Урок разработан учителем биологии Селезневой А. Т. 2012г Тема урока: "Паукообразные" - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок закрепления разработан учителем математики мбоу сош №50 г. 1 61.25kb.
Урок разработан учителем математики Романовой Людмилой Николаевной г. 1 36.64kb.
Конспект урока биологии для 9 класса. Учитель биологии: Мелёхина... 1 87.04kb.
Разработан учителем биологии Соломатиной Н. В. Цели урока : Образовательная 1 63.26kb.
Урок математики "Спасательная экспедиция в Антарктиду" Тема урока... 1 80.29kb.
Урок биологии в 6 классе. Кириллова Н. М. учитель биологии мбоу «Вурман-Кибекская... 1 39.91kb.
Урок разработан Учителем кубановедения Мосур Мариной Павловной 2011... 1 68.07kb.
Урок путешествие в 5 классе Учитель Баскина Т. М. 23. 12. 2012г. 1 53.58kb.
Методическая разработка предмет: биология, литература, психология... 1 234.67kb.
Урок биологии в 6 классе. Шкварцева В. А. ( высшая категория) 1 48.5kb.
Урока английского языка в 5 классе. ( март 2012г.) Тип урока нетрадиционный. 1 78.39kb.
Ход урока I. Проверка знаний учащихся о признаках класса Ракообразные 1 59.29kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок разработан учителем биологии Селезневой А. Т. 2012г Тема урока: "Паукообразные" - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЩЁЛКОВСКИЙ ЛИЦЕЙ №7











Методическая разработка урока с применением технологии критического мышления









«ПАУКООБРАЗНЫЕ»









Урок разработан учителем биологии

Селезневой А.Т.









2012г


Тема урока: "Паукообразные"
Цели урока: Сформировать понятие об особенностях строения паукообразных представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека.

Задачи:

  • обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков класса паукообразные, показать значение пауков в природе и жизни человека.

  • учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы;

  • развивать познавательную деятельность посредством заданий развивающего характера;

  • воспитание наблюдательности.

  • формирование мотивации работы с дополнительной литературой.

  • воспитание культуры труда

Методы обучения: Сравнительный анализ информации, проблемно-поисковый.

Средства обучения: таблицы, медиапроектор.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:

  1. Анализ учебной информации

  2. Раскрытие межпредметных связей между биологией, географией, физикой, химией,

  3. Выдвижение гипотез

  4. Анализ и составление обобщающих таблиц

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Ребята. Посмотрите внимательно на эту фотографию. Что вы видите?

( Ответов много. Но нужный –паутина)

"Всё изумляет нас в природе мелких тварей -
Летящий шмель, стрекочущий сверчок
Паук, плетущий кружевную паутину
И червь, что превращается в порхающий цветок"
(Фо-Гель-Дзё)

Можно ли назвать паука прекрасным? Почему ? А какие ассоциации возникают у вас при виде пауков. ( Страшный, ужасный, ядовитый, и тд.) (запись на доске)

А почему у человека сложилось такое мнение о пауках?

Поднимите руки. Что плохого каждому из вас сделал паук?

А что вы хотите знать о пауках?

Итак , тема нашего урока «Класс Паукообразные»


Легенда об Арахне
Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд.

В те далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.

Эй, Паллада, …

Я предрекаю, и реченное скоро свершится,

Скоро я вытку ковер, коих не было в мире,

И не сравнится с моим твое мастерство, о Афина,

Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,

Только одна в этом мире есть мастерица, и это – Арахна!

Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

Будь же ты проклята, век ты плети паутину,

Будь безобразной Арахной, которую люди

Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки

Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.

А мастерство твое, коим ты столько гордилась,

Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:

Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.

Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами.

Наука о пауках называется арахнология.


Цель нашего урока – изучить внешнее и внутреннее строение паукообразных, особенности их образа жизни, поведения в природе, значение для человека и природы.

Паукообразные относятся к типу членистоногих. Давайте вспомним признаки типа.


Работать вы будете группами, получив задание по внешнему и внутреннему строению паукообразных.

1 группа будет работать по внешнему строению пауков на примере паука – крестовика

2 группа познакомится с тем, как паук плетет паутину

3 группа изучит особенности внутреннего строения пауков

4 группа познакомится с размножением паукообразных
Алгоритм действий учащихся в группах.
1.Каждый учащийся читает текст задания.

