Урок, посвященный 100-летию со дня рождения Сергея Владимировича Михалкова - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок-путешествие к 100-летию со дня рождения С. В. Михалкова 1-4... 1 71.91kb.
Я принес стихи, робко сказал он 1 45.99kb.
Викторина, посвященная 100-летию со дня рождения С. В. Михалкова 1 30.73kb.
Урок, посвященный творчеству Сергея Владимировича Михалкова 1 78.11kb.
План-конспект открытого урока по литературе в 7классе, посвящённого... 1 91.87kb.
Всероссийский школьный урок, посвященный творчеству Сергея Владимировича... 1 76.48kb.
Сергей Михалков. К 100-леию со дня рождения 1 76.1kb.
Викторина (Викторина по произведениям С. В. Михалкова) 13 марта 2013 г. 1 117.58kb.
Пером оружием своим, Что я в руках держу 1 66.59kb.
100-летие со дня рождения Сабира Амутбаева 1 21.39kb.
Классный час в 4а классе, посвященный 100-летию со дня рождения Военно-Воздушных сил 1 27.69kb.
«салютуем во славу победы» 1 83.28kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок, посвященный 100-летию со дня рождения Сергея Владимировича Михалкова - страница №1/1

Урок, проведённый с Сергеем Михалковым
Урок, посвященный 100-летию со дня рождения

Сергея Владимировича Михалкова


Подготовила

учитель русского языка и

литературы

МБОУ «СОШ №40»

Бурцева Л.А.

Старый Оскол

2013г.


Цель урока: познакомить учащихся с биографией писателя, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить полученные знания.
Оформление: выставка книг С.В.Михалкова, аудиозапись «Песенки друзей», название станций, иллюстрации произведений с использованием ИКТ.
Эпиграф к уроку:

Пером – оружием своим,

Что я в руках держу, -

Всем честным людям трудовым

Я как солдат служу.

С. В. Михалков


1.Сообщение темы, целей.

– Сегодня на уроке нас ждет встреча с еще одним удивительным человеком, прекрасным детским писателем. А кто он, вы скажете сами, прочитав некоторые строчки из его произведений.



2.Игра-конкурс на лучшее знание произведений С. В. Михалкова.

Дети должны назвать, из какого произведения отрывок. Кто автор?

                                      Мы с приятелем вдвоем
                                      Замечательно живем. 
                                      Мы такие с ним друзья –
                                      Куда он, 
                                      Туда и я!
                                                  «Мы с приятелем»

                                      – На прививку! Первый класс!
                                      – Вы слыхали? Это нас!..
                                      Я прививки не боюсь:
                                      Если надо – уколюсь!
                                                  «Прививка»

                                      В одном переулке
                                      Стояли дома.
                                      В одном из домов
                                      Жил упрямый Фома.
                                                  «Фома»

                                      Что стряслось у тети Вали?
                                      У нее очки пропали!
                                                  «Где очки»

                                      Красной цифрой не отмечен
                                      Этот день в календаре
                                      И флажками не расцвечен
                                      Возле дома, на дворе.
                                                  «Важный день»

                                      В доме восемь дробь один
                                      У заставы Ильича
                                      Жил высокий гражданин,
                                      По прозванью «Каланча».
                                      По фамилии Степанов
                                      И по имени Степан,
                                      Из районных великанов
                                      Самый главный великан.
                                                  «Дядя Степа»
Выступление лектора (ученика)
Сергей Владимирович Михалков, классик отечественной детской литературы, государ­ственный и общественный де­я­тель, родился 13 марта 1913 года в Москве, скончался 27 августа 2009 года

Род Михалковых, по семейному преданию, ведет свою историю с XV века и находится в дальнем родстве с Романовыми, Толстыми, Яновскими (к этому роду принадлежал и Гоголь).

Способности к поэзии у будущего писателя проявились уже в девять лет. Его отец послал несколько стихотворений сына известному поэту Александру Безыменскому, который положительно отозвался о них.

