Урок-путешествие физика 7 класс. Тема урока : Физика повсюду (Атмосфера) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок №54/22 Базовый учебник : «Физика. 7 класс», Перышкин А. 1 72.41kb.
Разработка урока по предмету: физика Класс: 10 Продолжительность... 1 210.62kb.
Урок 85/2 физика 11 тема «фотоэффект.» Тип урока урок изучения нового... 1 48.18kb.
Методическая разработка урока Предмет: физика Учитель: Черникова О. 1 54.22kb.
Урок путешествие в 5 классе Учитель Баскина Т. М. 23. 12. 2012г. 1 53.58kb.
Урок английского языка 5 класс по теме: «Путешествие в страну профессий»... 1 37.85kb.
Физика физика,7 класс (максимальное количество баллов 35) 1 263.08kb.
3 Форма урока: урок экскурсия Продолжительность: 1 урок Тема урока... 1 50.54kb.
Программа: 10: 00 Регистрация команд 10: 30 10: 50 Посвящение в сибиряки... 1 28.32kb.
Физика, её методология и методы научного познания. Раздел 11. 1 20.42kb.
Урок путешествие по математике и физике. «Физика + Математика» 1 71.91kb.
«из чашки запотевшей счастливое питье » 1 67.25kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок-путешествие физика 7 класс. Тема урока : Физика повсюду (Атмосфера) - страница №1/1

Урок-путешествие физика 7 класс .

Тема урока : Физика повсюду (Атмосфера )

МБОУ «Красногвардейская гимназия»

Учитель: Солнышкина Н.Н.

Урок-путешествие физика 7 класс .

Тема урока : Физика повсюду (Атмосфера)

Тип урока:  систематизация пройденного материала, урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Дидактическая цель урока: создание условий для осознанного изучения нового материала и включение знаний учащихся в процесс познания.



Цели урока:

  • Образовательная – сформировать представление об атмосфере, ее строении, о давлении, единицах измерения давления; осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений, интересными формами урока способствовать усвоению основного материала, правильного образного мышления, отработать навыки работы с физическими приборами, умение ставить опыты.

  • Развивающая – создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы; развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности; решать тренировочные задачи.

  • Воспитательная – способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.

Задачи урока:

  • Знать:

    • определения

      • давления;

      • единицы измерения давления.

    • обозначения физических величин;

    • способы увеличения и уменьшения давления;

    • выяснить, пути получения малого и большого давления;

    • формулы:

      • давления твердого тела;

      • силы давления;

      • площади поверхности, на которую производится давление.

  • Уметь:

    • решать качественные и расчетные задачи, используя формулы давления, силы давления;

    • анализировать и применять полученные знания на практике.;

  • Научиться делать самоанализ урока.

Приобретаемые навыки детей:

  • учащиеся учатся работать в группах, обобщать, сопоставлять, проводить исследования;

  • развивают логическое мышление, память, речь, пространственное воображение;

  • повышается уровень восприятия, осмысления и запоминания;

  • воспитание внимательного отношения к окружающим, друг к другу, учебной дисциплины.

  • подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность.

Формы организации работы детей: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Формы организации работы учителя:

  • используется словесно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, практический метод, проблемный метод, беседа-сообщение, метод письменного текущего контроля;

  • проверка ранее изученного материала, организация восприятия новой информации

  • постановка цели занятия перед учащимися;

  • обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, две дощечки с вбитыми гвоздями шляпками вниз и вверх, набор грузов, рисунки, картинки, приборы для проведения опытов. Используемые ресурсы из других общедоступных источников:

  1. А.В. Перышкин. Учебник физики 7 класс.

  2. А.В. Перышкин. Сборник задач по физике 7-9 класс.

  3. Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал 7 класс.

  4. Марон А.Е., Е.А Марон Сборник качественных задач по физике. 7-9 класс.

  5. В.И. Лукашик. Сборник задач по физике 7-9 класс.

Ход урока

1)ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Здравствуйте, ребята!

Прежде чем начать урок, настроимся на плодотворную работу. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и представьте, как у вас все получается, и вы уверенны в своих силах. У вас есть три карточки-смайлики, которыми вы будете голосовать и оценивать , что вам понравилось. Ну, а теперь начнем урок.