2.Все вместе учащиеся составляют опорный конспект в виде таблицы, записи отдельных терминов, ключевых слов, фиксируют самые главные понятия темы, продолжают работу со сравнительной таблицей, которую мы начали заполнять при изучении класса ракообразные. На выполнение задания отводится 10 минут.

3.Группа выбирает 1 ученика, который будет выступать со своей презентацией у доски.

4.Презентация каждой группы у доски




Задание для первой группы.
Класс паукообразных (Arachnida) — одна из древнейших групп животных: их современный облик сформировался ещё во времена динозавров, сотни миллионов лет назад. Современной науке известно более 70 тысяч видов паукообразных, да ещё столько же, а то и больше, неизвестно.

В основном, паукообразные обитатели суши. Но среди пауков встречаются и обитатели водоемов. Это , например , паук – серебрянка. Как и все членистоногие (Arthropoda), паукообразные имеют наружный скелет. У всех паукообразных восемь ног, а не шесть, как у насекомых. В отличие от насекомых, у паукообразных не бывает ни усиков, ни крыльев. Передняя часть тела, соответствующая голове и груди насекомых, слитная и называется головогрудь. На ней находятся глаза, ноги, ротовые придатки: хелицеры и педипальпы . Сверху она защищена прочным щитком, а внутри неё — мозг. Задняя часть тела называется брюшко. Внутри него находятся не только органы пищеварения, но и сердце, органы дыхания и размножения, и всё прочее.. Тело покрыто наружным скелетом (экзоскелетом) и состоит из двух отделов – головогруди, образованной слившимися головой и грудью, и брюшком. Они соединены друг с другом узким стебельком. На переднем конце головогруди находятся простые глаза, расположение которых служит важным классификационным признаком. У большинства пауков их четыре пары. Головогрудь несет шесть пар конечностей. Спереди на голове находятся две направленные вниз напоминающие челюсти хелицеры, каждая из которых оканчивается острым коготком. На нем открываются расположенные в этих конечностях ядовитые железы. Вторая пара – педипальпы, используемые как щупики и хватательные структуры. У половозрелых самцов их концы видоизменены и используются для спаривания. Между основаниями педипальп находится маленькое ротовое отверстие. У всех пауков в отличие от насекомых четыре, а не три пары ходильных ног. Последний членик каждой из них несет по крайней мере два коготка, а у некоторых видов их намного больше. Паутинные железы открываются на нижней стороне брюшка обычно шестью паутинными бородавками. Спереди от них расположены маленькие дыхательные отверстия – дыхальца, или стигмы.

1.Составьте схему строения паукообразных.

2. Какие особенности строения позволили паукам расселиться по всему земному шару?



1) Наличие мощных челюстей. 2) Наличие ядовитых желез. 3) Наличие паутинных бородавок, 4) Наличие хитинового покрова. Ответ поясните.

Задание для 2 группы.

Как пауки плетут паутину.

Возможно, пауки - не самые привлекательные создания, но их творение - паутина - не может не вызывать восхищения. Вспомните, как завораживает взгляд геометрическая правильность переливающихся на солнце тончайших нитей, растянутых между ветвями кустарника или среди высокой травы.

Пауки - одни из древнейших обитателей нашей планеты, заселившие сушу более 200 миллионов лет назад. Самая главная их отличительная особенность - это способность производить паутинный шелк, непревзойденное по прочности натуральное волокно.

Паутина, жидкое выделение паутинных желез, способное растягиваться в виде тонких нитей, быстро затвердевающих на воздухе. Составом паутина близка к шёлку гусениц шелкопрядов. Состоит главным образом из нерастворимого в воде, очень прочного фиброина

Пауки используют свою паутину для самых разных целей. Они делают из нее коконы для яиц, строят убежища для зимовки, используют в качестве "страховочного каната" при прыжках, плетут замысловатые ловчие сети и заворачивают пойманную добычу. Готовая к спариванию самка производит паутинную нить, помеченную феромонами, благодаря чему самец, двигаясь вдоль нити, легко находит партнершу. Молодые пауки некоторых видов улетают из родительского гнезда на длинных нитях, подхваченных ветром.

Паутинный шелк производится особыми железами, расположенными в задней части брюшка паука. Обычно у паука от одной до четырех пар этих желез. Плетение паутины дело не быстрое, и на построение ловчей сети среднего размера уходит примерно полчаса.