В 1927 году семья переезжает в город Пятигорск  Ставропольского края, где Сергей закончил среднюю школу. Впоследствии, С.В.Михалкову было присвоено звание почётного гражданина этого города.

В 1928 году в журнале «На подъёме» (Ростов-на-Дону) публикуется первое стихотворение Сергея Михалкова - «Дорога».

В 1930 году С. Михалков возвращается в Москву. Он работает на Москворецкой ткацкой фабрике, затем в геологоразведочной экспедиции.

А в 1933 году молодой поэт становится внештатным сотрудником отдела писем газеты «Известия», а затем и членом Московского союза писателей. Его стихи появляются в популярных журналах:  «Огонёк»«Пионер», «Прожектор», в газетах «Комсомольская правда»«Известия»,«Правда».

В 1935 году в журнале «Пионер» было опубликовано самое известное и любимое произведение многих поколений детей – поэма «Дядя Степа». В Москве есть даже памятник этому литературному герою (в Слесарном переулке, перед зданием Управления ГИБДД Московской области).

С 1935 по 1937 годы Сергей Владимирович учился в Литературном институте им. Горького и продолжал печатать свои стихи в журналах «Пионер» и «Огонек».

Если «Дядю Степу» к печати рекомендовал знаменитый детский писатель Самуил Маршак, то басни Сергей Михалков начал писать по совету другого известного русского писателя Алексея Толстого (автор повести-сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»). Всего им было написано более 200 басен, многие строки из которых стали "крылатыми" («А сало русское едят!» и др.).

В годы Великой Отечественной войны Сергей Владимирович был военным корреспондентом. Он прошел нелегкими дорогами войны, вместе с войсками отступал до Сталинграда, был контужен. Во фронтовых газетах «Во славу Родины» и «Сталинский сокол» печатались его стихи и рассказы, очерки и заметки, басни и даже юморески о фронтовой жизни солдат. По его сценариям были сняты фильмы "Фронтовые подруги (1941), "Бой под Соколом" (1942), Боевой киносборник №12 (1942). В первый же год войны у Сергея Михалкова родились такие строки:

Но никогда такой народ,

Как русский наш народ,

Не упадет и не умрет

И в рабство не пойдет!

Сергей Владимирович был награждён боевыми орденами и медалями: орденами Красного Знамени (1945) и Красной Звезды (1943), орденом Отечественной войны I степени (1985), медалями «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За взятие Берлина», «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За победу над Германией».

Если в годы войны С.В.Михалков чаще писал взрослым о детях, то после войны писатель возвращается в детскую литературу и работает в разных жанрах: создаёт пьесы для детских театров («Веселое сновидение или Смех и слезы» (1945), «Я хочу домой» (1948) и др.), сценарии для мультфильмов («Козлёнок» (1961), «Дядя Стёпа — милиционер» (1964), «Шёл трамвай десятый номер» (1974), «Праздник непослушания» (1977) и др.), пишет стихи, которые становятся чрезвычайно популярными не только в нашей стране, но и за рубежом. Общий тираж его книг, изданных в мире на разных языках, превысил пятьсот миллионов экземпляров. Сергея Михалкова по праву считается классиком детской литературы.

В последующие годы по сценариям С.В. Михалкова снимались художественные фильмы для взрослых и детей («Новые похождения Кота в Сапогах» (1958), «Три плюс два» (1963), «Большое космическое путешествие» (1974), «Пена» (1979) и др.), в театрах шли постановки по его пьесам (спектакль «Сомбреро» (1957) в Центральном детском театре (ныне Молодёжный театр) в Москве собирал зал тысячу шестьсот раз (!), а спектакль по пьесе «Балалайкин и Кo» в театре «Современник» более 30 лет (1973-1990; 2001-2013) идёт при полном аншлаге). 

