Урок по литературному чтению по теме "А. С. Пушкин. "У лукоморья дуб зеленый " - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пролог к поэме А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…», 5 класс 1 72.12kb.
Урок по литературному чтению по теме «Люби живое» Урок-конференция... 1 85.17kb.
Рабочая программа по литературному чтению (учебный предмет) 5 1067.27kb.
Урок по литературному чтению в 3 г классе по теме: «Сказочная повесть... 1 50.38kb.
Программа по литературному чтению (1 4 классы) Система Д. Б. 3 773.26kb.
Программа по литературному чтению Е. А. Ефросининой из умк «Начальная... 3 610.93kb.
«Карнавал басен» 1 209.1kb.
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе 1 43.69kb.
Урок по литературному чтению 1 26.79kb.
Урок по литературному чтению в 3 классе 1 80.05kb.
Рассказ В. Л. Дурова «Наша Жучка» 1 348.41kb.
Высокие Татры 1 24.69kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок по литературному чтению по теме "А. С. Пушкин. "У лукоморья дуб зеленый " - страница №1/1

Урок по литературному чтению по теме "А.С. Пушкин. "У лукоморья дуб зеленый..."

Цели:

  • познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина, новым видом жанра (поэма);

  • учить выразительному чтению (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение);

  • воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, сборники сказок А.С.Пушкина, иллюстрация “У лукоморья дуб зелёный…”, рабочие тетради, учебник “Литературное чтение”

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Настроение у нас – отличное, 
А улыбки – дело привычное, 
Пожелаем друг другу добра, 
Ведь урок начинать нам пора!

II.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

1. а) Развитие артикуляционного аппарата.

– Вращение языком (маятник).

– Вытягиваем губки за ниточку (трубочка), растягиваем (широкий рот), в разные стороны (улыбка).

б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.

Карась, в лаз не лазь. 


Застрял в лазе карась.

- прочитать 


- тихо→ громко. 
- медленно-быстро-быстрее

2. Выставка книг «Сказки А.С.Пушкина»

3.Беседа «Что вы знаете о жизни и творчестве А.С.Пушкина?»

. Ребята, а что вы знаете о жизни и творчестве великого русского поэта?



(Сообщения учащихся.)

(Учитель дополняет ответы учащихся рассказом о жизни и творчестве Пушкина.)

– Всего сказок у А. С. Пушкина пять: “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о золотом петушке”. Еще сказкой считают и сказочную поэму “Руслан и Людмила”. 


– Кто слышал эту сказку? О чем она? 
– Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а к ней – в 1824.

III Совместное открытие нового

1. Чтение вводной статьи «Александр Сергеевич Пушкин» сильным учеником.


У.Дети, сказочное путешествие продолжается. А сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком «У лукоморья дуб зелёный…»
Кто из вас уже читал ? И что вы знаете об этом произведении?
(Высказывания детей,  прочитавших самостоятельно)
У.Как вы думаете к какому жанру можно отнести это произведение?
(Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение?) 
У.Дети, это поэма «Руслан и Людмила».А что такое поэма? Кто из вас знает?
(Ответы детей)
У.Более полно и точно значение слова прочитает ученик из толкового словаря Ожегова.
Д. ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.
У.Ребята, поэма это новый вид жанра произведений А.С.Пушкина
(Учитель открывает третью группу слов на доске (поэма)
У. А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает?(ответы детей)
Опять обращаемся к словарю Ожегова, прочитает ученик…
Д. Лукоморье - морской залив.

2.Работа над произведением .
Первичное восприятие текста.
 У.Ребята, сказочное путешествие продолжается, давайте мы  отправимся в лукоморье.
Релаксация «У моря»
Садитесь поудобнее,  расслабтесь,  закройте глаза и представьте  каждый себе своё лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?  (Чтение учителем отрывка из поэмы на фоне музыкальнойзаписи)
Беседа по первичному восприятию:
У.Каким же поэт изобразил лукоморье?
Д.Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным. 
У.Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? Что особенно понравилось и почему?
Д.(Высказывания детей)
У.Какие вам встретились трудные непонятные слова?(Дети называют слова)
У.Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.

3.Словарная работа:(на доске записаны слова)

Лукоморье
Неведомые (дорожки)
Невиданные (звери)
…и дол видений полны… 
Прихлынут  
Брег песчаный 
Витязь

Чредой
Мимоходом
Пленяет
Темница
Над златом чахнет
…и мёд я пил
Поведать

                                                      

У.Давайте попробуем подобрать синонимы к этим словам.(Подбор синонимов под руководством учителя).

