Урок по изобразительному искусству в 6 классе: «Жанр изобразительного искусства пейзаж. Изображение пространства в пейзаже. Правила - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
2011 Подробный конспект урока. Организационная информация Тема урока... 1 99.15kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8-х классов... 5 1134.41kb.
«В мире искусства» 1 36.82kb.
Xlv предметная программа по изобразительному и прикладному искусству. 7 2052.24kb.
«Пейзаж изобразительного искусства» 1 81.95kb.
Образовательный стандарт основного общего образования по искусству... 1 56.91kb.
К уроку изобразительного искусства в 1 классе Учитель изобразительного... 1 90.57kb.
Конспект урока по изобразительному искусству для учащихся начальных... 1 11.66kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе на 2012-2013... 1 189.76kb.
Программа по искусству «Изобразительному искусству» для 5-го класса... 1 99.02kb.
Урок подготовили учителя мбоу оош №2 г. Собинки Владимирской области... 1 47.8kb.
Процесс изучения спецкурса направлен на формирование следующих 1 282.76kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок по изобразительному искусству в 6 классе: «Жанр изобразительного искусства пейзаж. - страница №1/1

Малакеевская средняя школа

Вейделевского района Белгородской области

Урок

по изобразительному искусству



в 6 классе:

«Жанр изобразительного искусства - пейзаж.

Изображение пространства в пейзаже. Правила построения перспективы»



Учитель изобразительного искусства

Моу « Малакеевская СОШ»:

Кризьская Лариса Даниловна


с. Малакеево, 2012
Тема урока: «Жанр изобразительного искусства - Пейзаж. Изображение пространства в пейзаже. Правила построения перспективы»
Тип урока: урок путешествие с элементами исследовательской работы, обобщение и систематизация знаний.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа,

работа в творческих группах.
Цель урока

а) эстетическая: развитие эстетического и художественного вкуса детей;

б) воспитательная: формирование чувства любви к природе, понимание ее красоты;

в) познавательная: понятие о жанре пейзаж и ее изображение художниками в разные исторические периоды.

Задачи:

а) развивающая: знакомство с историей возникновения жанра пейзажа в изобразительном искусстве;

формирование у учащихся умений и навыков практической деятельности в изображении пейзажа с использованием правил линейной и воздушной перспективы.



б) техническая: освоение основ изобразительной грамоты,

совершенствование навыков работы живописными материалами при построении пространства в пейзаже; компьютерная технология выполнения пейзажа на плоскости (одна из новых техник работы над пейзажем).


Знания, умения, навыки и качества, которые

актуализируют /приобретут /закрепят / сформируют

Учащиеся в ходе урока:

а) актуализируют знания о пейзаже как самостоятельном жанре искусства, рассматривают пейзаж в его историческом развитии;

б) получают знания о видах пейзажа ( сельский, городской, индустриальный, морской, парковый );

в) учатся восприятию произведений русских знаменитых пейзажистов И.Шишкина, И.Левитана, А. Айвазовского и др.;

г) приобретают умения передачи в пейзаже пространства, пользуясь правилами линейной и воздушной перспективы путём сравнения двух одинаковых пейзажей с применением перспективы и без применения;

д) сформируют навыки самостоятельной работы при выполнении творческой работы и закрепляют навыки работы красками, различными материалами и способами рисования;

е) познакомятся с компьютерной графикой изображения пейзажа (индивидуальный подход к учащимся , работа в творческой группе).


Необходимое оборудование и материалы.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон.

Зрительный ряд: фильм-презентация «Время года Весна»,

презентация «Изображение пространства в пейзаже».

Репродукции картин: И.Шишкина, И.Левитана, И.Айвазовского, Н.Рериха и др.,

работы учащихся в различных техниках исполнения предыдущих классов;

выносные таблички на классной доске ( сведения с занесением в рабочую тетрадь) с правилами воздушной перспективы;

методический рисунок ( в сравнении 2 похожих пейзажей с применением воздушной перспективы и без применения).



Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года», Э.Григ «Рассвет», Ф.Лист «Вальс».