Тема нашего сегодняшнего урока звучит необычно «Физика повсюду».  



  • Мы узнаем, из чего состоит «атмосфера» ,

 из каких слоев она состоит;

  • Узнаем, кто первый увидел ее из космоса и описал атмосферу;

  • Что было бы, если атмосферы не было?

  • Состав атмосферы.

Сегодня на уроке в страну «Физика» вместе с Незнайкой отправляются 2 команды: «Сила» и «Скорость»( класс заранее разделен на 2 команды по желанию учащихся)

Наблюдать и оценивать наше путешествие будут великие магистры: «Знание» и «Логика»(2 капитана от разных команд).

На столе лежат приборы и предметы для проведения опытов. Опыты помогает учителю выполнять « Незнайка»


2) Актуализация полученных знаний

Проснулся Незнайка , умылся, оделся, сел завтракать



Учитель: Как мы дышим и пьем?

Загадка.(воздух)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.



Ответ: Во время вдоха с помощью диафрагмы мы, увеличиваем объем грудной клетки, создавая разреженное пространство. А так как снаружи давление остается прежним, то воздух устремляется в область меньшего давления, т.е. в легкие через воздухоносные пути.

При выдохе ребра под действием собственной тяжести опускаются. Диафрагма принимает первичное положение. Грудная клетка уменьшается и выталкивает наружу большую часть воздуха.

А сейчас я попрошу Незнайку помочь мне. “Возьми стакан и выпей чаю”.

Опыт1: 2 стакана с холодной и горячей водой, будем заваривать чай.



Какое физическое явление лежит в основе этого заварки чая?

В какой воде чай заварится быстрее ?

– Расскажи о своих наблюдениях: как мы пьем, что надо сделать, чтобы вода попала в пищевод?



Ответ: Благодаря движению мягкого неба и надгортанника пища не попадает в носовую полость и трахею, а проталкивается дальше в пищевод.

Учитель: Ребята , давайте снарядим нашего героя в дорогу:( возьмем с собой нож, ножницы, отвертку, иголку.

- Как связаны эти предметы с изучаемым материалом? С Давлением?

Учитель: не забудем ребята, что Незнайке придется идти через снега, незамерзающие болота, давайте предложим ему обувь для путешествия и объясним наш выбор..

Ответ: Атмосферным давлением объясняется и засасывающее действие болота. Когда человек пытается вытащить ногу из болота, под ней образуется разрежение, а атмосферное давление не меняется. Перевес атмосферного давления может достигать 1000Н на ногу взрослого человека.

Учитель: Ребята, вспомним еще одного сказочного персонажа и отрывок из произведения К.Чуковского. Скажите, почему Айболит боится не дойти и пропасть в пути, передвигаясь по горам?

Ответ: Плотность с высотой уменьшается, соответственно уменьшается и атмосферное давление, воздух более разреженный. Согласно измерениям на высоте 5,5 км плотность воздуха в 2 раза меньше, чем у поверхности Земли. На высоте 11 км в 4 раза меньше и т.д. И это сказывается на состоянии здоровья людей, оказывающихся высоко в горах. Они испытывают головокружения, одышку, заложенность в ушах, возможны кровотечения из носа. Это объясняется тем, что атмосферное давление становится меньше чем давление внутри организма.

Пока наш путешественник находится в пути проведем состязание команд.



Состязание команд «Скорость» и «Сила»

Учитель. Вспомните, какую величину называют давлением?

Ответ: Давлением называют отношение силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.
Учитель. Оказывают ли твердые тела давление?

Ответ: да, т.к. они имеют вес и площадь опоры

 
Учитель. Какой буквой обозначается давление?

Ответ:p
Учитель Формула, по которой можно найти давление?

Ответ:p=F/S



Учитель. В каких единицах измеряется эта величина?

Ответ:Па
Учитель. Какие свойства газов отличают их от твёрдых тел и жидкостей?



Ответ: Газы не имеют собственной формы и постоянного объёма. Они принимают форму сосуда и полностью заполняют предоставленный им объём.

Учитель. Как объясняют давление газа на основе учения о движении молекул?

Ответ: Давление газа на стенки сосудов вызывается ударами молекул газа.

