Урок русского языка в 11 классе фио: Гольдберг Светлана Юрьевна Дата рождения: 12. 06. 1969. Место жительства - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок русского языка в 11 классе «Сложноподчинённые предложения с... 1 48.52kb.
Досрочные выборы Главы Трегубовского сельского поселения Чудовского... 1 41.22kb.
Сведения о выдвинутых и зарегистрированных кандидатах в депутаты... 1 277.06kb.
Урок русского языка в 6 классе. Тема: Неопределенные местоимения. 1 91.33kb.
Сведения о кандидатах в депутаты Карагичевского сельского Совета... 1 40.44kb.
Урок русского языка в 6 классе по теме «Существительные общего рода» 1 19.72kb.
Урок русского языка в 5 классе С. А. Шугаева, учитель русского языка... 1 69.15kb.
Персональные данные фомина олега николаевича дата, год и место рождения 1 43.5kb.
Урок русского языка в 6 классе по теме «Меткие, озаряющие слова» 1 122.65kb.
Третьякова Светлана Юрьевна, учитель русского языка и литературы... 1 46.71kb.
Выборы депутатов Ульяновской городской Думы третьего созыва 7 1238.26kb.
Рассказа «Фотография, на которой меня нет» 1 99.88kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок русского языка в 11 классе фио: Гольдберг Светлана Юрьевна Дата рождения: 12. - страница №1/1

Международный литературный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года

по произведениям писателя Александра Костюнина
НОМИНАЦИЯ: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ

ФИО: Гольдберг Светлана Юрьевна

Дата рождения: 12.06.1969.

Место жительства: Ростовская обл., г. Красный Сулин, ул.Театральная, д.10, кВ. 17.

Место работы: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 6

г. Красного Сулина



http://kostjunin.ru/userfiles/image/photos/04.jpg

Подготовка к сочинению-рассуждению «Жизнь дана на добрые дела» по произведению А.В. Костюнина «Деньги»

(в рамках подготовки к заданию С)

Иди на небо по ступеням добрых дел –

Вот жизни смысл и наш земной удел.
Оборудование:

- портрет писателя

- книга рассказов «В купели белой ночи»

-компьютер, мультимедийный проектор, экран



Технология: РКМЧП

Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту.

Задачи:


  • познакомить с творчеством писателя;

  • научить вдумываться в текст, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, совершенствовать навыки анализа текста;

  • воспитывать уважительного отношения к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;

  • формировать опыт выражения собственных мыслей, читательской компетентности;

  • способствовать нравственному воспитанию учащихся, правильному отношению к общечеловеческим ценностям, проявлению высокого чувства нравственного долга.h:\program files\microsoft office\clipart\pub60cor\j0099171.wmf

h:\program files\microsoft office\clipart\pub60cor\j0099171.wmfh:\program files\microsoft office\clipart\pub60cor\j0099171.wmf

Ход урока.
1.Организационный момент.

2. Стадия ВЫЗОВА.

- Проблема смысла жизни, выбора своего жизненного пути была и остаётся одной из важнейших проблем для каждого человека. Как жить? По какой дороге пойти – лёгкой дороге поиска выгоды, наживы и обмана или честному пути доброты, любви и справедливости? Ответ на этот вопрос всегда волновал человечество. А насколько важна для вас проблема выбора жизненных ценностей? Почему?

Давайте обратимся к высказываниям выдающихся мыслителей прошлого и определим их точку зрения по этому вопросу (Тема урока, афоризмы – на слайдах)



"Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив" Римский философ I века до н.э. Сенека.

«В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро» Аристотель

«Приставлять одно доброе дело к другому так плотно,

чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, —

вот что я называю наслаждаться жизнью»

Марк Аврелий

«Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни» Л.Н. Толстой

«Бояться надо не смерти, а пустой жизни» Бертольд Брехт

«Самая большая цель в жизни – это увеличивать добро в окружающем нас мире» Д.С.Лихачев

Свободные высказывания учащихся по теме афоризмов.

- Итак, мы видим, что все эти люди, жившие в разных странах и в разное время, были согласны в одном: человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым. Великие люди открывают для нас сегодня мудрость поколений : смысл человеческой жизни – в свершении добрых дел.

- Можете ли вы согласиться с высказыванием «Сегодня вокруг нас стало очень мало доброты»? Определитесь с утверждением, заполнив таблицу.




