Урок по теме «Ключи от сердца» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отчет о деятельности кгку цзн поселка ключи за 2012 год п. Ключи... 5 416.1kb.
Урок биологии в 8 классе Учитель: Котлярова А. А. Тема урока: Строение... 1 76.98kb.
Урок №54/22 Базовый учебник : «Физика. 7 класс», Перышкин А. 1 72.41kb.
Урока с использованием технологии развития критического мышления... 1 68.84kb.
Урок обобщение по теме: «Птицы- знакомые незнакомцы» 1 118.48kb.
Урок по теме «Ижемская традиционная одежда» иисторический серпантин 1 11.78kb.
Опыт разработки графических моделей позиционирования 4-х-камерных... 1 29.54kb.
Сочинение, посвященное теме: > "Победа, память, патриотизм" > > Ученицы 8 " 1 41.99kb.
Урок по теме "Древний Египет" в 5 классе. 1 88.73kb.
Урок по курсу экономической и социальной географии мира и 7 урок... 1 219.35kb.
Зеленодольский район большие ключи (Ключи) 161. Иоанно-богословская... 1 105.17kb.
Вопросы к экзамену в летнюю экзаменационную сессию по дисциплине... 1 170.1kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок по теме «Ключи от сердца» - страница №1/1

МОУ Одинцовская гимназия № 4

Урок по теме «Ключи от сердца»

Учитель биологии: Кулевская Ирина Ивановна


Этапы урока

Деятельность учителя

Средства обучения.

Деятельность учащихся

Организационный

Учитель: сообщает тему урока

Читает стихотворение Межелайтиса «Сердце»


Что такое сердце? Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар Земли похожий?

Так или иначе все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело.


Учитель сообщает интересные факты о работе сердца: Сердце- это двигатель огромной работоспособности. За сутки оно делает около 40 тыс. ударов, в год - 40 млн. Сердце очень выносливо: за 8,5 ч. Лыжного пробега сердце спортсмена перекачивает 35 тонн крови- целую железнодорожную цистерну. Сердце работает всю жизнь без остановки на капитальный или текущий ремонт.

Проблемный вопрос: В чем причина работоспособности и неутомимости сердечной мышцы? Ответив на этот вопрос мы узнаем, каким должно быть сердце у каждого человека.

Слайд № 1

Слайд №2

Демонстрация макета сердца, закрытого на «замок»

Слайд №3


Приготовились к уроку, слушают.

Ученики предлагают ответы



Основной этап урока

Учитель формулирует задачи урока: Выяснить-

  1. местоположение сердца

  2. строение сердца

  3. работу сердца - сердечный цикл

  4. автоматизм

  5. роль нервной и эндокринной системы

Слайд №4

слушают

Положение сердца в грудной полости

Рассказ учителя с использованием таблиц, макета, слайдов

«Прислушайся. Чтобы ты не делал, спал, ел, бежал всегда раздается приглушенный, ритмичный стук- это бьется твое сердце. Сожми свою руку в кулак, и ты, увидишь какой оно формы и размера. Сердце представляет собой полный комок мышц, который постоянно сокращается и заставляет кровь двигаться по твоему телу».

Сердце расположено в грудной полости за грудиной, от середины сдвинуто несколько влево, масса его около 300 грамм. Сердце – “середина”. Оно покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок – околосердечную сумку или перикард.


Слайд №5

Таблица «Сердце»



Записывают в тетради: Сердце от слова «середина»- полый мышечный орган

Строение сердца

Объяснение учителя с использованием самодельной модели-аппликации

В околосердечной сумке содержится серозная жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.


Стенка сердца имеет три слоя:

эпикард – наружный серозный слой, покрывает сердце (срастается с перикардом);

миокард – средний мышечный слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей (каждое мышечное волокно содержит 1-2 ядра, множество митохондрий);

эндокард – внутренний слой (из эпителия).
Давайте разберемся, из чего же состоит твое сердце? Условно оно делится перегородкой на две половинки, левую и правую. Левая состоит из левого желудочка и левого предсердия. Между ними находится двухстворчатый клапан. У него только две створки и по-другому он называется митральным. Правая половина сердца состоит из правого желудочка и правого предсердия. Они тоже отделены клапаном, но этот клапан имеет три створки и поэтому называется трехстворчатым. Клапаны открывают и закрывают проход между предсердиями и желудочками, заставляя кровь течь в одном направлении.
Между желудочками и артериями расположены полулунные клапаны, каждый из которых состоит из трех кармашков. Клапан (нем.) “клаппе” – “крышка”. Клапаны сердца и сосудов обеспечивают движение крови строго в одном направлении: по артериям – от сердца, по венам – к сердцу, из предсердий – в желудочки. Артерии – “воздушные жилы”. Предсердие (лат.) – “атриум” – “передний двор”, желудочки – мускульные образования.
Стенки камер различаются по толщине в зависимости от выполняемой работы. При сокращении стенок предсердия, выполняется небольшая работа – кровь подается в желудочки, поэтому эти стенки относительно тонкие. Правый желудочек проталкивает кровь по малому кругу кровообращения, а левый – выбрасывает кровь в большой круг кровообращения, поэтому его стенки в 2–3 раза толще стенок правового.
В сердце чрезвычайно интенсивно протекают обменные процессы, так как клетки мышечной ткани содержат множество митохондрий, и ткань хорошо снабжается кровью: масса сердца составляет 0,5% от массы тела при этом 10% крови выбрасываемой аортой, идет коронарные или венечные сосуды, питающие само сердце. Аорта (греч.) – “прямая артерия”.
Вывод:

1. Сердце имеет особое кровоснабжение

2. Роль клапанов – препятствовать обратному току крови


Модель-аппликация сердца с клапанами
Слайд №6

Слайд №7


Выполняют рисунок с обозначением клапанов сердца, оболочек сердца

Записывают определение

Коронарные артерии-


Работа сердца

Первичная проверка понимания материала




Учитель: Есть такой подсчет, что у человека в возрасте 60 лет, сердце 30 лет отдыхало.

