Урок развития речи по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 148.74kb.
Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 53.37kb.
Сочинение описание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 26.95kb.
Сочинение описание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 21.1kb.
«Третьяковскую галерею» 1 8.89kb.
Сочинение- описание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 46.58kb.
Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 58.73kb.
Анализ сочинений по картине А. К саврасова Грачи прилетели 1 87.64kb.
В гостях у художника А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Виды детской... 1 23.64kb.
Тема: Беседа по картине А. К 1 27.12kb.
Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 48.38kb.
«Третьяковскую галерею» 1 8.89kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок развития речи по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» - страница №1/1


Урок развития речи

по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

Подготовка к сочинению-описанию, с использованием элементов методики развития критического мышления.

Выполнила:

Рахматуллина Аниса Якуповна, учитель русского языка и литературы II квалификационной категории


МОУ «Адельшинская средняя общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района

Цели урока:



  • образовательная: обобщить полученные знания по теме «Глагол»; учить добывать информацию из текста и картины;

  • развивающая: формировать у учащихся навыки работы с художественным полотном;

  • воспитательная: воспитать интерес и любовь к родному искусству, умение образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

  • коммуникативная: учить излагать свои мысли и впечатления от увиденного в устной и письменной форме, уточнять и расширять словарный запас.

Средства обучения: репродукция картины А.Саврасова «Грачи прилетели», портрет А.Саврасова, книги, картины о весне, слайды «Жанры живописи».

Предварительные задания:



  1. Биография художника.

  2. История создания картины.



Стадии урока

Учитель

Возможные ответы и предварительная работа учащихся

I.Вызов

1. Какое сейчас время года? Какие изменения происходят весной в природе?

Солнце светит ярче, дни становятся длиннее, а ночи – короче. Тает снег, оживают растения, просыпаются животные, прилетают перелётные птицы.




2. Весна – это утро года. Природа весной просыпается. Весне посвящали свои произведения писатели, поэты, художники, композиторы. Приведите примеры.

Предварительная работа учащихся.



Загадки, пословицы, приметы, поговорки, стихи, картинки о весне.

Осмысление содержания

Сегодня мы познакомимся с очень интересной картиной о весне. А что мы называем картиной? Давайте составим определение.

  • Рисунок, изображение и т.д.

Словарная работа: Картина – завершённое произведение живописи, итог длительной работы художника. Живопись – (от русского «живо» и «писать») произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.), нанесёнными на твёрдую поверхность. Главное выразительное средство живописи – цвет.

1. Добывание информации из картины.

а) Знакомство с картиной, не показывая названия картины и фамилии художника:



  • что вы видите на этой картине?

  • О чём эта картина?

(Записывается на доске)

Тающий снег, лужи, берёзы, грачи, грачиные гнёзда, голубое небо, прозрачный воздух.

Картина о весне, о прилёте грачей.


После предварительной работы по этой картине нужно будет выполнить письменную домашнюю работу. Задания будут разные. Вы выберете то, что вам понравится. Но в течении урока будете собирать материал для выполнения этого задания на черновиках.

  1. Сочинение-описание по картине.

  2. Сообщение «А.Саврасов – один из самых замечательных пейзажистов 1860-ых годов.»

  3. Составить словарик эпитетов о весне.

  4. Подготовить игру для класса «Продолжи пословицы, поговорки о весне».

  5. Полилог грачей.




2. Как бы вы назвали эту картину?

«Весна», «Наступила весна», «Возвратились перелётные птицы» и т.д.




3. Какие вы знаете жанры картин?

(Составление кластера по ответам детей)





4. Просмотр слайдов и дополнение кластера новыми сведениями.







СЛАЙДЫ по учебнику Н.М.Сокольниковой «Изобразительное искусство. Краткий словарь художественных терминов», ч.4, Обнинск «Титул», 1996.
Многообразие объектов и событий окружающего мира привели к возникновению жанров живописи:

1. Анималистический жанр – (от латинского «животное») изображение животных. Художник-анималист с научной точностью передаёт анатомическое строение животного и художественно-образную характеристику животного.