Жизнь писателя всегда была наполнена как творческой деятельностью, так и общественной. В 1956 году С.В.Михалков стал редактором популярного детского журнала «Веселые картинки». В 1962 году  С.В. Михалков выступил автором идеи и организатором сатирического киножурнала «Фитиль» и затем, более сорока лет, был его бессменным главным редактором. Сорок лет Сергей Владимирович Михалков возглавлял Совет по детской книге России (RBBY), созданный по его инициативе в качестве национальной секции России в Международном Совете по детской книге (IBBY).

На протяжении многих лет Сергей Владимирович был членом Комиссии по присуждению Сталинских (1949), а потом Ленинских и Государственных премий в области литературы и искусства при Совете Министров СССР (1976), с 1988 года – членом комиссии по Государственным премиям РСФСР.

С 1997 года С.В. Михалков входил в состав Комиссии при президенте Российской Федерации по Государственным премиям Российской Федерации в области литературы и искусства.

Также он был членом Коллегии Министерства культуры СССР,  академиком Российской Академии образования, возглавлял Московскую писательскую организацию (1965-1970), был председателем правления Союза писателей РСФСР и секретарём правления Союза писателей СССР (1970-1992), председателем исполкома  Международного сообщества пи­са­тельских Союзов.

Многолетний труд Сергея Владимировича Михалкова отмечен высокими правительственными наградами Советского Союза, Российской Федерации, престижными званиями, дипломами, премиями, именными медалями отечественных, зарубежных и международных организаций.

Сергей Владимирович – Герой Социалистического труда (1973), лауреат Ленинской премии за стихи для детей младшего возраста (1970), был награждён четырьмя орденами Ленина (1939, 1963, 1973, 1983), орденом Святого апостола Андрея Первозванного (2008), орденами и медалями зарубежных стран.

С.В. Михалков - автор текста гимнов Советского Союза и гимна России, автор эпитафии на могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Он почти восемь десятилетий ярко и самоотверженно служил российской многонациональной литературе и культуре. 
– С каким же писателем мы встретимся сегодня? (С С. В. Михалковым.)
(На доску вывешивается портрет С. В. Михалкова).

3. Учитель читает  статью  о  С. Михалкове  и дополняет к сказанному лектором о поэте.
Стихи С. В. Михалкова переведены на 60 языков, книги его напечатаны тиражом в 100 миллионов экземпляров.

Писать стихи С. Михалков начал рано, когда ему не было и девяти лет. Сменил много специальностей, работать начал рано, с 12 лет, но всегда его увлекала поэзия, особенно сказки Пушкина, басни И. А. Крылова, стихи М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и др.

Во время Великой Отечественной войны он – на фронте, работает в газете. Вместе  с  солдатами дошел до Берлина. Но даже в это суровое время не прекращает писать для детей. За участие в Великой Отечественной войне С. В. Михалков был награжден орденами и медалями, а за свою работу в мирное время также был награжден орденами, ему было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

С. Михалков дружил с замечательными детскими писателями К. И. Чуковским, С. Я. Маршаком.

– А у вас есть любимые стихи С. В. Михалкова? Какие?

– За что дети во многих странах мира любят стихи С. В. Михалкова?



Учитель:

Сегодня мы отправимся в путешествие в поэтический мир С.Михалкова. А путешествовать мы будем на волшебном паровозике. И чтоб было веселее в пути, для вас звучит песенка. Узнаете её? Правильно, это «Песенка друзей».




  1. Остановка «Дворик».

Наше детство проходит во дворах, где часто слышны споры и смех, игры и считалки. Вот одну из считалок, написанную Михалковым, попробуйте продолжить

Вы послушайте, ребята

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята –

Их по счёту ровно… (продолжают дети)
А теперь давайте вспомним стихотворение «А что у вас?». В нём Михалков точно подметил, как дети умеют помечтать, повздорить, при случае, маленько, прихвастнуть.

Дело было вечером,

Делать было нечего(дети продолжают)


    • Звучит второй куплет «Песенки друзей».



  1. Отправляемся дальше. Следующая остановка «Школа».

Послушайте весёлое стихотворение «Азбука»
Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась!

Потеряла буква Ю

Перекладинку свою!

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М,



Г ударилась немножко,

Ж рассыпалась совсем!

