Урок по литературе в 11 классе «Сильней надежд мои воспоминанья» «Колымские рассказы» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Варлам Тихонович Шаламов Левый берег Колымские рассказы 14 2859.66kb.
Варлам Тихонович Шаламов Очерки преступного мира Колымские рассказы 5 1460.71kb.
Урок по литературе «Рассказ А. П. Чехова «О любви»» 1 87.03kb.
Урок по литературе по программе Р. Н. Бунеева и Е. Бунеевой по творчеству А. 1 106.91kb.
Урок по литературе в 4 классе. Форма: Урок открытых мыслей 1 47.5kb.
Урок по литературе в 6-м классе на тему "Война в стихотворении К. 1 57.83kb.
Урок математики в 5 классе. Урок-экскурсия по Ивантеевке Самоанализ 1 101.77kb.
В. Т. Шаламов Колымские рассказы 16 1141.97kb.
Урок по истории, обществознанию, литературе в 8 классе. Тема. 1 91.29kb.
Варлам Шаламов (Колымские рассказы) И. Сиротинская 3 369.49kb.
Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе по сказке поэме... 1 67.78kb.
Конкурс 3,8 № Вступительное испытание Минимальные баллы 1 1 58.34kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок по литературе в 11 классе «Сильней надежд мои воспоминанья» «Колымские рассказы» - страница №1/1



Урок по литературе в 11 классе « Сильней надежд мои воспоминанья» («Колымские рассказы» В.Шаламова)

Цель: показать тот « отрицательный опыт», который бы хотелось забыть, .

но забыть нельзя;

пристальное изучение картин колымского лагеря;

вызвать у учащихся внимание к ощущениям, чувствам, состояниям героев,

пробудить души школьников к состраданию;

сформировать их гражданскую позицию: такое не должно повториться.

Оборудование: портрет писателя, сборники рассказов, иллюстрации к рассказам.


Ход урока: слово учителя- 3мин.

беседа по содержанию рассказов-40 мин.

подведение итога-2мин.

Содержание урока.


1. Слово учителя.

-Ребята, как вы думаете, чем связаны между собой повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи!» и « Колымские рассказы» В Шаламова?



(Герои Шаламова- это те зэки, которых описывал Воробьёв, только после немецких лагерей они попали в наши.)

Претерпевшие от ГУЛАГа люди признавали, что Шаламову досталось много больше других. Писатель О.Волков так говорит об этом: «Выдержал бы я то, что выдержал тот же Шаламов? Не уверен, не знаю. Потому что ту глубину унижения, лишений, которые ему пришлось на Колыме испытать…конечно, мне не приходилось…»

2. Выступление учащегося по биографии Шаламова.

-Варлам Тихонович Шаламов родился в Вологде в 1907 году. Отец писателя, Тихон Николаевич, после окончания семинарии был прославленным миссионером на Алеутских островах. Он памятен как человек широких прогрессивных воззрений. Его возвращение в Вологду в 1905 году пришлось на мятежные дни первой русской революции. За отправление панихиды по жертвам черносотенцев, которая явилась открытым вызовом реакции, он был лишён права священнослужителя. От него врождённые черты В. Шаламова: чувство справедливости и стремление доискаться истины. В.Шаламов окончил школу и с 1924 года работал дубильщиком на кожевенном заводе в Кунцеве. В 1926-1929 годах учился на факультете советского права в МГУ. Подобно многим советским людям он был оклеветан и несправедливо осуждён. С 1922 по 1932г. Шаламов находился в североуральских лагерях, с1937 по1951.- в колымских. Шаламов освободился из заключения в 1951 году. Но выехать с Колымы не мог. Он работал фельдшером в маленьком якутском посёлке. Кругом была тайга, снега, лагерные бараки, вышки с часовыми. Оттуда Шаламову удалось отправить две тетради колымских стихов Пастернаку, Они в основном вошли в «Колымские тетради».В ноябре 11953года В.Шаламов приехал в Москву, но жить здесь ему ещё не разрешалось. Лишь в июле 1956г. он был реабилитирован. Варлам Шаламов с головой погружается в литературу., много и жадно работает. Сближается с Пастернаком, который высоко оценил его поэтическое дарование. Без публикаций Шаламова в «Литературной газете», в журналах «Москва», «Знамя», «Юность» и других нельзя представить поэтическую панораму 60-70-х годов. В

издательстве «Советский писатель» выходят его поэтические книги. Умер В. Шаламов в1982году.
3.Работа с рассказами В.Шаламова.