2. Батальный жанр – (от французского «битва») посвящён темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Художники-баталисты стремятся передать героическую готовность к борьбе, воспевают торжество победы и проклинают войну.

3. Бытовой жанр – темы и сюжеты из повседневной жизни человека.

4. Исторический жанр – посвящается изображению значимых исторических событий, явлений.

5. Марина – (от латинского «морской») художники-маринисты изображают морской вид, морскую стихию.

6. Мифологический жанр – (от греческого «предание»)посвящается событиям и героям мифов.

7. Натюрморт - – (от французского «мёртвая природа») изображаются самые обычные вещи, показывается их красота и поэтичность.

8. Пейзаж - (от французского «местность, страна, родина») изображение природы, вида местности. Пейзажи бывают сельский, городской, индустриальный.

9. Портрет - (от французского «изображение») изображение одного человека или группы людей. Художники-портретисты стремятся передать в портрете характер человека, его духовный мир.






5. К какому жанру относится эта картина?

- Пейзаж.




6. Сопутствующее повторение.

С какими пейзажами каких авторов вы познакомились в этом учебном году? Что вы помните об этих художниках?



- А.А.Пластов «Первый снег». А.А.Пластов народный художник СССР, певец колхозной деревни и природы. В его картинах раскрывается красота и сила родной земли.

- И.И.Левитан «Золотая осень». Современники называли И.Левитана поэтом русской пртроды. Любимое время года художника – осень Его картины учат видеть и понимать всю красоту и прелесть русской природы






7. Вот эту картину, с которой мы сегодня с вами знакомимся, нарисовал основоположник подлинно русского пейзажа А.Саврасов, учитель И.Левитана.

Предварительная работа



  • по биографии художника;

  • по истории создания картины.

- Поэзия весны, пробуждения природы, таяния снегов — излюб­ленная тема и русской живописи, и русской литературы. С не­обычайной живописной свежестью и полнотой воплотилась эта тема в знаменитом холсте А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

В истории русского искусства второй половины XIX столетия А.К. Саврасову принадлежит одно из самых почетных мест. Он был основоположником лирического направления в пейзажном жанре, человеком исключительного поэтического дарования и душевной чуткости. Именно ему принадлежит важнейшее для отечественной пейзажной живописи открытие, заключающееся в непосредственной связи чувств и переживаний человека с миром природы, связи, которая становилась основой эмоционального содержания произведений.

А.К. Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве в семье купца. В ранней юности у него обнаруживаются способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал "приспособить сына к коммерческим делам", Саврасов в 1844 году поступает в Московское училище живописи и ваяния. Пейзажи Саврасова отличались живыми наблюдениями, искренностью чувств.

- В декабре 1870 года Саврасов вместе с женой едет на Волгу.

На Волге в 1871 мастер создает этюды к ряду лучших своих работ ("Печерский монастырь под Нижним Новгородом"), в том числе к знаменитой картине "Грачи прилетели", ставшей самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Этюдная работа над "Грачами" шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и старая церквушка на фоне стылых дальних лугов, - все это сплавилось в образе удивительно проникновенном и лирическом. Именно тут "настроение" - как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем.





И.И.Левитан писал об этой картине: «Какой её сюжет? Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, поле, тающий снег и на первом плане несколько берёзок, на которые уселись прилетевшие грачи, - и только. Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу».




8. Приём «бортовой журнал».

а) Запишите в первую колонку всё то, что вы смогли увидеть в картине.



На этой картине изображён весенний сельский пейзаж. Наступление весны мы видим во всём: солнечный день, прозрачный воздух, голубое небо. Снег почти весь растаял. На земле видны лужи. Прилетели первые вестники весны – грачи. Они устраивают свои гнёзда на берёзах.




