Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока : «Пётр I, царь и человек». - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
К данному уроку имеется презентация (слайды с изображением различных... 1 136.61kb.
Урок окружающего мира в 4 классе Тема. Зона арктических пустынь 1 133.93kb.
Урок окружающего мира во 2-м классе. Умк "Гармония" Цели урока: Ознакомить... 1 66.18kb.
Урок окружающего мира во 2 классе. Ос «Школа 2100» 1 135.91kb.
План урока по изобразительному искусству в 6 классе Тема урока: «Портрет... 1 65.46kb.
Конспект урока : «натюрморт» класс: 6 1 75.76kb.
Урок окружающего мира Тема урока: «В пустыне». Цели урока: Познакомить... 1 50.46kb.
Интегрированный урок окружающего мира и обж во 2 классе по теме 1 122.02kb.
Урок окружающего мира Тема: Что такое деньги? Класс: 3 класс Технологии... 1 102.71kb.
Урока окружающего мира в технологии деятельностного метода Тема урока: 1 90.22kb.
Урок в 9-11 классе Тема урока: «Музыкальная гостиная» Тип урока:... 1 29.5kb.
Первобытное общество. Античная цивилизация 1 417.04kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока : «Пётр I, царь и человек». - страница №1/1

Урок окружающего мира в 4 классе.

Тема урока : «Пётр I, царь и человек». (слайд 1)

Цели урока: (слайд 2)

  • формировать образное представление о России начала XVIII века;

  • охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества;

  • развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины, умение сравнивать, выделять главное;

  • воспитывать у учащихся уважение к людям, борющимся за независимость и процветание своей страны;

  • развивать воображение учащихся, устную речь, умение обобщать и делать выводы.

Оборудование: слайды “Виды Санкт-Петербурга”, карта территории России XVII-XVIII веков, портрет Петра I, тестовые задания, гравюры с изображением Петра I, компьютер.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

В истории нашей страны происходило много важных событий. Много выдающихся имен помнит наша страна. Сегодня мы познакомимся с еще одной яркой личностью:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник. (слайд 3)

- Это царь Петр I, узнаем, что нового появилось в жизни страны в его правление.



II. Проверка домашнего задания.

  1. Задание в тетради (стр.35).

  2. Какие опасности угрожали России в начале 18 века?

  3. Что сделали для защиты Отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?

  4. Когда в России начали править цари из рода Романовых?

III. Работа по теме. Изучать историческую личность мы будем по плану.

План изучения личности: (слайд 4)



  1. В какое время жил?

  2. Внешность и характер.

  3. Введённые новшества.

  4. Ваше отношение к личности.

- При изучении темы, встретятся новые слова. Давайте посмотрим, что они означают. Словарная работа: (на слайде 5)

Империя – монархическое государство, во главе которого стоит император или императрица.

Монархия – форма правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному (обычно наследственному) правителю.

Сенат – высшее судебно-административное учреждение в Российском государстве с 1711-1917гг.

Пошлина – денежный оклад, собираемый в казну с товаров и других вещей.

Кунсткамера – музей, собрание редкостей, диковинных предметов.

Реформа – преобразование.

Верфь – предприятие для постройки судов.

Навигация – наука о судоходстве, мореплавании.

После смерти Ивана Грозного и двух его сыновей прекращается царский род Рюриковичей. Наступает Смутное время. На троне за короткое время сменяется несколько царей. В 1613 году был избран новый царь – Михаил Романов. Цари из рода Романовых правили Россией более трёхсот лет. В 1672 году у царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны родился сын Петр. Царевич был подвижным ребенком, он очень любил шумные игры. Семья у Петра I была большая. У Петра было 8 сестер и 5 братьев. Когда царевичу исполнилось 7 лет, его начали обучать грамоте. Петр быстро освоил азбуку, знания давались ему очень легко. У Петра был старший брат Иван. После смерти отца именно он должен был стать царем, но Иван был слабого здоровья, часто болел, плохо видел, и поэтому в 1682 году были провозглашены царями одновременно Иван Пятый и Петр Первый. Петру в то время было 10 лет. Для них был сделан двойной серебряный трон с высокой спинкой. Поскольку Иван и Петр были еще детьми и не могли управлять страной, за братьев-царей от их имени стала править старшая сестра 25-летняя Софья. Так продолжалось 7 лет. Софья держала обоих братьев в отдалении и не подпускала их к решению государственных вопросов.(слайд 6)

