Урок по теме: «Искусство Древнего Египта» иотправляемся на поиски гробницы фараона Тутанхамона в Долину царей - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рефератов, в конце список использованной литературы Учитель: Резник... 1 40.88kb.
Рецензия на работу Тарасова Михаила «Традиции погребений в Древнем... 1 15.03kb.
Верования древних египтян 1 64.19kb.
Гробница фараона Тутанхамона 1 17.97kb.
Джеральд О'Фаррелл Великая мистификация. Загадки гробницы Тутанхамона 17 2580.81kb.
«Декоративное искусство Древнего Египта» 1 32.05kb.
Урок-игра «Солнечный круг» Для учащихся 5 класса по теме «Искусство... 1 54.73kb.
Интегрированный урок по истории Древнего Египта и математике. 1 42.39kb.
Пирамиды были колоссальной высоты, строились десятки лет; тысячи... 1 8.27kb.
Искусство Древнего Египта 1 25.83kb.
Художественная культура древнего египта 1 14.79kb.
Урок. Тарасова Мария Викторовна, Учитель истории и обществознания. 1 80.68kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок по теме: «Искусство Древнего Египта» иотправляемся на поиски гробницы фараона - страница №1/1

Урок по истории искусств для учащихся 5-х классов

по теме «Сокровища Тутанхамона»


Цели урока
I. Обучающие

1)Познакомиться с историей открытия гробницы Тутанхамона.

2)Продолжить отработку навыков анализа художественного произведения (на примерах из пройденной темы «Амарнское искусство»)
II.Развивающие

1)Развить логику мышления (умение сравнивать, находить причинно-следственные связи, прослеживать закономерности, выделять главное).

2)Побуждать учащихся расширять свой кругозор, используя различные источники информации (опережающие задание, компьютерная презентация, работа со словарём).

3)Активизировать творческие способности детей (развивать фантазию и воображение).


III.Воспитательные

1)Работать над формированием художественного вкуса учащихся.

2)Вырабатывать у детей навыки коммуникативной культуры (умение слушать собеседника и уважать его мнение).
Педагогические технологии
1)Обучение в диалоге.

2)Создание проблемной ситуации и поиски путей её решения.

3)Опережающее задание.
Оснащение урока

1)Компьютер.

2)Интерактивная доска.

3)Проектор.

4)Подборка слайдов.

5)Книги по теме.

6)«Иллюстрированный художественный словарь».

7)Проспект выставки «Сокровища гробницы Тутанхамона».

План урока
1.Вступительное слово учителя.

2.Мотивация.

3.Повторение пройденного, фронтальный опрос, анализ (в сравнении) произведений амарнского периода.

4.Изучение нового материала, включающее компьютерную презентацию, выполненную по опережающему заданию.

5.Закрепление изученного на уроке.

6.Домашнее задание с представлением дополнительной литературы и других материалов по теме.

7.Поведение итогов урока, выставление оценок.
Ход урока
Учитель: «Сегодня мы проводим предпоследний урок по теме: «Искусство Древнего Египта» и отправляемся на поиски гробницы фараона Тутанхамона в Долину царей.

Мы пройдем по следам археологов и узнаем как труден путь исследователя ,когда надежда сменяется отчаянием, а наградой за великое терпение станет небывалое открытие. Вслед за учеными мы снимем печати с дверей усыпальницы Тутанхамона и увидим его сокровища. Нам предстоит разгадать тайну имени фараона, открыть восемь саркофагов, заглянуть в таинственные сосуды …….


( Записывается в тетрадь тема урока)

Но прежде, чем отправится в далекое путешествие, мы должны вспомнить о предшественнике Тутанхамона о Аменхотепе IY и о том периоде в искусстве Древнего Египта, который принято называть Амарнским. Сравнивая рельефы и росписи Амарнского периода с созданными ранее, вы должны будете определить основные черты Амарнского искусства».

На экране - портреты фараона Аменхотепа IY

Учитель:«Фараон Аменхотеп IY вошел в историю как фараон-реформатор. А что такое реформа?».