б) Прослушивание искусствоведческого текста;

в) Записывайте за мной во вторую колонку.

Пообщайтесь и допишите.

Кто дополнит?



«В картине весна борется с зимой: тёплые тона солнечного цвета сочетаются с холодными тонами неба, снега, воды. Лёгкие неустойчивые контрасты холодных и тёплых цветов передают то скрытое движение в природе, которое царит в ней ранней весной.

Слева между облаками проглянул утренний луч солнца. Его неяркий свет преобразил всё встречающееся на пути: он окрасил в розоватые тона облупившуюся штукатурку колокольни, заставил вспыхнуть тусклым блеском старую медь колоколов, отбросил длинную синюю тень на ещё не тронутый теплом чистый снег у забора. В свете этого живительного луча особенно рельефно обрисовались тонкие упругие берёзы. Прутяные гнёзда на синем фоне неба дали нежный лиловый рефлекс.

А грачи… Переданы разнообразные движения птиц, усеявших деревья. Они хлопают крыльями, взлетают, тянутся за прутом, копошатся у своих растрёпанных гнёзд. Беспорядочное, но полное хлопотливой жизни движение птиц вызывает в нас то ощущение шума, гомона, птичьего крика, которые всегда сопровождают весеннюю грачиную возню.» (Э.И.Голубева, А.А.Крестинский, Э.В.Кузнецова «Беседы о русских художниках» II половина XIX века, Ленинград, 1960.)


III.Повторение по теме «Глагол»

1.Мы прослушали текст-описание. Что характерно для текста-описания?

- Много используются существительные, прилагательные.


2. А в тексте использовано очень много глаголов, передающих движения грачей, пробуждение природы. В этом секрет мастерства А.Саврасова, умеющего передать на картине и движения, и звуки, и запахи. Подчеркните в своих записях глаголы. Сделайте морфологический разбор одного глагола.



-Какие краски преобладают на картине?

-Какие запахи Вы чувствуете, когда смотрите на картину?

-Как Вы думаете, какие звуки можно услышать, посмотрев на эту картину?





IV. Подготовка к сочинению

Виды вступлений:

1. Вопросно-ответная форма



Что такое весна? Для детей – каникулы, пускание корабликов, игры на улице. Для взрослых – полевые, садовые работы. Для перелётных птиц – возвращение на родину. Для самой природы – начало нового дня.




2. Цепочка вопросительных предложений

Почему многие люди своим любимым временем года считают весну? Почему слово «весна» вызывает улыбку, радость? Почему птицы улетают в тёплые края, если каждую весну возвращаются обратно?




3. Назывное предложение.

А.Саврасов – мастер пейзажа. Только настоящий художник может показать и любовь к родине, и восхищение родным краем, и свои чувства передать на картине через такие простые образы.




4. Цитата.

«Чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное и чтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенная истина». Н.В.Гоголь

V. Примеры сочинений

Сочинение-описание.

План:


  1. Вступление. Весна – утро года.

  2. Основная часть. Весна на картине Саврасова:

  • Саврасов – певец русской природы;

  • признаки весны на картине;

  • цветовая гамма картины;

  • движение, звуки, запахи.

3. Заключение. Что я узнал нового о весенней природе на уроке.
Весна… Солнце. Тёплые дни. Тающий снег. Лужи на земле. Набухающие почки. Перелётные птицы.

60-е годы XIX века явились переломными годами в развитии русского национального пейзажа. Саврасов был основоположником лирического направления в пейзажном жанре. Пейзажисты этой поры избирают самые простые сюжеты. Очень часто они изображают уголки природы, связанные с жизнью и трудом народа..

«Алексею Саврасову место в истории было бы обеспечено, создай он всего лишь одну картину – «Грачи прилетели» пишет Янина Белошапкина. Каждый элемент картины говорит о весне: тающий снег, лужи на земле, голубое прозрачное небо, прилетевшие грачи, которые заняты устройством гнёзд.

