Урок по литературному чтению в 3 г классе по теме: «Сказочная повесть: мир превращений и открытий» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по литературному чтению по теме «Люби живое» Урок-конференция... 1 85.17kb.
«Карнавал басен» 1 209.1kb.
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе 1 43.69kb.
Урок по литературному чтению в 3 классе 1 80.05kb.
Конспект урока по литературному чтению в 4-м классе "К. Г. Паустовский... 1 91.61kb.
Особенности сказочного жанра на примере русской народной сказки Сестрица... 1 57.74kb.
Рабочая программа по литературному чтению (учебный предмет) 5 1067.27kb.
Урок по литературному чтению по теме "А. С. Пушкин. "У лукоморья... 1 77.82kb.
Программа по литературному чтению (1 4 классы) Система Д. Б. 3 773.26kb.
Программа по литературному чтению Е. А. Ефросининой из умк «Начальная... 3 610.93kb.
Ведомость муниципального этапа Олимпиады по литературному чтению... 1 49.18kb.
Измученные отдыхающие 1 30.45kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок по литературному чтению в 3 г классе по теме: «Сказочная повесть: мир превращений - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сергиевская средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

муниципального района Сергиевский Самарской области

Открытый урок по литературному чтению в 3 г классе по теме: «Сказочная повесть: мир превращений и открытий»

Дата проведения урока: 16.11.2010

Урок дан в рамках методической декады для учителей начальных классов МОУ Сергиевской СОШ №1 с целью поделиться опытом работы по формированию умения у учащихся ориентироваться в тексте большого объема.


Урок разработала: Карюхина Е.В.

учитель начальных классов, высшая

категория

Сергиевск, 2010



Цели:

  • продолжить работу над произведением Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»;

  • отрабатывать навыки чтения, умение находить отрывок из текста по вопросам;

  • обогащать словарный запас.

Оборудование: портрет Я. Ларри, учебник «Литературное чтение» 3 класс. 1 часть, Толковый словарь С.И. Ожегов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Сегодня на уроке мы продолжим работы над сказкой-повестью Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали»;

- Расскажите от лица Карика о его беседе с профессором (использование косвенной речи).



III. Работа по теме урока.

  1. Лексическая работа.

НАПЕРСТОК – жесткий колпачок, надеваемый на палец при шитье для упора иглы и защиты от уколов.

САНДАЛИИ – легкие летние туфли без каблуков пордошвы на ремнях охватывающих ноги

СТУПКА – тяжелый металлический, деревянный сосуд, в котором толкут что-нибудь.

МИКРОСКОП – увеличительный прибор для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом.

НИКЕЛЬ – серебристо-белый металл.

СИТРО – фруктовый прохладительный напиток.

ГИДРОБИОЛОГИЯ – наука об организмах, обитающих в водной среде, об их взаимоотношениях друг с другом и с условиями обитания. (Биология)

ХИРОНОМИДЫ – семейство насекомых отряда двукрылых.

АСКАРИДЫ – крупные круглые черви, их длина может достигать 40 см. Наиболее часто поражают органы желудочно-кишечного тракта. Излюбленным местом обитания взрослых особей является тонкий кишечник.


  1. Чтение текста (с. 93 - 99.)

  2. Беседа по содержанию.

1)Докажите, что опыты профессора – это самое важное в жизни Карика. Зачитайте.

(Карик спит беспокойно, к тому же ему снится осуществление опытов профессора;

Карик, проснувшись, очень торопится к профессору и торопит сестру, говорить может только об опытах;

Карик отказывается от завтрака, чтобы не опоздать на проведение опытов;

В кабинете профессора Карик ведет себя очень строго по отношению к Вале, по-взрослому;

Не разрешает ничего трогать, поскольку понимает серьезность занятий профессора).

2) Правильно ли Валя поняла, в чем именно состоит изобретение профессора?

Нет. Валя ожидает, что профессор изобрел какой-то вкусный напиток

- Найдите в тексте фразы, подтверждающие это неверное понимание Валей сути открытия (начальная фраза: «А в какой банке вкусная жидкость?»; финальная фраза: «Хорошо,- вздохнула Валя и посмотрела с сожалением на стакан с такой вкусной жидкостью»)

- А теперь прочитаем выразительно этот отрывок.

3) Разные ли характеры у брата и сестры? Подтвердите свое мнение, обращаясь к тексту.


Конечно, разные.