Очутившись на полу,

Поломало хвостик У!

Ф, бедняжку, так раздуло –

Не прочесть её никак!

Букву Р перевернуло –

Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась –

Превратилась в букву О.

Буква А, когда очнулась.

Не узнала никого!


А теперь попробуйте ответить из какого стихотворения эти строки:
1. Писать красиво не легко:

«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко»

За буквой буква,

К слогу слог.

Ну, хоть бы кто-нибудь помог! («Чистописание»)
А эти строки:

2. Я вхожу один из первых

В медицинский кабинет

У меня стальные нервы

Или вовсе нервов нет! («Прививка»)
Михалков написал много стихов о ваших сверстниках. Я напомню вам отрывки из нескольких произведений писателя.

Вспомните, как называется стихотворение о мальчике, который не хотел идти в школу и поэтому сделал следующее:

Я быстро градусник беру

И меж ладоней долго тру,

Я на него дышу, дышу.

И про себя прошу, прошу:

Родная миленькая ртуть,

Ну, поднимись ещё чуть-чуть! («36,5»)



  • Что вы можете сказать о таких учениках? (Они трусливы, не хотят учиться, ссылаются на болезнь).

  • А вот стихотворение о другом мальчугане:

Я не знаю, как мне быть-

Начал старшим я грубить.

До того я распустился,

Что грублю я всем вокруг.

Говорят, от рук отбился

От каких, скажите, рук!.. («Лапуся»-инсценируют дети)





  • Инсценирование сказки С.Михалкова «Как старик корову продавал».



  • Продолжим наше путешествие. (Звучит 3 куплет «Песенки друзей».


3. Остановка «Фронтовая».

В годы Великой Отечественной войны Сергей Владимирович был военным корреспондентом. Ему приходилось писать очерки и заметки, стихи и юмористические рассказы. А для детей Михалков в это время не писал.

В первый год войны у Михалкова родились такие строки:

Но никогда такой народ,

Как русский наш народ,

Не упадёт и не умрёт

И в рабство не пойдёт!
Оказался ли прав Михалков? Почему? (ответы детей)
Пора в путь. (Звучит аудиозапись песни)
4. Остановка «Лесная».
Послушайте стихотворение «Прогулка»

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят:

Загорают и едят

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку пошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там пустые банки.

И, как будто нам назло.

Даже битое стекло!

Мы по бережку пошли

Место новое нашли… и т.д.

Эти «любители природы», сокрушались по поводу непорядочности других, а сами после себя оставили гору мусора.
Но было бы неполно, говоря о творчестве Михалкова, не сказать о его стихах про дядю Стёпу. В этом произведении Михалков просто, весело и увлекательно рассказывает о мужестве и благородстве людей. Это сказка-быль.
А есть ли продолжение у дяди Стёпы? («Дядя Стёпа – милиционер», «Дядя Стёпа и Егор», «Дядя Стёпа – ветеран»).

Впервые стихи про дядю Стёпу были напечатаны в журнале «Пионер». А было это так. В 1935 году в редакцию журнала пришёл худощавый молодой человек, волнуясь, сказал: «Я принёс стихи». Редактор начал читать о том, как

В доме восемь

Дробь один

Жил высокий гражданин

По фамилии Степанов

И по имени Степан.

Редактор, оторвавшись от листка, посмотрел на автора, и так как перед ним стоял достаточно высокий гражданин, то редактор решил, что он написал стихи про себя самого и спросил: «Ваша фамилия Степанов?» Но автор ответил «Михалков, Серёжа». Дочитав, стихотворение редактор сказал: «Отлично, будем печатать в следующем номере, но боюсь, художник не успеет сделать иллюстрации» и тут же добавил: «Не нужен художник. Нам нужен фотограф. Мы сделаем фотоиллюстрации. А снимать будем Вас. Вы вылитый дядя Стёпа» и потом многие думали, что дядя Стёпа и Михалков это одно и тоже лицо.


5. Литературная викторина
Когда и где родился С.В. Михалков?