Учитель. Почему давление газа увеличивается при сжатии и уменьшается при расширении?

Ответ: Количество молекул в каждом кубическом сантиметре увеличивается при сжатии (уменьшается при расширении) от этого число ударов о стенки сосуда увеличивается (уменьшается). Следовательно, давление увеличивается при сжатии и уменьшается при расширении.

Учитель. Какую силу называют силой тяжести?

Ответ: Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести.

Учитель. Какую силу называют весом?

Ответ: Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

Учитель. От каких величин и как зависит давление жидкости на дно сосуда?

Ответ: Давление жидкости на дно сосуда зависит только от плотности и высоты столба жидкости.

Учитель. Какие сосуды называют сообщающимися?



Ответ: Сосуды, имеющие общее дно.

Учитель. Как располагаются поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах?

Ответ: В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне.

Учитель. Как располагаются поверхности разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах?

Ответ: При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.
Учитель: наконец-то наш Незнайка добрался до станции « Айболит»

Давайте полечим нашего путешественника, тем более, что доктор Айболит назначил ему растирания от простуды, медицинские банки и уколы.

- Опыт 2 -На каком явлении основано действие растирания?

- Опыт 3 - Как медицинские банки присасываются к телу?

- Опыт 4-Как « работает» шприц ?

Учитель: Преодолев все трудности Незнайка благополучно дошел до последней станции Станция «Волшебница».

Станция «Волшебница».

Опыт 1. “Сухим из воды”

Я могу вынуть монету из воды, не замочив руки. Для этого я кладу на тарелку монету и сверху наливаю слой воды. Вырезанную из картофеля призму со вставленными в неё спичками ставлю тоже на тарелку. Зажигаю спички и накрываю призму стаканом. Видите, горение прекратилось, а вся вода собралась под стаканом. Достаю монету. Что же заставило воду войти в стакан?



Ответ: Верно, атмосферное давление. Тёплый воздух вышел из стакана, давление в нём стало меньше атмосферного, поэтому вода зашла в стакан.

Опыт 2. “Непослушная пробирка”

Беру две такие пробирки, чтобы одна из них могла свободно входить в другую. В широкую нальём немного воды, а затем вставим в неё короткую узкую пробирку. Если теперь перевернуть пробирки, то мы станем свидетелями интересного явления.

Узкая пробирка не падает, а, наоборот, по мере вытекания воды поднимается вверх, втягиваясь в широкую пробирку.

Почему это происходит?



Ответ: Вода вытекает, над ней образуется безвоздушное пространство, а атмосфера вталкивает в него узкую пробирку.

Опыт 3 . “Самый простенький фонтан”

Беру шприц, закрываю отверстие пальцем и перемещаю поршень, увеличивая объём воздуха под поршнем. Затем опускаем шприц в стакан с водой, не открывая отверстия, и убираем палец. В шприце бьёт фонтан. Почему? Объясните.



Ответ: Когда мы увеличиваем объём воздуха под поршнем, то при этом уменьшается давление газа. Атмосфера давит на воду в стакане и заставляет её с силой входить в разряжённое пространство под поршнем. Потому и образуется фонтан.

Опыт 4. “Непослушное яйцо»”

Ребята, как варёное яйцо заставить влезть в литровую бутылку , имея спички и лист бумаги?

Скомкав лист бумаги, поджигаем его и опускаем в бутылку. После того как бумага прогорит,

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (зарядка для глаз)

3) Объяснение нового материала

Атмосфера оживляет Землю. Океаны, моря, Реки, ручьи, леса, растения, животные, человек – всё живет в атмосфере и благодаря ей. Земля плавает в воздушном океане; его волны омывают как вершины гор, так и их подножия; а мы живем на дне этого океана, со всех сторон им охваченные, насквозь им проникнуты.… Не кто иной, как она покрывает зеленью наши поля и луга, питает и нежный цветок, которым мы любуемся, и громадное, многовековое дерево, запасающее работу солнечного луча для того, чтобы отдать нам ее в последствии.

Камилл Фламмарион.

Так писал об атмосфере французский астроном ХIХ в. Камилл Фламмарион.

Что же представляет собой этот воздушный океан, на дне которого мы живем?

