Урок обществознания в 11-м классе по теме: "Глобальные проблемы современности" - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«глобальные проблемы современности» 1 179.61kb.
Урок обществознания в 6 классе по теме: «Ценности и идеалы» 1 40.41kb.
Реферата "Глобальные проблемы человечества" 1 39.21kb.
«Глобальные проблемы современности» 1 84.82kb.
Зачетные вопросы по дисциплине "Глобальные проблемы современности" 1 8.9kb.
«Глобальные проблемы современности. Загрязнение окружающей среды» 1 18.26kb.
«Глобальные проблемы современности» 1 60.63kb.
Урок истории в 9 классе учителя истории и обществознания I квалификационной... 1 61.19kb.
Разработка урока обществознания в 11 классе по теме «Коррупция как... 1 281.18kb.
Экологические последствия войны 2 469.9kb.
Урок по теме "Древний Египет" в 5 классе. 1 88.73kb.
Тухачевский Михаил Николаевич тухачевский маршал армия Тухачевский 1 66.28kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок обществознания в 11-м классе по теме: "Глобальные проблемы современности" - страница №1/1

Урок обществознания в 11-м классе по теме: "Глобальные проблемы современности"

Целеполагание: создать условия для формирования представления о глобальных проблемах современности и их последствиях, осознания личного вклада каждого человека в создание и решение глобальных проблем, формирования представления о глобальных проблемах человечества;

-развивать аналитико-синтетические способности учащихся, творческое мышление, умение использовать ранее полученные знания, работать в заданном темпе;

- воспитывать коммуникативную культуру через работу в группе, формировать активную жизненную позицию.

Задачи урока.

Обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека.

Акцентировать внимание на социальных аспектах этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль различных общественных институтов в их решении.

Продолжить работу по формированию умения вырабатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах.

Воспитывать у детей качеств толерантности и поликультурности; уважения к миру, в котором живёшь; ответственности за его будущее.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-размышление.

Достижение поставленных целей предполагается через:

фактический материал глобального содержания;

использование межпредметных связей;

отработку универсальных умений и навыков (анализа научного материала, определение причинно-следственных связей, выявление качественных характеристик проблем, отработку понятийного материала, умения вести дискуссию);

атмосферу сотрудничества и интеллектуальной свободы на уроке.

Отбор дидактического материала, наглядных пособий поможет учащимся образно представить изучаемые проблемы, их актуальность, определить их особенности, выделить главное: что соответствует целям урока. Материал, используемый на уроке, переработан в доступный для понятия 11-классников. В то же время, в нём содержится информация, которая отвечает достижениям современной науки. Учебный материал тесно связан с жизнью, что делает его значимым в формировании личности учащихся. Вопросы, на которые требуются ответы во время урока, задания, упражнения, которые учащиеся выполняют, носят проблемно-поисковый, исследовательский, дискуссионный характер, что позволяет активизировать творческую, поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. Задания выполняются индивидуально, в группах, по парам. На уроке необходимо уделять большое внимание развитию личностных качеств учащихся: формированию мотивации жить в гармонии с окружающим миром, коммуникативных способностей, умению сотрудничать, понимать других людей, приходить в сложных вопросах к согласию, рефлексии. Урок базируется на идеях гуманно-личностного подхода в образовании, а также с учетом современных педагогических технологий: технологии развивающего обучения, технологии сотрудничества, игровых технологиях.


  1. Приветствие. Здравствуйте, садитесь.

Вы, ребята, уже не первый год изучаете обществоведческие дисциплины, перед выходом в большую жизнь они показывают вам многообразие человеческого существования, помогают подготовиться к трудностям.

Трудности, проблемы есть у каждого возраста. У вас, 11-класcников ХХI века, они тоже есть. Назовите мне, пожалуйста, с какими трудностями приходится сталкиваться молодым людям на пороге взрослой жизни.

Выяснение личных проблем детей.

Ответы детей.

Мы с ребятами на предыдущих уроках проводили социологические исследования, с какими проблемами сталкиваются современные выпускники школ. Результаты исследований перед вами. Чтобы успешно преодолеть эти трудности, к ним надо готовиться.

Работа со статистическими данными предыдущих уроков. (Приложение 1).

А скажите мне, ребята, бывают ли такие случаи, при которых перечисленные проблемы уходят на второй план, и, если бывают, приведите мне примеры.

Беседа.


Вывод: это такие ситуации, при которых существует угроза жизни вам или вашим близким.

А бывают ли такие ситуации, когда под угрозой находятся жизни многих людей, жителей нескольких стран.

Эти проблемы вам уже известны, так как вы говорили о них на уроках: химии, биологии, физии, географии и других.

Давайте вспомним их.

Перед вами на столах лежат пакеты, в которых имеется художественно-изобразительный и документальный материал по одной из проблем. Ознакомьтесь с этими материалами и сформулируйте название проблемы.

Назовите её.

Учащиеся работают по группам. Творческо-поисковая работа. (Приложение 2).

А теперь посмотрите на доску и ознакомьтесь с научной формулировкой проблем, над которыми вы работали. Совпадает ли ваша формулировка с научной? Сделайте грамотную надпись на пакете и прикрепите материал, с которым вы работали, вокруг символического изображения планеты Земля. Запишите название проблем в рабочие листы.