Мотивация учащихся

*Повышение интереса к предмету достигается за счет увлекательности подачи материала и с помощью творческих групп (т.е. и самих учащихся),

* использования различных художественных материалов и техник выполнения пейзажных работ,

*использование компьютерных технологий (пейзаж на плоскости экрана) с использованием программных технологий компьютерной графики.



Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, работа группами.
План урока :

  1. Орг. момент. Работа над понятием «настроение» – 1 мин

  2. Вводная беседа формирование темы и задач на уроке – 5 мин

  3. Теоретическая часть – 10 мин

  4. Физминутка-1мин.

  5. Практическая часть – 19 мин

  6. Индивидуальная работа с учащимися, учитель-ученик – 5 мин

+(виртуальное посещение мастерской художника)

  1. Итог – 4 мин


Ход и содержание урока:
1.Организационный момент.

1.Приветствие.

таблица настроения

2.Проверка готовности учащихся к уроку.


3.Учитель: У каждого из нас есть своё определённое настроение, которое зависит от разных факторов или стечения обстоятельств: кому- то сегодня не хотелось рано вставать, кто-то не успел прочитать любимую книгу, кого-то обидел друг, а у кого-то из вас прекрасное настроение. Давайте определим, с каким настроением мы пришли на урок. Перед вами таблица настроения, которую вы должны заполнить, и я тоже заполню таблицу настроения и предложим поучаствовать нашим гостям.

Итак, таблицы заполнены. Мы к ним вернёмся в конце урока
2.Формулирование темы и задач урока.

Ребята, сегодня у нас с вами не обычный урок рисования, а очень ответственный. Все работы, которые мы выполним на уроке, мы поместим в картинную галерею, на сайт нашей школы и тогда их могут увидеть и ваши друзья, и родители, и все гости, кто посетит этот сайт. А вы можете получить отзывы о своих картинах, а я просто уверена, что у нас с вами сегодня всё получится, и вы покажете все свои способности, и талант.
Учитель: Ребята, обратите внимание на оформление, внимательно послушайте и посмотрите видеоролик («Время года Весна»), с помощью которого определите, чему будет посвящен наш урок?

При просмотре презентации учитель дает комментарии о просмотренных слайдах (первый подснежник пробивается через тоненький лёд, цветущая веточка яблони, море цветов и т.п), сопровождает показ чтением стихов , чтобы усилить у ребят чувство удивления и восхищения прекрасной, весенней природой.

Учитель: О чём был наш фильм?

Ученики: О природе, о весне.

Учитель: Мы говорили сейчас о природе, какая она?

А кто из вас любовался весенней природой? Первым подснежником, берёзой в серёжках, радугой, бабочкой т.п.

Ученики: Испытывали удивление и восхищение? Её неповторимость
Удивление, как считал Аристотель, - начало творческого отношения к миру и к жизни в нём. Развивайте в себе такое непосредственное восприятие природы, мира. В нём залог будущей гармонии в человеке, художественного и научного отражения мира, столь желанной в наш век.
Я удивляюсь небу, я удивляюсь снегу,

Я удивляюсь дождю, я удивляться люблю!

А ещё я, люблю это всё рисовать!

Учитель: Ребята, послушайте стихотворение, которое нам с вами поможет определить тему урока.

Если видишь на картине, нарисована река,

или снег и белый иней, или сад и облака,

или снежная равнина, или поле и шалаш,

обязательно картина называется -------------(пейзаж)

Попробуйте сами сформулировать тему нашего урока.



Ученики: Тема урока: Изображение весеннего пейзажа.

Учитель: Посмотрим два изображения пейзажа. (Слайд 1-2) и попробуем вместе сформулировать задачи урока. Что необходимо передать в пейзаже ?

Перед вами, один и тот же по сюжету пейзаж, но изображения кажутся разными . На одном из них рисовал человек, который не применял правил , а на другом видно рисовал художник . Давайте с вами рассмотрим более интересное выполнение .



Ученики: Художник изобразил в работе пространство: даль, протяженность земли, неба.

Учитель: А можно ли нарисовать пейзаж без воображения, без чувства любви к природе?

