Урок по литературному чтению в 4 классе. №69 имени С. Есенина г. Липецка Тема: М. М. Пришвин - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок литературы в 11 классе Тема. Сострадание и милосердие «ко всему... 1 117.23kb.
«Карнавал басен» 1 209.1kb.
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе 1 43.69kb.
Урок по литературному чтению в 3 классе 1 80.05kb.
Конспект урока по литературному чтению в 4-м классе "К. Г. Паустовский... 1 91.61kb.
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе М. М. Зощенко «Ёлка»... 1 73.08kb.
Особенности сказочного жанра на примере русской народной сказки Сестрица... 1 57.74kb.
Рабочая программа по литературному чтению (учебный предмет) 5 1067.27kb.
Урок по литературному чтению в 3 г классе по теме: «Сказочная повесть... 1 50.38kb.
Конспект урока по литературному чтению в 4 «А» классе Учитель: Иванова... 1 67.04kb.
Урок проектной задачи по литературному чтению во 2 классе Тема проекта... 1 100.3kb.
Разговор птиц и зверей Пришвин Михаил Михайлович 1 24.6kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок по литературному чтению в 4 классе. №69 имени С. Есенина г. Липецка Тема: М. - страница №1/1

Учитель: Веретина Людмила Викторовна

МБОУ ГИМНАЗИЯ Открытый урок по литературному чтению в 4 классе.

69 имени С.Есенина г.Липецка



Тема: М.М. Пришвин «Выскочка».

1). Цели: расширить знания детей о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа, учить анализировать поступки и характер героев; обрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление, воспитывать любовь к природе, к Родине.

Оборудование: портрет М.М. Пришвина, плакат «М.М. Пришвина-певец природы», выставка книг М.М. Пришвина, учебник «Родная речь».(сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. М.2010г.)., стенгазета «Окно в природу», диафильм по рисункам учащихся; справочная литература (словарь); раздаточный материал (план работы групп).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

На доске – пейзажная картина, музыкальный фон – голоса птиц.

- Мы изучаем творчество М.М. Пришвина. Этого писателя по праву можно назвать «певцом природы». Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Природа разговаривает с нами на своем особом языке, и понять его могут только те, кто хорошо знает законы природы и умеет наблюдать за окружающей жизнью. Михаил Михайлович Пришвин очень хорошо понимал этот язык и хотел, чтобы его научились понимать мы, читатели его книг. Когда мы читаем произведения писателя, то удивляемся тому, как автор может просто, понятно и вместе с тем очень ярко и образно описать своих героев.

III. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем исследовать идейно-художественное содержание рассказа М.М. Пришвина «Выскочка».

IV. Проверка домашнего задания.

- О чем этот рассказ? (Учащиеся самостоятельно формируют тему рассказа).

Прочитайте план, который вы составили дома.

-Кто из ребят составил план ближе к авторскому замыслу?

Посмотрите диафильм, сделанный по вашим рисункам.

- Соответствует ли диафильм вашему плану рассказа?



V. Организация исследовательской деятельности учащихся.

-Ребята, сегодня на уроке вы – ученные – языковеды, которым предстоит серьезная исследовательская работа. Посмотрите на экран! На слайдах: объект исследования. Рассказ М.М. Пришвина «Выскочка».

Задачи исследования:

1. Выявить художественные средства, которыми автор раскрывает образ героев.

2. Определить главную мысль произведения.

- Вам понятны эти задачи?

Первая и вторая группы языковедов самостоятельно работают по первому вопросу.

Третья группа работает с учителем.

Группам раздают словари; по окончании исследования группы отчитываются о проделанной работе.

VI. Работа по теме урока (3 группа).

- Мы с вами займемся исследованием сюжета рассказа.

2). Назовите основные сюжетные части произведений.(Завязка, кульминация, развязка.)

- Найдите в этом произведении завязку, кульминацию, развязку. Прочитайте выразительно эти отрывки, соблюдая правильный темп речи, интонацию и логические паузы. (3 ученика читают). Чье чтение вам понравилось больше? Почему? Какая из этих частей рассказа проиллюстрирована в учебнике – кульминация или развязка? Своими словами опишите картину. Какими словами Пришвин передает действия своих героев? (Ответы детей). Первая группа отчитывается по плану:

1. Какие глаголы передают действия Выскочки во время схватки.

2. Составить характеристику Выскочки.

3. Какие глаголы передают действия Вьюшки во время схватки.

4. Сопоставить действия Выскочки и Вьюшки.

1 Вопрос. Чтение учащимися глаголов, с помощью которых автор ярко и точно передает действия Выскочки: вышла, поскакала, подскакала, изловчиться, унесет, улучила, схватила, успела повернуться, ударить, поднять.

- В этом эпизоде глаголы расположены по нарастанию действия. Этот художественный прием в литературе называется градация. Найдите в словаре значение этого слова.

