Урок «Мхи, их биологические особенности» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Биологические особенности плодовых культур 1 162.21kb.
Эколого-биологические особенности весенних эфемероидов реликтовых... 1 357.51kb.
Эфирномасличные растения семейств apiaceae, asteraceae и lamiaceae... 4 636.55kb.
Природные условия формирования и особенности адаптивных форм облепихи... 1 182.52kb.
Урок №25 Мхи высшие споровые растения Предметные результаты 1 51.85kb.
Эколого-биологические особенности некоторых видов рода pulsatilla... 1 433.17kb.
Биологические особенности молоди лососёвых рыб в реках Карелии и... 1 252.54kb.
1 ботанико биологические особенности сои 6 430.23kb.
Тезисы Секция физика 1 17.75kb.
Ботанико-биологические особенности 1 16.16kb.
Вопросы к экзамену по курсу «Скотоводство» 1 57.61kb.
Подцарство Высшие растения. Отдел Риниофитовидные 1 99.22kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Урок «Мхи, их биологические особенности» - страница №1/1

Методическая разработка по предметам.

«Мхи, их биологические особенности»



БондаренкоСсветлана Витальевна, учитель биологии

МОУ «Волчихинская средняя школа №2».
Аннотация.

Урок «Мхи, их биологические особенности», проводится в рамках курса биологии «Бактерии. Грибы. Лишайник.» 6 класс под.редакцией В.В. Пасечника, рассчитан на 1 час и включён в раздел «Царство растения».

Урок предполагает изучение нового материала на основе имеющихся знаний у учащихся о строении высших и низших растений. Совместная работа учителя и учащихся во время урока направлена на формирование учебно – познавательных, коммуникативных компетенций.

Для достижения поставленной цели мной использовались различные технологии, методы, приёмы и формы обучения: ИКТ, ЛОО, проблемное обучение, дифференцированное обучение, работа с источником информации (учебник, гербарий), сравнение, анализ, индивидуальная и парная работа.

Средством мотивации учебной деятельности стал метод проблемного обучения, демонстрировался опыт, на основе которого создавался проблемный вопрос.

Всё это позволяет:



  • Создавать условия для самовоспитания, самосовершенствования;

  • Формировать образовательные компетенции учащихся на основе компетентностного подхода.

  • Развивать творческие способности учащихся;

  • Применять полученные знания в практической деятельности, согласно Государственным стандартам образования.

На уроке используется мультимедийный проектор, интерактивная доска

Тема: Мхи, их биологические особенности.

Огр.момент

Заливистый школьный звонок

Позвал на биологию

Начинаю я урок.

Проверь дружок,

А готов ли ты начать урок?

Что нам потребуется сегодня на уроке (учебник, тетрадь, ручка, карандаш, знания)

А теперь повернитесь к друг другу и пожелайте у спеха, активной работы. Я желаю вам быть внимательными, проявлять больше самостоятельности на уроке.



Этап актуализации знаний.

- скажите, какую биологическую дисциплину (науку) начали изучать в этом году (ботаника)

Внимание на экран, обговорите в парах, о чём говорит эта схема

царства

-назовите, на какие царства делятся все живые организмы? (проконтролируйте по образцу)

-Правильно определили (да)

-посмотрите все организмы перепутаны, распределите представленные организмы: бактерии, сине – зелёные водоросли, грибы, растения, животные.

- скажите, какие царства организмов мы изучили? (царство бактерии, царство, грибы)

А какое царство мы начали изучать? (растения)

Внимание на экран, подумайте каждый сам обговорите в парах, о чём говорит это схема

Царство растения

-что лежит в основе деления растений? (строение)


Возьмите дорожную карту и выполните задание №1, заполнив только первый столбик.

Задание №1

Заполните таблицу



Признаки

Водоросли

Мхи

тело может состоять из одной клетки








тело многоклеточных растений называют слоевищем







тело расчленено на органы







-стебель







-лист







-ризоиды







Этап мотивация урока

Итак, мы с вами изучили низшие растения, и сегодня мы преступаем к изучению высших растений. А с какого отдела мы начнём изучать высшие растения вы узнаете, после того как разгадаете ребус






Итак, скажите, что мы будем изучать?