Ученики: При работе над пейзажем обязательно нужно проявить свою фантазию, передать красоту природы используя правила изображения пейзажей.

Учитель: Сформулируйте задачи урока.

Ученики: Задачи урока:
- передача пространства в пейзаже;
- развитие воображения и фантазии;
- воспитание эстетических чувств к природе , бережного отношения к ней.
3. Изучение новой темы.

Учитель: Пейзаж – это, прежде всего изображение пространства. Но понимание способов изображения пространства было разным в различные эпохи. Пейзаж в русском искусстве начал зарождаться с начала 19 века.

Виды пейзажа ( городской, сельский, индустриальный, морской, парковый) . Учитель использует презентацию ,рассказывает о творчестве и о произведениях русских знаменитых пейзажистов И.Шишкина, И.Левитана, А. Айвазовского и др. ( рассказ беглый, так как на следующий урок это выполнит творческая группа учащихся.

ПЕРСПЕКТИВА - (фр. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу) учение о способах передачи пространства на плоскости изображения.

Линия горизонта - это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя.

Линии схода - это линии, образующие края формы объекта и показывающие положение объекта в перспективе.

Точка схода - точка, в которой соединяются линии схода. (Слайд 16)



Проведем небольшое исследование.

Ученик, используя рамку для фото , исследует перспективные сокращения, наблюдая их в помещении, глядя вдаль из окна на парк.



Учитель: Расскажи о своих наблюдениях.

Ученик: Две большие плоскости это земля и небо , они имеют линию горизонта , когда я поднимаю или опускаю рамку их плоскости меняются , и линия горизонта становится выше или ниже. Деревья, которые находятся к нам близко - большие по размеру, деревья расположенные дальше – уже меньше, а вдалеке – совсем маленькие.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать?

Ученики: Что линия горизонта может быть выше и ниже, при этом небо может занимать большую или меньшую часть ( и соответственно и плоскость земли). Предметы, уходящие вдаль, уменьшаются в размере.

Учитель: Правильно, это одно из правил линейной перспективы. А теперь представим, что мы находимся на дороге, что мы увидим?

Ученики: Дорога сходится в точке на линии горизонта. ( слайд 3-4) Эту точку мы с вами назовём (смешная точка ) на слайде она изображена как улыбающийся смалик и может менять своё положение. Упражнение на изменение положения точки схода , с одной точки наблюдения, учащиеся меняют изображение дороги.

Учитель: Это второе правило линейной перспективы.

Линия горизонта бывает высокой и низкой. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения – вид с горы. А при низкой точке зрения мы видим просторы небес.



Учитель: Посмотрите внимательно на пейзажи, кроме размера предметов, что еще меняется в пространстве?

Ученики: В пейзажах И.Левитана « Осень», Н.Рериха «Ведущая» изменяется цвет деревьев , цвет гор, неба.

Учитель: Как происходит изменение цвета в пространстве?

Ученики: Деревья , горы, которые находятся близко – краски насыщенные по цвету , а удалённые краски бледные более размытые.

На картине С. Щедрина «Веранда, обвитая виноградом» ближние предметы : беседка, виноград, люди - изображены детально, а дальние: деревья, берег – обобщённо. (Слайд 23) На картине «Золотая осень» В.Д. Поленова ближние деревья изображены объёмно, а дальние – плоско.(Слайд 24)



Учитель: Для изображения пространства нам также необходимы правила воздушной перспективы. Воздух, заполняя все пространство, окутывает все предметы – то, что удаленно, мы видим сквозь толщу. Происходит изменение цвета и тона предметов. (Слайд 25)

Сформулируйте правила воздушной перспективы.



Ученики: Читают правила воздушной перспективы:

- Ближние предметы надо изображать объёмно, а дальние – плоско.

- Все ближние предметы надо изображать детально, а дальние – обобщённо.

- Ближние предметы изображать ярко окрашенными, а удалённые –

бледными.

- Контуры ближних предметов изображать резче, а удалённых – мягче.