Ответ: «Преобразование».

Учитель: «Почему Аменхотеп IY начал проводить реформы?»

Ответ: «Он боялся жрецов, которые стали обладать огромным богатством и неограниченной властью и могли лишить его трона».

Учитель: « Какие реформы осуществил этот фараон?».

Ответ: «Отменил всех старых богов».

Учитель:« Почему он так поступил?».

Ответ:« Этим он лишил жрецов их власти. Никому не нужны жрецы и храмы не существующих богов. Аменхотеп IY ввёл единобожие».

Учитель: «Как звали нового бога?».

Ответ: «Атон».

Ученики называют это имя и говорят, что это был бог солнца. Учитель просит написать это имя на доске и нарисовать портрет Атона.

Один из учащихся рисует солнечный диск с лучами-руками.

Учитель:« Почему новый бог так выглядит?»

Дети объясняют, что сам фараон настоял на реалистичном изображении Атона. Раньше бога Солнца представляли и человеком с головой сокола ,и рыжим котом, а сейчас его изображение стало более правдоподобным. Учащиеся отмечают. что лучи-руки Атона протянуты навстречу людям. Бог посылает им свет и тепло.

Учитель: « Какие ещё преобразования осуществил Аменхотеп IY?»

Ответ:« Перенёс столицу из Фив в провинцию Амарна.»

Учитель: «Как называлась новая столица?».

Ответ :«Ахетатон».(«Небосклон Атона»)

Учитель говорит, что переехав в новую столицу вместе с женой Нефертити и дочерьми, фараон взял себе новое имя. Какое?

Ответ:«Эхнатон». ( «Угодный Атону»).

Учитель:«Почему он так поступил?»

Ответ: «Фараон хотел показать свое родство с Атоном».

Учитель: «Эхнатон расправился с жрецами. Они стали называть его «злодей из Амарны».

Какие изменения произошли в искусстве Древнего Египта?»

Ответ:« Эхнатон позволил художникам изображать себя таким, каким он был на самом деле».

Учитель: «Это смелый шаг с его стороны. Ведь раньше художники приукрашивали внешность египетских царей. Почему и как они это делали»?

Ответ:«Потому ,что фараон считался сыном бога солнца. На всех росписях и рельефах его выделяли рельефом».


На экране портреты фараона Эхнатона.
Учитель: «Будучи далеко не красавцем, Эхнатон настаивал, чтобы его изображали правдоподобно. Теперь солнечное божество рисовали реалистично, и его сын-фараон должен был выглядеть также..»

Дети отмечают, что в этот период художники показывают в кругу семьи и даже плачущим, чего раньше не допускалось. Художники нарушают сложившиеся веками каноны.

Учитель : « А что такое канон?»

Ответ : « Правила, которые нельзя нарушать.»

Учитель: « Ради чего их нарушают художники?»

Ответ: « Чтобы показать земные чувства и переживания людей.»

Учитель: « Почему искусство времени правления Эхнатона называется Амарнским?»

Ответ: « От названия провинции, куда была перенесена столица Древнего Египта.»

Учитель: « Теперь я предложу вашему вниманию росписи и рельефы. На экране они будут появляться парами. Ваша задача определить, какие из них относятся к Амарнскому периоду и объяснить почему.»

На экране появляются пары слайдов ( см. приложение).


Анализируя предложенные слайды, учащиеся отмечают в росписях и рельефах амарнского времени жизненное правдоподобие, реалистичность изображения, нарушение канонов, попытку древних художников показать чувства и переживания людей, изменение тематики ( теперь предметом изображения становятся танцовщицы, музыкантши и т. п. ).

Изучение нового материала.


Учитель: « После смерти Эхнатона на престол взошел фараон Тутанхатон. О его происхождении спорят до сих пор. По одной версии он был сыном Эхнатона и его второй жены Кии, по другой – братом Эхнатона. Одно известно точно - Тутанхатон являлся мужем младшей дочери Эхнатона Анхеспаатон».
На экране слайд – реконструкция внешнего облика Тутанхатона.
Учитель: « Перед вами реконструкция внешнего облика фараона, сделанная современными зарубежными учеными на основании компьютерной томографии черепа Тутанхатона. А что такое реконструкция?»

