Урок по теме «Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира»
атласы, карта Австралии, климатических поясов, на доске написана тема урока (прикрыта), книга географических детективов, пакеты с заданием и материалом для его выполнения.
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающегося
|
Какие УУД развиваются
|
Организационный момент
|
Добрый день. Проверили все ли необходимое к уроку у вас на столе: учебник, атлас, тетрадь, дневник, ручка, простой карандаш.
|
Проверяют принадлежности
|
|
Актуализация знаний
|
Давайте вспомним, какой материк мы изучаем?
|
Австралию
|
П – строить логическую цепь рассуждений,
|
По какому плану изучаются материки?
|
ФГП, исследования материка, рельеф, климат, внутренние воды, растения, животные, почвы, население.
|
Что мы уже изучили?
|
ФГП, исследования материка, рельеф, климат, внутренние воды,
|
Давайте напомним друг другу, что мы уже знаем об Австралии. Закончите фразу, начатую мною: «Австралия удивительный материк, так как…
|
Самый маленький материк, самый сухой, единственный, где нет современного оледенения и действующих вулканов, единственный, где нет землетрясений, нет высоких гор, давно отделился от других материков и развивался обособленно, почти все реки и озера пересыхающие,
|
Формулировка темы и целей урока
|
Интересно, что осталось не изученным в разделе Австралия?
|
Природные зоны, население.
|
Р – формулируют тему урока, определяют цель урока;
Высказывают свои версии,
П-ориентироваться в учебнике,
Р-составляют план решения учебной проблемы
П-ориентироваться в учебнике, сам-но предлагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
Р- организуют свою деятельность,
|
Попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Обоснуйте свой выбор.
|
-Природные зоны. Сначала изучается вся природа, а потом население, влияние населения на природу, влияние природы на население.
-природные зоны тесно связаны с климатом и водами, изученными на предыдущем уроке.
|
Давайте откроем §37 и проверим правильность нашего предположения.
|
Природные зоны. Своеобразие органического мира.
|
Не вызвала ли тема в учебнике у вас вопросы?
Если затруднения с ответом предложить открыть §28 и прочитать название темы при изучении Африки «Природные зоны»
|
Кроме «Природные зоны» есть «Своеобразие органического мира»
|
Как вы понимаете слова: «своеобразие» «органический мир»
|
Какая-то особенность, что-то отличительное и т.д.
Растения и животные
|
Так что же нам предстоит узнать сегодня на уроке?
|
Какие природные зоны есть в Австралии и чем её органический мир отличается от органического мира других материков.
|
Попробуем пошагово проговорить, что мы должны повторить, а что нового узнать, чтобы дойти до цели и к концу урока ответить: «Какие природные зоны есть в Австралии, и чем её органический мир отличается от органического мира других материков».
При затруднении напомнить о плане изучения природных зон в учебнике стр.312
|
1.повторить климат;
2.установить ГП зоны, почвы, растения и животные.
|
Актуализация знаний
|
Для начала, давайте вспомним климатические особенности Австралии.
-В каких климат. поясах лежит материк;
-самый теплый месяц материка, самый холодный месяц?
-режим выпадения осадков в разных поясах и почему?
|
Субэкватор., троп., субтроп., умер.на юге Тасмании.
Теплый – январь, холодный июль
-субэкват. Летом, ЭВМ; троп.-круг.год, ТВМ; субтроп.-зимой, УВМ.
|
П-объяснять явления, процессы
П-преобразовывать информацию из одной формы в другую.
|
А сейчас я вам прочитаю детектив. Слушайте внимательно и представьте себя на месте детектива Рафа.
Детектив В.А.Блаженова «Странички дневника» (Приложение 1) на доске спроецированы все три страницы из дневника
|
Внимательно слушают, выстаривают маршрут от Перта до п-ва Арнемленд (по детективу)
|
Ответим на вопрос: В каком порядке разложил Раф листы дневника? Ответ обоснуйте.
|
Первой была сделана запись, к-ю содержал 2 листок, т.к. речь идет о западном ветре и зимних дождях. Второй – запись на третьем листе. Здесь явно речь идет о пустынях Центральной Австралии. Последняя запись сделана на п-ве Арнемленд. Она соответствует первой страничке.
|
Итак, климатические условия материка мы повторили, пора переходить, непосредственно, к теме урока. Напомните мне ее.
|
Природные зоны. Своеобразие органического мира.
|
Открытие нового знания
|
Что же нам дальше делать? Откуда получить информацию?
|
Посмотреть в атласе карту природных зон и выяснить, какие природные зоны есть в Австралии.
|
П-ориентироваться в учебнике,атласе, сам-но предлагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
П- сравнивать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи,
объяснять явления, процессы, выявленные в ходе исследования
П – сравнивать полученную информацию
П-перерабатывать полученную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку
|
Открываем необходимую карту, называем природные зоны Австралии и их географическое положение.
|
-В западной и центральных частях –пустыни, саванны окаймляют пустыни с севера, востока, ю-в и ю-з.
