Урок русского языка с использованием умк по олимпийскому и паралимпийскому образованию обучающихся Тема урока «Повторение по теме «М - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок №54/22 Базовый учебник : «Физика. 7 класс», Перышкин А. 1 72.41kb.
Урок русского языка в 6 классе. Тема: Неопределенные местоимения. 1 91.33kb.
Урок английского языка в 5 классе по умк биболетовой М. З. "Enjoy... 1 50.77kb.
Урок православной культуры в 5 классе ( по умк в. Д. Скоробогатов, Т. 1 55.24kb.
План конспект урока английского языка По теме «Лондонский зоопарк»... 1 53.83kb.
Конспект Урока русского языка (2класс) с использованием стратегий... 1 83.44kb.
Повторение по теме 1 64.52kb.
Урок русского языка в 5 классе Тема: «Антонимы» Тип урока: Урок объяснения... 1 53.59kb.
Урока с использованием технологии развития критического мышления... 1 68.84kb.
Урок русского языка в 11 классе (17 ноября 2011 г.) Тема урока «Знаки... 1 50.14kb.
Урок русского языка с использованием информационных 1 52.59kb.
Вариант-6: А1- 3 А2 1 22.25kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок русского языка с использованием умк по олимпийскому и паралимпийскому образованию - страница №1/1

Урок русского языка с использованием УМК по олимпийскому

и паралимпийскому образованию обучающихся

Тема урока «Повторение по теме «Морфология»

Цель урока: повторить ранее изученный материал по теме «Морфология»; актуализировать знания учеников по олимпийскому движению.
Основные задачи:

1) развитие коммуникативных навыков обучающихся в анализе авторского текста и в обсуждении вопроса по спортивной тематике;

2) повторение частей речи;

3) закрепление навыков правописания слов разных частей речи.

4) подготовка к ЕГЭ.

I. Подготовка к ЕГЭ. Анализ авторского текста.
(1)Когда мы говорим о подвигах, героизме, то в первую очередь вспоминаем Великую Отечественную войну. (2)Там подвигам числа не было. (3) А кого в наше время можно назвать героем – творцом подвига? (4) Каковы сегодня критерии героического?

(5)Некоторое время назад на Западе был широко разрекламирован безрассудно смелый поступок двух молодых парашютистов-американцев, напоминающий игру в кошки-мышки со смертью. (6) Один из молодых парней выпрыгнул из люка самолёта без парашюта, а точно через рассчитанное время – другой, с двумя парашютами. (7)В воздухе второй парашютист «догнал» первого (благодаря большему весу), передал ему парашют, который тот пристегнул во время продолжающегося падения. (8)В итоге оба благополучно приземлились. (9)Исключительный случай? (10)Да. (11)Необычный поступок? (12) Конечно. (13)Но во имя чего был нужен этот бессмысленный риск? (14)Можно ли поступок молодых спортсменов считать поистине героическим? (15)Размышляя об этом, я вспомнил ещё одну историю, произошедшую приблизительно в то же время в Ереване.

(16)На глазах десятков людей троллейбус, полный пассажиров, упал с дамбы в искусственное озеро. (17)Некоторым удалось выпрыгнуть в момент падения, но большинство оказалось в холодной воде на десятиметровой глубине в полной темноте. (18)Шансов на спасение практически не было. (19)В это время двадцатитрёхлетний спортсмен по подводному плаванию Шаваш Карапетян вместе со своим братом тренировался возле водоёма и увидел случившееся. (20)Не задумываясь, он бросился к месту трагедии. (21)Там собралась толпа народа, все кричали, плакали, но нырять так глубоко никто не решался. (22)Ждали службу спасения, водолазов. (23)Но времени в запасе не было – через 15-18 минут вода полностью вытеснит воздух из салона троллейбуса. (24)Шаваш начал действовать. (25)Он нырял и вытаскивал человека за человеком, брат помогал ему на поверхности озера. (26)Пять глотков воздуха – и опять под воду. (27)В голове юноши была только одна мысль - спасти как можно больше людей. (28)Он стал вытаскивать по два человека одновременно. (29)Силы самого Шаваша таяли на глазах, грудь болела, чувствовалось переохлаждение. (30)В какой-то момент он даже потерял сознание, но не остановился, ведь под водой были ещё живые люди. (31)Наконец прибыли спасатели с кислородными баллонами, но оказалось, что баллоны пусты. (32)А Шаваш продолжал нырять. (33)За столь короткое время он спас 23 человека! (34)После этой спасательной операции Шаваш Владимирович Карапетян сам попал в больницу и по состоянию здоровья вынужден был оставить большой спорт. (35)Мечте стать спортсменом мирового уровня не суждено было сбыться, но он никогда об этом не жалел. (36)Об одном лишь болела его душа: не смог всех спасти. (37)Троллейбус достали только через 50 минут после падения, в нём оказалось 46 погибших. (38)Если бы не Шаваш, их было бы гораздо больше.