- Дома вы прочитали рассказы Шаламова. Обратимся к содержанию некоторых из них. Передайте сюжет рассказа «Ночью».

(Голодные зэки Глебов и Багрецов после ужина идут за сопку, разбрасывают камни, разрывают могилу, чтобы снять с мертвеца кальсоны и рубашку. «Завтра продадут бельё, променяют на хлеб, может быть, даже дадут немного табаку…»

-Можно ли понять, как автор относится к этому поступку ?

Обращаем внимание на композицию рассказа.

-Случайно ли повествование начинается с ужина?

(Оказывается, ничего случайного у мастера нет. Голод объясняет всё дальнейшее: после еды Глебов собирает со стола хлебные крошки и слизывает их с ладони.»Ввалившиеся, блестящие глаза Багрецова неотрывно глядели Глебову в рот- не было ни в ком такой могучей воли, которая помогла бы отвести глаза от пищи, исчезающей во рту человека.»)

-Рассказ о двух доходягах( так обычно автор называет опухших от мороза и голода , дошедших до последней степени физического истощения)перемежается авторскими комментариями. Приведите примеры из текста и определите роль этого комментария. (Рассматривается отрывок, где Багрецов оцарапал палец, присыпал ранку песком, но кровь не останавливается. Отмечаем, что только одну фразу Глебова («Плохая свёртываемость,- равнодушно заметил Глебов») автор сопровождает

таким большим пояснением: « Утрачен был не только автоматизм суждений, но и автоматизм наблюдений. Глебов видел, как Багрецов отсасывал кровь из грязного пальца, но ничего не сказал. Это лишь скользнуло в его сознании, а воли к ответу он в себе найти не мог и не искал. То сознание, которое у него ещё оставалось и которое, возможно, уже не было человеческим сознанием, имело слишком много граней и сейчас было направлено на одно – чтобы скорей убрать камни» Эта обстоятельность обнаруживает отношение автора к зекам. Равнодушие бывшего врача Глебова к другому человеку, к себе самому, улыбка Багрецова в конце рассказа, показывающая, что в неблаговидной операции ограбления покойника он не раскаивается , а видит в ней только поживу,- всё это не вызывает авторского гнева: он понимает обессилевших, еле передвигающих ноги людей.

-Какие чувства вызывают эти люди?



(Жалость и сочувствие к несчастным)

-Легко ли сохранить себя в таких условиях, таких обстоятельствах, не потерять своего лица?



(Очень тяжело, как тяжело видеть духовное умирание.)

- Но это тоже было, были те, кто потерял человеческий облик. Без понимания такого состояния нельзя понять и остального. Процесс деградации личности в рассказах Шаламова особенно сильно воздействует на читателя.

- Какие ещё рассказы показывают, как голод, холод, постоянные побои превращают людей в жалкие существа?

- Рассказ «Одиночный замер». Сюжет таков: Дугаев, герой рассказа, новичок. Он настолько истощал, что не ощущал уже голода. Полнейшее равнодушие к себе. Он думает, что его товарищи по забою « не обязаны понимать и знать, что Дугаев- новичок, что сразу после школы он стал учиться в университете, а университетскую скамью пришлось сменит на забой. Они не обязаны , недолжны понимать, что он не умеет красть…Никому нет дела до того, что Дугаев не может выдержать 16-часового рабочего дня.»Услышав об одиночном замере, его напарник, сочувствуя Дугаеву, подарил ему самокрутку. Дугаева после Одиночного замера – замера личной выработки- расстреляли

за невыполнение нормы.

-Несмотря на приведённые примеры, автор не утверждает неизбежность деградации. Как и везде, в лагерях были люди сильные духом и слабые. Но Шаламов утверждает:

оставаться людьми в таких условиях – это очень много значит. На вопрос: «Что мог противопоставить человек этой адской махине, этим переламывающим его зубам зла7» автор отвечает: «Правду о борьбе человека с государственной машиной, правду этой борьбы, борьбу за себя, внутри себя, вне себя.» Борьбой в тех диких условиях – по риску, по огромности затраченных усилий- становилось и отстаивание своего человеческого достоинства, и сберегаемые, вопреки всему, участливость и доброта, и стремление выжить, и сопротивление распаду души, к чему вёл колымскиё рай.