При жизни отца Петра, его воспитателями были - боярин Родион Матвеевич Стрешнев и стольник Тимофей Борисович Юшков. Грамоте и началам российской истории его обучал подьячий Посольского приказа Никита Моисеевич Зотов. Ну, а когда не стало Алексея Михайловича, Петр переселился с матерью в село Преображенское. Неподалёку от него была немецкая слобода. Там Петр познакомился с разными другими науками и узнал что прибор, которым можно измерить расстояние называется астролябиля.
Первым иностранным учителем Петра был голландец Тиммерман, живший в Немецкой слободе. У него Петр познакомился с такими науками как арифметика, геометрия, артиллерия, фортификация (наука о крепостях). Всё это хотелось применить и попробовать и конечно поиграть в это, ведь Петру тогда было двенадцать лет. (слайд 7)
В Преображенском к Петру приходили дети из знатных семей его возраста и играли с ним в военные «потехи» (игры). Поэтому и полк его назывался «потешным». Петр приказал изготовить всем оружие - деревянные пушки, мечи и сабли. Обучил всех маршировать и с оружием управляться, а потом и сражения на потеху стали устраивать. А когда же Петр вырос, выросла и его армия, деревянное оружие заменили на настоящее: мечи, арбалеты, пушки. Когда Петру исполнилось пятнадцать лет, для него был построен военный городок с земляными стенами, башнями, амбарами для хранения пушек и крепкими избами. Так его игрушечное войско незаметно превратилось в большую военную силу.

Когда Петр вырос, он больше не нуждался, чтобы за него правила Софья. Чтобы покончить с братом, она подняла стрельцов. Но многие стрельцы перешли на сторону Петра и вместе с солдатами выступили против Софьи. Так к власти пришел Петр, а Софью заключили в монастырь. Царь Иван передоверил свои дела по управлению Петру, т.к. болел. С этого времени юный Петр стал править государством один.



- Сравним описание внешности царя:(слайд 8)

«Высокий и крепкий, телосложения обыкновенного, подвижный, живой и ловкий во всех движениях; лицо круглое с несколько суровым выражением, темные брови и волосы, коротко остриженные и курчавые… Ходит большими шагами, размахивая руками и держась рукой за рукоятку нового топора», - писал в своих записках Нумен.

Вот еще одно описание: «Царь очень высокого роста, слегка горбится, голова обыкновенно опущена. Он брюнет, и на лице у него печать суровости; обладает, по-видимому, быстрым умом и сообразительностью», в манерах есть некоторая величавость, но не хватает выдержанности», - отрывок из архива.

Можно заметить, что эти два описания, созданные в разных местах, очень похожи между собой и не далеки от истины. Петр по внешности был красивый мужчина, очень высокого роста – ровно 2 метра 4 сантиметра, - смуглый – «такой смуглый, словно родился в Африке», утверждает один из его современников, крепкого телосложения, величавой наружности, с некоторыми недостатками в манере держаться и досадной болезненностью, портящей общее впечатление. Одевался Петр неаккуратно, небрежно, и часто менял платье, военное и штатское, иногда выбирая чрезвычайно странный костюм.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о его внешности фразой венгерского кардинала: «В его личности, внешности и манерах нет ничего выдающегося, указывающего в нем царское происхождение».

Характер Петра I.
От ранней юности до самой смерти трудился Петр . Летом и зимой он вставал очень рано, трудился целый день. Петр Первый любил говорить: “Я царь, а у меня мозоли на руках”. Действительно, безделья он не терпел, и день его был заполнен до предела. Вставал он очень рано, до рассвета, и в 3-4 часа утра уже присутствовал на совете министров. Обсудив со свойственной ему быстротой множество дел, он отправлялся в Адмиралтейство. Там следил за постройкой судов, а нередко и сам брался за топор, ведь корабельное дело знал до тонкостей. Потом, зайдя домой, занимался токарным делом, которое очень любил. За свою жизнь Петр освоил 14 ремесел. В 11 часов Петр садился обедать. За столом долго не засиживался, обед состоял из немногих простых блюд, среди которых непременно подавали любимый Петром студень. После обеда царь короткое время отдыхал, а затем отправлялся на строительство, посещал мастерские, осматривал корабли. Вечером Петр обычно навещал друзей, но к себе возвращался рано и ложился спать. “Делу время, потехе – час”, – напоминал Петр окружающим. В своем образе жизни он подавал пример простоты обхождения и бережливости. С каждым из своих подданных он обращался как с равным, совершенно просто. Летом он ездил в одноколке, а зимой в санях в одну лошадь. Петр запретил падать перед ним на колени или на землю, а велел просто кланяться. Но низкопоклонства он не любил. «Не кланяйся так, братец, не кланяйся, - сказал он одному из своих приближенных.- Я вам от бога приставлен, и должность моя смотреть, чтобы во всем соблюдалась должная справедливость». Он не любил, если кто, встретив его, остановится. Таким он обыкновенно говорил: « У тебя свои дела, а у меня свои: ступай себе своей дорогой».