Паутина производится в задней части тела паука. Задними ногами он вытягивает нить, производимую специальным органом. Липкие капли на поверхности паутины - на самом деле клубочки этой же самой нити. Когда нужно, они разматываются, и паутина легко растягивает

Структура паутинного шелка идеально отработана за сотни миллионов лет эволюции. Этот природный материал сочетает в себе два свойства - прочность и эластичность. Сеть из паутины способна остановить насекомое, летящее на полной скорости. Нить, из которой пауки плетут основу своей ловчей сети, тоньше человеческого волоса, а ее удельная (то есть пересчитанная на единицу массы) прочность на разрыв выше, чем у стали. Если сравнивать паутинную нить со стальной проволокой такого же диаметра, то они выдержат примерно одинаковый вес. Но паутинный шелк в шесть раз легче, а значит, в шесть раз прочнее.

. Человечество скопировало многие из конструкторских находок природы, но такой сложный процесс, как прядение паутины, воспроизвести, пока не удается.

Чтобы построить колесовидную ловчую сеть, паук-крестовик, обычный обитатель наших лесов и садов, выпускает довольно длинную прочную нить. Ветерок или восходящий поток воздуха поднимает нить вверх, и, если место для постройки паутины выбрано удачно, она цепляется за ближайшую ветку или другую опору. Паук проползает по ней, чтобы закрепить конец, иногда прокладывая для прочности еще одну нить. Затем он выпускает свободно свисающую нить и к ее середине прикрепляет третью, так что получается конструкция в форме буквы Y - первые три радиуса из более чем полусотни. Когда радиальные нити и рама готовы, паук возвращается в центр и начинает прокладывать временную вспомогательную спираль - что-то вроде "строительных лесов". Вспомогательная спираль скрепляет конструкцию и служит пауку дорожкой при построении ловчей спирали. Весь основной каркас сети, включая радиусы, делается из неклейкой нити, а вот для ловчей спирали используется двойная нить, покрытая клеящим веществом.


  • От горизонтальной поперечины паук - кругопряд спускается по вертикальной нити, пока не достигнет опоры. http://dzh-natali.narod.ru/biologiya/pic/pau1.jpg

  • Потом он строит каркас, соединяя в центре рамки нити-радиусы.

  • На радиусы, двигаясь от центра к краю, паук накладывает широкую спираль из не липкой паутины.

  • Возвращаясь от края к центру, он добавляет спираль из липкой нити.http://dzh-natali.narod.ru/biologiya/pic/pau3.jpg

Жертва, попавшая в эту паутину, не в состоянии освободиться самостоятельно. Паутина липкая, эластичная и очень прочная. Для паука это не просто ловушка для добычи, а продолжение его собственного тела. Он чувствует вибрацию любого живого существа, попавшего в паутину, и без промедления нападает на него.

Задание для 3 группы

Внутреннее строение паука

Паук-крестовик знатный умелец, его охотничья паутина колесовидная, вертикальная, из прочной тонкой нити. Ажурное плетение такого маленького мастера восхищает.  Сам он сидит в центре паутины, или в засаде на краю паутины. Трогает ножками сигнальные нити, которые и дадут знать – попался ли кто в сеть. На ногах паука-крестовика находится орган обоняния, который помогает определить, кто попался в ловушку. Охотник деловито пробирается по простым нитям к жертве, которая запуталась в липкой паутине. Своим ядовитым укусом убивает добычу, схватив сильными острыми челюстями. Потом обволакивает паутиной и уносит в укромное место про запас. Если же паук-крестовик голодный, то съедает, вернее, выпивает содержимое жертвы хоботком как жидкий суп.       Аппетит отменный, он в день съедает пищи равной своему весу. Охотится паук-крестовик постоянно, отдыхать уходит недалеко от сети, но сигнальная нить всегда рядом – под ногой.

Пауки питаются жидкими тканями, высасываемыми из своих жертв, главным образом насекомых. Пищеварительная система пауков состоит из специализированного сосательного желудка, еще одного желудка со слепыми выростами и кишечника, окруженного пищеварительной железой («печенью») и открывающегося на конце тела анусом.