-правильно Мхи. Запишите тему нашего урока Мхи, их биологические особенности.




Этап целепологания

Подумай сам, обговорите в парах. Что нам нужно будет знать сегодня на уроке?

Учебные задачи:

1.Узнать местообитания мхов?

2.Познакомиться с разнообразием мхов?

3.Узнать строение мхов (лабораторная работа «Строение мха»)

4.Выяснить, как размножаются мхи?

5.Выяснить значение в природе и жизни человека?

Скажите, что нам поможет решить наши задачи? (учебник, учитель, товарищ, я сам)

Будем использовать различные виды контроля. В конце урока, исходя из того, как вы активно работали, сделаете себе самооценку.


Этап реализации учебной деятельности.

Итак, переходим к решению задач урока. Но сначала я поставлю проблемный вопрос :

Высушенный мох, особенно мох – сфагнум, широко применяется в сельской местности при строительстве домов, скотных дворов и других построек в качестве утеплителя стен, потолков.

Благодаря какому свойству мох нашел применение в строительстве в качестве

утеплителя стен?

Демонстрация опыта.

Возьмём небольшое количество мха сфагнума и взвесим его на весах. Запомните, массу мха.

Опустим мох в чашку петри с водой.

Для того что бы изучить этот вопрос давайте проведём опыт и решим учебные задачи.


-итак, как звучит первая (Где обитают)

-вы часто бывает в лесу, Если в нашему лесу мох? Где чаще встречается мох?

-проконтролируйте себя по учебнику (14 стр.71)

-скажите, какой следующий вопрос?



Многообразие мхов?

Внимание на экран, о чём говорит эта схема?



Задание №2

Мхи


Делятся на две группы

-найдите в тексте учебника стр.71 на какие 2 группы делятся мхи и дополните схему.

-приведите примеры

Работа с гербарием

-внимательно рассмотрите гербарный материал, сравните водоросли и мхи и заполните вторую колонку таблицы.

- о чём говорит сходство в строении мхов и водорослей (имеют общее происхождение)

-подумайте каждый сам и обговорите в парах, какие усложнения произошли в строении мхов по сравнению с водорослями? (в отличие от водорослей мхи имеют стебель и листья, за исключением ряда видов примитивных печёночных мхов, у которых тело представлено слоевищем). Настоящих корней у мхов нет, их заменяют ризоиды, которыми они укрепляются в почве и всасывают воду.

-Проконтролируйте себя по учебнику. ( кто не записал, запишите)

Итак, общее строение мы узнали, а теперь я предлагаю выполнить лабораторную работу «Строение Мхов».

Но сначала проведём физкультминутку



Физкультминутка.
На болоте две подружки, 
Две зеленые лягушки. 
Утром рано умывались, 
Полотенцем растирались,
Ножками топали, 
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись,
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям физкультпривет

Лабораторная работа «Строение мхов»

(см.приложение №1)



Контроль

Итак, узнали строение мха? Сейчас проверим.

Итак, на интерактивной доске модель мха, давайте соберём и подпишем основные части. Тарас у доски, а остальные в дорожной карте

Задание№3

-скажите, а для чего нужна коробочка со спорами? (для размножения)

Посмотри видеофрагмент и ответьте на вопрос как происходит размножение мха?

-скажите о каком листостебельном мхе мы с вами не говорили? (сфагнуме) я предлагаю послушать стихотворение В.Рождественского «Мох» и выяснить особенности мха сфагнум. Выполнит задание.



Задание №4
Меж клюквы и морошки,

Среди лесных болот,

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь растёт,



Он снизу беловатый,

Повыше – зеленей.

Коль нужно будет ваты –

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны



Лечил в глуши лесной.
-Что вы узнали о сфагнуме

Обсудите в парах, а почему снизу беловатый, а сверху зеленей?

-что предаёт растениям зеленый цвет? (хлорофилл).

Итак, давайте вернёмся к нашему опыту. Нам нужно взвесить мох. Что мы видим на весах? Скажите, увеличилась масса мха? (да)

- а почему? (состоит из мёртвых клеток, в которых разрушена цитоплазма и они прозрачны и могут заполняться водой или воздухом) Благодаря такому строению мох – сфагнум быстро всасывает и проводит воду.

Так почему мох нашёл применение?