Исследованием атмосферы ученые занимались давно. Правда, долгое время они могли определять температуру, давление, влажность нижнего слоя. Подлинная революция в деле изучения атмосферы произошла, когда для исследования верхних слоев стали применять ракеты и искусственные спутники Земли. По своему строению воздушный океан напоминает дом. У него тоже есть «этажи». (В процессе объяснения составляем опорный конспект )

Первый «этаж» - тропосфера. Он получил своё название от греческого слова «тропос» - поворот. Этот слой простирается в среднем до 11 км над уровнем моря.

Второй «этаж» - стратосфера. Его название происходит от латинского слова «стратум» - настил, слой. Он расположен от 11 до 55 км.

Третий «этаж» - мезосфера (от греческого «мезо» - средний, промежуточный). Этот слой от 55 до 80 км от Земли.

Четвертый «этаж» - термосфера (от греческого «термо» – тепло, жар). Частицы движутся с такими большими скоростями, которые имеют молекулы при температурах 1000-20000С.

Пятый «этаж» - экзосфера (от греческого «экзо»- снаружи) т.е. внешняя оболочка атмосферы. Высота этого слоя 500-600 км.

4) Закрепление нового материала.
Учитель:. Отгадайте загадку: Чего в комнате не видишь? (воздух).

А кто ввел в научный обиход слово Атмосфера? http://oo2.mail.yandex.net/static/eb6e1d9de8a241c8a635b512614a71d9/tmpujrxik_html_590d4ea1.png

Кого называют первым русским университетом?

Михаил Васильевич Ломоносов ввел в русскую речь ряд названий, ставшими теперь стандартными словами научного языка: атмосфера ,манометр, барометр, микрометр, воздушный насос, оптика, вязкость ,электрический, кристаллизация, эфир материя и др. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (зарядка для глаз)

Итог урока

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились со строением атмосферы и ее ролью в жизни всего живого на Земле. Повторили давление и единицы измерения давления, способы увеличения и уменьшения давления. 


Итак, давление – это физическая величина, характеризующая такой результат действия силы как деформация тел при их взаимодействии. Давление зависит от силы и площади, по которой эта сила распределена. Установив данную взаимосвязь, мы получаем возможность использовать ее в нашей жизни. Где? 
-Все режущие, колющие инструменты мы затачиваем, уменьшая, таким образом, площадь режущей поверхности, тогда давление увеличивается. 
-Задние колеса грузовиков обычно сдвоенные, гусеницы тракторов и охотничьи лыжи делают широкими: давление, а значит, деформация уменьшается за счет увеличения площади . 
Мы учитываем взаимосвязь давления с силой и площадью, по которой эта сила распределена.
В нашей жизни мы имеем возможность давление регулировать. Сама природа неплохо вооружила живой мир для создания большого давления небольшим усилием – иглы, клювы, когти, жала, зубы, клыки

Учитель: Достигли мы цели, какую поставили в начале урока? Проголосуйте смайликами. Проанализируем оценки за урок

Ученики: 1.Мы узнали, из каких слоев состоит «атмосфера» , 2.Узнали, кто первый увидел ее из космоса и описал атмосферу; 3.узнали какую роль играет атмосфера для жизни на Земле? 3.Повторили тему давление.

Учитель: давайте еще раз повторим из каких слоев состоит атмосфера?

(проектируем схемы, фото и рисунки с компьютера на экран)


рис. 34. вертикальный разрез атмосферы (стратификация атмосферы)
- Посмотрим как красива наша атмосфера и поймем , что мы ,люди, несем ответственность за ее чистоту ( 1 рисунок и 2 фото ниже)

- К сожалению, атмосфера нашей планеты на сегодняшний день сильно загрязнена. Давайте посмотрим фото и 2 диаграммы на последних листах и проанализируем: какие основные факторы влияют на загрязнение атмосферы.



- что необходимо предпринять, чтобы не только уменьшить загрязнение атмосферы, но и постараться очистить ее?

c:\users\иван\pictures\atmosphere.jpg



Рисунок ; 2 Термосфера или ионосфера





ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ





Домашнее задание: подготовиться к тестированному зачету по теме: давление, атмосфера.

Всем большое спасибо за работу на уроке !




Любой афоризм что орех: снаружи хорош, а внутри на три четверти пуст. Фернан Вандран
ещё >>