страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Урок-путешествие в 6-м классе по теме "Мох" Васильева Лидия Васильевна Статья отнесена - страница №1/1
![]() ![]() Васильева Лидия Васильевна Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии Цели:
Задачи:
Вид урока: виртуальное путешествие по лесам и болотам с использованием презентации и привлечением в помощь учителю сказочных героев: Кикиморы болотной, Старика-лесовика, Бабы-Яги и Лешего. Подготовка к уроку, оборудование:
Планируемые результаты обучения: Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Структура урока:
Ход урока I. Организационный момент. Подготовка учеников к уроку, объявление целей и задач занятия (Приложение. Слайды 2-3). II. Вступительное слово учителя. Сегодня у нас с Вами урок посвящен удивительным растениям – мхам. Это особая группа уникальных растений, мало похожая на другие. В чем же уникальность этих растений? Вы хотите знать? (Да!) Для того чтобы ответить на этот вопрос нам с вами нужно совершить виртуальное путешествие (поход) в лес и на болота. Не боитесь? (Нет!) Но ведь говорят, что там живут Кикимора болотная, Старик-лесовик, Баба-Яга, Леший. Трясина и бездонные топи, которые могут засосать без следа пешего и конного. Люди старались подальше селиться от болот «от гнилых» мест, где они простужались и болели. Что бы развеять все предрассудки, в поход с нами пойдут в качестве положительных героев мои помощники Кикимора болотная, Старик-лесовик, Баба-Яга, Леший. Они нам помогут разобраться в особенностях организации этих уникальных растений болот – моховидных. В конце урока вы должны ответить на вопрос: «Что интересного, полезного для себя узнали на уроке?» Царство растений разнообразно и каждое растение занимает свою нишу в природе (Слайд 4).
В мире насчитывается 25 тысяч видов мохообразных, из них около 17 тысяч видов листостебельных (зеленых и сфагновых) мхов. По количеству видов среди высших растений мхи занимают второе место после цветковых (покрытосеменных). Моховидные произошли 360 млн лет назад от первых наземных растений -псилофитов, потомков прибрежных водорослей. Это многолетние растения, обычно низкорослые, их размеры от 1 мм до нескольких см; они имеют стебель, листья, корней нет. Обитают во влажных местах.
В конце XVIII века немецкий ботаник И. Гедвич заложил основы науки о мхах – бриологии. Предлагаю записать это понятие в тетрадь, а в учебнике найти и назвать представителей моховидных растений. Различают печеночные и листостебельные мхи. Печеночные мхи (Слайд 7). К печеночным мхам относится мох моршанция. Тело представляет собой пластинку (таллом) или упрощенный побег с листьями. Название получили из-за формы напоминающей человеческую печень. Пластинка этого мха прикрепляется к почве ризоидами. Часто в аквариуме разводят мох риччию. Тело состоит из вильчато разветвленного слоевища.
Листостебельные мхи. К листостебельным мхам относят кукушкин лен (Слайд 8) и мох сфагнум (Слайд 9). Для того, что бы поближе познакомиться с этой группой удивительных растений, нам нужно выполнить лабораторную работу.
Вопросы к лабораторной работе:
Вывод. Мох кукушкин лен имеет стебель и узкие, спирально расположенные листья; вместо корней нитевидные выросты в нижней части стебля – ризоиды. Способ питания у него такой же, как и у водорослей, так как мох содержит хлорофилл и имеет зеленую окраску. В теле слабо выражены проводящие, механические, запасающие и покровные ткани. Ознакомление с внешним строением мха сфагнума (Слайд 11). На каждом столе находятся гербарии мха сфагнума. Учащиеся рассматривают гербарии и отмечают следующее:
Для того, что бы узнать, какими удивительными свойствами обладает мох сфагнум, наши помощники Леший и Баба-Яга продемонстрируют опыты, подготовленные во внеурочное время. VI. Демонстрация опытов учащимися:«Гигроскопичность сфагнума» Определение способности сфагнума поглощать и удерживать большое количество воды (Слайд 12). Цель: понаблюдать за способностью сфагнума поглощать и удерживать большое количество воды. Оборудование: высушенная дерновина сфагнума, весы с разновесом, сосуд с водой, несколько длинных растений сфагнума, высушенных в гербарном прессе, стакан с водой. Ход работы
Вопросы:
