Урок «пейзаж большой мир. Природа и художник» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Урок 30. Пейзаж большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник» 1 78.63kb.
Уровень, ступень образования, вид 3 379.79kb.
Урок 21. Мир природы в поэзии А. А. Фета и Ф. И. Тютчева 1 114.6kb.
Пейзаж большой мир. Организация изображаемого пространства 1 35.19kb.
Программы 1 класс (33 часа) Раздел Природа 1 160.7kb.
Станция «Техническая» 1 49.61kb.
Урока по литературному чтению «Маленькая дверь в большой мир» 1 67.11kb.
История пейзажа 1 171.47kb.
Художник, природа и я 3 493.05kb.
А. К. Саврасов замечательный русский художник-пейзажист. Он много... 1 267.06kb.
Урока (ко-во часов)/ дата Тема Основные виды учебной деятельности... 1 298.54kb.
Пейзаж в контексте фотографической культуры 1 48.26kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок «пейзаж большой мир. Природа и художник» - страница №1/1

Урок по теме:
«ПЕЙЗАЖ - БОЛЬШОЙ МИР.

ПРИРОДА И ХУДОЖНИК»

для 6-го класса.


Учитель изобразительного искусства

высшей категории
Корнилова Надежда Ивановна

ГОУ Гимназия №1518

САВАО г. Москвы

УРОК

«ПЕЙЗАЖ - БОЛЬШОЙ МИР. ПРИРОДА И ХУДОЖНИК»

Изобразительное искусство. 6 класс.


Цель: расширить знания учащихся о пейзаже как жанре изобразительного искусства;

сформировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира.



Задачи: показать многообразие форм и красок в изображении пейзажа; овладеть навыками передачи цветом того или иного состояния в природе, найти нужный колорит;

совершенствовать технику работы с красками (гуашь, акварель);

показать связь изобразительного искусства с музыкой и литературой.
Оборудование: репродукции картин художников-пейзажистов:

А. Саврасов «Грачи прилетели», К. Моне «Впечатление. Восход»,

Ф. Васильев «Мокрый луг», пейзажи М. Абакумова, А. Куинджи «Ночь над Днепром», стихотворения Т. Курбатовой.

Музыка П.И. Чайковского «Времена года»


Оборудование для учеников: акварельные и гуашевые краски, кисточки, простой карандаш, ластик, лист форматом А-3, палитра, банка для воды.
Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Приветствие.

  2. Проверка принадлежностей к уроку изобразительного искусства.




  1. Вступительное слово учителя.

Учитель:

Сгустились сумерки,

Прозрачен небосвод.

Над гладью вод,

Подернутых туманом,

Мерцает бабочек печальный хоровод,

В лиловой дымке спрятались поляны.

Т. Курбатова
Заметает пурга

Белый путь.

Хочет в мягких снегах

Потонуть.


Ветер резвый уснул

На пути;


Ни проехать в лесу,

Ни пройти…



С. Есенин
… Пройдет зима холодная,

Настанут дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые,

Листами изумрудными

Леса зазеленеются,

И вместе с травкой бархатной

Взойдут цветы душистые…



С. Дрожжин
Вы прослушали стихотворения. Скажите, к какому жанру относятся эти поэтические зарисовки.
Ученики: Эти стихотворения относятся к жанру пейзажа.
Учитель: Прослушав эти строки, какие образы природы возникли в вашем воображении? Какое настроение вызвала та или иная поэтическая зарисовка?
(Ответы учащихся).
Учитель: Мы с вами неоднократно встречались с жанром пейзажа в процессе обучения. Что изображали художники на своих полотнах?
Ученики: Луга, поля, леса, озера, реки, моря, города…
Учитель: Верно, но просмотрев великое множество пейзажей вы не найдете ни одного похожего. Даже если художники будут писать один и тот же сюжет, они напишут его по-разному. Художники-пейзажисты создавали художественные образы, как бы заново открывая нам вечную красоту природы


  1. Изучение нового материала.


Рассказ об истории пейзажа с применением видеоматериала.

Учитель: ПЕЙЗАЖ (фр. paysage, от pays – местность, страна, родина) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта (общий вид местности: горы, леса, поля, реки).

Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно Древнего Египта и Древней Греции.

(Слайд №2)

Как самостоятельный жанр пейзаж появился в Китае еще в VI веке.