Скажите, а где в быту мы ещё используем биологические свойства мха? ( Кладут между рамами, если стёкла начинают плакать, мох впитывает влагу).

А в природе? Заболачивание территорий.

Прочитайте текст учебника стр.74 и скажите, какое значение имеет мох природе и жизни человека?



Этап контроля знаний

Я для вас приготовила подарок, посмотрите у вас на партах лежат конверты, возьмите их. Выньте содержимое конверта, посмотрите, там листах разного цвета, по степени сложности написаны задания жёлтый – уровень А (оценка»3»), зелёный – уровень В (оценка «4»), красный – уровень С (оценка «5») выберите для се6я степень сложности задания и приступайте к выполнению.



Вариант А


1.Высшие растения – это

А.водоросли;

Б) лишайники;

В) мхи
2.Какой из перечисленных признаков характерен для мхов?

А) наличие стебля и листьев;

Б) наличие корня, стебля и листьев;

В) размножение с помощью семян
3.Какое из названных растений относится к мхам?

А) спирогира;

Б) сфагнум

В) ягель
4.Где преимущественно обитают мхи?
А) в водоёмах

Б) на болоте, во влажных лесах

В) в пустынях.
5.Мхи размножаются:

А) спорами

Б) семенами

В) корнями



Вариант В

Установите соответствие между номерами предложений, в которых отражены характерные признаки мхов, и видами мха.

А) Кукушкин лён Б) Сфагнум

1) У растения имеются ризоиды.

2) Стебель ветвистый.

3) Стебель покрыт мелкими светло-зелёными листьями.

4) Стебель не ветвистый.

5) В клетках листа имеются клетки с хлоропластами и мертвые клетки, запасающие воздух и воду.

6) Коричневые стебельки покрыты темно-зелёными листочками.

1

2

3

4

5

6

А

Б

Б

А

Б

А


Вариант С

А

Б



Назовите растения, изображённые на рисунке. Подпишите органы. Ответьте на вопрос чем сфагнум отличается от кукушкиного льна?

Передайте работы

( в зависимости от уровня сложности выбранного задания детьми, на экране даны правильные ответы, учащиеся могут провести самопроверку

Этап домашние задание.

Дом.зад 14, задание №46, 48 стр.24

Творческое задание.

-найдите на карте нашей страны территории, занятые болотами. Как вы думаете, к каким последствиям может привести осушение этих болот? Напишите не большую статью на эту тему.



Рефлексия:

Итак. Если я сегодня на уроке выполнил все задания без ошибок, то берёте красную коробочку

Если я допустил ошибки и считаете, что ещё нужно поработать по теме, то берёте жёлтую коробочку. Скажите, красивый мох получился?

Вы получили удовольствие от урока (да). И я тоже.


Приложение №1

Дорожная карта ученика 6 класса

Ф.И.


Тема: « ».

Задание №1

Заполните таблицу



Признаки

Водоросли

Мхи

тело может состоять как из одной клетки так из множества







тело этих многоклеточных растений представлено слоевищем







тело расчленено на органы







-стебель







-лист







-ризоиды








Задание №2

Мхи






Задание №3

Лабораторная работа «Сравнительная характеристика мхов»

Цель: выяснить особенности строения мхов

Рассмотрите строение мхов. Определите особенности их внешнего строения, найдите листья, стебель. Подпишите на рисунках.

Определите форму, расположение, размер и окраску листьев.

Определите ветвистый или неветвистый стебель у растения.

Заполните таблицу и сделайте вывод.


















Таблица Особенности строения мхов

Параметры сравнения

Мох кукушкин лён

Мох сфагнум

Наличие ризоидов






Расположение мужских и женских органов







Строение листа






Строение стебля






Особенности коробочки







Вывод:
Задание № 4

Внимательно прочитайте стихотворение В.Рождественского «Мох» и подчеркните особенности мха сфагнум.

Меж клюквы и морошки,

Среди лесных болот,

На кочке мох без корня

Куда ни глянь растёт,

Он снизу беловатый,

Повыше – зеленей.

Коль нужно будет ваты –

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.


Задание №5

Значение мхов в природе и жизни человека








Человек — общественное животное, которое не выносит своих сородичей. Эжен Делакруа
ещё >>