Соотношение с научным названием.

Итак, по какому же принципу мы выделили эти проблемы из числа других?

Да, эти проблемы угрожают жизни многих людей.

Запишите тему урока в ваших рабочих листах. Мы будем обращаться к ним постоянно в течение урока, и фиксировать главное.

Тема урока - “Глобальные проблемы современности” (Приложение 3).

Цель нашего урока - обобщить знания о глобальных проблемах современности, выделить их характерные черты, выяснить необходимые условия для их решения.

А теперь вернёмся к теме урока.

Что обозначают слова “проблемы”, “современность”? А что значит слово “глобальные”? Значение слова “глобальные” мы определим двумя способами. С помощью словарей и подбором синонимов. Подбираем синонимы. Результаты работы со словарями. Что общего в определениях?

Работа с терминами.

Итак, научное значение слова “глобальный” таково. Глобальный (франц. Global - всеобщий, от лат. Globus - шар) 1) охватывающий весь земной шар, всемирный; 2) всесторонний, полный, всеобщий.

Запись в рабочих листах.

А теперь, когда мы определили, что все рассматриваемые нами проблемы относятся к глобальным, постараемся выяснить что между ними общего.

Для удобства, можно назвать причины, порождающие эти проблемы, их суть, и последствия.

Занесите в рабочие листы “Отличительные признаки глобальных проблем”. Перечислим их еще раз.

Работа с рабочими листами.

Что необходимо для успешного решения любых проблем, в том числе и глобальных?

Беседа.

Одно из условий - это финансы. Представьте, что я владелец огромного капитала. Каждая группа - эксперты в определённых областях. Определите для себя наиболее актуальную глобальную проблему, воспользуйтесь материалом, который имеется по данной проблеме. Подготовьте для меня убедительное выступление, что именно ваша проблема несёт наибольшую угрозу человечеству, чтобы я смог профинансировать вашу программу по решению выбранной проблемы. При подготовке выступления можете использовать памятку в рабочих листах.

Ролевая игра. Работа в группах.

Слушаем ваши выступления.

Я финансирую ………. проблему.

Мы не все проблемы охватили, как быть с теми, которые остались?

Проблемно-поисковое задание.

Будет ли снята проблема угрозы человечеству, если я профинансирую ту проблему, которую выбрал?

О какой еще отличительной черте глобальных проблем мы не сказали?

Вывод: все они взаимосвязаны.

Мы с вами определили, какие проблемы называются глобальными, выяснили их отличительные черты, решили, что все их решать надо одновременно, так как они взаимосвязаны.

Вопрос следующий, а кто будет решать эти проблемы?

Правительство; Общественные организации; Лично каждый.

Приведите примеры.

Проблемно-поисковое задание. Ответы учеников.

А на ком же лежит большая ответственность в решении глобальных проблем?

Предлагаю четыре варианта. Правительство; Общественные движения; Лично каждый;

Другое мнение.

С каким из них вы согласны?

Займите место в соответствии с выбранным вариантом, посоветуйтесь, и аргументируйте свой выбор. Пожалуйста, выполните задание.

Дискуссия.

Работа в группах. Вывод: глобальные проблемы решать нужно всем вместе.

Прошу вас садиться. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Мне интересно ваше мнение об уроке. Перед вами - карточки разного цвета. Каждый цвет обозначает определённый вопрос по уроку.

Что тебя заинтересовало? Что тебя удивило? Какую бы проблему ты хотел обсудить в будущем?

Поднимите карточку того цвета, на какой вопрос вы хотите ответить.

На протяжении многих лет ученые, обществоведы ищут пути решения проблемы угрозы человечеству. С некоторыми их высказываниями вы можете познакомиться на стенде или в рабочих листах.

Познакомьтесь, пожалуйста, с этими высказываниями и подумайте, какое из них можно взять эпиграфом нашего урока. Почему?

Упражнение “Философское дерево”. (Приложение 4).

Альтернативные сценарии будущего.

Учитель представляет учащимся различные прогнозы развития мирового сообщества.

Учитель. Глобальный прогноз – это прогноз развития человечества в свете существующих глобальных проблем. Глобальные прогнозы разрабатываются в трех основных направлениях:



пессимистический прогноз, предсказывающий в недалеком будущем глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис и предлагающий выход, состоящий в сокращении населения и производства (английский ученый Томас Мальтус);

оптимистический прогноз, считающий, что: недра Земли, Мировой океан и космическое пространство содержат множество еще не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов; демографический взрыв не вечен; сокращение военных расходов и установление мира на Земле станут жизненной необходимостью и реальностью, а значит, откроется путь к устойчивому экономическому процветанию, и станет возможным социальный и научно-технический прогресс человечества (немецкий ученый Фриц Бааде);

нейтральный прогноз, исходящий из того, что невозможно с определенностью сказать, приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или будут предотвращены удивительными достижениями человеческой приспособляемости (американский ученый Пол Кеннеди

Итоги. Оценки. Дом. задание.




Большая часть женщин знает, что секс хорошо помогает от головной боли. Ричард Уилбур
ещё >>