Урок путешествие в мир водорослей и лишайников. Класс 6 Тема урока: - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок путешествие в 5 классе Учитель Баскина Т. М. 23. 12. 2012г. 1 53.58kb.
Урок-путешествие физика 7 класс. Тема урока : Физика повсюду (Атмосфера) 1 130.94kb.
Урок английского языка 5 класс по теме: «Путешествие в страну профессий»... 1 37.85kb.
3 Форма урока: урок экскурсия Продолжительность: 1 урок Тема урока... 1 50.54kb.
Урок музыки, 2 класс 1 72.82kb.
Интегрированный урок по английскому языку и технологии 2-а класс... 1 52.67kb.
Урок-путешествие. Тема урока «Действие с десятичными дробями» 1 56.46kb.
Урок английского языка класс Учитель : Старкова Ирина Васильевна... 1 23.55kb.
Урок путешествие Тема урока: Игра путешествие в «Страну здоровья» 1 62.21kb.
Урок. Предмет: география Учитель Сергеева О. А. Класс-8 Тема урока... 1 23.47kb.
Урок по истории Древнего мира 6 класс: Тема урока: Путешествие по... 1 63.65kb.
Урок экологии в 6 классе по теме: Виртуальная экскурсия «Экологические... 1 48.62kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок путешествие в мир водорослей и лишайников. Класс 6 Тема урока: - страница №1/1

Урок – путешествие

в мир водорослей и лишайников.

Класс - 6



Тема урока: «Лишайники»

Цели урока: 

  1. Создание условий для проверки знаний и умений учащихся по изученной теме «Водоросли».

  2. Изучение особенностей строения лишайников, многообразия, приспособленности к симбиотическому образу жизни и определение их роли в природе и жизни человека.

Задачи:

Образовательные

- выявить уровень усвоения учащимися системы знаний признаков водорослей, их многообразия и значения;

- определить, насколько ученики готовятся к каждому уроку, насколько сформирована мотивация для изучения биологии;

- продолжать развивать представление о многообразии живых организмов;

- познакомить учащихся с особенностями строения, комплексной приспособленностью к симбиозу и практическим значением лишайников;

- продолжать формирование умения самостоятельно работать с учебником;



развивающие

- развивать умение обобщать и делать выводы, логическое мышление учащихся путём организации их умственной работы на уроке;

- развивать эмоциональную сферу учащихся: уверенность в себе;

- развивать мотивационную сферу: стремление добиться успеха;



воспитательные

- продолжать формирование навыков самостоятельной работы;

- воспитывать бережное отношение к объектам растительного мира;

- формирование навыков общения и сотрудничества.



Приёмы деятельности учителя: организация проверки знаний и умений учащихся в игровой форме; постановка проблемы; организация выступлений учащихся с сообщениями.

Деятельность учащихся: слушают сообщения, обсуждают проблему, работают с учебником, отвечают на вопросы, заполняют таблицу, делают выводы, изучают гербарный материал.

Формы работы учащихся: работа в группах, индивидуальная работа.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок – путешествие.

Методы обучения: игра-путешествие, проблемная ситуация, самостоятельная работа с книгой, фронтальная беседа, рассказ, демонстрация, использование иллюстраций.

Оборудование и материалы: таблицы «Одноклеточные водоросли», «Многоклеточные водоросли», «Лишайники», гербарный материал различных видов лишайников (пармелия, ксантория, кладония), карточки с различными видами лишайников.
Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

строение слоевища лишайников;

о том, что лишайник – это симбиоз водоросли и гриба;

способы размножения лишайников;

значение лишайников в природе и их использование человеком.

Учащиеся должны уметь:

различать типы лишайников;

объяснять явление симбиоза.

План урока.


  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний и умений учащихся.

  3. Создание мотива урока.

  4. Ознакомление с целью урока, ходом урока.

  5. Актуализация и мотивация знаний учащихся.

  6. Запись темы урока.

  7. Усвоение новых знаний.

  8. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.

  9. Закрепление и обобщение новых знаний.

  10. Подведение итогов урока, выставление оценок.

  11. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний и умений учащихся по изученной теме «Водоросли» в форме игры-путешествия.

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие на экспрессе «Фантазия» и узнаем как вы ориентируетесь в мире водорослей. (Команды учащихся формируются перед уроком).

Условия игры

Учитель: на каждой станции, на которой мы будем останавливаться, вы получите путевой лист с вопросами. Вам нужно ответить на эти вопросы. Все команды последовательно работают на каждой из станций, заполняя путевые листы. К следующей станции можно двигаться, лишь ответив на вопросы предыдущей. За ответы на каждой станции команда получает максимум 5 баллов.