Старый ботик – «дедушка русского флота». УЧЕБНИК - КАРТА

- Внимательно посмотрите на карту России 17-18 веков. Найдите границы государства российского, отмеченных зеленым цветом.



  1. Что удивило вас при просмотре карты? (На территории России нет морей).

  2. Почему у России не было выхода к морю? (У России не было выхода к морю, потому что она граничила с землями других государств).

  3. Посмотрите и назовите, землями каких государств Россия отделена от Балтийского моря? (Литва, Швеция, Финляндия…)

  4. Какие средства передвижения были в те времена? (Конь, лодка).

  5. Как вы думаете, могла ли Россия, не имея выхода к морю, иметь торговые отношения с заморскими государствами? (Рассуждения детей).

Действительно, не имея выхода к морю, Россия не имела флота. Россияне были мало знакомы с научными открытиями и изобретениями, известными в Европе. А значит, Россия была отсталой страной. Но появился человек, который изменил ситуацию. (Это Петр I).

Сколько себя помнил царь Петр – его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки, его отец собирал модели малых кораблей, которые мальчик часами разглядывал. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Петр от берега на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае ботик (маленькое парусное судно) деда Никиты Романова. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили парус, Петр постигал премудрости новой потехи, учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса. Много времени прошло, пока освоил царь все премудрости парусной науки. Потом строить и корабли научился. (слайд 9)


А почему Петр сделал выход России к Балтйскому морю? Пётр хотел сделать Россию богатой страной, сильной и культурной, связать с другими странами. Но для этого надо было иметь выход к морю. На юге берега Азовского и Чёрного морей принадлежали туркам. А берегами Балтийского моря владели шведы. Сначала Пётр Первый решил вести войну за Азовское море. Для этого надо было выбить турок из крепости Азов. Первый поход на Азов кончился неудачей. Пётр Первый стал строить корабли на Дону под Воронежем. Корабли, построенные под Воронежем, по Дону спустились в Азовское море. Крепость Азов с боем была взята. Теперь нужно овладеть побережьем Балтийского моря, чтобы установить связь с европейскими станами. Пётр сначала обратился к шведам, чтобы они продали землю около Финского залива, через который можно выйти в Балтийское море. Но получил отказ. Тогда он решил захватить эти земли. Битвы за выход в Балтийское море были жестокие.Северная война длилась 21 год. Воевать было трудно: люди тонули в болотах, а кругом лес, густой и мрачный, скрывал врагов. Но Пётр призывал бойцов: «Будьте храбры, я буду с вами. Знайте, что я хочу только добра и славы для России». И шведы побежали под натиском русских. Здесь, на отвоёванных землях, Пётр решил построить новый город.

Град Петра. (слайд 10)



На берегу пустынных волн

стоял он, дум высоких полн,

И вдаль глядя. Пред ним широко

Река неслася…

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там…

                            



И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу пробудить окно,

Ногою твёрдой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Триста лет назад, 16 мая 1703 года, в устье Невы был заложен чудесный град Петров – Санкт-Петербург – один из красивейших городов мира.
Это место было очень важно для защиты России от нападения с моря, и удобно для торговли. Здесь Петр решил построить новую крепость. Для этого он выбрал остров со смешным названием «Заячий». Царь Петр своими руками срубил березу и сделал из нее крест. Утвердив его в земле, сказал: «Здесь будет крепость и церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла», отчего крепость стала называться Петропавловской, а вскоре возникший вокруг нее город – Санкт-Петербургом, т.е. городом святого Петра. Трудно было строить город на низком болотистом месте, которое иногда затоплялось водой с моря. Места здесь болотистые, сырые. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Но для великого Петра не существовало препятствий. Работа кипела беспрерывно. Десятки тысяч рабочих из разных областей вызваны для построения города. Всеми работами распоряжался царь лично, трудился с топором в руке, подавая пример остальным. Для него построен был домик в 2 комнаты с сенями и кухней. Этот домик сохранен и поныне. Одна из комнат сохранена в прежнем виде: стол, шкаф сделаны руками Петра. Петр часто ходил по городу с планом в руках, распоряжался работами, кого наградит ласковым словом, а кому пригрозит дубинкой, с которой он обыкновенно ходил по городу. Часто город он называл рай. Здесь он беседовал запросто с матросами, крестил детей, ходил за гробом простых людей.