Задание классу: выяснить, каким образом сердце чередует работу и отдых? Заполнить таблицу «Сердечный цикл»


Проверка работы учащихся .Демонстрация слайда, на котором правильно заполнены фазы сердечного цикла.

Вывод: Время работы = времени отдыха



Слайд №8

Слайд №9


Ученики самостоятельно работают с текстом параграфа и заполняют таблицу
Отвечают на вопросы (индивидуальный подход)

Автоматизм

Первичная проверка понимания

материала


Постановка проблемы к этапу урока.

С очень давних времен люди пытались познать свой организм. Среди ярких имен эпохи Возрождения видное место занимает имя Андрея Везалия - врача. Основателя научной медицины.

Однажды Везалий вскрывал труп, чтобы установить причину смерти, Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Неужели такой выдающийся врач, каким был Андрей Везалий. Принял за мертвеца живого человека? Ответить на этот вопрос не мог никто, даже сам Везалий, ведь уровень знаний той эпохи был еще очень низок. Как объяснить роковой случай с Везалием?
Эти факты свидетельствующие о том, что сердце человека имеют собственный, «встроенный» в него механизм, возбуждающий сокращения. Кроме обычных мышечных волокон есть скопления клеток особого типа. Возбуждение возникает в них самих, а не приходит из нервной системы. В сердце есть 2 таких узла: одно - в правом предсердии, у места впадения верхней полой вены (синусо-предсердный узел), а другое – в том же предсердии, но у перегородки, отделяющее предсердие от желудочка (предсердно-желудочковый узел)
Учитель объясняет причину автоматизма сердечной мышцы, исследование сердца с помощью кардиограммы

Итог этапа урока


Слайд №10

Слайд №11


Учащиеся предлагают ответы

Учащиеся записывают определение автоматизма



Регуляция работы сердца

Первичная проверка понимания

материала


Учитель: Было бы ошибочно думать, что в целом организме сердце работает самостоятельно, независимо от общего состояния организма. Работа сердца находится под контролем центральной нервной системы и эндокринной системы. Различные ощущения, психические переживания влияют на частоту сердечных сокращений .Известен опыт немецкого физиолога Франца Гольца, когда резкий удар по животу лягушки вызывает остановку сердца .Подобное явление может произойти с человеком при ударе в область живота, например если, неудачно прыгнув, пловец ударился плашмя о воду

Влияние мозга на сердце осуществляется по типу условных рефлексов. Опыт: введением в кровь животного лекарства вызывают учащение биения сердца. Если введение лекарства сочетали со звуком метронома, то через несколько таких сочетаний только один звук вызывал изменение работы сердца. Хотя лекарство не вводилось.

Учитель: А сейчас я предлагаю выписать из статьи «Нервная и гуморальная регуляция» в схему слева факторы, усиливающие работу сердца, а справа – замедляющие сердечные сокращения.
Вопросы к учащимся

Слайд №12

Слайд №13

Учащиеся работают с текстом учебника и составляют схему «Нервная и гуморальная регуляция»


Ответы

Подведение итогов основного этапа урока

Актуализация знаний, полученных на уроке.

Решение задачи, выполнение теста (тест можно выполнить на следующем уроке)


Задача: сколько литров крови перекачивает сердце человека за час и за сутки, если оно сокращается в среднем 70 раз в минуту, выбрасывая при каждом сокращении из двух желудочков 150 кубических см крови (ответ 630 л, 15 120 л)

Слайд №14

Называют причины неутомимости сердечной мышцы (особое кровоснабжение сердца, сердечный цикл, автоматизм, нервная, эндокринная регуляция)

Домашнее задание

Параграф 22. Подготовить сообщения о болезнях сердца. Составьте монолог «Обращение сердца к своему хозяину»

Слайд №15




Заключительный этап урока

Очень часто все заболевания сердца называют «сердечной недостаточностью». А если поменять эти два слова местами – получится «недостаточная сердечность». Каков смысл этих слов?

Пожелание учителя: Независимо от возраста сердце человека должно быть (открывает макет сердца «закрытого» на замок)

ДОБРЫМ

ОТЗЫВЧИВЫМ



СМЕЛЫМ

ЧУТКИМ


ЩЕДРЫМ

ЗДОРОВЫМ


БЕСКОРЫСТНЫМ

ГОРЯЧИМ


То есть таким, чтобы сделать счастливой жизнь самого человека и окружающих людей.




Учащиеся предлагают примерные ответы:

горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное, чуткое и щедрое, открытое и черствое, глухое, черное сердце и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и сердце друга. Какое оно мое сердце?







Я знавал множество людей, обладавших огромными познаниями и не имевших ни одной собственной мысли. Уилсон Мизнер
ещё >>