«Игра-путешествие в мир водорослей»

1.Cтанция «Строительная»

    1. Почему водоросли относятся к низшим растениям? (не имеют тканей и органов)

    2. Что такое хроматофор? (крупная чашеобразная пластида).

    3. Что такое ризоиды? Какое значение они имеют? (нитевидные клетки, для прикрепления к грунту).


2.Станция «Особенная»

      1. Как объяснить такое явление, как «красный снег»? (одноклеточная водоросль хламидомонада снежная содержит красный пигмент, при оттаивании верхних слоев снега водоросль быстро размножается и окрашивает снег в красный цвет).

      2. Про такую ярко – зеленую воду говорят, что она «цветет». Но никаких цветов мы не видим. И если зачерпнуть ладонью «цветущую» воду, окажется, что она прозрачна. Объясните данное явление (изумрудный оттенок ей придают одноклеточные зеленые водоросли).

      3. Какая водоросль создает тину? (спирогира)

3.Станция «Трофическая»

  1. Представителями какой группы являются водоросли по способу питания? (автотрофы)

  2. Какие водоросли не растут на большой глубине? Почему? (зеленые водоросли, им недостаточно света для фотосинтеза)

  3. В чём особенность питания одноклеточных водорослей? (они способны поглощать растворенные органические вещества через поры оболочки).

4.Станция «Природная»



  1. Все ли растения, которые растут в воде - водоросли? Ответ обосновать. (нет, например, ряска, кувшинка, стрелолист – цветковые растения)

  2. Где живут водоросли? (в воде, на суше: на коре деревьев, на почве, в почве).

  3. Почему в северных морях водоросли растут намного лучше, чем в морях южных широт? (В холодной воде содержится больше кислорода, необходимого для жизни водорослей).

5.Станция «Хозяйственная»



  1. Известно, что многие водоросли применяют для очистки сточных вод. Почему? (Водоросли способны всасывать всей поверхностью тела растворенные в воде органические вещества, что способствует очищению воды)

  2. Как использует человек морские водоросли? (в промышленности из них получают йод, калийные соли, целлюлозу, агар-агар, краски, пластмассы и т. д., в сельском хозяйстве их используют как удобрение, на корм скоту, в пищу)

  3. Какие водоросли человек использует в пищу? (ламинария, ульва, порфира) Чем полезны блюда из водорослей? (они богаты углеводами и йодом).

  1. Создание мотива урока.

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

Учитель (демонстрирует натуральный экземпляр лишайника и задаёт вопрос классу): К какому царству живых организмов относится данный объект?

Ответ учащихся: Это растение.

Учитель: А к какому отделу растений его можно отнести?

(Учитель выслушивает ответы учащихся, если правильный ответ не дан, учитель сам даёт ответ).



Учитель: Это лишайник. Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский учёный К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами». Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла.

Запись на доске:

«…загадочное существо, подобное сфинксу… встречается решительно на каждом шагу» К.А.Тимирязев,1885 год.

Почему лишайники сравнивают со сфинксами, нам предстоит узнать сегодня на уроке.


  1. Ознакомление с целью урока, ходом урока - путешествия, станциями, где предстоит сделать остановки, с формой отчёта о проделанной работе.

Учитель: Сегодня мы продолжим наше путешествие на экспрессе «Фантазия» и узнаем много нового и интересного о лишайниках. На каждой станции, на которой мы будем останавливаться, вы должны будете записывать основные понятия и термины для характеристики каждой остановки нашего экспресса


  1. Актуализация и мотивация знаний учащихся.

Беседа.

Учитель: На прошлых уроках мы познакомились со строением и жизнедеятельностью различных грибов. Вспомните, какой тип питания характерен для грибов? Ответ учащихся. Грибы - гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не могут их синтезировать самостоятельно.

Учитель: Что такое симбиоз? Ответ учащихся. Симбиоз - это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу обоим организмам, или одному из них и не наносит ощутимого вреда другому из них.

Учитель: Вы помните, что грибы вступают в симбиотические отношения с корнями деревьев. Как называется симбиоз гриба и корней деревьев? Ответ учащихся. Такой симбиоз называется микориза.

Учитель: Грибы способны вступать в симбиоз не только с корнями деревьев, но и с водорослями. Такой симбиоз называется лишайником.

  1. Запись темы урока в тетради: «Лишайники».

  2. Усвоение новых знаний.