(39)Возвращаясь к вопросу о сегодняшних критериях героического, я хочу сказать лишь одно: «голая» исключительность поступка ещё не относит его к героическому свершению, здесь нужно другое. (По Д. А. Волкогонову)



Дмитрий Антонович Волкогонов (22 марта 1928 года6 декабря 1995 года) — советский и российский историк, философ, публицист, политолог и политик. Профессор, доктор исторических наук и доктор философских наук, член-корреспондент РАН, генерал-полковник , лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995-посмертно).
Вопросы для содержательного анализа текста.
1. К какому стилю речи и жанру можно отнести данный текст? Обоснуйте свой ответ. (Публицистический, цель – воздействовать на читателей и привлечь их внимание к волнующему автора вопросу. Жанр – проблемный очерк).

2. Какую же проблему поднимает Дмитрий Антонович Волкогонов? (Проблему истинного и ложного героизма, лжегероизма).


3. Какой приём лежит в основе композиции текста и служит для комментария проблемы? (Сравнение. Сравнивает два исключительных поступка). Давайте разберёмся, в чём смысл их сравнения.
4. Как публицист характеризует поступок спортсменов-парашютистов? Какие слова можно считать ключевыми в его оценке? (Смелый, но безрассудный поступок; бессмысленный риск, игра в кошки-мышки со смертью, исключительный необычный поступок). Ради чего он совершён? Сделайте вывод. (Автор отмечает, что их поступок совершён только ради личной славы).
5. Чем история Шаваша Карапетяна отличается от действий парашютистов? Легко ли ему было? Найдите в тексте подтверждение тому. (Он подвергал себя смертельной опасности, жертвовал собственным здоровьем). Как автор оценивает его поступок? (Настоящий герой) Что помогло парню спасти людей? (Спортивная подготовка)

7. Позиция автора не выражена явно. И всё-таки к какому выводу приходит публицист? (Волкогонов считает, что…) А что нужно другое, чтобы считать поступок героическим?

(Герой - личность, способная совершить в нужный момент жизненно необходимый для людей поступок). (способность)
Когда мы говорим о героизме, мы, как правило, его соотносим со спасением людей, боевыми действиями. Но есть довольно мирное сочетание «герой спорта». Что означает это сочетание? (Установили мировые, олимпийские рекорды, завоевали огромное количество наград).

Назовите спортсменов нашей страны, которых можно назвать настоящими героями спорта. (Многоборец Виктор Чукарин и гимнастка Лариса Латынина- обладательницы 18–ти олимпийских медалей!

Штангист-тяжеловес Юрий Власов и гребец Вячеслав Иванов.

Легкоатлет Валерий Брумель и фехтовальщица Елена Белова.

Спринтер Валерий Борзов и десятиборец Николай Авилов.

Гимнаст Николай Адрианов и пловец Владимир Сальников.

Конькобежка Лидия Скобликова и лыжница Любовь Егорова, фигуристы: Ирина Роднина и Александр Зайцев

Наши белгородские спортсмены: гимнастка Светлана Хоркина, борец Фёдор Емельяненко, члены сборной команды России по волейболу, ставшей победителем на Олимпиаде в Лондоне 2012г.: Сергей Тетюхин, Дмитрий Мусэрский, Тарас Хтей и Дмитрий Ильиных,

легкоатлетка Елена Соколова завоевавшая «серебро» в прыжках в длину, и бронзовоый призер Олимпийских игр, защитник сборной команды России по баскетболу Алексей Швед).



О каких спортсменах можно сказать, что вся их спортивная жизнь – это настоящий подвиг? (Это спортсмены-паралимпийцы). Д/ З. Подготовьте рассказ об одном из паралимпийцев и запишите в виде аргумента по обсуждаемой нами проблеме.
II. Лингвистический этап. Повторение раздела «Морфология».

Давайте вспомним основные понятия из этого раздела.



- Что изучает раздел «Морфология»? (Морфология –это раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи.)

- На какие группы делятся все части речи? (Самостоятельные, служебные, междометие)

- Назовите самостоятельные части речи. Служебные.