Какие жанры использовал в литературном творчестве С.В. Михалков?

Как называлось его первое стихотворение?

В каком стихотворении ребята затеяли спор о профессиях мам?

Из какого стихотворения эти строки?

Ты в дальнюю дорогу


Бери с собой друзей:
Они тебе помогут,
И с ними веселей.

- Кого ребята взяли с собой в дорогу?

- Какое предложение писал герой стихотворения "Чистописание"?

- К какому выводу он пришёл?

- Какая фамилия была у Дяди Стёпы?

- В каком классе учился мальчик, боявшийся прививок?

- Какая температура была у героя одного из стихотворений?

- Что за каша была во рту у Саши?

- Сколько человек сидело и стояло в трамвае № 10?

- Какое слово ненавидел герой одного из стихотворений?

- Я выбежал на улицу,

По мостовой пошел,

Свернул налево за угол

И… нашел.

- Что нашел герой?

На дверях висел замок,

Взаперти сидел щенок.

Все ушли и одного

В доме заперли его.

Как звали щенка?

Это, верно, дряхлый дед

Ста четырнадцати лет?

Нет.

- А кто же это?



Красной цифрой не отмечен

Этот день в календаре,

И флажками не расцвечен

Возле дома, на дворе.

О каком дне идет речь?

Она такая же, как, я,

От головы до ног.

И повторяет каждый шаг

И каждый мой прыжок.

- Кто это?

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята –

Их по счету ровно пять.

Как назвали котят?
Появись лекарство это,

Я купил бы два пакета.

Нет, не два, а целых три!

Нужно, что ни говори.

Вспомните, о каком лекарстве идет речь.
Две подружки – Варя

С Верой –

Это коллекционеры.

Что коллекционируют две подружки, Варя и Вера, героини стихотворения С. Михалкова?


Живет у нас под крышей

Непризнанный артист,

И целый день мы слышим

Художественный свист.

- Кто же этот артист?
Я не верю чудесам,

Но такое видел сам!

Лично! Лежа на спине.

Даже страшно стало мне.

Что увидел писатель Михалков, лежа на спине? Страсть к путешествиям –

Отрава!


Москва – Париж, Москва –

Бомбей,


Москва – Кабул, Москва –

Варшава


Теперь летает…

- Назовите имя путешественника.


6. Доскажи словечко
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью..................

В одном переулке стояли дома.


В одном из домов жил Упрямый..............

На прививку! Первый класс!


Вы слыхали? Это нас!
Почему я встал у стенки?
У меня дрожат...................

Мы едем, едем, едем


В далекие края,
Хорошие соседи, счастливые ………….
Кто, набив пирожным рот,  

Говорит: А где…………


Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал,

Николай ногой ………..


Мать сказала:
– Дверь закрой!
К нам летит пчелиный……
Учитель

- Ребята! Вот и подошло время прощаться. На празднике посвящённому творчеству Михалкова, мы познакомились лишь с маленькой частичкой его творчества. Если захотите познакомиться подробнее с его произведениями, то возьмите ещё раз в руки книги Михалкова и повстречайтесь с любимыми героями.



На этом наше путешествие закончено, благодарю вас за интересное путешествие (детям вручаются подарки – открытки со стихами С. Михалкова) - Мне бы очень хотелось узнать с каким настроением вы приехали на заключительную станцию. Если было интересно и весело нарисуйте на личике улыбку, если было грустно и неинтересно, то покажи грусть, и займи место в вагончике для путешествия.
Урок закончим словами С.В. Михалкова «В мировой детской литературе есть сегодня хорошие книги, созданные на десятках разных языков. Есть книги-учителя, строгие и взыскательные. Есть книги-приятели. Есть книги-волшебники. Есть книги-солдаты. И каждая новая хорошая детская книга – это праздник для тысяч юных граждан планеты "Земля".




Красота гасит любовь, ибо несогласуемы созерцание и страсть. В красоту влюбляются только нечувствительные к красоте. Григорий Ландау
ещё >>