Согласен полностью (аргументируйте позицию)

Согласен частично (аргументируйте позицию)

Не согласен

(аргументируйте позицию)












h:\program files\microsoft office\clipart\pub60cor\j0099171.wmfh:\program files\microsoft office\clipart\pub60cor\j0099171.wmfh:\program files\microsoft office\clipart\pub60cor\j0099171.wmf

- Ваши мнения разделились, и это говорит о том, что вопрос, поднятый на уроке, спорный, у каждого есть своё мнение по поднятой проблеме. Вы привели аргументы, опираясь на собственный опыт. Те, кому в жизни встретились добрые люди, не согласились с высказыванием, но многие считают, что в нашем мире сегодня действительно не хватает теплоты, дружеского участия, бескорыстного служения людям. Может быть, найти ответ на этот вопрос нам помогут произведения известного писателя современности Александра Костюнина. http://www.litputnik.ru/images/foto_autors/kostunin.jpg



У меня в руках его книга «В купели белой ночи», за которую писатель был удостоен звания лауреата по итогам литературного конкурса 2007 года в номинации «Повести и рассказы (малая проза) - «Лучшая книга года». Его произведения обладают огромной силой воздействия. Писатель борется за возвращение в нашу жизнь идеалов человеколюбия, добра, терпимости, душевной щедрости. Я хочу предложить вам познакомиться с текстом по произведению А. Костюнина «Деньги».

3. Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ.
Чтение учащимися текста (распечатка у каждого на парте).
(1)Хозяйка квартиры уже давно рассказывала о какой-то учительнице.(2) Её спокойный голос, достигнув тебя, не задерживаясь, проплывал мимо…

(3)Тяжело вздохнув, женщина продолжала:

(4 )– …У неё было четверо детей. (5) Одна девочка окончила девятый класс, вторая училась в шестом, вместе с моим сыном. (6) А мальчишки: один – в третьем, другой – в первом.(7) Муж работал тогда на комбинате, в цехе производства окатышей, рабочим, а она была классным руководителем моего сына.(8) Три года назад у нас на комбинате сильно задерживали зарплату.(9) Бюджетникам государство в положенный срок тоже не платило.(10) Людей постоянно обманывали.(11)Многодетные семьи попадали в крайне тяжёлое положение.

(12)Я стал прислушиваться.

(13)– Конечно, разные есть люди. (14) Она была из тех, кто, прокладывая себе жизненный путь, никого не расталкивает локтями. (15) Пожалуй, только близкие знали, насколько ей тяжело. (16) Тогда при выдаче зарплаты не смотрели, у кого сколько детей в семье. (17)Всем выдавали одинаково: например, по тридцать процентов. (18) А попробуй-ка четверых детей прокорми… (19) Мы часто встречались. (20) Она меня хорошо понимала не только как учитель, но и, в первую очередь, как мать, наверное.

(21 )У меня сын больной. (22) У него полностью потерян слух. (23) Три года он учился в спецшколе, а в четвёртый класс я его привезла в общеобразовательную школу. (24) Я очень боялась, сможет ли сын привыкнуть к учителям, к коллективу. (25) Первым человеком, который помог мне в моём горе, была она. (26) Настраивала ребят, учителей. (27 )Подбадривала меня, чем могла. (28) Ей удалось сплотить и ребят, и нас, взрослых. (29)Она устраивала совместные праздники. (30 ) Вместе отмечали Рождество. (31) Все поняли в конце пятого класса, что мы – одна большая семья. (32) И это во многом благодаря ей. (33) На День Святого Валентина она вырезала из бумаги маленькие красные сердечки – «валентинки» – и дарила от себя каждому ученику в классе. (34) Вот это сердечко. (35)Я его сюда, на видное место, повесила. (36) Однажды вечером я шла после работы домой и предложила ей зайти в магазин. (37) Она: «Да мне там делать нечего, ведь у меня денег и на хлеб нет…» (38)Я разволновалась. (39) Говорю: «Давайте, я вам дам». (40) А в ответ: «Нет, не надо! Зачем я буду кого-то обременять?» h:\program files\microsoft office\clipart\pub60cor\j0099171.wmfh:\program files\microsoft office\clipart\pub60cor\j0099171.wmfh:\program files\microsoft office\clipart\pub60cor\j0099171.wmf

(41)Всё это время, рассказывая, хозяйка хлопотала по кухне. (42) Но тут она в замешательстве остановилась, присела рядом и, помедлив, заговорила вновь:
(43)– Намечалась первая забастовка учителей. (44 ) Я решила позвонить ей, чтобы узнать, вести ли ребят завтра в школу. (45) Разговаривала она уже лёжа в кровати. (46) Сказала ещё, что сейчас на комбинате у мужа в счёт зарплаты мешок муки дали. 47) Блины можно будет печь.