-Какова цена сохранения жизни?

Чтение отрывка из рассказа «На представку».

«Я и Гарпунов, бывший инженер-текстильщик, пилили для наумовского барака дрова: это была ночная работа_ после своего забойного дня надо было напилить и наколоть дров на сутки. После работы наумовский дневальный наливал в наши котелки холодную «юшку» и давал кусок хлеба».

Гарпунову эта подработка стоила жизни. Воры-коногоны, чей барак автор-повествователь и Гарпунов обслуживали, убили Гарпунова за то, что тот не отдал главарю банды свитер. Равнодушную, обыденную жестокость наблюдает автор, но возможность самому оказаться жертвой головорезов не отвращает его от подработки.

«Теперь надо было искать другого партнёра для пилки дров», -говорит он. И в этих словах всё отношение писателя к такому способу продержаться, не умереть с голоду. Однако, есть поступки, которые автор осуждает. Все главари уголовников- севочки, валечки и другие- вызывают у Шаламова гнев, презрение.

-Автор передаёт свои эмоции?

-Нет, но в то же время так рисует этих преступников, сто мы чувствуем: перед нами нелюди, для которых пути к человеческому отрезаны. Что может вызвать у нас Севочка, из-за прихоти которого только что убили человека?! Убили из-за свитера. Севочка – мерзавец, и нам об этом не надо говорить, И так всё понятно.

-Какой можно сделать вывод из прочитанного?

-Только то годится для Шаламова, что не унижает человеческого достоинства: попилить дрова, подежурить за кого-то, то есть добыть кусок хлеба своим трудом. Нет всепрощения у Шаламова. Можно деградировать, можно забыть многие слова, которые люди употребляют в нормальной жизни, можно ругаться: ко многому вынуждают нечеловеческие условия, но нельзя быть подлым, нельзя шагать по трупам. Нельзя зарабатывать себе блага на чужих несчастьях.. Но в ГУЛАГе ни о каких моральных нормах говорить не приходится.

-Вот что пишет сам Шаламов об этом: «…Лагерь- мироподобен. В нём нет ничего, чего не было бы на воле, в его устройстве социальном и духовном. Лагерные идеи только повторяют переданные по приказу начальства идеи воли… Лагерь отражает не только борьбу политических клик, сменяющих друг друга у власти, но культуру этих людей, их тайные стремления, вкусы, желания… Чужими судьбами в лагере ещё легче распоряжаться, чем на воле…»

4В заключение подготовленный ученик читает стихотворение В Шаламова « Сумеешь, так утешь…»

Сумеешь, так утешь

И утиши рыданья.

Увы! Сильней надежд

Мои воспоминанья.

Их ворон бережёт

И сам, поди, не знает,

Что мёд лесных болот

Вовеки не растает.

Под чёрное стекло

Болота ледяного

Упрятано тепло

Несказанного слова.

-Как вы понимаете слова « Сильней надежд мои воспоминанья»?

-«Колымские рассказы»писались и публиковались Шаламовым после освобождения , надежды связывались им с будущим, и он лично его будущим, а всего народа. Конечно, это надежда на то, что не повторится бессмысленная гибель миллионов людей.

-Тяжело читать об опыте «отрицательном», но знать необходимо.»Колымским рассказам» необходимо было появиться. Они жгут, саднят душу. Жизнь заставила Шаламова очень критически отнестись ко многим вещам. Не сила художественного слова, а только факты, достоверные факты, их знание и понимание, по мнению Шаламова, могут предостеречь от повторения прошлых ошибок.

Список литературы

1.В Шаламов «Колымские рассказы»- М, «Астрель»,2005г.

2. Е.А.Шкловский «Варлам Шаламов» - М., 1991г.



3. Есипов В.»Варлам Шаламов и его современники» - «Дружба народов»,№8, 2012г.




Женщина должна выглядеть настолько умной, чтобы ее глупость оказалась приятным сюрпризом. Карл Краус
ещё >>