребён, на сметане мешён, на окошке стужён. Задание: найти устаревшие слова в отрывках из русских народных сказок. Объяснить значение устаревших слов по толковому словарю. Объяснить графически орфограммы.



2. Объяснение нового материала

- Словарный состав русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова, появляются другие. Отмирание слова происходит не сразу, сначала оно становится малоупотребительным, а потом и вовсе исчезает. Отмирание слова вызвано самой жизнью. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, то слово постепенно забывается. Наш урок проходит в школьном музее . Среди окружающих нас предметов найдите те, которыми мы уже не пользуемся, а следовательно и их названия не употребляем в речи. (Ученики называют прялка, веретено, рушник и т.д.)

- Почему устаревают слова? (Ученики высказывают своё мнение, а учитель в конце подводит итог).

- Во-первых, из жизни уходят называемые словом предметы, явления действительности. Но есть и другая причина устаревания слов. Найдите в словаре слово кушак. (Читают словарную статью).

- Пользуемся мы сейчас этим предметом? А словом?

- То есть место слова кушак заняло другое слово - пояс – с тем же значением. Итак, многие слова перестали употребляться, потому что они были вытеснены новым словом – синонимом. Слова, которые устаревают потому, что исчезли обозначаемые ими предметы, называются историзмами. Слова, которые устаревают потому, что их сменили синонимы, называются архаизмами. (Эти определения записывают на доске и в тетради, так как их нет в учебнике).



Запись на доске.

Устаревшие слова.

- Существует наука этимология (от греческого "etumon" - "истина" +"logos" - "понятие", "учение") - раздел языкознания, изучающий происхождение и историю слов.

- Приведите примеры слов, включающих часть logos биология (био - жизнь); лексикология (слово - лексика); геология (гео - земля) и т.д.

Чтение материала учебника с, сравнение формулировки устаревших слов в учебнике и выводов учащихся.

3. Выборочный диктант (упражнение 776) - Выпишите из текста устаревшие слова (один ученик работает на доске).

4.Отражение устаревших слов в толковых словарях. После сообщения учителя о том, как отмечают в толковых словарях устаревшие слова, школьники находят в «Толковом словаре» учебника устаревшие слова, рассматривая картину В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», выясняя по толковому словарю лексическое значение устаревших слов.

5. Самостоятельная работа. У каждого предмета из нашего музея своя история, своё предназначение в жизни. Например, прялка. С ней связана не только работа, однообразная и утомительная, но и первые девичьи волнения и переживания.

Если парень дарил девушке прялку, а та принимала её, это означало, что она его любит. Естественно, что молодой человек старался сделать прялку красивее. Вырезал узоры, выпиливал, красил. Он знал, что, получив подарок, его избранница тут же позовёт подруг. И тогда все узнают, как он любит свою ненаглядную, коль сумел своими руками сделать такой подарок.

Задание.

Рассмотрите экспозицию нашего музея и найдите предметы, которыми мы не пользуемся. Распределите их по тематическим группам, объясняя значение. Если нужно, обращайтесь к толковому словарю.



еда




посуда




одежда




головные уборы




Рефлексия: Словарный диктант в форме кроссворда

русский%20язык_%20издательский%20дом%20первое%20сентября.files/articlef.files/3.gif

1. Эластичный материал, получаемый путем вулканизации каучука (резина).


2. Сильно удивлять, производить сильное впечатление (поражать).
3. Зеленовато-голубой цвет (аквамарин).
4. Член КПРФ (коммунист).
5. Краски, разводимые на воде (акварель).
6. Человек одинакового возраста с кем-нибудь (ровесник).
7. Летнее открытое помещение в жилом доме в виде постройки с крышей на столбах (терраса).
8. Старый заслуженный работник (ветеран).
9. Преобразование, изменение, переустройство чего-либо (реформа).
10. Группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей (караван).
11. Синоним к слову багровый (кровавый).
12. Темно-красный (бордовый).
13. Заявить о своем несогласии (возражать).
14. Газообразная оболочка, окружающая Землю и некоторые другие планеты (атмосфера).
15. Воспроизводить, оттискивая с типографского набора, размножать с помощью специальных аппаратов (печатать).
16. Ограда по краю лестницы (перила).

- Являются ли устаревшими записанные вами слова? - Зачем нужно знать устаревшие слова?



Домашнее задание:

а) прочитать сведения об устаревших словах (с. П.63,64), выполнить упражнение 768. (



Использованная лит-ра: учебник русского языка , автор Бабайцева

Интернет ресурсы: http://www.1september.ru/ru/ -




Именины устраиваются для того, чтобы наши знакомые могли избавиться от ненужных вещей, которые они получили на собственные именины.
ещё >>