Урок по курсу «Литература Севера» 5 класс Программа курса «Литература Севера» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа «Культура Русского Севера» 1 102.47kb.
Рабочая программа предмет: литература Класс: 5А 1 295.74kb.
Программа по истории Кольского Севера составлена на основе программы... 14 2547.7kb.
Литература 10 класс 136 часов 1 124.3kb.
Рабочая программа по предмету «Литература» 3 341.87kb.
Рабочая программа по курсу «Зарубежная литература и литература страны... 4 350.32kb.
Планирование по курсу литература 7 «А» / «Б» класс Учитель Ермакова... 1 280.02kb.
Классный час «Празднику Севера 79 лет!» 1 64.6kb.
Программа курса история отечественной литературы 7 1105.66kb.
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины «Новейшие отложения... 1 157.43kb.
Литература 10 класс «Русская литература 19 века (повторение) 1 124.64kb.
Словник рукописи биографической энциклопедии «Сталинградцы в Сталинградской... 23 5774.18kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок по курсу «Литература Севера» 5 класс Программа курса «Литература Севера» - страница №1/1

МБОУ «Карпогорская средняя общеобразовательная школа № 118»

«С любовью о Севере»

( обобщающий урок по курсу

«Литература Севера» 5 класс)
Программа курса «Литература Севера» 5 класс модифицирована на основе Программы регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области (национально-региональный компонент), 5-11 классы. Л.С.Скепнер, Архангельск, ПМПУ, 2005г. и методических рекомендации МОУ ДПО ИМЦ №47 о31.03.2008г. (экспертиза РЦДО от 1 09. 2010г.)
Номинация – «Урок по реализации регионального содержания образования»



Серебренникова И. Н.

учитель русского языка и литературы МБОУ «Карпогорская СОШ №118»


с. Карпогоры

2012год

МБОУ « Карпогорская средняя



общеобразовательная школа № 118»

Учитель - Серебренникова И. Н.

Урок по курсу «Литература Севера» в 5 классе

Тема: «С любовью о Севере» (литературная игра).

Цель: Систематизировать и обобщить знания о литературе Севера.

Задачи:


Образовательная:

Проверить знания о писателях и поэтах Севера, их творчестве.

Развивающая:

Развивать логическое мышление, память. Способствовать развитию интереса к интеллектуальным играм.

Воспитательная:

Воспитание любви к малой родине и её культуре.

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Оборудование: мультимедийная презентация, плакаты (формат А 4) с названиями конкурсов, жетоны, оценочные листы для жюри.

Подготовительная работа: разделить класс на 2 – 3 команды, командам выбрать капитанов и название. Литературная игра может быть проведена как внеклассное мероприятие.

План урока.


  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя. Условия игры, представление команд и жюри.

  3. Конкурсы (порядок проведения конкурсов – на усмотрение учителя – может быть предложен заранее или выбран произвольно: на доске закрепить плакаты с названиями конкурсов, открываем плакат, читаем название конкурса, выполняем задание).

  4. Подведение итогов.

  5. Награждение, оценивание.

  6. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока.

1.Организационный момент. Приветствие, проверка готовности класса.

2.Вступительное слово учителя. СЛАЙД № 1

Наша малая родина, Архангельский Север, интересен и удивительной, неприметной на первый взгляд красотой природы, и людьми, сильными, благородными, не выставляющими напоказ душевного богатства. Север славен своей историей и культурой, его называют сокровищницей народного поэтического творчества. Север – край литературный: здесь родились и творили Писахов и Шергин, Абрамов и Коковин, Фокина и Рубцов и другие талантливые писатели и поэты.



СЛАЙД № 2 В течение года мы изучали курс «Литература
Севера» и, надеюсь, узнали больше о культуре родного края. Приглашаю вас принять участие в литературной игре «С любовью о Севере». Вам предстоит, разделившись на команды, выполнить 10 заданий. В конце урока мы подведём итоги и назовём команду – победительницу, а капитаны оценят работу членов своих команд. (Представление команд, представление жюри).

3.Конкурсы.