Станция №1. «Географическая»

а) сообщение учащегося: «Манна небесная» (легенда о съедобном лишайнике)

б) рассказ учителя о распространении лишайников.

На стволах деревьев, камнях можно увидеть небольшие, разнообразно окрашенные пластинки или «кустики». Это и есть лишайники. Это своеобразная группа организмов, которая состоит из гриба и водоросли, которые помогают друг другу выжить. Благодаря взаимопомощи этих организмов, лишайники выживают там, где другие погибли бы.

Они растут повсюду: в пустынях Африки и за Полярным кругом, в лесах средней полосы, на берегу Ледовитого океана.

Этот организм выдерживает температуру от -50 0С до + 70 0 С. Лишайник может высохнуть и снова ожить, впитав в себя воду из воздуха. Лишайники называют «пионерами растительного мира». Они первые поселенцы на камнях, оголённых почвах, вулканических извержениях. Лишайники очень неприхотливы. Они растут на самых бесплодных местах, на голых скалах высоко в горах, в тундре, в пустынях.



(Демонстрация: таблица «Лишайники»). Лишайники - очень древние организмы, на Земле они появились около 100 млн. лет назад. К лишайникам относится 25 тыс. видов. В Антарктиде есть более 350 видов лишайников, а некоторые встречаются у самого южного полюса Земли.

Что же способствует уникальной приспособленности этого организма?



Станция №2. «Биологическая».

Рассказ учителя с элементами беседы.

Строение лишайника.

Тело лишайника называется слоевище. Вспомните, у каких организмов тело тоже называется слоевищем? (Предполагаемый ответ). Слоевищем называется тело многоклеточных водорослей.



Цвет слоевища лишайников может быть крайне разнообразным. От серовато-белого, почти бесцветного, до ярко окрашенного: красного, зеленого, желтого, черного.

Русские ботаники Фаминцин А.С. и Баранецкий И.Д. открыли, что тело лишайника - слоевище состоит из двух организмов: гриба и водоросли (Демонстрация: рис.43 стр. 64).
Взаимосвязь этих организмов настолько тесная, что они являются самостоятельными организмами. Если сделать тонкий срез слоевища лишайника и посмотреть его под микроскопом, можно увидеть переплетение бесцветных нитей гиф гриба, между которыми расположены водоросли. Водоросли могут располагаться одиночно или группами. Иногда гифы гриба проникают внутрь водорослей. В состав лишайников могут входить разнообразные зеленые и синезелёные водоросли. Вспомните, кто такие сине-зеленые водоросли? (Ответ учащихся). Это фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии). Чаще всего водоросли, входящие в состав лишайников, одноклеточные, но встречаются и многоклеточные.

Учитель: Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника? (Учащиеся делают свои предположения). Нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, а клетки водоросли синтезируют органические вещества. Таким образом, водоросль обеспечивает гриб органическими веществами, а гриб водоросль минеральными веществами и водой.

Интересно то, что некоторые водоросли, входящие в состав лишайников, иногда встречаются в природе самостоятельно (являются свободноживущими). Грибы, входящие в состав лишайников, отдельно не встречаются. И если их лишить водорослей—симбионтов — погибают.

Подобные симбиотические отношения сложились в процессе эволюции этих двух организмов. Некоторые ученые считают, что эти взаимовыгодные отношения выросли из паразитических. Считается, что вначале гриб паразитировал на водоросли, лишь поддерживая подходящие жизненные условия для водоросли. Многие ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно характера этих сложных взаимоотношений. Но большинство из них сходятся в том, что эти отношения выгодны обоим организмам, хотя гриб в них заинтересован больше, чем водоросль
Станция №3. «Исследовательская»
а) самостоятельная работа учащихся (чтение текста учебника, рассматривание рисунка в учебнике, рассматривание гербарных образцов кустистых и листоватых лишайников)

б) ответить на вопросы:

Чем внешне отличаются лишайники? Привести примеры.

Чем питаются лишайники?

Как они размножаются?

в) запись в тетрадях, обсуждение ответов, запись следующих схем «Лишайники», «Питание», «Способы размножения».



Лишайники

накипные листоватые кустистые







Питание

Вода и минеральные вещества Органические вещества

(грибница) (водоросли)

Способы размножения

Кусочками слоевища Группами клеток

гриба и водоросли


Станция №4. «Экологическая».
1). Рассказ учителя: Требования лишайников к условиям произрастания.