- Ближние предметы надо изображать многоцветными, а удалённые – одноцветными.
Учитель: На уроке вам предстоит выполнить работу над построением и началом живописного изображения пейзажа (по памяти и впечатлению). Определим порядок работы над пейзажем

Ученики: Приступая к выполнению самостоятельной работы, нужно выбрать тему для пейзажа. Прежде всего, определить в пейзаже плоскость земли и неба и уточнить положение линии горизонта. Относительно ее определим место основных элементов композиции. В компьютерной работе над пейзажем соблюдаем эти этапы работы над пейзажем (этим занимается творческая группа из четырёх пяти учащихся с ними проведён инструктаж по т/безопасности и правила работы на компьютере )

Учитель: Назовите этапы выполнения пейзажа.

Ученики: 1.Выполнение рисунка композиции карандашом с соблюдением

перспективы.

2. Нанесение основных цветовых пятен больших плоскостей

(небо, земля), различными способами

и техниками выполнения.

3. Проработка деталей, обобщение.



4. Физминутка-

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо .

Деревья листвой зашумели,

А ребята, рисовать уже сели.

5.Практическая часть урока: во время практической работы для фона звучат музыкальные произведения. Дети могут побывать в виртуальной художественной мастерской « Техника рисования пейзажа в цвете», «Техника рисования моря и неба».
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы на листе и в компьютерной графике.
6. Итоги урока
Учитель: Что необходимо знать художнику для создания пейзажа?

Ученики: Для передачи пространства в пейзаже необходимо знать правила перспективы. Линейная перспектива - изменение в размере изображения на плоскости. Воздушная перспектива – изменение предмета в цвете и тоне.

На закрепление темы могут быть предложен таблица, кроссворд, различные игровые задания.( папка №1-задания)


Анализ работ

Каждый из вас видит природу по – своему, каждый изобразил мотив, который он выбрал, подобрал цветовую палитру пейзажа наиболее близкий по своему настроению. Работы получились разнообразными, каждый выразил в пейзаже своё видение природы. Старались использовать правила передачи линейной и воздушной перспективы. Рисунки заслуживают положительной оценки, но есть и недостатки в работах. Мы можем ещё эти работы доработать индивидуально, во внеурочное время.


Самоанализ работ

Дети анализируют свои работы: что было задумано, что удалось, что менее удалось?



Выставка лучших пейзажей

Проверяются и оцениваются творческие работы учащихся, а также ответы на вопросы, поставленные в ходе урока и при подведении итогов.


Рефлексия деятельности на уроке

Ученики завершают таблицей настроения.



Домашнее задание

Задание для творческих групп: исследование творчества художников-пейзажистов (1 группа), история развития пейзажа(2 группа), разгадывание или составление кроссворда по теме урока (3 группа).


Приложение к уроку для учащихся.


Секрет художника!!!

Художник пользуется законами воздушной



перспективы

Закон №1

ПЕРСПЕКТИВА - (фр. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу) учение о способах передачи пространства на плоскости изображения.

Линия горизонта - это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя.( сход неба и земли)

Линии схода - это линии, образующие края формы объекта и показывают положение объекта в перспективе.

Точка схода - точка, в которой соединяются линии схода.


Закон №2

Правила воздушной

перспективы:

1) Ближние предметы надо изображать объёмно, а дальние – плоско.

2)Все ближние предметы надо изображать детально, а дальние – обобщённо.
3) Ближние предметы изображать ярко окрашенными, а удалённые –

бледными.


4) Контуры ближних предметов изображать резче, а удалённых – мягче.
5) Ближние предметы надо изображать многоцветными, а удалённые – одноцветными.
Правила воздушной

перспективы:




  1. ближние предметы имеют яркий, насыщенный цвет, который с удалением становится более тусклым и менее ярким.

  2. Дальние предметы не имеют чётких границ, в отличие от ближних, контуры их размыты.

  3. Дальние предметы как будто находятся в дымке, и изображать их следует серыми и фиолетовыми оттенками.

4) Темные цвета с удалением осветляются.

Светлые цвета с удалением темнеют.




Культ героев в Америке развит необычайно, а герои всегда выбираются среди уголовников. Оскар Уайльд
ещё >>