Кровеносная система незамкнутая. Она состоит из сердца, артерий, вен и пространств (синусов) между органами, омываемых бесцветной кровью (гемолимфой). Сердце – это пульсирующая трубка с отверстиями (остиями), тянущаяся вдоль спинной стороны полости тела. В отличие от насекомых, оно не разделено на несколько камер.

Пауки, как уже говорилось, дышат воздухом. Органами дыхания у них служат трахеи и легкие, называемые легочными книжками. Каждая такая книжка состоит из мешочка, одна из стенок которого сложена в виде многочисленных листовидных складок, напоминающих страницы. В них происходит обмен кислородом и углекислым газом между кровью и воздухом. Наружу легкие открываются дыхальцами. У наиболее примитивных пауков две пары легочных книжек, у более продвинутых одна из них или обе заменены пронизывающими тело трахеями.

Выделительная система состоит мальпигиевых сосудов в брюшке, которые открываются в кишечник.

Нервная система аналогична таковой у насекомых. Она состоит из брюшного ствола с отходящими к разным органам ветвями и ганглиев, собранных в головогруди в крупный подглоточный узел, над которым находится надглоточный – «головной мозг». На педипальпах и ходильных ногах расположены сенсорные волоски.

Определите по данным схемам системы органов паукообразных.



http://festival.1september.ru/articles/614801/f_clip_image010.jpg http://festival.1september.ru/articles/614801/f_clip_image004.jpg http://festival.1september.ru/articles/614801/f_clip_image006.jpg


http://festival.1september.ru/articles/614801/f_clip_image008.jpg http://festival.1september.ru/articles/614801/f_clip_image012.jpg

Задание для 4 группы.

Размножение и развитие пауков.

Процедура размножения пауков довольно сложная, причем заканчивается она довольно плачевно, так как в большинстве случаев, паук, выполнив свою "миссию", то есть, оплодотворив самку, погибает. Самцы-пауки, как правило, значительно меньше самок, поэтому отличить их несложно, однако есть и многие иные отличия, такие как, к примеру, более яркий окрас и наличие на передних конечностях своеобразных "луковиц" в которых и содержится сперма. Процесс оплодотворения довольно прост, паук вводит эти "луковицы" в половые органы самки, которые располагаются на поверхности ее тела, и выпускает внутрь сперму. Самцы чувствуют, когда наступает момент их полового созревания, и отправляются на поиски самки.

    Когда они ее находят, то продолжают довольно долго ухаживать за ней и лишь потом оплодотворяют. Самки же при всей своей агрессивности в такие моменты становятся более лояльными и уравновешенными. У каждой разновидности пауков есть свои способы соблазнения самок, это может быть некий танец или же подношение "подарка" Самцы некоторых видов предлагают самке в качестве свадебного подарка опутанное в кокон насекомое, чтобы отвлечь ее на время спаривания., однако все пауки испускают ферромоны, способные вскружить самке голову без каких-либо посторонних действий. Чтобы самка нашла путь к своему избраннику, паук зачастую проводит по самой земле тонкую нить паутины. Довольно часто случается так, что после оплодотворения самка съедает паука, некоторые из них стараются избежать этой участи, некоторые без возражений подчиняются. Процесс спаривания пауков весьма разнообразен и у каждой разновидности он проходит по-своему, однако в основном, после спаривания самцы пауков долго не живут. Самки пауков в зависимости от вида откладывают от одной до нескольких тысяч яиц. Самка откладывает яйца в самодельный ковшик, немного похожий на разливную ложку, после чего опутывает их коконом из паутины. Внутри яйца покоятся в мягкой перине, а снаружи защищены более жестким внешним слоем, который оберегает их от хищников. Наконец, мамаша прикрепляет сумку с яйцами к своему телу или прячет в укромном местечке.

Новорожденные паучата совершенно беспомощны. Не умея ни защищаться, ни ткать собственную паутину, они вынуждены на первых порах держаться ближе к мамаше. Благодаря химическим сигналам, которыми они при этом обмениваются, мать не поедает собственное потомство. Когда же приходит пора покинуть родительницу, каждый детеныш прикрепляется паутинкой к какому-нибудь растению и с первым дуновением ветра пускается в полет, словно воздушный шар, улетая порой на многие километры. Приземлившись, они находят удобное место для собственной ловчей сети, и жизненный цикл начинается сначала.

Этап урока – презентация всех групп у доски.
Выходят от каждой группы «специалисты», вывешивают свои презентационные листы, идет рассказ по новой теме.