(Слайд №3)

Пейзажи китайских художников одухотворены и имеют глубокий поэтический смысл, как бы показывая вечно обновляющуюся природу, беспредельное пространство, которое кажется таковым из-за введения в композицию обширных горных панорам, водных гладей и туманной дымки. В пейзаж включаются человеческие фигурки и символические мотивы (горная сосна, бамбук, дикая слива), олицетворяющие возвышенные духовные качества.

Под влиянием китайской живописи возник и японский пейзаж, отличающийся обостренной графичностью, декоративными мотивами, более активной ролью человека в природе (К. Хокусай).

(Слайд №4)

К XV веку жанр пейзажа возникает в Нидерландах, художники стремятся правдиво отображать природу, но она является лишь фоном для человека. Самостоятельный жанр пейзажа окончательно сформировался в XVII в. Его создали голландские живописцы. Особый расцвет пейзажной живописи наблюдался в XVII-XVIII вв. (П. Рубенс во Фландрии, Рембрандт и Я. Рейсдал в Голландии, Н. Пуссен, К. Лоррен во Франции).

(Слайд №5)

В XIX веке творческие открытия мастеров пейзажа, завоевания пленэрной живописи (К. Коро во Франции, А. Иванов, А. Саврасов , Ф. Васильев, И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов в России

(Слайд №6,7)) продолжили импрессионисты (Э. Моне, О. Ренуар во Франции, К. Коровин, И. Грабарь в России (Слайд №8)), открывшие новые возможности в передаче изменчивости световоздушной среды, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков.

Крупные мастера конца XIX-XX в. (П. Сезанн, П. Гоген, Ван Гог, А. Матисс во Франции, А Куинджи, Н. Рерих, Н. Крымов в России, М. Сарьян в Армении (Слайд №9)) расширяют эмоциональные, ассоциативные качества пейзажной живописи. Традиции русского пейзажа обогатили А. Рылов, К. Юон, А. Остроумова- Лебедева, А. Куприн, П. Кончаловский и другие.

Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, но и передает чувства и настроения. В основе любого живописного произведения – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету.

Морские пейзажи называют «маринами», они составляют самостоятельный жанр. Яркий пример – картины И.Айвозовского (Слайд №10).


Беседа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».

(Слайд №11)

Учитель: Путеводной звездой для целого поколения русских пейзажистов XIX столетия называл «Грачи прилетели» арбитр художественных вкусов и историк искусства Александр Бенуа. Иван Крамской сразу выделил эту картину в пейзажном разделе передвижной выставки: «Пейзаж Саврасова есть лучший и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов.., и Шишкин. Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах».

Сейчас, когда натурные изображения русской природы – одна из самых популярных тем для художников, нам трудно понять, почему же эта картина стала открытием.

До появления «Грачей» неброская среднерусская природа не воспринималась как нечто достойное внимания и отображения. «Настоящими» пейзажами считались написанные в манере позднего романтизма виды Италии – лунные дорожки на море, Руины Колизея, разнообразные закаты и восходы, или же изображения садово-парковых ансамблей обеих российских столиц.

Знаменитая картина писалась с натуры в селе Молвитино Костромской губернии. Там Саврасов нашел новый для русского пейзажа мотив, уловив и прочувствовав момент первых проблесков весны, «знаков», которые подает нам природа.



Опять весна умоет небо

Своею талою водой.

И зимней стужей быль и небыль

Уйдет к сугробам на постой.

Т. Курбатова

Уже в самом необычном названии картины слышится радостное провозглашение наступления утра года человеком, которому внятен язык природы, для которого все в ней исполнено глубокого смысла и значения. День был зябкий, сырой. В талой воде – белесое небо, нетороплив робкий дымок и колоколенка церкви, каких на Руси много. Корявые березки на окраине села или небольшого городка, раскинувшегося на холме. Вестники тепла галдят, суетятся, обновляя старые гнезда, свивая новые.