Лишайники очень неприхотливые организмы (особенно накипные лишайники). Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман и т.д.) В сильную жару они высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением воды они снова оживают. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50-100 лет, но отдельные виды живут дольше. Отличительная черта лишайников – медленный рост. За год средний прирост составляет 1-5 мм. Единственный фактор среды, к которому чувствительны лишайники - чистота воздуха.

2). Сообщение учащихся.

А. Значение лишайников в природе.

Лишайники являются организмами-пионерами. Они разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Их разрушительное действие завершает воздух и вода. Поселяясь в местах, где растения жить не могут, через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения, например мхи. Со временем, на месте произрастания лишайников образуется грунт.


Б. Лишайники - индикаторы состояния окружающей среды.
Они могут расти у дорог. Особенно вредными для лишайника являются соединения серы (оксида серы SO2), угарный газ (оксид углерода СО), соединения азота (оксид азота NO). Хотя, если посмотреть на деревья, растущие вдоль дорог, вы можете увидеть и там лишайники. Это говорит о том, что даже эти организмы способны вырабатывать приспособления к условиям внешней среды.
Станция №5. «Практическая»

Самостоятельная работа с учебником: Заполните таблицу «Значение лишайников в природе и в жизни человека».

Значение лишайников

в природе

в жизни человека

1.
2.
3.

1.
2.
3.
4.
5.

Проверка:

Значение лишайников

в природе

в жизни человека

  1. Разрушают горные породы.

  2. Образуют почву.

  3. Служат пищей животным.

  1. Корм для оленей.

  2. Употребляют в пищу.

  3. Получают краску и лакмус.

  4. Используют в медицине и в  парфюмерной промышленности.

  5. Определяют степень загрязнения окружающей среды.




  1. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.

Почему лишайник назвали «сфинксом»?

Где растут лишайники?

Как питаются лишайники?

Почему лишайники названы «пионерами растительного мира»?




  1. Закрепление и обобщение новых знаний.

А теперь мы сыграем в игру «Светофор». Я называю утверждение. Если оно правильное, вы поднимаете зелёный знак светофора. Если неправильное - красный.

  • Тело лишайника называется слоевище (да).

  • Лишайники приносят вред природе (нет).

  • Лишайники очень требовательны к условиям произрастания (нет).

  • Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли (да).

  • Водоросль лишайника синтезирует органические вещества (да).

  • Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт (нет).

  • Симбиоз – взаимовыгодное сотрудничество (да).

  • Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета (нет).

  • Лишайники делятся на: накипные, кустистые и листоватые (да).

  • Лишайниками питаются некоторые животные (да).

  • Лишайники являются лечебными организмами (да).

  • Лишайники портят своими выделениями почву (нет).



  1. Подведение итогов урока, выставление оценок.

  2. Домашнее задание: П. 13 рис. 43 стр.64 зарисовать. Другие два задания на выбор:

    1. Взяв за основу название науки о лишайниках, составить кроссворд (используйте знания о строении, систематике и разнообразии лишайников). 2. Подготовить сообщения о значении лишайников в природе и жизни человека.

Литература.


  1. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / В.В. Пасечник. –изд. – М.: Дрофа, 2012.

  2. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Пасечника / авт.-сост. Н. И. Галушкова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 271 с.

  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. Научно – художественная книга. Репринтное издание с сокращением.- Л.: Детская литература, 1974.

  4. Рохлов В.С., Теремов А. В., Петросова Р.А. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.

  5. Хрестоматия по биологии: Бактерии. Грибы, Растения. / Авт.- сост. О.Н. Дронова. – Саратов: Лицей, 2002.

  6. Шапиро И.А. Загадки растения - сфинкса. Лишайники и экологический мониторинг. Л.: Гидрометеоиздат, 1991.


Источники ИНТЕРНЕТ

1.Википедия. Свободная энциклопедия. // http://ru.wikipedia.org.



2.http://k-siamskaja.livejournal.com/34396.html?thread=99420

Игра-путешествие в мир водорослей»

c:\documents and settings\admin\мои документы\мои рисунки\cентябрь 2012\cентябрь 2012 049.jpg

На станции «Строительной»

c:\documents and settings\admin\мои документы\мои рисунки\cентябрь 2012\cентябрь 2012 062.jpg

На станции «Особенной»

c:\documents and settings\admin\мои документы\мои рисунки\новая папка\6 класс урок 010.jpg

Закрепление и обобщение новых знаний. Игра «Светофор»




Каждый из нас бывает дураком по крайней мере пять минут в день; мудрость заключается в том, чтобы не превысить лимит. Элберт Хаббард
ещё >>