1) СЛАЙД №3 «Вернисаж» Приглашаю вас на выставку картин художника, который воспевал красоту Севера кистью и словом. «Он удивительно тонко чувствовал особенную – неброскую, нежную красоту северной природы…Для него тоненькая берёзка, сосна, искривлённая бурями, ближе, дороже всех садов юга. И его северные пейзажи проникнуты этой трепетной любовью»,- пишет Л.С.Скепнер в статье «…Жив я только Севером». Назовите имя художника и писателя, чьи картины представлены на нашем «Вернисаже». Правильный ответ – 1 балл. (ОТВЕТ : С. Г. ПИСАХОВ)

2) СЛАЙД № 4 «ВИДЕОВОПРОС» Вопрос задаёт учитель истории.(1 балл)

«Мой вопрос касается биографии Ф.А.Абрамова. Когда началась ВОВ, Фёдор Александрович учился на 3 курсе филологического факультета Ленинградского университета. Расскажите о его фронтовых годах»



СЛАЙД № 5 ОТВЕТ: С первых дней войны вместе с друзьями – сокурсниками Абрамов ушёл в народное ополчение. Был дважды ранен. Самые тяжёлые дни блокады пережил в ленинградском госпитале, а затем по Дороге жизни был отправлен долечиваться на Большую землю.

3) КОНКУРС КАПИТАНОВ. Отгадайте загадки. (0,5 Балла за прав.ответ)

1.Долог и тонок,

Падё в землю –не видко. (дождь)

2.Летит орлица по синему небу.

Крылья распластала, солнышко достала. (туча)

3.Бежали овцы по калинову посту,

Увидели зарю, бросились в воду. (звёзды)

4.По гладкому льду рыбу покрошили.(звёзды на небе).

5. Пришла Таня в сарафане,

Стали Таню разряжать,

Стали плакать и рыдать. (лук)

6.Лежали на кочках

Янтаря кусочки.

В рот попадают-

Тут же растают. (морошка)

4) СЛАЙД №6 «ВИДЕОВОПРОС» Вопрос задаёт преподаватель географии.

Этот писатель совершил 4 путешествия по Северу. Летом 1906 года он несколько месяцев провёл в Выговском крае (в восточной Карелии). О природе и людях, с которыми ему довелось встретиться, он написал книгу очерков «В краю непуганых птиц». Через год он снова поехал на Север, по Сухоне и Северной Двине отправился в Архангельск, объехал берег Белого моря до Кандалакши. Потом пересёк Кольский полуостров, побывал на Соловецких островах и в начале июля морем возвратился в Архангельск. В 1933 году он снова едет на север, туда, где шло строительство Беломоро- Балтийского канала. Последнее своё путешествие на север писатель совершил в мае – июне 1935 года. На пароходе плыли по Северной Двине до Верхней Тоймы, потом около ста километров ехали верхом на лошадях до селений в верховьях Пинеги, потом на лодках по Коде и Пинеге до Карпогор. Отдохнув в нашем селе 2 дня, писатель с товарищами отправились на пароходе в Архангельск. Назовите имя этого писателя. Какие его произведения вы читали? (За полный ответ – 2 балла).

СЛАЙД №7 ОТВЕТ: Михаил Михайлович Пришвин совершил 4 путешествия на север, о которых написал в книгах «Корабельная чаща», «Берендеева чаща», «За волшебным колобком» и др. За книги о севере он награждён серебряной медалью Географического общества Российской Академии наук и избран его действительным членом.



5) СЛАЙД № 8 «НАЙДИ ПАРУ» найти соответствия «автор-произведение»

  • 1.С. Писахов 1. «Тихая моя родина»

  • 2. Б. Шергин 2. «Никишкины тайны»

  • 3. М. Кривополенова 3. «Спешите делать добрые дела»

  • 4. М. Пришвин 4. «Школа»

  • 5. Ю. Казаков 5. «Шиш и трактирщица»

  • 6. А. Гайдар 6. «Трава – мурава»

  • 7. Н. Рубцов 7. «Речка Содонга»

  • 8. Ф. Абрамов 8. «Череп – терем»

  • 9. О. Фокина 9. « Как поп работницу нанимал»

  • 10.А. Яшин 10. « Корабельная чаща»

Ответы:1 – 9, 2 – 5, 3 – 8. 4 – 10. 5 – 2, 6 – 4, 7 -1, 8 – 6, 9 – 7, 10 – 3.За правильный ответ -0,5 балла. Всего – 5 баллов.

6) СЛАЙД № 9 «ВИДЕОВОПРОС» Вопрос задаёт учитель музыки (1 балл)

Наш Север – край сказочный, былинный, песенный. Стихи северных поэтов необычайно музыкальны, поэтому многие стали песнями. Прослушайте одну песню и назовите её автора. ( Звучит отрывок из песни «В горнице»).