- Чем отличаются слова разных частей речи? (Значением, морфологическими признаками, синтаксической ролью)
МЫ сейчас работаем в группах. Каждая группа получает своё лингвистическое задание, оно тоже в ключе подготовки к ЕГЭ, и, как всегда, после выполнения группа отчитывается. Ответы записывайте. Время выполнения задания – макс. 7 минут.
1 ГРУППА

1. Укажите верную морфологическую характеристику слова «ОБА» из предложения 8. (Собирательное числительное)
2. Из предложений 34-35 выпишите все МЕСТОИМЕНИЯ. (Его –притяж., всех – определит., в нём - личное)

3. В каком предложении оба выделенных слова пишутся СЛИТНО? (Объясните написание)
1) Маша (ТО)ЖЕ хотела пойти на каток, но врач запретил ей гулять (В)ТЕЧЕНИЕ трёх дней.

2) Хижина наша из дерева и фанеры, ПО(ЭТОМУ) в ней ТАК(ЖЕ) холодно, как в палатке.

3) ЧТО(БЫ) добраться до пожарной лестницы, надо выйти на балкон, находящийся (НА)ПРОТИВ.
4. Укажите способ образования слова «ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ» из предложения 37. (Суффиксальный)
2 ГРУППА

1. Укажите верную морфологическую характеристику слова «ДРУГОЙ» из предложения 6. (Определительное местоимение)
2. Из предложений 34-36 выпишите все ЧАСТИЦЫ. (Лишь, не, только, бы)
3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е? (Выпишите только буквы и объясните)

1) услыш…шь, подар…нный

2) потян…шься, реша…мый

3) просе…в, опечал…вшийся


4. Укажите способ образования слова «ПОИСТИНЕ» из предложения 14. (Объясните, какая это часть речи).
3 ГРУППА

1. Укажите, какое из данных прилагательных НЕ является качественным:

1) молодых 2) необычный 3) смелый 4) спасательной


2. Из предложения 35 выпишите все ПРЕДЛОГИ. Укажите: производные/ непроизводные (через, после,в)
3. В каком предложении НЕ со словом пишется СЛИТНО? (Выпишите слова с НЕ и объясните написание)

1) Трава на лугу до сих пор (не)скошена.

2) Генерал рассказывал об ужасной сцене, (не)испытывая ни малейшего смущения.

3) (Не)ожиданно хлопнула дверь, и в доме сразу стало тихо.


4. Укажите способ образования слова «ПОГИБШИХ» из предложения 35. (Объясните)

III. ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ МОРФОЛОГИИ
1 ГРУППА

Определите, какими частями речи являются выделенные в предложении слова? Объясните.

1. На вокзале нас тепло встретили и провели в гостиницу.

2. После ремонта в школе тепло и уютно.

3. Помещение оранжереи тепло и хорошо освещено.


2 ГРУППА

Определите, какими частями речи являются выделенные в предложении слова? Объясните.

1. Работники стадиона всё подготовили для спортивных соревнований.

2. Как я ни старался, мне всё не давались точные науки.
3 ГРУППА

Определите, какими частями речи являются выделенные в предложении слова? Объясните.

1. Мы вышли к горной реке и разбили лагерь вблизи.

2. Ученики посадили молодые деревца вблизи школы.
Дополнительные задания. Морфология и синтаксис.
1 группа. Определите, каким членом предложения является выделенное слово.(Укажите его часть речи)

Охотник вышел к реке, которая протекала за лесом.


2 группа. Определите, каким членом предложения является выделенное слово. (Укажите его часть речи)

Мы вышли из душной комнаты освежиться.


3 группа. Определите, каким членом предложения является выделенное слово. (Укажите его часть речи)

Четверо велосипедистов оторвались от основной группы спортсменов.
Подведение итогов урока: Что нового мы узнали о героизме? (способность…)

Каких героев мы сегодня вспомнили? (Героев спорта)

Какой раздел языкознания мы повторили? Какие разделы затронули? (Словообразование и орфографию)
Концовка урока.

1. – В здоровом теле здоровый дух, - утверждали древние греки.

2. - Citius, altius, fortius, (цитиус, алтиус, фортиус)! – скандировали древние римляне.

3. - Быстрее, выше, сильнее, - вторили россияне.

4. - Нет на свете прекрасней одёжи,

Чем бронза мускулов и свежесть кожи, - убеждал поэт Владимир Маяковский.

5. - А я добавлю: Праздник спорта, духа сраженья,

Взлёты, победы и пораженья,



Диалог народов мирный -

Это всё Олимпийские игры.




Я снова на год моложе, чем буду в следующем январе! Янина Ипохорская
ещё >>