Карик взрослее, серьёзнее, у него развито чувство ответственности: он старается вести себя по-взрослому в кабинете профессора, старается следить за младшей сестренкой, чтобы она не наделала глупостей, у него вполне взрослый интерес к научным занятиям профессора; он очень заботится о сестре: уговаривает профессора разрешить и ей присутствовать во время опыта. Он более осмотрительный и осторожный, чем Валя.

Валя – младше и ведет себя во многом по-детски. Она по-детски непосредственная и свободная: трогает стакан с чудесной жидкостью, несмотря на запрет, и не только нюхает жидкость, но и пьёт её. Валя более нетерпеливая и непосредственная, очень любознательная, и, судя по её вопросам брату (прыгнул ли он из окна), бесстрашная и отчаянная девочка. )

4) А теперь найдите в тексте те ситуации, где ребята ведут себя одинаково.



  1. Ребята, молча, обошли кабинет, покрутили немножко винтики микроскопа, а потом стали рассматривать банки, колбы и реторты;

  2. Чтение текста, где Валя соблазняет брата выпить чудесной жидкости;

  3. Чтение отрывка, где Карик и Валя лежат на подоконник е и смотрят из окна вниз;

  4. Чтение отрывка, где они спорят из-за того, кому принадлежит стрекоза

5) Найдите описание рабочего стола профессора в первой и второй части текста. Зачитайте.

1 часть: «Голубые огоньки спиртовок»……….. «звонко падают в бутыль прозрачные капли»

- А будет ли понятно, о чем речь, если мы начнем читать с этого абзаца?

- Откуда нужно начинать читать?

«Весь кабинет погружен в полумрак на светлое пятно над большим столом»

2 часть:: «Окна профессорского кабинета прыгали по колбам и ретортам» (весь абзац)

6) Чьими глазами смотрит автор?



(Весь кабинет увиден глазами Карика и Вали)

- Чьи это могут быть глаза? (глаза профессора, Карика или автора)

Всякое литературное явление и жизненное обстоятельство можно правильно понять только в КОНТЕКСТЕ. Контекст в переводе с латинского означает «тесная связь, соединение»

Например, слово «солнце». Что оно означает? Звезду? Тепловое излучение? В разных контекстах – разное. В предложении «Планеты солнечной системы вращаются вокруг солнца» - звезду, а в предложении « Не сиди долго на солнце» - тепловое излучение. Таким образом, надо обязательно посмотреть, с какими словами слово «солнце» связано, соединено в предложении, чтобы ответить на вопрос, что оно означает. То же самое касается и жизненных обстоятельств.

Итак, чтобы понять, чьими глазами смотрит автор на рабочий стол профессора, надо читать главу с самого начала.

1 отрывок: ключевая фраза «В такие часы он (Карик) любил беседовать с Иваном Гермогеновичем» - пояснение блаженного состояния Карика;

2 отрывок: (описание стола в контексте)

- Откуда надо начинать читать, чтобы нам было понятно, о чем речь: ведь если мы сразу начнем читать со слов «Окна профессорского кабинета», мы никогда не ответим на поставленный вопрос – мы даже не будем знать, в кабинете ли дети (может быть, они остались стоять в прихожей).

Находим фразы «Но и в кабинете профессора не было. Ребята решили подождать его».

Чтение описания стола, до слов «прыгали по колбам и ретортам».

- А может быть, это увидено глазами не ребят, а самого автора? Давайте почитаем дальше: возможно, нам будет яснее.

( из фразы «Название книг прочитать еще можно было» понятно, что библиотека профессора воспринята глазами не автора, но детей.)



  1. А теперь найдите слова и выражения, в которых чувствуется отношение к предметам на столе.

(В 1 отрывке: голубые огоньки, вздрагивая, к законченным донышкам, звонко падают – Карик испытывает удовольствие, находясь в кабинете профессора;

Во 2 отрывке, слова, содержащие отношение к предметам: пузатыми банками, пучки очень длинных стеклянных трубочек, ослепительно сверкали никелированные чашечки, весело сияли медные части микроскопа.)


IV.Итог урока.

- Что было интересного на уроке?



Что каждого из вас удивило?
Домашнее задание.

Прочитать 1 и 2 части. Нарисовать лабораторию профессора Енотова (по представлению)




Слава есть любовь, доступная немногим; любовь есть слава, доступная всем. Григорий Ландау
ещё >>