страница 1 |
|
Похожие работы
|
Урок по изобразительному искусству в 6 классе: «Жанр изобразительного искусства пейзаж. - страница №1/1
![]() Вейделевского района Белгородской области Урок по изобразительному искусству в 6 классе: «Жанр изобразительного искусства - пейзаж. Изображение пространства в пейзаже. Правила построения перспективы» ![]() Учитель изобразительного искусства Моу « Малакеевская СОШ»: Кризьская Лариса Даниловна с. Малакеево, 2012 Тема урока: «Жанр изобразительного искусства - Пейзаж. Изображение пространства в пейзаже. Правила построения перспективы» Тип урока: урок путешествие с элементами исследовательской работы, обобщение и систематизация знаний. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в творческих группах. Цель урока а) эстетическая: развитие эстетического и художественного вкуса детей; б) воспитательная: формирование чувства любви к природе, понимание ее красоты; в) познавательная: понятие о жанре пейзаж и ее изображение художниками в разные исторические периоды. Задачи: а) развивающая: знакомство с историей возникновения жанра пейзажа в изобразительном искусстве; формирование у учащихся умений и навыков практической деятельности в изображении пейзажа с использованием правил линейной и воздушной перспективы. б) техническая: освоение основ изобразительной грамоты, совершенствование навыков работы живописными материалами при построении пространства в пейзаже; компьютерная технология выполнения пейзажа на плоскости (одна из новых техник работы над пейзажем). Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут /закрепят / сформируют Учащиеся в ходе урока: а) актуализируют знания о пейзаже как самостоятельном жанре искусства, рассматривают пейзаж в его историческом развитии; б) получают знания о видах пейзажа ( сельский, городской, индустриальный, морской, парковый ); в) учатся восприятию произведений русских знаменитых пейзажистов И.Шишкина, И.Левитана, А. Айвазовского и др.; г) приобретают умения передачи в пейзаже пространства, пользуясь правилами линейной и воздушной перспективы путём сравнения двух одинаковых пейзажей с применением перспективы и без применения; д) сформируют навыки самостоятельной работы при выполнении творческой работы и закрепляют навыки работы красками, различными материалами и способами рисования; е) познакомятся с компьютерной графикой изображения пейзажа (индивидуальный подход к учащимся , работа в творческой группе). Необходимое оборудование и материалы. Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон. Зрительный ряд: фильм-презентация «Время года Весна», презентация «Изображение пространства в пейзаже». Репродукции картин: И.Шишкина, И.Левитана, И.Айвазовского, Н.Рериха и др., работы учащихся в различных техниках исполнения предыдущих классов; выносные таблички на классной доске ( сведения с занесением в рабочую тетрадь) с правилами воздушной перспективы; методический рисунок ( в сравнении 2 похожих пейзажей с применением воздушной перспективы и без применения). Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года», Э.Григ «Рассвет», Ф.Лист «Вальс». Мотивация учащихся *Повышение интереса к предмету достигается за счет увлекательности подачи материала и с помощью творческих групп (т.е. и самих учащихся), * использования различных художественных материалов и техник выполнения пейзажных работ, *использование компьютерных технологий (пейзаж на плоскости экрана) с использованием программных технологий компьютерной графики. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, работа группами. План урока :
+(виртуальное посещение мастерской художника)
Ход и содержание урока: 1.Организационный момент. 1.Приветствие. таблица настроения 2.Проверка готовности учащихся к уроку. 3.Учитель: У каждого из нас есть своё определённое настроение, которое зависит от разных факторов или стечения обстоятельств: кому- то сегодня не хотелось рано вставать, кто-то не успел прочитать любимую книгу, кого-то обидел друг, а у кого-то из вас прекрасное настроение. Давайте определим, с каким настроением мы пришли на урок. Перед вами таблица настроения, которую вы должны заполнить, и я тоже заполню таблицу настроения и предложим поучаствовать нашим гостям. Итак, таблицы заполнены. Мы к ним вернёмся в конце урока 2.