(48)Утром, когда супруг вернулся с работы, дети не спали. (49)Дверь в спальню была плотно закрыта, чтобы маму не беспокоить.

(50)А мама была уже мёртвая.

(51)Врачи поставили диагноз: сердце не выдержало.

(52)Маленькое красное сердечко загадочно качнулось…

(53)Сердце, которого хватало на каждого и не хватило только на себя, продолжало жить.

(По А.Костюнину)
Анализ восприятия текста.

- Какие чувства вызвал у вас рассказ о жизни учительницы? Почему, как вы считаете, не выдержало её сердце?



Слово учителя (на слайдах фотографии, иллюстрирующие 90-е годы).

-Рассказ переносит нас в 90-ые годы прошлого столетия. Как их только не называли эти годы! Лихие, шальные, беспредельные… Это время «безвременья», когда самые высокие нравственные устои рушились, когда люди, стараясь выжить, теряли свой моральный да и просто человеческий облик. Для одних это время стало временем быстрого обогащения, для других обнищания . Народ из хозяина своей страны, превратился в лишних людей. Чтобы выживать в новых условиях, надо было быть бесчестным, бессовестным, нахрапистым и наглым. Большинство народа, воспитанное на других ценностях, не могло вписаться в новые жизненные стандарты. Вписались те, кто и раньше не имел совести и чести. Кучка воров, горлопанов, бандитов и лжецов – захватили власть. А 90-ые бездумной всесокрушающей машиной, продолжали сминать в человеке все светлое, окрашивать в темные цвета, уничтожать стремление к справедливости, человечности, участию в чужой судьбе. http://www.antipasministries.com/images/jpeg/image3698.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/5606/kerpe1.163/0_6d37c_a2bdd2af_xl.jpghttp://img15.nnm.ru/3/4/1/7/0/ae99462c3d967cac99836c92662_prev.jpg

- О каких реалиях того времени мы узнаём из рассказа? (Задерживали зарплату, людей обманывали, бюджетникам не платили).h:\program files\microsoft office\clipart\pub60cor\j0099171.wmfh:\program files\microsoft office\clipart\pub60cor\j0099171.wmfh:\program files\microsoft office\clipart\pub60cor\j0099171.wmf

- Что мы узнаём о судьбе и жизни героини? Что говорит хозяйка квартиры о её поступках, характере?



Самостоятельная работа с текстом, заполнение таблицы.

Судьба героини

Поступки героини

Работала учительницей, четверо детей

Хорошо понимала меня

Муж работал на комбинате рабочим

Помогала в моём горе, подбадривала

Задерживали зарплату

Удалось сплотить и ребят, и взрослых

Бюджетникам не платили , людей обманывали

Устраивала совместные праздники

В крайне тяжёлом положении

Дарила каждому ученику сердечки из бумаги

Насколько ей тяжело

Благодаря ней класс стал единой семьёй

Попробуй-ка четверых детей прокорми

Не хотела никого обременять


Обсуждение текста.

- О чём говорят поступки героини? (Несмотря на трудную жизнь, она сохранила в сердце любовь и человечность).

- Как связаны судьбы двух женщин? (Учительниц была первым человеком, который поддержал мать больного ребёнка в её горе, принял живое участие в судьбе мальчика).

- С каким чувством рассказывает об учительнице хозяйка квартиры? (Женщина вспоминает об учительнице с любовью и благодарностью, она до сих пор хранит на видном месте подаренное ею сердечко . Автор передаёт речь хозяйки, используя слова «тяжело вздохнула», «в замешательстве остановилась», которые помогают понять душевное волнение рассказчицы, боль и горечь при воспоминании о тяжёлой судьбе учительницы и её смерти).

- Какие качества героини раскрывает сцена в магазине? (Внутреннее достоинство, нежелание кого-либо обременять своими проблемами).

- Объясните, как вы понимаете слова «Она была из тех, кто, прокладывая себе жизненный путь, никого не расталкивает локтями»? ( Эти слова говорят об огромной нравственной силе героине. Непросто было выжить и сохранить в себе человеческое достоинство и чистую душу, но она смогла остаться сердечной, чуткой, отзывчивой, неравнодушной к чужому горю).