Новый город строился по четкому плану. Прокладывались прямые улицы с ровными рядами домов. Петербург украшали многие известные зодчие. На берегу Невы было возведено здание Адмиралтейства и рядом верфь для строительства судов. Петр I особо почитал Александра Невского и в честь этого святого была выстроена Александро-Невская лавра. От Адмиралтейства до Александро-Невской лавры протянулась главная улица Петербурга – Невский проспект.



(слайд 11)

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознёсся пышно, горделиво…

Преобразования в России.

С 1690-х годов Петр начал проводить реформы во всех областях русской жизни, ему не по душе были многие порядки и обычаи русской старины. (слайды 12-13)



  1. Петр I ввел новый календарь и повелел отсчитывать годы от Рождества Христова.

  2. Петр выпустил первую печатную газету «Ведомости».

  3. Открыл первый музей и первую публичную (доступную всем) библиотеку.

  4. В России появился морской флот.

  5. Открылись новые заводы.

  6. Возникли новые города (Санкт-Петербург, Таганрог, Петрозаводск).

  7. Создана регулярная армия. В самой армии была пожизненная служба (рекрутский набор).

  8. Открыты новые школы.

  9. Напечатана первая книга на русском языке с арабскими цифрами.

  10. Запрет на ношение «русского и черкесского платья». Вместо него Пётр повелевает надевать «верхние - саксонские, а исподнее, башмаки, камзолы и пр., - немецкие».

  11. Введён новый алфавит с упрощённым начертанием букв, буквы «пси», «омега» и некоторые другие исключены из алфавита.

  12. Ношение «русского платья» и бород карается каторгой и конфискацией имущества в царскую казну.

  13. Открыта Академия наук.

  14. Открыт первый музей – Кунсткамера.

  15. Появляются первые ордена.

  16. Завез в Россию картофель, кофе, табак.

  17. Появился первый постоянный театр.

  18. Повелел создать современную книгу по этикету. Она называлась «Юности честное зерцало», в которой давались разъяснения и наставления молодым людям о том, как следует вести себя в семье, в гостях, на службе. В ней содержались советы о том, что прилично, а что недопустимо в общении, в разговоре, за столом, на улице. Воспитание молодых людей впервые стало считаться делом государственной важности.

Петр Первый – император, Россия – империя. (слайд 14)

Петр Первый был предан России, верил в её огромные возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось всюду. Россия в результате всей этой многогранной деятельности Петра Первого превратилась в великую державу.

В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства.

Потомки помнят Петра Первого

Петр Первый был предан России, верил в её огромные возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось всюду. Россия в результате всей этой многогранной деятельности Петра Первого превратилась в великую державу.

В царствование Императрицы Екатерины II Петру Великому воздвигнут величественный памятник в Петербурге, на берегу Невы. На вершине скалы изображен взвившийся на дыбы конь, а на нем могучий всадник, правой рукой указывающей на Академию Наук, Университет, Академию Художеств, корабли. Великий преобразователь указывает путь, как бы говорит нам: « Пред вами храм наук и искусств. Туда! Там, в науке, в труде ваше благо, сила и могущество!»

О, мощный властелин судьбы! (слайд 15)

Не так ли ты над самой бездной

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

VI. Итог урока.

- Благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе? (Благодаря преобразованиям Петра I.)



-А какое впечатление на вас произвела личность Петра I?

VII. Домашняя работа

- Наш урок подошел к концу. Вы узнали новое, повторили ещё раз то, что знали. Я вам предлагаю на этом не ставить точку, а продолжить рассмотрение темы дома. Подготовить рассказ по плану: "Описание личности". Отобрать в тексте глаголы, прилагательные – эпитеты, которыми определяются действия, поступки и черты личности Петра I. Составить кроссворды по теме "Пётр Великий", нарисовать, как выглядели костюмы эпохи Петра Великого.




Чеснока никогда не бывает чуть-чуть.
ещё >>