Можно бесконечно долго слушать радостный гомон грачей. Воздух свеж и прозрачен. В проталинах отражается ласковое голубое небо, проглядывающее из-за рыхлых кучевых облаков. За дощатыми заборами,

Среди изб возвышаются церквушка и колокольня с облупившейся штукатуркой стен. Еще дальше расстилаются просторы полей с белыми полосами не растаявшего снега на бурой почве и нежно-лиловыми перелесками. Все в этой картине наполнено единым ритмом, напоено легким дыханием. С особым совершенством сказались здесь удивительная отзывчивость художника к неуловимым сменам состояния атмосферы, способность его кисти воссоздать на холсте ощущения жизни как единого трепетного целого. Именно - жизни, а не только естественного окружения человека. Ведь в «Грачах» радости весеннего обновления в одинаковой степени причастны и птицы, и талый снег, и голубые дымки, курящиеся из труб над крышами изб, и невидимые обитатели этих изб, и сам автор, сумевший передать нам, людям уже XXI века, свое весеннее настроение. В этом произведении живописи Алексей саврасов открывает в скромном сюжете не только чистые краски, но и



то, что в этих красках светит

Любовь и радость бытия…

И. Бунин

- Какие чувства вызвали увиденные сегодня вами картины известных художников?

- Что в своих произведениях помимо видимого предметного мира передают художники? Чем отличается фотография от живописного полотна художника-пейзажиста?

- что из увиденного сегодня на уроке больше всего затронуло, запомнилось, удивило вас в картинах?


Объяснение работы над пейзажем.

Пейзаж требует такого же мастерства, как и другие жанры. Первое качество пейзажиста – умение рисовать. Второе важное качество – умение наблюдать.

Множество подобных впечатлений должно храниться в памяти художника и в нужный момент выразиться в пейзаже. Внимание к деталям позволяет писать по памяти. Третье и главное качество пейзажиста – чувство природы.

Без эмоционального воздействия нет художественного произведения. Чтобы написать пейзаж нужно увидеть и прочувствовать, как блестит вода, как она светла и прозрачна; как струится теплый воздух при переходе к речной прохладе; как бегут тени от облаков по земле; как пробивается солнце сквозь чащу леса или торжественно всходит утром, заливая землю.

И здесь вступает в силу цветовое видение, умение передать цветом то или иное состояние природы, найти нужный колорит.

Земля – твердь, небо – воздух, а вода – живое начало. Небо всегда по тону светлее земли во много раз, а вода по тону темнее неба, но всегда светлее земли. Исключение – освещение во время грозы. Важно передать рябь на воде или же написать волны. В воде всегда отражается небо, облака дают свое цветовое отражение. Особое значение имеют качество и форма мазка.

Утром в пейзаже преобладают золотисто-розовые оттенки, вечером – желто- оранжевые, в пасмурный день светло-серебристые, при свете луны – голубые и зеленоватые цвета.

Все времена года имеют свои характерные цвета в пейзаже. Палитра их многообразна.

Весной больше небесно-голубого, природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, светло-желтого и охристого. Ну, а для контраста – цвет молодой зелени и приглушенный коричневый.

Краски лета очень сочные, яркие и радостные. Палитру составляют травянисто-зеленый, алый, малиновый, синий, темно-желтый и оранжевые цвета. К каждому локальному цвету подбирается богатая гамма разнообразных сложных оттенков.

Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном, словно излучающие цвет. Очень эффектно выглядят композиции, построенные на контрастах синего и оранжевого, желтого и фиолетового, красного и желтого; темные красно-коричневый, бордовый и фиолетовый цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами. Основную цветовую гамму может дополнить зеленый цвет хвои, а для неба в пору золотой осени используют синий кобальт.

Зимний пейзаж содержит, как правило, максимум цветовых контрастов, небо становится темнее, чем поверхность земли. Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые оттенки льда, контрасты белого и черного цветов. Композиции чаще всего четкие, ясные, лаконичные. Романтический образ зимы помогут создать нежные цвета, удачно сочетающиеся с нейтральными серыми оттенками.

Живописное изображение пейзажа создается на основе знаний законов линейной, воздушной и цветовой перспективы. Помните о цельности видения и методе работы отношениями.



  1. Практическая часть.

Учитель: На уроке вам предстоит выполнить работу над живописным изображением пейзажа (по памяти и впечатлению). Можно изобразить любое время года в одном из состояний природы.

(Слайд №12)



Первый этап: Выбор сюжета и построение композиции. Рисунок выполняется кистью красками теплых или холодных цветов в зависимости от колорита.

Второй этап: Прокладка основных цветов неба, воды, земли, крон деревьев. Передача верных тональных и цветовых отношений.

Третий этап: прорисовывание деталей, обобщение и завершение работы. Достижение колористического единства пейзажа.


  1. Итоговая часть.

Выставка работ учащихся, их оценка. (Слайд №13). Уборка рабочих мест.




Чтобы найти себя — надо себя переделать. Григорий Ландау
ещё >>