СЛАЙД № 10 ОТВЕТ: Это стихотворение вологодского поэта Николая Михайловича Рубцова «В горнице». Положены на музыку и другие его стихи: «Улетели листья», «Зелёные цветы», «До конца», «В этой деревне огни не погашены» и др.



7) БЛИЦ – ОПРОС Учитель задаёт вопросы всему классу, команды записывают ответы, а по окончании конкурса обмениваются листочками и проверяют правильность ответов. (1балл за правильный ответ).

1.Летом 1915 года на берегу Пинеги, «в ожидании покуда сдвинется с места омелившийся пароход», познакомилась М.Д. Кривополенова с «Московкой», столичной актрисой, собирательницей фольклора, которую поразил сказительский талант старушки. Недолго думая «Московка» пригласила Кривополенову поехать с ней в Москву. Назовите имя собирательницы фольклора, открывшей талант М.Д. Кривополеновой.



(Ольга Эрастовна Озаровская)

2. Определите жанр фольклорного произведения

Как по Пинеге-реке

Едет Колька в туеске.

Он не правит, не гребёт,

Только песенки поёт.



(частушка)

3.Какой известный писатель с ноября 1928 года по февраль 1930 года жил в Архангельске и работал корреспондентом газеты «Волна»?



(Аркадий Петрович Гайдар)

4.Что ели герои сказки Степана Писахова «…руками, ломтями, с солью, голью, с квасом, с маслом, мочёну, сушёну, с хлебом , с кашей, с блинами, тёрту, с маком, так»? Назовите сказку.(«Сахарна редька»)

5.О какой деревне идёт речь в стихотворении Николая Рубцова «Родная деревня»?

(«…Люблю я деревню Николу»)

6.Кому посвящено стихотворение Александра Яшина «Запасаемся светом» ?

В край добра и чудес

С прежним рвусь интересом.

Я из тех самых мест,

Где семь вёрст до небес

И всё лесом

Да лесом.



(Фёдору Александровичу Абрамову)

8) СЛАЙД №11 «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Задание: на слайде вы видите изображения животных. Вспомните и запишите, в каких произведениях Фёдора Абрамова упоминаются эти животные, птицы и рыбы: медведь, собака, рябчик, белка, сёмга, лещ.

ОТВЕТ: «Откуда медведи», «Сороковой медведь» - медведь;

«Какой был нюх у Чупка», « Потомок Джима» и др. – собака;

« Почему ряб маленький» - рябчик;

« Из рассказов Олёны Даниловны. Несмышлёныши» - белка;

«Жила – была сёмужка» - сёмга; «Умные лещи» - лещ.



9) Закончи строку. Учитель читает строфу из стихотворения, ученики заканчивают её.

1.Слава наша хрупка,

Вечны только мерзлоты…

Но моим землянам

Любы эти широты.

Ночи долги невмочь,

Но зато мы уж летом

На всю зимнюю ночь…

(Запасаемся светом). А. Яшин

2. С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую…

(Самую смертную связь) Н. Рубцов.

3.Теперь прошёл я тысячи дорог -

Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…

Нет отчима, и бабка умерла…

(Спешите делать добрые дела). А. Яшин

10. СЛАЙД №12 МУЛЬТВОПРОС. Для жюри объявляется подведение итогов. Ученики смотрят фрагмент мультфильма и отвечают на вопрос: по произведению какого сказочника снят мультфильм?

5.Награждение, оценивание. Капитан команды совместно с участниками оценивает работу самых активных знатоков северного фольклора и литературы.

6. Итог урока. Рефлексия. Заключительное слово учителя. Ученики читают выразительно стихотворение А. Яшина «Только на родине». Опрос:

- Что нового вы узнали, изучая курс литературы Севера?



- Какие произведения и авторы понравились и запомнились? С чьим творчеством вы хотели бы познакомиться подробнее?

- Домашнее задание: я уверена, что среди вас есть творческие люди, и вы можете проявить свои способности. Поскольку сейчас курс закончен, вы получаете домашнее задание на лето: подготовить творческую работу на тему «С любовью о Севере»: стихи, рисунки, песни, рассказы, фотографии – диапазон вашей фантазии не ограничен! Пробуйте, творите, дерзайте и помните, что вы живёте на славной земле, богатой культурными традициями и литературными талантами!






Два дела особенно трудны: это — писать словарь и грамматику. Готфрид Герман
ещё >>