Если учащиеся затрудняются с ответом, учитель предлагает воспользоваться словарем. Дети находят значение слова в « Иллюстрированном художественном словаре» Учитель записывает его на доске, учащиеся – в тетрадях.

Возвращаясь к слайду, учитель говорит, что таким фараон был в восемнадцать лет.,а на престол он вступил одиннадцатилетнем.
На экране – скульптурный портрет юного царя, вырастающего из цветка лотоса.
Говоря о возрасте фараона, учитель замечает, что его жене исполнилось восемь лет.
На экране слайд с изображением юной четы (спинка трона Тутанхатона)
Учитель: « На египетский престол вступили дети. Теперь у жрецов появился шанс вернуть все на круги своя. Они уговорили фараона-мальчика переехать в старую столицу Фивы, а солнечный город Ахетатон был разрушен и занесен песком забвения. Царственная чета поменяла место жительства, а вместе с ним и свои имена.

Учитель открывает доску, на которой написаны старые имена с переводом и новые имена: Тутанхамон и Анхеспаамон.

Учащимся предлагается их сравнить. Что изменилось в именах царственных супругов и о чем свидетельствуют эти перемены?

Дети приходят к выводу ,что вернулись старые боги. Атона сменил бог Амон, что нашло свое отражение в имени фараона и его жены. Делается перевод новых имен: «живой образ Амона» и «ее жизнь принадлежит Амону».

Учитель: « Юный фараон процарствовал недолго. Он скончался, не дожив до 18 лет, не успев совершить ничего значительного. Американский археолог Говард Картер, нашедший могилу Тутанхамона, сказал, что он был знаменит тем, « что умер и был погребен».Однако, Тутанхамон стал настоящим символом древнеегипетской цивилизации, благодаря своей гробнице.»
Учитель просит одного из учащихся, которому было дано опережающее задание, показать компьютерную презентацию, посвященную Говарду Картеру.( см. приложение).
После презентации - на экране слайд с изображением входа в гробницу Тутанхамона.
Учитель: « Усыпальницу Тутахамона искали семь лет, с1917 по 1922 год».

Дети записывают в тетрадь дату и имя археолога, нашедшего гробницу.


Учитель: « Гробницу обнаружили глубоко под землей. Почему фараонов перестали хоронить в пирамидах, а стали прятать их могилы?»

Учащиеся отмечают, что пирамиды своими размерами привлекали воров.

Учитель: « Что искали воры в гробницах?»

Ответ: « Сокровища, которые захоранивались вместе с фараоном. Египтяне верили в загробную жизнь и старались обеспечить владыку Египта всем необходимым для вечной жизни».


На экране – слайд с планом усыпальницы.
Учитель: « Гробница состояла из четырех помещений. Когда ученые добрались до двери, ведущей непосредственно в усыпальницу ( показ слайда с изображением двери), стало ясно, что воры ее взламывали дважды. После их визитов жрецы запечатывали дверь заново. С замиранием сердца Г. Картер просунул свечу в отверстие, сделанное в двери. Исследователи, окружившие археолога, нетерпеливо спрашивали, что он видит. « Я вижу дивные вещи!»- отвечал ученый.
На экране – слайды:

1.Черно-белая фотография первой комнаты.

2. Реконструкция первой комнаты.
Учитель: « В первой комнате ученые обнаружили великолепно сохранившиеся вещи, многие из которых можно было смело отнести к шедеврам древнеегипетского искусства: мебель (в том числе трон юного царя), статуи, оружие, модели лодок, посуду, одежду, украшения, детали колесниц».
Далее на экране – панорама слайдов с комментариями учителя ( см. приложение).
Учитель: « Внимание исследователей привлекли странные сосуды белого цвета, в которых оказались копченые гуси. Сохранилось и вино, и благовония, приготовленные для загробной жизни фараона.