Создаю проблемную ситуацию. Как можно объяснить полученные результаты? Для того, что бы правильно ответить на этот вопрос, нам нужно под микроскопом рассмотреть листья мха сфагнума. Отметить особенности строения 2-х типов клетки, из которых они состоят. Зарисовать схему внутреннего строения листа сфагнума. Вывод. Строение стебля и листьев сфагнума по сравнению с цветковыми растениями значительно проще. Кора стебля сфагнума состоит из крупных водоносных клеток. Много таких клеток находится и в листьях. В связи с этим сфагнум впитывает и удерживает большое количество воды. VII. Размножение мхов. Чередование поколений у мхов Используя «Виртуальный урок Кирилла и Мефодия», объясняю, как проиходит размножение мхов. У моховидных имеется характерная особенность организации: половое поколение – гаметофит, на котором образуются половые клетки (гаметы), и бесполое –спорофит, на котором образуются споры. Гаметофиты кукушкина льна раздельнополые. На верхушке мужских и женских растений развиваются органы полового размножения (антеридии и архегонии). После оплодотворения на женских растениях из зиготы образуется спорофит- коробочка, сидящая на длинной ножке. Коробочка имеет крышечку, которая к моменту созревания спор отпадает. Споры высыпаются наружу и рассеиваются ветром. В благоприятных условиях через несколько дней или недель они прорастают в гаметофит. Зеленым мхам свойственно и вегетативное размножение – частями тела и специальными почками. Вопросы:
VIII. Роль мхов в природе и практическое значение в жизни человека Приглашаем в помощники Лешего и Бабу-Ягу, заранее подготовивших опыт. Отношение сфагнума к содержанию в воде солей кальция Цели:
Оборудование: дерновина сфагнума, две стеклянные банки, кусочек мела, дистиллированная вода. Ход работы Два одинаковых кустика мха сфагнума поместить в две банки с дистиллированной водой. При этом в воде первой банки размешать кусочек растертого мела, а вовторой банке воду оставить чистой. Обе банки поставить на подоконник. Проследить за состоянием кустиков мха. В банке, где растворен мел, вода проникает в клетки сфагнума медленнее. Возникает проблемный вопрос: почему вода с примесями проникает в растение слабо? Проводится беседа: об особенностях роста стебля верхушкой; о заболачивании почв; об образовании толщи торфа из отмершей полуразложившихся массы мхов. Вывод. Мел состоит из солей кальция. Появление этих солей в воде или почве, на которой растет сфагнум, действует на него угнетающе. В связи с этим известкование почв является средством борьбы с разрастанием сфагнума и заболачиванием почв. Из опытов, которые нам продемонстрировали Леший и Баба-Яга, мы можем сделать вывод о значении сфагновых мхов в природе. Значение сфагновых мхов в природе
Ответы:
Мох сфагнум содержит бактерицидные вещества. Гигроскопичность и бактерицидность мха издревле использовались для лечения ран. Сейчас торф, образующийся из отмершего мха, используется для подстилки скоту, а также как изолирующий материал при постройке сельского жилья, в оранжерейном хозяйстве для выращивания растений в закрытом грунте. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, смолы, изоляционные плиты, пластмассы. В наше время, когда человек наконец понял необходимость поддержания разнообразия окружающей нас природы, то, что нужно сохранять и изучать не только экзотические виды, но и обычные, мхи также попали в число охраняемых объектов. Экологическая роль мхов часто заключается в закреплении почвы, препятствии её эрозии. Мхи занимают уникальную экологическую нишу, недоступную другим растениям. Они служат пищей и домом для почвенных беспозвоночных и грибов, без которых невозможно разложение отмершей органики и, следовательно, невозможен круговорот веществ. Влагоёмкая подстилка из мхов в сухих местообитаниях выполняет функцию «промокашки», задерживающей некоторое количество влаги, не дающей ей просочиться сквозь почву как сквозь сито. Мхи способны переживать неблагоприятные условия в состоянии анабиоза и восстанавливать свои жизненные функции через месяцы и даже годы. Старик-лесовик (Слайд 13). Какова причина пожаров торфяников в 2010 году в Подмосковье и в других областях России? Чем опасны пожары торфяников? Способы защиты от пожаров. IX. Закрепление материала и выводы Для закрепления материала предлагается тест. Из предложенных ответов выбрать правильный и занести его в таблицу.
Кикимора болотная. Зачитывает правильные ответы теста. Ученики проверяют и ставят себе оценки. Старик-лесовик. Что интересного и полезного узнали для себя за время путешествия? Учитель. Благодарю за интересное путешествие и помощь в проведении урока наших сказочных героев, а учеников за активную работу на уроке. Выставляю оценки за урок. Домашнее задание:
|
ещё >> |