-в субэкват.поясе на севере материка-саванна, в троп.поясе: на западе пустыни, на востоке саванна, в субтроп. поясе –частично саванна, частично жестколиственные леса и кустарники; вдоль всего восточного побережья узкая полоса переменно- влажных лесов.
|
А если мы сравним природные зоны Австралии и Африки, то, что увидим?
|
Природные зоны одни и те же.
|
Почему?
|
Лежат в одних широтах, одних климатических поясах.
|
Давайте попробуем сравнить почвы Австралии и Африки.
Как мы можем это сделать?
Что общего и чем отличаются?
|
Открыть карту почв.
Общее: красно-желтые и красные ферраллитные, красновато-бурые опустыненных саванн, коричневые ксерофитных лесов и кустарников – в одних климат. поясах лежит; больше в Австралии почв пустынных тропических и субтропических поясов, т.к. более сухой материк и пустыни занимают большую площадь чем в Африке.
|
В одних широтах, одних климатических поясах., очень похожи почвы. Какой же вывод напрашивается?
При затруднении вопрос поставить по –другому «Если одинаковые природные зоны, то должны быть одинаковыми и….»
|
растения и животные тоже должны быть одинаковыми.
|
Вернемся к названию темы урока. Ребята, нет ли здесь противоречия?
|
Противоречие в том, что одни и те же широты, одни и те же пояса, одни и те же природные зоны, а органический мир своеобразный.
|
Почему?
Об-ся могут вспомнить материал первого урока по Австралии. При затруднении следует предложить найти ответ на стр.153 учебника
|
Это объясняется тем, что Австралия и прилегающие острова давно отделились от других материков. Органический мир долгое время развивался изолированно.
|
А теперь самое время доказать, что природа Австралии и правда уникальна. Я предлагаю вам взять в руки простые карандаши и поработать с текстом учебника. 1 вариант будет доказывать уникальность растительного мира, а 2 вариант – уникальность животного мира. Читая текст, вы можете слегка выделять то слово или словосочетание, которые считаете, послужат доказательством. 1-в прорабатывают материал стр.153(последние 2 предложения)-стр.154 (до животного мира); 2-в стр.154 (2 последних абзаца)-до конца §37.
|
Читают, выделяют в тексте.
|
П-пользоваться ознакомительным видом чтения, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях,
Р – работать по предложенному плану.
|
Первичное закрепление
|
Так в чем своеобразие растительного мира?
При рассказе об-ся на экране появляются представители растительного и животного мира: эвкалипт, акация, казуарины, бутылочное дерево, древовидные папоротники, скрэб; ехидна, утконос, кенгуру и т.д.
По ходу работы некоторые уточняющие вопросы по поводу приспособления к жизни на материке (например: почему нет тени под деревьями, п/у нет животных с серповидными конечностями и т.д.)
|
По ходу работы поочередно рассказывают об удивительных растениях и животных материка
|
К- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других,
П-перерабатывать полученную информацию
|
Кто же попытается сделать вывод о своеобразии органического мира Австралии. После ответа на экране вывод. Давайте вместе прочитаем и постараемся запомнить всего несколько строк, но зато очень важных.
|
В Австралии очень много растений и животных, которые обитают только на этом материке.
|
П-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
|
На экране слайд с обозначением нац.парков Австралии. Как вы думаете, зачем я эту карту вставила в презентацию к уроку?
|
Природа Австралии особо охраняется, т.к. она уникальна.
|
П-строить логическую цепь рассуждений
|
Обобщение и повторение
|
А сейчас я предлагаю сделать свою карту природных зон. Вы на группу получаете пакет с заданием и в течение 1-1,5 минуты выполняете его. Затем поочередно оформляем карту на доске.
Задания: 1.Обозначить границы и подписать климатические пояса;
2.расставить по поясам климатические диаграммы, характеризующие время выпадения осадков; 3. Обозначить природные зоны и подписать их; 4-5.выбрать растения, обитающие в Австралии и расставить их по материку;
6-7. выбрать животные, обитающие в Австралии и расставить их по материку;
|
Работают группами, вместе оформляют доску.
|
Р-сам-но принимать решения,
П-группировать, обобщать информацию
К-уметь работать в группе, паре, выполнять роли лидера и исполнителя, формулировать собственное мнение, координировать ее с позициями партнеров.
|
Обвести контуры Австралии и отключить проектор. Посмотрите внимательно на карту. Мне кажется чего-то не хватает в оформлении.
По одному выходят к доске, наносят объект, остальные проверяют свои контурные карты и дописывают.
|
Не подписаны географические объекты (номенклатура)
|
П- сопоставлять две карты
|
Карта проверим насколько правильная получилась карта и оценим свои старания.
Позвольте и мне высказать свое мнение и поставить вам оценки за работу на уроке.
|
Проверяют работу других групп, предлагают исправить ошибки, оценивают, насколько правильно та или иная группа выполнила задание.
|
Р-вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы
|
Запишем Д/з §37
|
Запись в дневник
|
|
Рефлексия деятельности
|
|
|