В сундуках археологи нашли папирусы с описью вещей, но в одних вещи соответствовали описи, а в других лежали в беспорядке. Подтверждалась догадка ученых, что здесь побывали воры, но им кто-то помешал.

Археологов больше всего волновал вопрос, цела ли мумия Тутанхамона. Добраться до нее оказалось нелегко. Когда дверь погребальной камеры была вскрыта, ученые наткнулись на неожиданное препятствие – золотую стену, покрытую рельефами.
На экране – слайд с изображением первого саркофага.
Оказалось, что это огромный, занимающий почти всю комнату, деревянный, облицованный золотыми пластинами , саркофаг. Внутри него был точно такой же, но меньшего размера, а в нем – еще два. Когда саркофаги разобрали, обнаружили каменный саркофаг Тутанхамона, высеченный из кварцитовой глыбы.
На экране – слайд с изображением каменного саркофага.
Пришлось прибегнуть к помощи лебедки, чтобы снять 1,5 –тонную крышку. Внутри Картер увидел кучу потемневших погребальных бинтов, а под ними… великолепный золотой саркофаг, инкрустированный лазуритом.
На экране – слайд с изображением золотого саркофага.
Всего у Тутанхамона оказалось восемь саркофагов, последний – из чистого золота, но он никак не хотел открываться. Тогда Картер пошел на риск: саркофаг перевернули и, обвязав мокрыми тряпками, стали нагревать. Когда его открыли, гипотеза ученого подтвердилась: бальзамировщики вылили на мумию слишком много душистой смолы, со временем она затвердела и склеила створки.

Мумия Тутанхамона была покрыта слипшимися бинтами, их пришлось срезать ножом. Между ними находилось большое количество украшений. Лицо было закрыто золотой маской.


На экране – слайд с изображением маски.
Голова фараона покоилась на железном подголовнике, на руке нашли железный перстень. Эти драгоценные предметы свидетельствовали о богатстве Тутанхамона.

Почему железный перстень считался самым дорогим украшением в Древнем Египте?»


Ответ: «Железа в Египте не было, поэтому оно ценилось дороже золота».

Учитель: « Самая трогательная находка археологов – маленький веночек из лепестков василька, последний подарок царицы Анхеспаамон Он рассыпался в прах в руках археологов, но благодаря ему, удалось установить примерную дату похорон фараона: середина марта – конец апреля.

Гробница Тутанхамона разбиралась 7 лет. Теперь эти бесценные вещи хранятся в Каирском музее. В 1973 году в нашем городе состоялась выставка « Сокровища гробницы Тутанхамона» Мне посчастливилось на ней побывать. ( учитель показывает проспект выставки). Из всех экспонатов на меня произвел самое сильное впечатление маленький алебастровый бюстик Тутанхамона, юного фараона, ставшего символом древнеегипетской цивилизации».
На экране – слайд с изображением бюста Тутанхамона.

Вопросы к классу для закрепления изученного материала:

1.Какого фараона сменил на престоле Тутанхатон?

2. Почему Тутанхатон сменил себе имя?

3.Чем знаменит фараон Тутанхамон?

4. Назовите имя археолога, нашедшего гробницу Тутанхамона?

5.В каком году это произошло?

6.Что обнаружили археологи в усыпальнице фараона?

7. Какая из находок произвела на вас самое сильное впечатление и почему?
В заключении урока учитель дает краткий обзор дополнительной литературы
(с книгами, проспектом выставки учащиеся могут познакомиться на перемене),

обращает внимание детей на записанное заранее на доске домашнее задание (параграф 11 по учебнику «История древнего мира») и список сайтов по изученной теме.



Подводя итоги урока, учитель благодарит за сотрудничество и выставляет оценки учащимся в соответствии с полученными на уроке жетонами.




Мужчина должен иметь голову на плечах, а женщина — лицо. Вячеслав Верховский
ещё >>