Физкультминутка.

Руки вверх поднять пора,


Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны.
В синем небе звёзды блещут,
Раз - подняться на носки и улыбнуться.
В синем море волны хлещут
Два - руки вверх и потянуться.
Туча по небу идёт,
Три - согнуться, разогнуться
Бочка по морю плывёт
Повернуться и друг другу улыбнуться.

IV. Применение нового знания

1. Работа над текстом. Чтение учащимися по частям с кратким комментированием.

У лукоморья дуб зелёный;


Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.

Учитель:

– У лукоморья – это неизвестная, сказочная местность, изогнутый, как лук, берег моря, а на берегу – дуб, крепкий, красивый, могучий.



На доске дуб зелёный, золотая цепь, кот учёный.

Давайте, не будем спешить в волшебную сказочную страну. Сначала поговорим о чудесах, в которые все люди верят: о русалке, лешем, домовом, колдунах ….

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;

Так много волшебства…есть существа, которых нет в настоящей жизни… (поэтому эта поэма – сказка).

На столе рисунки: леший, русалка, избушка, водяной Мягкая игрушка – домовой.

Домовой, леший, водяной – это не люди, а духи. Их никто не видел, а только слышал: домовой стучит, возится за печкой; водяной – хозяин рек, озёр. Леший, лесовик, живёт в лесу, поёт песни без слов. Он любит качаться на деревьях. Леший свистит, ухает, хохочет, пугая людей, умеет подражать голосам животных и птиц. Ему подчиняются все ленные обитатели. Осенью он бушует в лесу, ломает деревья, гонит зверей. На зиму прячется под землёй, где и ждёт наступления весны.

Леший может быть высоким как дерево, а может быть ниже травы, укрываясь земляничным листочком.

Русалка – живёт на болотах. По ночам песни поёт, заманивает путников. Волосы у неё зелёные, как водоросли, расчёсывает она их гребешком из рыбьих костей.

Избушка на курьих ножках (Кто в ней живёт ?).

там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.

– Что за чудо: из моря выходят 30 витязей, точь в точь равны и голосом, и волосом , и лицом и ростом. А выходят они из моря на 1 час, и с ними дядька их морской. (Рисунок витязей, книга “Сказка о царе Салтане.)



Витязь – воин, солдат. Наши витязи были богатырями.

Богатырь – герой русских былин, воин, который отличается небывалой силой, мужеством, умом.

Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста, крепкого телосложения, сильный, смелый. (Как называли на Руси сильных, храбрых?).



Дядька в старину: воспитатель, старый солдат или слуга в дворянской семье. Наш дядька не простой солдат, а морской.

Там королевич мимоходом


Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;

Физкультминутка “ветер дует”.

2. Выразительное чтение учащимися отрывка.

3. Беседа по прочитанному.

– Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения?



Д.: Напевное, плавное.

– Какая должна быть интонация?



Д.: Интонация торжественности и таинственности.

У.: – Как вы можете объяснить слова поэта:

“Там русский дух…там Русью пахнет!”



Д.: Произведение заканчивается так же, как и народная сказка.

– Как нужно читать эти строки?



Д.: Выделить ударением, паузой чтение важных строк произведения.

Вывод: Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.

IV. Итог урока.

– Произведение какого писателя читали? 


– Как называется произведение? 
– С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?

Д.: Поэма.

– Что особенно вам понравилось?



Д.: Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.

V. Рефлексия «Цветок настроения»


У.Ребята, наше  путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат лепестки сказочных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).
Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.

Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.


Оранжевый цвет - радостное, восторженное настроение.
Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.

(Дети поднимают и показывают свои лепестки, учитель собирает все лепестки в один общий цветок. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное)



Домашнее задание: предлагаю по выбору учащихся: выразительное чтение наизусть отрывка, нарисовать понравившееся чудо. Дополнительно читать произведения А.С.Пушкина в хрестоматии по литературному чтению.

VI. Оценивание.

Читайте Пушкина, друзья! 


Читайте сказки! 
И будет жизнь тогда полна 
Тепла и ласки.

Читайте Пушкина, друзья! – 


Вот вам подсказка! 
И пронесете сквозь года 
Вы радость сказки!

Урок составлен учителем начальных классов МБОУСОШ №5 п.Стрелка

Зиминой Светланой Анатольевной




Чем короче очередь, тем медленнее она движется. Принцип акселерации
ещё >>