-Объясните последние строки произведения « Сердце, которого хватало на каждого и не хватило только на себя, продолжало жить». (Человеческая жизнь измеряется не количеством прожитых лет, а совершёнными добрыми делами . Память об учительнице живёт в сердцах людей, в сердцах её учеников).

h:\program files\microsoft office\clipart\pub60cor\j0099171.wmfh:\program files\microsoft office\clipart\pub60cor\j0099171.wmfh:\program files\microsoft office\clipart\pub60cor\j0099171.wmf


4.Стадия РЕФЛЕКСИИ.

Работа в группах.

- Какие же проблемы поднимает А.Костюнин? Как разрешаются эти проблемы в произведении? (Учащиеся обсуждают вопрос в группах и заполняют таблицу ).



Проблема

Позиция автора

Проблема сохранения душевной щедрости и нравственной стойкости в тяжёлых жизненных обстоятельствах.

В самых трудных условиях человек должен оставаться человеком – добрым, чутким, милосердным.

Проблема отношения государства к своим гражданам.

Бездушное отношение государства к своим гражданам приводит к тому, что люди начинают терять веру в доброту и благородство.

Проблема памяти

Добро, творимое человеком, остается в памяти людей.

- Вспомните произведения, авторы которых поднимают аналогичные проблемы .



Проблема

Позиция автора

Проблема сохранения душевной щедрости и нравственной стойкости в тяжёлых жизненных обстоятельствах.

В самых трудных условиях человек должен оставаться человеком – добрым, чутким, милосердным.

Проблема отношения государства к своим гражданам.

Бездушное отношение государства к своим гражданам приводит к тому, что люди начинают терять веру в доброту и благородство.

Проблема памяти

Добро, творимое человеком, остается в памяти людей.

Проблема

Примеры из художественной литературы

Проблема сохранения душевной щедрости и нравственной стойкости в тяжёлых жизненных обстоятельствах.

А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (Пётр Гринёв), Л.Н. Толстой «Война и мир» (Наташа Ростова), Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова)

Проблема отношения государства к своим гражданам.

А. Солженицын «Архипелаг ГУЛаг», А.Ахматова «Реквием»

Проблема памяти

Б. Васильев «Летят мои кони» (доктор Янсен), А. Куприн «Чудесный доктор»(доктор Пирогов)

- Приведите примеры милосердного, гуманного отношения к людям в современном мире (учащиеся приводят свои примеры).



Слово учителя.

- Людей, бескорыстно творящих добро, немало и в наше время. Это, например, мать Тереза, женщина , чья подвижническая  жизнь была настолько насыщенна, что с трудом укладывается в наши традиционные представления. В 1997 году ей  была присуждена Нобелевская премия, и эти средства тоже были потрачены во имя «нежеланных, нелюбимых и необласканных». На сегодняшний день в Ордене милосердия, созданном матерью Терезой более пятидесяти лет назад, насчитывается около трехсот тысяч сотрудников, которые трудятся в разных странах мира, управляя там детскими домами, клиниками для лечения смертельных больных, приютами…Мать Тереза умерла, а дело ее продолжает жить. И у нас в стране открываются различные фонды, например, фонд, созданный Чулпан Хаматовой, куда можно перечислить деньги, пожертвовать их детям, нуждающимся в дорогостоящем лечении. Доброта и милосердие – это сострадательная любовь и участие в жизни людей бедных, нуждающихся, а таких сейчас много. h:\program files\microsoft office\clipart\pub60cor\j0099171.wmfh:\program files\microsoft office\clipart\pub60cor\j0099171.wmfh:\program files\microsoft office\clipart\pub60cor\j0099171.wmf

- Тема нашего урока - жизнь дана на добрые дела. Помните об этом. Обращайтесь к произведениям А.Костюнина – они помогут вам стать милосерднее, сострадательнее и добрее.
5. Домашнее задание.

Написать сочинение по рассказу А.Костюнина, выбрав одну из затронутых писателем проблем.




h:\program files\microsoft office\clipart\pub60cor\j0099171.wmfh:\program files\microsoft office\clipart\pub60cor\j0099171.wmfh:\program files\microsoft office\clipart\pub60cor\j0099171.wmf







Когда я перестал пить чай с калачом, то говорю: аппетита нет! Когда же перестал читать стихи или романы, то говорю: не то, не то! Антон Чехов
ещё >>