Саврасов на этой картине показывает борьбу между весной и зимой. Зима представлена использованием холодных тонов неба, снега, воды. Весенние признаки видны через тёплые тона солнечного света. Утренний луч солнца окрасил в розоватые тона штукатурку колокольни, отбросил длинную синюю тень у забора.

Контраст холодных и тёплых тонов передают скрытое движение в природе, которое царит в ней ранней весной. Саврасову удалось передать не только цвет и свет, он сумел показать разнообразные движения птиц. Они хлопают крыльями, взлетают, тянутся за прутом, копошатся у своих растрёпанных гнёзд. Представленное движение птиц вызывает в нас ощущение шума, гомона, птичьего крика. О Саврасове Крамской писал как о художнике, чутком «к шуму и музыке в природе».

Познакомившись с этой картиной, я начал по-другому смотреть на природу. Я поняла, сколько много цветов в весенней природе. А раньше я видел весной только серо-белые краски и грязь. Я раньше мало смотрел на весеннее небо. Меня интересовали только лужи и ручейки. Оказывается, весна приходит к нам с неба на крыльях грачей.






Полилог грачей.

План:


1. Вступление. Радость возвращения.

2. Основная часть. Обустройство гнёзд:



  • искусство плетения гнёзд;

  • опасность быть разорённым;

  • «новые технологии» плетения гнезда.

3. Заключение. Родина нас встретила.
«Беспорядочное, но полное хлопотливой жизни движение птиц вызывает в нас то ощущение шума, гомона, птичьего крика, которые всегда сопровождают весеннюю грачиную возню.» ((Э.И.Голубева, А.А.Крестинский, Э.В.Кузнецова)
-Ур-ра! Весна! Мы дома! Смогли вернуться! Долетели!

  • Кар-р! Все ли долетели?

  • Кар-р! Никого не потеряли! Все на месте!

  • Кар-р! Какая радость! Мы долетели до родины!

  • Кар-р! Оставьте место мне вот на этой ветке!

  • Кар-р! Ох, эта молодёжь, места хватит всем. В тесноте да не в обиде. Берёза не пальма, ветвей для всех достаточно.

  • Кар-р! Помогите, я забыл, как правильно плести прутья, у меня всё рушится.

  • Кар-р! Смотри на меня и повторяй за мной!

  • Кар-р! Молодые! Не сорите прутьями. Плетение гнезда – это целое искусство. А искусство – это красота. Основа красоты_ чистота!

  • Кар-р! А кто послушал прогноз погоды? Не рано ли ещё откладывать яйца?

  • С каких это пор грачи интересуются прогнозом? А где ваше природное чутьё? Ох уж эта цивилизация! Вы разве не знаете, что наш прилёт уже означает начало весны. Не зря говорят, «Грачи прилетели – снег не будет лежать».

  • Кар-р! Я слышал от знакомых, очень опасно для постройки дома использовать проволоки из цветного металла.

  • А зачем? Это очень даже удобно. Крепкое гнездо получается: ни ветер не страшен, ни дождь.

  • Опасно не сама проволока, а люди, которые, разворотив наши гнёзда, продают цветной металл.

  • А я научился маскировать проволоки прутьями. Могу дать мастер-класс по постройке прутяных гнёзд с маскированными металлическими проволоками.

  • Кар-р! Успокойтесь, и научите, и научитесь. Главное, все мы смогли прилететь на родину. Главное, родина нас ждала и встретила!



-Что, на Ваш взгляд, было дорого художнику? С какой целью он нарисовал эту картину?

Уточните для себя домашнее задание. Определите, какого материала не хватает, чтобы выполнить задание. Нужно будет посетить библиотеку или интернет для сбора дополнительной информации.









Кролик — это цивилизованный заяц. Антоний Регульский
ещё >>