Все остальные учащиеся во время презентации заполняют таблицу.

По окончании работы в тетрадях учащихся должна быть заполнена таблица по признакам паукообразных.

После окончания презентации каждой группы класс просматривает слайды презентации.



Триста пятьдесят миллионов лет назад суша планеты Земля была безжизненна и пуста. И тут случилось! – из моря на сушу вылезли первобытные паукообразные- предки скорпионов и пауков…. Что из себя представляют современные паукообразные.

Презентация 1 группы «Внешнее строение паукообразных»

Ранним утром 27 августа 1883 года четыре чудовищных взрыва потрясли небо над планетой. Кракатау, маленький островок в проливе между Явой и Суматрой подпрыгнул, выкинул в воздух четыре с половиной кубические мили земли и лавы. А затем осел в море. Две трети его залили волны. Чудовищные волны, побежавшие по морю, после того как Кракатау плюхнулся в океан, смыли на Яве и Суматре 163 деревни вместе с 36380 их жителями. Страшная была катастрофа! После извержения на Кракатау не осталось ничего живого. Он был спален огнем, расколот на части, залит лавой, посыпан пеплом. Корабли, которые пытались пристать к Кракатау, с трудом пробирались через «пенку» плавающей на поверхности моря пемзы. Тысячи мертвых черепах качались на волнах. Но… Через полгода биолог Котто нашел на Кракатау первое живое существо…



Вопрос: Кто же оно? Кто первый рискнул поселиться на земле сожженной Плутоном?

Обыкновенный паук. Как проник он на остров? Прилетел на паутинке.

Презентация 2 группы «Как паук плетет паутину»

Презентация 3 группы «Особенности внутреннего строения пауков»
Презентация 4 группы «Размножение пауков»
Подведение итогов урока. Рефлексия.
1.Выберите правильные утверждения и определите название паука.
1) тело пауков состоит из головогруди и нерасчлененного брюшка(К)

2) пауки дышат кислородом, растворенным в воде (О)

3) у паука несколько пар простых глазков (А)

4) ловчие сети пауки ткут ногочелюстями (М)

5) паутина может служить пауку средством защиты, передвижения, выведения и охраны потомства (Р)

6) все пауки дышат атмосферным воздухом (А)

7) переваривание пищи происходит в сосательном желудке паука (Н)

8)у пауков 3 пары конечностей (В)

9) паукообразные – гермафродиты (Е)

10) кровеносная система – незамкнутая (К)

11)пауки имеют 4 пары ходильных ног (У)

12)органы выделения – мальпигиевы сосуды (Р)

13)пауки имеют две пары усиков (Н)

14)Органы дыхания пауков –трахеи и легкие (Т)



2.Задача.

Пауки прожорливы: каждый в день может съесть столько, сколько весит сам. Основная их добыча – мухи. В лесу на каждом гектаре живет 5000 пауков. Если каждый паук от восхода до захода поймает хотя бы две мухи (это уж наверняка!), то сколько же этих окаянных насекомых гибнет каждые сутки? Давайте подсчитаем.

Решение: 5000 х 2 = 10 000 мух.

А где пауков больше, то и все 25 000 мух. Это ж какую пользу они приносят! Ведь муха – чистый апокалипсис! На теле мухи ученые насчитали более 26 млн микробов, от которых люди болеют туберкулезом, сибирской язвой, холерой, брюшным тифом, дизентерией. Переносят мухи и яйца разных глистов. Когда лето жаркое, одна муха производит 9 поколений себе подобных. К осени вся планета была бы сплошь засижена мухами, людям бы просто места не осталось. Только враги мух, главным образом пауки, спасают нас от такого кошмара. Вывод прост: пауков надо беречь!


3.Составьте синквейн
Пауки

Страшные, ядовитые, ужасные

Плетут, ловят, кусают

Пауки – наземные хищники.

Арахниды.
4. Заканчивается урок стихотворением:

Все боятся пауков


Больше всех на свете,
А особенно боятся
Маленькие дети;
Не гоните пауков,
Маленькие дети:
Ловят мух и комаров
Добрые соседи!
Ядовиты пауки –
Это несомненно!
Но не тронут просто так,
Скажем откровенно.

Ребята, изменилось ли у вас мнение о пауках?



Домашнее задание Учить параграф 25




Музыка облагораживает нравы. Аристотель
ещё >>