- Прочитайте глаголы, которые обозначают действия, расположенные по убыванию. (Подняться, выпала).

Этот художественный прием называется деградация. Найдите в словаре литературоведческих терминов значение этого слова.



Второй вопрос. Характеристика Выскочки:

Легкомысленная, глупая,

Подскакала, извернулась, улучила

Да не тут-то было! Где хвост?



Третий вопрос. Чтение глаголов, с помощью которых автор передает действие Вьюшки во время схватки с Выскочкой: понимала, не бросилась, заметила, освободила, поглядела, отвернула, схватила.

- Какой художественный прием использует автор – градацию или деградацию? ( Вначале – деградация, потом – градация).



Четвертый вопрос

М.М. Пришвин хочет показать неторопливость собаки, ее спокойствие, но вместе с тем и бдительность. Он об этом рассказывает в описании Вьюшки. Осторожность и настороженность собаки видны в рассказе. Она была охотничьей собакой, потом хорошо служила сторожем.

- Прочитайте выразительно текст, подтверждающий ваши мысли.

Выскочка – легкомысленная, вертлявая, неосторожная птица, не учла этого и думала, что ей легко удастся утащить косточку.

- Прочитайте с нужной интонацией подтверждение своих слов в тексте.

Вторая группа отчитывается по плану:

План работы

1. За что автор назвал сороку Выскочкой?

- Определите лексическое значение этого слова, подберите однокоренные слова.

2. Художественные средства описания Выскочки: эпитеты, метафоры, крылатые слова.

По первому вопросу.

М.М. Пришвин называет главного героя – сороку Выскочкой потому, что она была смелой, ловкой, сообразительной (как она себя считала) среди всех других сорок. Однокоренные слова: скачет, выскакивать. Автор употребляет однокоренные слова, передающие действия сороки: скок-скок, с заскоком.

Лексическое значение слова зачитывает ученик из Толкового словаря русского языка. С.И. Ожегова.

- Скажите, пожалуйста, можно ли сравнить поведение животных с поведением человека? (Да, можно). Состояние природы прослеживается в состоянии человека.

3). М.М. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях думаю .

По второму вопросу

Различные художественные средства при описании Выскочки такие: эпитеты – радужный длинный сорочий хвост; блестящая, пестрая, проворная; метафоры – воровка яиц, острый кинжал (хвост), с пыльцой в голове; крылатые выражения – в семье не без урода; с заскоком (выяснение значения по Словарю крылатых выражений). Подведем итог. Как писатель раскрывает образ сороки Выскочки – описывая ее внешность или характер поведения? (Ответы учащихся). Через внешность угадывается характер. Пришвин угадал его.



Физкультминутка (проводит ученик).

Трещала с самого утра:

«Тар-р-ра! Таар-р-ра!»

А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит сорока.



Коллективная работа групп

- Найдите и выразительно прочитайте описание Выскочки после схватки с Вьюшкой, голосом передайте отношение автора к сороке.

- С каким чувством рассказывает М.М. Пришвин о Выскочке в этом эпизоде? (С юмором, сожалением).

- Какой художественный прием использует при этом автор? (Ирония). Показ слайда.

- Какая здесь ирония? (Мягкая, легкая, добрая, добродушная).

- Как писатель называет сороку после схватки? (Шарик с пестрой головой). Как называется это средство выразительности? (Метафора).

- Сравните, какой была Выскочка до схватки с Вьюшкой и после нее. (Сначала – заносчивая, гордая, храбрая. Потом в конце – жалкая, общипанная, без хвоста.)

- Как вы думаете, поняла ли что-нибудь сорока после схватки с собакой? (Ответы детей).

- Не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть впросак. Вы согласны с этим мнением? Язык произведения М.М. Пришвина – это язык народа. А народ подмечал характер человека в пословицах. Для раскрытия смысла рассказа «Выскочка» выберите наиболее точную пословицу. На слайде 3 пословицы.

Голова у ног ума не просит. В пустой бочке много звону. Один якал, якал, да и заплакал. Эти пословицы раскрывают смысл рассказа.

- Отражает тему или основную мысль произведения название рассказа «Выскочка». Ответы детей заслушиваются.

- Чему вы научились, прочитав это произведение? (Не надо быть выскочкой).



VII. Итог урока.

Вначале урока мы говорили о том, что Михаила Михайловича Пришвина называют певцом природы. Почему? (Писатель понимал язык природы и воспевал ее красоту в своих произведениях). Что такое природа для вас? (Ответы детей). Справились ли вы с задачами исследования? Назовите задачи исследования и сделайте вывод. Выставление оценок учащимся. Домашнее задание: написать свою историю из наблюдений за животными.




Когда имеешь дело с пятилетним ребенком, главная опасность заключается в том, что очень скоро сама начинаешь говорить как пятилетняя. Джин Керр
ещё >>