Формулирование темы и задач урока. Ребята, сегодня у нас с вами не обычный урок рисования, а очень ответственный. Все работы, которые мы выполним на уроке, мы поместим в картинную галерею, на сайт нашей школы и тогда их могут увидеть и ваши друзья, и родители, и все гости, кто посетит этот сайт. А вы можете получить отзывы о своих картинах, а я просто уверена, что у нас с вами сегодня всё получится, и вы покажете все свои способности, и талант. Учитель: Ребята, обратите внимание на оформление, внимательно послушайте и посмотрите видеоролик («Время года Весна»), с помощью которого определите, чему будет посвящен наш урок? При просмотре презентации учитель дает комментарии о просмотренных слайдах (первый подснежник пробивается через тоненький лёд, цветущая веточка яблони, море цветов и т.п), сопровождает показ чтением стихов , чтобы усилить у ребят чувство удивления и восхищения прекрасной, весенней природой. Учитель: О чём был наш фильм? Ученики: О природе, о весне. Учитель: Мы говорили сейчас о природе, какая она? А кто из вас любовался весенней природой? Первым подснежником, берёзой в серёжках, радугой, бабочкой т.п. Ученики: Испытывали удивление и восхищение? Её неповторимость Удивление, как считал Аристотель, - начало творческого отношения к миру и к жизни в нём. Развивайте в себе такое непосредственное восприятие природы, мира. В нём залог будущей гармонии в человеке, художественного и научного отражения мира, столь желанной в наш век. Я удивляюсь небу, я удивляюсь снегу, Я удивляюсь дождю, я удивляться люблю! А ещё я, люблю это всё рисовать! Учитель: Ребята, послушайте стихотворение, которое нам с вами поможет определить тему урока. Если видишь на картине, нарисована река, или снег и белый иней, или сад и облака, или снежная равнина, или поле и шалаш, обязательно картина называется -------------(пейзаж) Попробуйте сами сформулировать тему нашего урока. Ученики: Тема урока: Изображение весеннего пейзажа. Учитель: Посмотрим два изображения пейзажа. (Слайд 1-2) и попробуем вместе сформулировать задачи урока. Что необходимо передать в пейзаже ? Перед вами, один и тот же по сюжету пейзаж, но изображения кажутся разными . На одном из них рисовал человек, который не применял правил , а на другом видно рисовал художник . Давайте с вами рассмотрим более интересное выполнение . Ученики: Художник изобразил в работе пространство: даль, протяженность земли, неба. Учитель: А можно ли нарисовать пейзаж без воображения, без чувства любви к природе? Ученики: При работе над пейзажем обязательно нужно проявить свою фантазию, передать красоту природы используя правила изображения пейзажей. Учитель: Сформулируйте задачи урока. Ученики: Задачи урока: - передача пространства в пейзаже; - развитие воображения и фантазии; - воспитание эстетических чувств к природе , бережного отношения к ней. 3. Изучение новой темы. Учитель: Пейзаж – это, прежде всего изображение пространства. Но понимание способов изображения пространства было разным в различные эпохи. Пейзаж в русском искусстве начал зарождаться с начала 19 века. Виды пейзажа ( городской, сельский, индустриальный, морской, парковый) . Учитель использует презентацию ,рассказывает о творчестве и о произведениях русских знаменитых пейзажистов И.Шишкина, И.Левитана, А. Айвазовского и др. ( рассказ беглый, так как на следующий урок это выполнит творческая группа учащихся. ПЕРСПЕКТИВА - (фр. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу) учение о способах передачи пространства на плоскости изображения. Линия горизонта - это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя. Линии схода - это линии, образующие края формы объекта и показывающие положение объекта в перспективе. Точка схода - точка, в которой соединяются линии схода. (Слайд 16) Проведем небольшое исследование. Ученик, используя рамку для фото , исследует перспективные сокращения, наблюдая их в помещении, глядя вдаль из окна на парк. Учитель: Расскажи о своих наблюдениях. Ученик: Две большие плоскости это земля и небо , они имеют линию горизонта , когда я поднимаю или опускаю рамку их плоскости меняются , и линия горизонта становится выше или ниже. Деревья, которые находятся к нам близко - большие по размеру, деревья расположенные дальше – уже меньше, а вдалеке – совсем маленькие. Учитель: Какой вывод мы можем сделать? Ученики: Что линия горизонта может быть выше и ниже, при этом небо может занимать большую или меньшую часть ( и соответственно и плоскость земли). Предметы, уходящие вдаль, уменьшаются в размере. Учитель: Правильно, это одно из правил линейной перспективы. А теперь представим, что мы находимся на дороге, что мы увидим? Ученики: Дорога сходится в точке на линии горизонта. ( слайд 3-4) Эту точку мы с вами назовём (смешная точка ) на слайде она изображена как улыбающийся смалик и может менять своё положение. Упражнение на изменение положения точки схода , с одной точки наблюдения, учащиеся меняют изображение дороги. Учитель: Это второе правило линейной перспективы. Линия горизонта бывает высокой и низкой. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения – вид с горы. А при низкой точке зрения мы видим просторы небес. Учитель: Посмотрите внимательно на пейзажи, кроме размера предметов, что еще меняется в пространстве? Ученики: В пейзажах И.Левитана « Осень», Н.Рериха «Ведущая» изменяется цвет деревьев , цвет гор, неба. Учитель: Как происходит изменение цвета в пространстве? Ученики: Деревья , горы, которые находятся близко – краски насыщенные по цвету , а удалённые краски бледные более размытые. На картине С. Щедрина «Веранда, обвитая виноградом» ближние предметы : беседка, виноград, люди - изображены детально, а дальние: деревья, берег – обобщённо. (Слайд 23) На картине «Золотая осень» В.Д. Поленова ближние деревья изображены объёмно, а дальние – плоско.(Слайд 24) Учитель: Для изображения пространства нам также необходимы правила воздушной перспективы. Воздух, заполняя все пространство, окутывает все предметы – то, что удаленно, мы видим сквозь толщу. Происходит изменение цвета и тона предметов. (Слайд 25) Сформулируйте правила воздушной перспективы. Ученики: Читают правила воздушной перспективы: - Ближние предметы надо изображать объёмно, а дальние – плоско. - Все ближние предметы надо изображать детально, а дальние – обобщённо. - Ближние предметы изображать ярко окрашенными, а удалённые – бледными. - Контуры ближних предметов изображать резче, а удалённых – мягче. - Ближние предметы надо изображать многоцветными, а удалённые – одноцветными.
перспективы. 2. Нанесение основных цветовых пятен больших плоскостей (небо, земля), различными способами и техниками выполнения. 3. Проработка деталей, обобщение. 4. Физминутка- Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо . Деревья листвой зашумели, А ребята, рисовать уже сели. 5.Практическая часть урока: во время практической работы для фона звучат музыкальные произведения. Дети могут побывать в виртуальной художественной мастерской « Техника рисования пейзажа в цвете», «Техника рисования моря и неба». Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы на листе и в компьютерной графике.
На закрепление темы могут быть предложен таблица, кроссворд, различные игровые задания.( папка №1-задания) Анализ работ Каждый из вас видит природу по – своему, каждый изобразил мотив, который он выбрал, подобрал цветовую палитру пейзажа наиболее близкий по своему настроению. Работы получились разнообразными, каждый выразил в пейзаже своё видение природы. Старались использовать правила передачи линейной и воздушной перспективы. Рисунки заслуживают положительной оценки, но есть и недостатки в работах. Мы можем ещё эти работы доработать индивидуально, во внеурочное время. Самоанализ работ Дети анализируют свои работы: что было задумано, что удалось, что менее удалось? Выставка лучших пейзажей Проверяются и оцениваются творческие работы учащихся, а также ответы на вопросы, поставленные в ходе урока и при подведении итогов. Рефлексия деятельности на уроке Ученики завершают таблицей настроения. Домашнее задание Задание для творческих групп: исследование творчества художников-пейзажистов (1 группа), история развития пейзажа(2 группа), разгадывание или составление кроссворда по теме урока (3 группа). Приложение к уроку для учащихся. Секрет художника!!! Художник пользуется законами воздушной перспективы Закон №1 ПЕРСПЕКТИВА - (фр. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу) учение о способах передачи пространства на плоскости изображения. Линия горизонта - это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя.( сход неба и земли) Линии схода - это линии, образующие края формы объекта и показывают положение объекта в перспективе. Точка схода - точка, в которой соединяются линии схода. Закон №2 Правила воздушной перспективы: 1) Ближние предметы надо изображать объёмно, а дальние – плоско. 2)Все ближние предметы надо изображать детально, а дальние – обобщённо.
бледными. 4) Контуры ближних предметов изображать резче, а удалённых – мягче. 5) Ближние предметы надо изображать многоцветными, а удалённые – одноцветными. Правила воздушной перспективы:
4) Темные цвета с удалением осветляются. Светлые цвета с удалением темнеют. |
ещё >> |